Они умирали по воле режиссёров

Николай Ник Ващилин
   Как и с чего зарождалась профессия каскадёра? Начать следует со зрелищ тавромахии на Крите,гонок египетских колесниц с лучниками,олимпийских  игр в Греции и гладиаторских боёв.Упражнения эти были смертельно опасны и развлекали жестокую публику.Схватить за рога несущегося на тебя разъярённого быка и сделать переворот прогнувшись через его спину - это не со стула упасть.Колесница неслась не по самой ровной дорожке,да и мечи у гладиаторов были не из картона.Но готовились и гладиаторы и возницы очень серьёзно в специальных школах.Отрабатывали свой хлеб честно.Нужно отметить ,что люди эти не торопились расстаться со своей опасной профессией и ,скорее всего,наслаждались риском и теми почестями,которые риск им обеспечивал.Потом уличные циркачи-канатоходцы и клоуны.Потом профессиональные игры пастухов – родео.
   Потом цирк. Если еще в 1850-х годах не существовало и самого понятия о конном цирке (такое понятие звучало бы как тавтология, ибо само понятие цирка подразумевало исключительно конные зрелища), то к 1880-м годам старый классический цирк претерпел настолько существенные изменения, что от общего, некогда единого и неделимого, тела отделилась дробная часть и стало выкристаллизовываться понятие «конный цирк».
   Это происходило не только в Европе ,но и в Америке. Знаменитый конный цирк Буффало Билла поражал воображение зрителей. В цирке Буффало Билла зрители видели массу  прекрасных трюков с лошадьми из жизни индейцев.«В Петербурге в первый раз Филлис появился в 1897 году в цирке Чинизелли,— пишет русский биограф знаменитого наездника,— со своими четырьмя лошадьми Поверо, Жерминаль, Маркир и Маэстозо. В «Journal de dressage» Филлис уделил двести пятьдесят девять страниц описанию выездки коня Поверо, которым любовался весь спортивный Петербург в цирке Чинизелли. Среди крупнейших представителей русского и советского конного цирка: Чинизелли, А. Саламонский, Н. А. Никитин, М. Н. и Д. М. Тугановы, Ефимовы, Манжели, Лапиадо, Кантемировы.В труппе Алибека Кантемирова воспитывался мальчик Петя Тимофеев, который  после съёмок в 1950 году фильма «Смелые люди»,посвятит себя конным трюкам в  советском кинематографе.
    Своими выкрутасами на проволоке притягивали зрителей канатоходцы. И ,конечно, клоуны. Своими шуточными падениями и нелепыми передразниваниями канатоходцев с обязательными падениями, клоуны по мнению многих специалистов/О.Коба,Ж.Леви,Д.Бакстер,К.Бранлоу/ стали прообразами кинокаскадёров.Физическая подготовка клоунов всегда превосходила подготовку артистов всех других жанров циркового искусства/Ф.П.Земцев/.И ,прежде всего, уникальной школой безопасных падений - каскадов,серии кувырков и немыслимых падений.
   Особое место занимают зрелища. Они берут своё начало в глубине веков. Китай, Египет, Римская империя оставили груды воспоминаний о шествиях,карнавалах,массовых побоищах. Потрясали воображение публики римские навмахии - бои кораблей, абордажные схватки.В конце 19 века в предместьях Москвы,на Ходынском поле устраивались грандиозные представления  с разными фокусами и номерами. Одним из сценографов этих зрелищ был архитектор,родоначальник русского модерна Фёдор Иосипович Шехтель и новатор сценических форм/а он тяготел к гимнастике трудовых поз и упражнений/ Всеволод Эмильевич Мейерхольд. Именно такие уличные представления подразумевал при создании Фабрики Эксцентрического Искусства семнадцатилетний юноша Григорий Козинцев и Леонид Трауберг,перешедшие в 1922 х в народившееся кино.Все они были приверженцами революционного искусства народных масс,площадных действий во главе с уличным клоуном,эксцентриком,развлекающим рабочий народ.Интеллигенция утопала в декаденстве надуманно-грустных историй.
