Модернизация и православие

Ардавазд Гулиджанян
 ЭПИГРАФЫ         

«Мы пустим пьянство, сплетни, донос; мы пустим неслыханный разврат; мы всякого гения потушим в младенчестве».
Ф.М.Достоевский. «Бесы»

«Нашими основными задачами в отношении России на самом деле являются только…  : а) уменьшить мощь и влияние Москвы…».
«…должен быть основательно разоблачен миф, который заставляет миллионы людей… смотреть на Москву, как на выдающийся источник надежды человечества…».
 «Таким образом, условия благоприятствуют тому, чтобы с нашей стороны … поощрять постоянное разложение структур морального влияния, при помощи которого кремлевские власти управляли людьми…».
Директива Совета Национальной Безопасности США
 20/1 от 18 августа 1948 года из сборника «Сдерживание.
 Документы по американской политике и стратегии 1945—1950».
 — Издательство Колумбийского университета, Нью-Йорк, 1978.

ВСТУПЛЕНИЕ
 
 Модернизация и православие - тема не новая. Примерно год назад на ЦСКП в Москве  она была озвучена, и тут же попала под жесткий критический прессинг. Все те, кто ждет не дождется повода наехать на партию власти, тут же бросились в информационную атаку. И, как это не грустно, и ЦСКП, и НИРСИ, который, готовил тему, сдались и сдулись. Оно и понятно, тема-то пробная была, затравочная, и была списана, потому что вызвала бурю негатива в либеральных кругах в самой партии и в либеральных СМИ, в которых все что связано с партией вызывает бурю.

 А зря. Я уверен, что зря. Вот учить патриотизму вместо химии, это – да. Прожив большую часть своей жизни в СССР, я не припомню уроков патриотизма, а патриотов было много. 
Но это лирическое отступление, а статью я посвящаю благой попытке сделать что-то правильное и отметить годовщину так сказать.

МОДЕРНИЗАЦИЯ И ПРАВОСЛАВИЕ

 Главой государства была поставлена задача – модернизация. И модернизация - не очередной проект: предстоит изменить всю страну экономически и социально, мобилизовать все ее ресурсы. Это можно сделать, только если изменить  социально-нравственный климат. А как иначе преодолеть комплекс побежденного народа, а вместе с ним побороть разобщенность, вопиющее социальное неравенство  и такие проблемы, как разгул преступности, разложение института семьи, массовое пьянство, наркоманию, безнадзорность детей и так далее. Нет смысла продолжать печальный список – он известен всем, также как и то, что сложившееся положение угрожает не только развитию, но и самому существованию государства.
 
 Вся история России связана с православием и православной культурой, и понятно,  что РПЦ одной из первых откликнулась на планы модернизации предложением «включить модернизацию страны в ценностный контекст духовно-культурной традиции народа» и оказать этому процессу всяческую помощь.   Более 75 миллионов россиян называют себя православными, скорее понимая под этим культурную и отчасти нравственную традицию. Но влияние церкви в стране растет, так же как и число приходов и верующих, несмотря на все возникающие на этом пути проблемы, одна их которых - социальная адаптация воцерковленных православных. И потому взаимодействие с церковью на пути изменения нравственного климата в России логично и оправдано, хоть и вызывает споры и сомнения части общества. Оно и понятно. Современное российское общество разобщено, подвержено влиянию идеологии потребления, которая приносит вполне ощутимые дивиденды тем, кто ее эксплуатирует. В России все еще сильно влияние тех, кто вообще не заинтересован в самостоятельном  развитии  страны и усилению ее влияния в мире. И в любой стране есть те, кто готов критиковать всё и вся, просто потому что больше ничего не умеет.
 
 Однако, если в России и возможна общественная мораль, то только на основе православия, ибо все, что у нас было и есть нравственного -  православное. Даже советская власть – атеистическая по определению - была вынуждена эксплуатировать и использовать этические нормы православия, создавая «Кодекс строителя коммунизма», а потом всей мощью государства заставлять следовать этому кодексу. У французских гуманистов  так же не было иных, кроме католических, нравственных идеалов и,  отрицая Бога, они так же были вынуждены опираться на ценности, освященные церковью. Безусловно, есть нравственные ценности и у других религий, а Россия - страна многоконфессиональная. Только она такая именно благодаря тому, что была православной!

 То, что Российская Империя была православной империей -  исторический факт, и ее многоконфессиональность - тоже. Тем более, что в России многие мировые религии представлены. В том числе и та, которую либералы настоятельно предлагают воспринять России для мобилизации страны на труд и свершения. Уверен, у российских протестантов идея превращения России в протестантскую страну вызывает такое же удивление, как и у других россиян.

 Так что смысла менять одну традиционную (для большинства) и доказавшую свою жизнеспособность систему ценностей на другую - традиционную (для меньшинства), смысла нет.

 А вот поменять на нетрадиционную - это даже звучит как-то неприлично. Особенно, если разобраться в контексте. Агрессивно насаждаемая идеология потребления однозначно не принимается ни одной из религиозных общин страны, ее вред нравственному климату бесспорен, а если агрессия будет продолжена, способна вызвать настоящий конфликт между верующими и неверующими гражданами страны.

 Национализм? Наверное, всем достаточно  примера Германии, которая  закончила свое нацистское опьянение национальным позором, разрушением своей страны, территориальными потерями и миллионами жертв?
 
 Социализм – мы уже проходили, причем в классическом виде – в советском,  и желающих вернуться обратно совсем мало.

 Однако и православие многим не нравится. И у них тоже есть свои аргументы.  Рассмотрим и их.
 
