О ярлыках

Наталья Благушина
                Знаки и символы управляют миром, а не слово и не закон

                Конфуций

 
    Я все больше убеждаюсь в том, что мы живём в мире победившего рыночно-базарного мировоззрения. А в чём это выражается, спросите Вы? А в том, что всё, что происходит вокруг нас и составляет нашу жизнь мы воспроизводим через понятия, культуру и атрибуты базара.

    Взять, к примеру, наше телевидение. Ну чем тебе не базарная площадь во всём многообразии её проявлений. Тут тебе и многонавязчивая реклама, и развесёлый балаган третьесортных скоморохов, и вся палитра базарных завсегдатаев: серийных (ставших многосерийными) жуликов, махровых комбинаторов, лохов, дешёвых шлюх, городских сумасшедших и прочих юродивых, а также городовых и ловких сыщиков.

    Но более всего базарное мировоззрение проявляется в нашем неуёмном стремлении нацепить на всё свой ярлык. На то, что нравится — ярлык покрасивее, покультурнее. Как будто отнесение чего-либо к культурному понятию путем навешивания ярлыка, автоматически относит к  культурным  и потребителей оного продукта. Ну скажите, какое отношение к культуре имеет, так называемая, «поп-культура»? Если исходить из мудрого определения английского искусствоведа Мэтью Арнольда, культурой можно считать только «... всё лучшее в мире, что было создано и сказано». Так неужели же тот попсовый балаган, который нам разыгрывается ежедневно на голубом экране, можно отнести ко «всему  лучшему»?  Ну, ко «всему» может и нет, скажет кто-то, а вот как «лучшее в балаганной культуре» его охарактеризовать можно. Так вот и давайте, руководствуясь здравым смыслом, называть вещи своими истинными именами.

   Так, наряду с популярными, есть вещи и явления, которые нам не нравятся, пугают нас своей непредсказуемостью и неясностью намерений. На такой «товар» мы спешим навесить чёрный ярлык, отпугивающий особобоязливых и малоразбирающихся в сути вещей и явлений. Но, как известно, на всякий страх тоже находится немало любителей, такова человеческая природа — всё человек хочет познать и ощутить. Этой человеческой страсти очень успешно отвечает всё та же «балаганная культура», в которой едва-ли не меньшей популярностью, чем скомороший попконцерт, пользовались и показы различных чудищ и уродцев, а сегодня  маньяков и прочих извращенцев всех мастей. И все-таки большинство базарных посетителей считало более благоразумным не демонстрировать своего интереса к жутким соблазнам и даже иногда проявлять своё резкое несогласие с подобной установившейся балаганной традицией, путем навешивания в своём сознании чёрного ярлыка на это «малокультурное» явление.

   Но, помимо ярлыков, есть в базарном мировоззрении и другое атрибутное понятие — это мера. Всё на базаре меряется на своё истинное соответствие. Обо всём складывается более или менее ясное представление о качестве, функциональной содержательности и количественном наполнении рыночного товара, которое окончательно формирует отношение к нему, независимо от ярлыка. И базарное счастье тому торгашу, у которого ярлык более всего соответствует истинному содержанию товара. При обнаружении несоответствий, ярлык служит лишь  дополнительным поводом для установления чёрной метки в сознании посетителя базара. Таким образом, ярлык несёт в себе лишь вспомогательную, второстепенную, так сказать, условно ориентировочную роль в базарных отношениях, тогда как мера, проявленная по точности веса или по субьективно-объективным понятиям здравого смысла, является определяющей в торге. Отсюда следует, что наведение порядка именно в сфере мер и весов, а в широком смысле всех форм содержания, делает базарные отношения истинно культурными.
    
   Эта моя сентенция не является оригинальной, а известна давно и  применяется повсеместно во всех сферах человеческой жизни, начиная с общественного строя — капитализм, социализм, коммунизм, и заканчивая личностью — индивидуализм, альтруизм - во всех этих понятиях присутствует мерная составляющая — ИЗМ  (измеряю). Подобных определений премножество и все их можно обозначить одним атрибутным понятием, свойственным базарному мировоззрению, как ярлыки, то есть вспомогательное, условно ориентирующее средство, не гарантирующее автоматическую идентичность его наименования внутреннему содержанию продукта, на который этот ярлык повешен. Да мы в этом убедились и на собственной истории — когда ярлык не вполне соответствовал содержанию.

   Но вот что стало всё более заметно проявляться в наших жизненных реалиях. Они всё более и более стали походить на неуправляемый базар, в котором ярлыки, меры, понятия, традиционные представления, привычки и навыки жизни утратили всякое значение. Каждый бегает по базару со своими весами и мерами, со своими, выгодными ему качественными характеристиками, со своими представлениями о выгоде и пользе. Причём, чем более сомнительного свойства торгаш, тем он активнее и шумнее позиционирует себя на базаре, тем в более дальние и более тёмные углы отодвигает он конкурентов, способных достойно представлять свой товар. А ежели те имеют смелость проявить настойчивость в предложении, то не замедлит проявиться и средство, способное загнать их в ещё более дальний и более тёмный угол, — навешивание черного ярлыка, отмываться от которого — себя не уважать. В этих условиях ярлык приобретает первостепенную значимость, которым можно регулировать базар. Да что говорить, базарное мышление знает немало подобных приёмов использования человеческой психологии в получении своего барыша. Взять всё тот же известный прием,  когда внимание нерасторопных базарных ротозеев и городовых отвлекалось на клич - "Держи вора!" -  опустошались карманы. Где вор, кто не вор — это уже не важно, важно другое, что виноватым всегда оказывается пострадавший, мол, доверчив очень. А доверился он кличу, то есть провозглашению черного ярлыка «вор», которое парализовало самые позитивные свойства человеческой психики, перенастроив их на низменные страсти — азарт, агрессию, немотивированное возбуждение, бессознательный страх. Вот что может сделать с человеком  базарного уровня мировоззрения простой ярлык.

    Заставить человека всегда бояться — это главный психологический фактор, на котором держится всякий базар. Ибо всё, что освобождает человека от страха стоит особенно дорого. Вот например, частные охранные предприятия, их в стране сегодня насчитывается порядка 25 тысяч с более чем миллионной численностью "работающих" - они же не работающие и не служащие в армии, в правоохранительных органах, на предприятиях народного хозяйства. Все самые отборные силы брошены на подавление страха у тех, кто в состоянии содержать эти силы, и на нагнетание страха у тех, кто к таковым не относится. Такова психология базара: способен купить — ты в базаре, не способен — пошёл вон! Иди и думай, что ты можешь продать. Если нечего продать, то можно поторговать и собой — главное подобрать ярлык попривлекательнее или поустрашающее. Так сегодня ярлык стал товаром, а чёрный ярлык ещё и средством, нагнетающим страх на одних и освобождающим от страха других. Страх стал самым продаваемым товаром.

    Так чему будем верить — базарным ярлыкам, которые есть не просто слово, а знак, символ чьих-то устремлений, - или ЗДРАВОМУ СМЫСЛУ?