    Большой  популярностью у зрителей пользовался  кулачный бой,приобретший в Англии красивое имя – бокс.  Драка с оружием и без оружия всегда являлась притягательным средством выяснения отношений.Причём в Америке в драках участвовали и женщины. В Петербург в 1995 году был приглашён чемпион мира и Франции по боксу /английскому и сават/,гимнаст и разносторонний спортсмен Эрнесто Лусталло /1859-1931/ для показательных боёв. Он остался в России и преподавал на курсах для актёров эксцентрического жанра /ФЭКС/ у Григория Козинцева.  В апреле 1918 декретом ВЦИК в России было введено обязательное военное обучение – Всевобуч. Помимо военно-прикладных видов спорта, в программу обучения входил бокс. Было решено создать специальные учебные заведения по подготовке спортивных специалистов-преподавателей. Первым таким заведением стал отдел физического воспитания при Военно-медицинской Академии, позже реорганизованный в Главную военную школу физического образования трудящихся. Среди первых выпускников школы было немало будущих «звезд» отечественного бокса: Михаил Фомин, Михаил Петров, Глеб Рождественский, Алексей Илюшин, Константин Градополов, Алексей Лебедев, Фирс Земцев, Борис Барнет, Глеб Рождественский профессиональный преподаватель,разносторонний спортсмен и творческая личность стал основоположником российской школы подготовки трюковых артистов, набрав по поручению СергеясЭйзенштейна в 1938 году спортсменов для съёмок фильма "Александр Невский", а у Всеволода Пудовкина в фильме "Минин и Пожарский" в то же время.
   Однако среди спортивного руководства страны было немало людей, считавших бокс «буржуазным видом спорта». В середине 1920-х годов он был официально запрещен.Как впрочем и японское джиу-джитсу,которое в 1935 обрело второе,революционное рождение в виде советской борьбы самбо. В 1925 сторонникам бокса удалось настоять на проведении всесоюзной дискуссии по вопросу: быть или не быть боксу? Дискуссия продлилась до января 1926. Для подведения ее итогов была создана комиссия из представителей спортивного, профсоюзного руководства, а также медицинская комиссия. Специально для них провели четыре боксерских матча с участием Градополова, Князева и других известных боксеров. Благодаря усилиям этих спортсменов бокс в СССР был окончательно «легализован» и включен в систему физкультурно-спортивного движения.В 1933 году провели первый официальный чемпионат СССР по боксу и дали "зелёный свет" массовому развитию этого вида спорта.
   В 1941 году в фильме "Сердца четырёх" Евгений Самойлов на мотоцикле сбивает в кадре велосипедистку Валентину Серову.Это был один из первых автомототрюков в советском кино.В 1965 году на съёмках фильма "Директор" участвовали спортсмены автогонщики Юрий Карпов,который во втором дубле подложил доски и прыгнул с бархана на открытом авто слишом лихо.Мотор не был уравновешен грузом в багажнике.Машина перевернулась и придавила актёра Евгения Урбанского,который изо всех сил держался за сидение подпрыгнувшей машины.После этой трагедии Госкино запретило актёрам участвовать в трюковых съёмках и требовало привлекать дублёров - мастеров спорта СССР и специалистов уникальных видов спортивно-прикладных действий.
     На всей этой благодатной почве и зародился трюк в кинематографе. Трюк стал  одним из основных выразительных средств кинематографа, наряду с мимикой и жестом. В Америке,предприимчивой и новаторской державе,кинематографические трюки в исполнении Чарли Чаплина,Бестера Китона и Гарольда Лойда ,основанные на акробатике,боксе и различных падениях потешали публику.Эти актёры и сами были цирковыми акробатами,но в отчаянных сценах себя берегли и пользовались услугами дублёров.Для потасовок они нанимали простых безработных, а для квалифицированной работы искали подготовленных акробатов.