 Один из наиболее часто слышанных мной и читаемых: Православие – прибежище слабых и безвольных людей, которые сами не очень могут принимать решения и уповают на волю свыше. Только это настолько неправда, что страшно делается за тех людей, кто так думает и самонадеянно пытается строить свою жизнь на других принципах. Но не будем отвлекаться.

 Во-первых мужество и сила Дмитрия Донского, Александра Невского, того самого Александра Пересвета (он же инок Троице-Сергиевой монастыря и православный святой) и многих и многих других русских святых витязей вряд ли может вызвать сомнение. И считать их веру верой слабых людей – даже не самонадеянность, а глупость.

 А тысячи мучеников за веру?! Странно. На самом деле, можно ведь обойтись без примеров, достаточно просто попытаться соблюсти православный пост. Хотя бы раз в жизни - по-настоящему. Я уж не говорю про все степени самоограничения даже в мыслях, достаточно - в одной еде! Уверен, для большинства тех, кто говорит так про православие -  слабо! Часто, слабо даже просто прийти в храм и отстоять службу, как бабушки в белых платочках ее стоят. Этим бабушкам сила духа, наверное, помогает им физически.  Я видел много молодых и здоровых людей, которым просто не по силам было это «испытание».

 Поэтому я совершенно уверен, что те, кто говорит подобные вещи, на самом деле просто робеет перед силой, духовной силой и мужеством верующих людей.
А что до веры: Бог православный - для всех!

 Он - для слабых и сильных, для богатых и бедных и если бы это было не так, не было бы никакого Православия. 

 Еще одно клише противников православия  - «это религия лентяев, бездарей и неудачников». Странно. Православная Россия веками гордилась своими достижениями во многих областях, торговала со всем миром  и русские товары и деньги брали везде, всегда и с уважением.

 А главное – подавляющая часть вклада России в золотой фонд мировой культуры – православная: уникальная архитектура церквей, удивительные иконы, великая литература русских классиков, достижения религиозных писателей и философов. Все великие победы русского освящены православием и деятельностью иерархов и простых верующих. Без них невозможны были освобождение  из монголо-татарского ига и победы над тевтонскими рыцарями, польскими оккупантами. И даже в Великую Отечественную Войну не обошлись россияне без поддержки и церкви и ее великих святых - А.Невского и Д.Донского, великих православных полководцев  Суворова, Нахимова, чьи имена и пример служения стране вдохновляли на подвиги советских солдат и офицеров всех национальностей.
 
 Только противники возрождения России могут выступать против необходимости возрождения  возрождения благоприятной социально-нравственной обстановки на основе православной этики и привлечения к этому процессу всех ресурсов страны, в том числе, и ресурсов РПЦ. В конце концов, кто сможет лучше самой церкви сформулировать сами понятия «Православная этика», «православные традиционные ценности».

 И если Православная культура -  основа государства, то  и изучать ее надо в школе, как составную часть основ государства в программе нескольких предметов. Всем.  Особенно сегодня, во время упадка многих других христианских конфессий, которые сдают давно опустевшие храмы в Европе под ночные клубы, и чтобы совсем не потерять отравленную идеологией потребления паству - освящают однополые браки? Может это и есть урок патриотизма!? И ничего изобретать не надо?

 Православие - российское преимущество по праву рождения, оно даже более важно, чем географическое положение перекрестка мира, чем все недра богатейшей российской земли. Всему миру Россия может предложить - одухотворенный прогресс, справедливость, миролюбие  (где еще так умели ладить с людьми  другой веры, не изменяя своим принципам?),  и  новое экологическое мышление (где еще свою землю звали матерью?). Может, именно это и заставит опять «миллионы людей… смотреть на Москву, как на выдающийся источник надежды человечества», а россиянам позволит найти то, чего так не доставало... для рывка.

 Хотелось бы обратить внимание: кто именно говорит о том, как мир смотрит на Москву! Если это говорят непримиримые враги – значит, правду говорят! Так и было. Во времена православной империи многие порабощенные христианские народы  только на Москву и смотрели с надеждой, во времена СССР авторитет страны только увеличился, в том числе и идейный авторитет. Что несет миру сегодняшняя Россия кроме сырья,  оружия и научных открытий, которые делают бывшие россияне, где-то очень далеко от своей Родины!?
 
 Обретение веры и нравственных идеалов, единение русского народа вызовет только уважение  у остальных россиян. Православные традиции вряд ли испугают мусульманина или буддиста, их предки в подавляющем своем большинстве сами пришли, и не в светское государство, а под покровительство и защиту именно Православной монархии. Все народы России, в том числе, и неправославные и нехристиане вовсе, живут в стране не со вчерашнего дня.  И претензии если и имеют, то к советской власти (и те - часто не обоснованные), а не к православному периоду нашей совместной  истории.  Тем более что  верить или не верить, и в кого верить - это выбор самого человека, а вот соблюдать правила, принятые в этой стране испокон веку, которые равны для всех и никого не ущемляют, придется всем.
 
 Партия власти, которая называет себя консервативной, вполне логично могла бы стать инициатором этого важного дела. И кому, как не консерваторам, необходимо сформулировать и показать пример следования моральным принципам православия и позвать православных в  политику и во власть. И пропагандировать позабытые, а по сути уничтоженные и ошельмованные ценности всеми имеющимися в распоряжении партии власти силами: ТВ, печати, кинематографа  и мультипликации.

 Почему? Потому что задачу модернизации страны Президент поставил прежде всего перед ними.

 А решить эту задачу иначе нельзя.

Наиреакционнейший реакционер