       Когда появилось кино – долгое время использовались циркачи и их номера гимнастов высотников и акробатов. Как во Франции, Англии так и в Америке Дэвидом Уоренном Гриффитом, Чарли Чаплиным, Гарольдом Ллойдом и Бестером Китоном и их бессменным дублёром Томом Манцем. Дублер был у Гарольда Ллойда и в фильме "Наконец в безопасности",1923 года, где он карабкался по стене небоскрёба и повисал на стрелке башенных часов,доске, виртуозно балансировал на карнизе. Идея трюка родилась у Гарольда Ллойда, когда он наблюдал за каскадером Биллом Строзером, который поднимался на здание небоскрёба в Лос-Анджелесе,чтобы позабавить публику и заработать на кусок хлеба. Для съёмок этих эпизодов Гарольда Ллойда были построены специальные страховочные строительные леса, которые ,впрочем,  не обеспечили бы полной безопасности в случае падения артиста.В эпоху немого кино трюковые сцены были сопряжены с большими опасноятсми для актеров. В то время почти не было профессионалов «трюкачей» или так называемых  «каскадеров». Для этих целей киностудии приглашали цирковых акробатов,  автогонщиков,  дрессировщиков животных или просто случайных людей из массовок, которые соглашались за повышенную плату  участвовать в опасных трюковых сценах. Некоторые из них впоследствии становились профессиональными трюковыми актерами.
Все, что зритель видел на экране, в действительности выполнялось актерами или их дублерами, без иллюзий или каких-либо  технических трюковых приемов. Для создания головоломных трюков, притягивающих зрителя и обеспечивающих кассовый успех фильму, продюсеры и режиссеры шли на любой риск, не думая о том, что эти трюки чреваты опасностью для жизни актеров.
Они ставили перед трюковыми актерами все более и более сложные задачи. Трюковому актеру, который раньше падал с лошади, предлагали падать с мотоцикла, а потом – прыгать с самолета. Он должен был сниматься без предварительных репетиций и тренировок, причем далеко не всегда принимались меры предосторожности, особенно в таких сценах, как прыжок из вагона на полном ходу поезда или же переход в воздухе из одного самолета в другой. Успех и исход многих опасных трюков зависел главным образом от мастерства, смелости и ловкости актера.
Однажды, когда знаменитого голливудского каскадера Бэдди Мэсона спросили, как он и другие опытные трюковые актеры дают оценку мастерства своих товарищей по профессии актеров, он ответил:
-Если кто-либо из них входит в больничную палату после очередного несчастного случая на съемках и наши ребята обращаются к нему по имени, это значит, что он наш парень, настоящий «трюкач».
Некоторые известные голливудские актеры сами, без дублеров выполняли все опасные трюки. К их числу относится известный комик Бэстер Китон, который в начале своей карьеры был эстрадным акробатом. Он не только обходился без дублеров, но даже сам дублировал других актеров.
-Я обучил и воспитал больше трюковых актеров, чем любая голливудская студия, - рассказывает Бэстер Китон.
-В фильме «Шерлок младший» есть сцена, где я вызываю полисмена, вскакиваю на его мотоцикл и мчусь с ним по улицам. Затем мы налетаем на какую-то легковую машину, и полицейский сваливается с мотоцикла. Ну так вот, этим полицейским был я, а меня дублировал переодетый в мой костюм реквизитор. В другом эпизоде я взбирался на крышу стоявшего в тупике вагона, ухватившись за веревку, которая открывала клапан в водонапорной башне. Ударившая мне в лицо струя воды сбила меня с ног, и я упал, выпустив из рук веревку и больно стукнувшись затылком о рельсы. Я отделался испугом и сильной головной болью, которая вскоре прошла. Но много лет спустя, на рентгене, врач спросил меня, где и когда я сломал себе шею. И тогда я вспомнил этот случай.
Захватывающие дух сцены в комедиях Гарольда Ллойда, где он карабкается по крышам высоких зданий, снимались без всяких трюковых ухищрений и иллюзий. Лишь в некоторых случаях на крышах сооружались легкие декоративные пристройки. Актеру приходилось совершать пятиметровые прыжки, перескакивая с одной крыши на другую. Однажды режиссер решил посмотреть  что случится, если Гарольд Ллойд оступится или поскользнется. Для этого на деревянную площадку, укрепленную на крыше, бросили манекен. Он скатился вниз на мостовую и разбился на мелкие кусочки. Интересно то обстоятельство, что одна рука у Гарольда Ллойда была покалечена пиротехнической бомбой, которая взорвалась во время съемок и оторвала ему два пальца на руке. Тем не менее, актер с большим мастерством выполнял сложнейшие трюки.
Большим блеском, ловкостью и изяществом отличались трюки популярнейшего актера немого кино Дугласа Фербенкса. Режиссер многих его фильмов Аллан  Дуан рассказывает, что лишь в тех случаях, когда трюковые сцены были сопряжены с большим риском для актера, вызывались дублеры-каскадеры.
Однажды, в отсутствие Дуана на съемочной площадке, Фербенкс настоял на том, чтобы сниматься без дублера, и это привело к несчастному случаю. Дуглас спрыгнул с перил балкона на спину, стоявшей внизу лошади. Лошадь инстинктивно подалась вперед,  Фербенкс упал и получил сильные ушибы. Безусловно это было неразумно, так как трюковой актер мог бы без ущерба выполнить этот трюк.
Карьера трюкового актера в кино длилась не более пяти лет. Он либо погибал при выполнении трюка, либо становился калекой, либо, заработав немного денег, менял профессию.

Каскадер Эдди Сэзерланд вспоминает:
-Примерно в 1915 году, когда я снимался в многосерийном фильме «Опасные приключения Элен», мне платили по 15 долларов в неделю, а если я выполнял различные опасные трюки, например прыгал на ходу с поезда, тогда я получал дополнительно по 5 долларов, а это для меня была не малая сумма.
Один из лучших каскадеров немого кино Жан Эдуард Перкинс погиб в возрасте 24х лет при выполнении опасного и сложного трюка. Ему нужно было спуститься с борта самолета по висячей лестнице и спрыгнуть на крышу движущегося поезда, где с ним должен был затеять драку дублер Поль Мальверн. Неопытному пилоту никак не удавалось приспособиться к скорости хода поезда. После двух неудачных попыток Жан все же спустился по веревочной лестнице и повис на ней, безуспешно пытаясь спрыгнуть. Самолет описал ещё несколько кругов над поездом. Перкинс висел на лестнице, держась одной рукой за нижнюю перекладину. С каждым кругом его рука слабела и наконец, он в отчаянии оторвал ее от перекладины и упал на землю с высоты 15 метров. Это падение было последним смертельным трюком замечательного каскадера. Если бы руководители съемок позаботились о предохранительном поясе,  возможно это спасло бы актера от гибели.

  В один из дней 1922 года на оживленной улице Нью-Йорка собралась толпа, наблюдающая за съемками фильма «Ограбление». Дублер известной кинозвезды Пырль Уайт Стивенсон, в белокуром парике и платье актрисы, приготовился к прыжку с крыши двухэтажного автобуса на высокую мачту. Он прыгнул, но не рассчитал расстояния, и на глазах у замершей толпы упал вниз на мостовую и вскоре скончался от перелома черепа.

  Другой, чудом оставшийся в живых, дублер Дик Грэйс рассказывает о том, как он дублировал балерину, на которой должна была загореться пачка. Для этой цели пачку пропитали бензином и подожгли. «Через секунду я превратился в живой пылающий факел. Я пронзительно закричал: Горю! Помогите! И закрыл лицо руками, защищая глаза от языков пламени. Меня спас ассистент режиссера, набросивший на меня тяжелое пальто и затушивший огонь». Все тело Грэйса было сплошной раной. Он получил ожог третьей степени и долгое время пролежал в больнице, однако этот случай ничем не научил голливудских продюсеров и спустя два года киноактриса Марта Мэнсфильд погибла от полученных на съемке ожогов.

  Все эти случаи, так же как и множество других, часто с трагическим исходом, были примером того, как ради нескольких захватывающих дух кадров на экране, вызывающих у зрителя крик ужаса или восхищения, кинопредприниматели, мало заботясь о мерах предосторожности и добиваясь лишь нужного эффекта/ а зачастую  не добиваясь нужного эффекта/ , подвергали смертельной опасности трюковых актеров, людей мужественных и смелых, который порой нужда, а порой погоня за славой, заставляла избрать эту опасную профессию.
    Так и в России Андреем Ханжонковым в «Обороне Севастополя» 1911 впервые использовались кинотрюки, где в батальных съёмках по высочайшему повелению Императора Всероссийского Николая Второго участвовало 5000 солдат царской армии и солдаты выполняли трюки.
 Не удержались от сцен с акробатами-высотниками и Сергей Эйзенштейн  в «Броненосец Потёмкин» /падение матроса с мачты крейсера / и Лев Кулешов  в "Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков" /перелезание с дома на дом по канату на высоте 8 этажа и при его запланированном обрыве- попадание в окно на  маятнике оборванного конца каната.../(1924). На его курсе в Госкиношколе при подготовке артистов,где обучали акробатике и боксу /тренер Борис Барнет, актёр и режиссёр позже../ широко использовались акробатические цирковые трюки.
     Английский бокс считался буржуазным видом спорта и был очень модным среди интеллигенции новой России. "Приключения Мистера Веста в старне большевиков" был первым игровым фильмом, в котором не случайно , а принципиально и последовательно применены все основные специфически кинематографические средства выразительности: съемка с использованием разнообразных планов и ракурсов, разбивка сцен на короткие монтажные куски, тщательное композиционное построение каждого кадра с учетом быстроты реакции зрителя.
  Игра молодых актеров подкупала четкостью, отработанностью каждого движения, особенно в трюковых сценах, сценах бокса, во всех эпизодах, требовавших хорошей физической подготовки. Фильм был прекрасно снят оператором А. Левицким – в полном стилевом единстве с режиссурой и актерской игрой: фотография отличалась простотой, прозрачностью, полным отсутствием каких бы то ни было претензий на ‘красивость’. Вместе с тем в фильме широко и талантливо были использованы изобразительные средства операторского искусства – свет, смена тональностей, изменение точек съемки. ‘Мистер Вест’ был блестяще смонтирован: несмотря на краткость и добротность монтажных кусков, действие развивалось внятно, логично, легко воспринималось зрителем. Без освоения этих, сейчас кажущихся элементарными, правил . Стремясь занять в постановке всех членов мастерской, он ввел в сценарий образ ‘телохранителя Веста’ – этакого классического ковбоя в широкополой шляпе и с лассо в руке, роль которого поручил только что вступившему в мастерскую боксеру Борису Барнету.   Он то и стал первым каскадёром СССР, да ещё и указанным в титрах фильма"Необыкновенные приключения мистера Веста в стране большевиков" в мае 1924 года. В процессе постановки, превосходно нокаутировавший бандитов, ковбой стал чуть ли не центральным персонажем фильма. 
  Григорий Козинцев с Леонидом Траубергом в 1922 году основали школу ФЭКС /Фабрика Эксцентрического актёра/,где так же преподавали акробатику,фехтование и бокс и сняли трюковой фильм "Похождения Октябрины", но в октябре 1924 года. В этом фильме все актёры сами выполняли трюки, но ярче всех блистал будущий кинорежиссёр Сергей Герасимов  и актёр Сергей Мартинсон - первый каскадёр СССР. Тренеры - французский боксёр Эрнесто Лусталло преподавал английский и французский бокс и фехтование. Акробатику преподавал француз-циркач Жорж Александер. С 1926 по 1932 год Григорий Козинцев и Леонид Трауберг преподавали по той же методике в ТСИ /Техникум сценических искусств/,куда в 1945 году пришёл преподавать фехтование Иван Эдмундович Кох,а Эрнесто Лусталло передавал свои знания студентам Техникума физкультуры  до своей кончины  1931 года. Достаточно посмотреть на трюки Николая Константиновича Черкасова в фильме "Дон Кихот" в работе со львом, на крыльях мельницы и верхом на лошади, падения с лошади, чтобы понять чему их там учили.
   Всеволод Мейерхольд создавал новый театр на основе  актёров с акробатической и спортивной подготовкой,чтобы превзойти старый цирк. Для него строили в Москве супертеатр,но так и не достроили.Зато остались на киноплёнке результаты его труда по подготовке трюковых актёров - феноменальные парады для Сталина на Красной площади.Парады Сталину очень нравились,но это ему не помешало погубить В.Э.Мейерхольда и его жену Зиночку Райх, обвинив их в связи со Львом Троцким. А ведь всё военное начальство во главе с Блюхером и Тухачевским любило посещать театр Всеволода Мейерхольда. Заодно погубили и Зиночкиного первого мужа Сергея Есенина.

  Парады на Красной площади с 1938 года вместо растрелянного Всеволода Мейерхольда стал ставить балетмейстер Игорь Моисеев. Тоже красиво.
     Григорий Александров, сам отчаянный каскадёр,  использовал актёров акробатов из цирка и спортсменов боксёров и самбистов во главе с Глебом Рождественским и Борисом Барнетом в «Весёлых ребятах» /1934/. Напомню,что эти виды единоборств бокс и джиу-джитсу не культивировались всенародно и существовали только в кружках любителей при армейском и милицейском спортивном обществе.
  Тридцатые годы отмечены такими фильмами как "Чапаев"/1935/ братьев Васильевых с неповторимым Борисом Бабочкиным на белом коне, "Александр Невский" с Николаем Черкасовым, "Минин и Пожарский" с Борисом Ливановым и группой трюковых актёров Глеба Рождественского и кавалеристов Льва Михайловича Доватора.
  И, конечно, не превзойдённым шедевром американского кинематогрофа "Дилижанс" /1939/ Джона Форда с прекрасно-порочным Джоном Уэйном в главной роли  и индейцами-каскадёрами ,задавшими высоту планки конных трюков на всю оставшуюся жизнь. Индеец Якима Канут стал самым высокооплачиваемым каскадёром Америки,получив за трюковой прыжок в фильме  "Дилижанс"  90 долларов. Он прыгал между лошадьми от одной к другой паре, скачущей во весь опор шестёрки, пока не добрался до головной лошади и не остановил бешеную скачку дилижанса. Династия каскадёров продолжилась в его сыне, Джо Кануте,  выполнявшим трюки в гонках на колесницах в фильме "Бен-Гур",/1959/ под руководством координатора трюков Эндрю Мортона.  Джо Канут был признан Всемирной академией каскадёров США лучшим в своей профессии 1950-1960 и получил за вклад в профессию ТАУРУС в 2002 году.
   Николай Крючков в фильме "Трактористы" решился выполнить опасный трюк и сам лежал под танком в канавке, проехавшим по нему. Слава Богу в тот раз всё обошлось благополучно.
  Евгений Самойлов сам ездил и падал на мотоцикле, Игорь Ильинский поражал режиссёров своей гимнастической подготовкой, окончив курс биомеханики у Всеволода Мейерхольда. Мейерхольд В.Э. до 1938 года с успехом использовал биомеханику в парадах, поражающих воображение народа и членов партии и правительства СССР на Красной площади.Он поддерживал течение в физкультуре, которое отвергало спорт , а заменяло спортивные упражнения движениями по аналогии с трудовыми / Иванов и Шишмарёва " Двигательная культура актёра" , ГИТИС/
   В кинокартине «Смелые люди» в 1950 году работали артисты конного цирка Али Бека Кантемирова / в том числе молодой Петр Тимофеев-Додоев,продолживший славную традицию артистов – конников в кино СССР/.
   Для съёмок своего эпохальных фильмов «Александр Невский» и "Минин и Пожарский",в 1938 году Сергей Эйзенштейн и Всеволод Пудовкин организовывают при Мосфильме студию актёров трюкового кино под руководством Глеба Рождественского, известого российского боксёра 20-30 х годов начала века,выпускника Главной школы тренеров Всевобуча при Медицинской академии, знатока рукопашного боя. В отборе приняло участие 500 спортсменов. За долго до съёмок спортсмены регулярно репетируют трюковые эпизоды. В "сухом" остатке оказалось сорок артистов-трюкачей,которые снимались  после войны в 1945 в фильме "Адмирал Нахимов" и вплоть до 1960 годов. Среди них были замечатльный цирковой акробат Фирс Петрович Земцев и боксёр полутяжеловес и циркач Виктор Лебедев, выполнившие классные трюки с горением  в филмах "Великий воин Албании Скандербек" Сергея Юткевича /Гран-при за технические съёмки в Каннах,1953/ и в сериале Эдмонда Кеосаяна о приключениях "Неуловимых мстителей" /1966/. В 1965 году на съёмках автомобильных гонок фильма "Директор" Алексея Салтыкова, при выполнение второго дубля прыжка  / не выполнивших пробного дубля после подкладывания досок на песок бархана для увеличения высоты вылета авто ГАЗ-А / погиб актёр Евгений Урбанский. Завели уголовное дело и следствие, которое  пропустило кражу денег у Урбанского накануне и свело всё к несчастному случаю. Тюрьмой в те годы можно было напугать кого угодно. Даже смелых спортсменов - трюкачей, но виновных не нашли и гонщик Юрий Марков, угробивший актёра Евгения Урбанского, его руководитель ,мастер спорта СССР по автогонкам Ефим Слепой и их посредник ,спортсмен-фехтовальщик Владимир Балон отделались лёгким испугом. Никто  не стал и расследовать кражу 800 рублей у актёра Евгения Урбанского, заставившую его рискнуть своей жизнью и напроситься на исполнение трюкового номера при проезде машины по дюнам.
   Группа трюковых артистов Глеба Рождественского приняла участие в фильме «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна  Всеволода Пудовкина "Минин и Пожарский" в 1940-х годах. Сергей Эйзенштейн открыл столько тайн кинематографа для создания ИЛЛЮЗИОНА, что познавать их можно ещё долго. Важно распознать. Как и В.Э.Мейерхольд , он культивировал при подготовке и обучении актёров комплекс упражнений, объединённых под понятием биомеханика. Я понял две важные вещи при постановке трюков - это монтаж и ритм движений в кадре и ритм монтажа между кадрами. Во всяком случае эти освоенные и правильно используемые компоненты решают успех создания иллюзии кинематографической сцены и всего фильма. Задачка познать их не лёгкая, но без неё всё будет пустым занятием и бессмысленными конвульсиями. Заметил это ещё Чарли Чаплин , когда нанимал людей и за доллар бил их взаправду по лицу в драках. Эффект оказался нулевой. Тогда и задумались о монтаже, то есть склейки кадров изображения с разных ракурсов и точек, а то и вообще изображений сопутствующего значения/например высоты пропасти, в которую бросить любовницу/. Или вис на стрелке часов башни небоскрёба великого комика Гарольда Ллойда.
   Голливудские каскадёры во главе с Джоном Салливаном на съёмках фильма "ВИКИНГИ" /1958/ во Франции привлекли к съёмкам группу французских каскадёров под руководством Клода Карлье /фейхтмейстера и боксёра, как и Эртнесто Лусталло/ и дали мощный толчок развитию каскадёрского ремесла во Франции и Европе. Именно в эту группу входил Ролан Тутен, Иван Шифре и молодой Жильбер Деламар, украсивший своими трюками такие фильмы как "Фан-Фан Тюльпан",1951 Кристиана Жака и "Фантомас",1960 Андрэ Юнибелья.
  До  1940 года во французском кино было много каскадёров из конных цирков и акробатов. Но они были разрозненны. Один из ярких представителей того времени - Ролан Тутен,который обучал молодого Жиля Деламара парашютной технике. В 1958 году на съёмки американского фильма «Викинги» с  Кьерком  Дугласом ,продюсеры пригласили всех каскадёров французского кинематографа и,невольно,объеденили их  в группу. Это не значит,что все потом начали работать в одной группе,но то ,что лидеры стали приглашать к себе каскадёров из разных групп – это точно.В 1960 году Клод Карлье и Франсуа Надаль отработали на картине «Капитан» с Жаном Маре,а в 1961 , пригласив группу Анри Кагана и Ивана Шифрэ отработали на фильмах «Капитан Фракас» и «Три мушкетёра»  с  Жераром  Барре.               
   В 1961 году, до начала съемок фильма, «мушкетёры» - Жорж Декриер (настоящее имя Жорж Берг), Бернар Воринже /Портос/ и Жак Тожа служили в труппе «Комеди Франсез», а Жак Тожа (Арамис и Людовик XIV в «Анжелике», Леандр в фильме «Капитан Фракасс»), вплоть до своей смерти в 1996 году был директором администрации этого знаменитого театра.
      Самого д’Артаньяна должен был играть малоизвестный актёр Клод Титре, но после кинопроб с Жераром Баррэ (в роли Атоса), продюсер и режиссер — отец и сын Бордери приняли решение заменить Клода на Жерара, который понравился им в «костюмной» роли герцога Валомбреза («Капитан Фракасс»), и к тому же приходился литературному гасконцу почти земляком — родился в соседней провинции. В год съёмки «Трех мушкетеров» красавцу-южанину было почти 30 лет. Ставший воплощением д’Артаньяна, звездой фильмов «плаща и шпаги», Жерар Баррэ надолго сохранил дружеские отношения с товарищами по съемке — Жаном Карме, Анри Коганом, Ги Делормом и Клодом Карлье,постановщиком фехтования и сыгравшим роль Бернажу.

   Летом 2009 года Жерар Баррэ и Клод Карлье / в руском переводе его имя часто пишут Карльез/ принимали участие в двухдневном празднике, посвящённом созданию фильма «Три мушкетера». Торжества, организованные фанами жанра «плаща и шпаги», проходили в маленьком городе — крепости Перудже (что в 35-и километрах от Лиона) — где группа Бернара Бордери снимала сцены в Менге. Кстати, в самом Лионе есть клуб поклонников д’Артаньяна, председатель которого Пьер Монье недавно издал книгу о любимом герое. Окно гостиничного номера в Перудже, где останавливались в дни праздника Жерар Баррэ и его жена Тереса, выходило на живописную площадь Тюлейль, где 48 лет назад оператор Арман Тирар навёл фокус своей камеры на забавную пару — бравого всадника и его хромого коня. Характер первого и масть второго послужили причиной известных всем приключений. Первый фильм в карьере Жерара Баррэ,исполнителя роли Дартаньяна была картина Вебера « Шантаж» (1955 г.)
      Актёра и каскадёра Ги Делорма (Рошфор, и многие другие негодяи во французском кино) Иваном Шифрэ (также — каскадёром и актёром), игравшим одного из гвардейцев кардинала в сцене драки в Амьене
     Анри Коган ,исполнитель роли Мушкетона, — сын эмигрантов из России, бывший спортсмен-кетчист (коллега по рингу и друг Лино Вентуры) руководил постановкой драк Анри Коган вошёл в историю французского кино как основатель школы трюкачей-профессионалов.
      Мэтр фехтования Клод Карлье, сыгравший Бернажу, ставил сцены поединков на шпагах,/они же именуются  как рапиры /,Франсуа Надаль управлял конной группой. Эффектные проскачки мушкетёров и гвардейцев,потрясающая упряж  экипажей и ,конечно, финальный кадр фильма с проездом конного полка мушкетёрской  подвижной пехоты – украшение фильма.
  Интересно, что дети всех троих — дочери  мсье Когана и мсье Надаля, и сын  мсье Карлье, пошли по стопам отцов:
Дани Коган — актриса театра и кино , Мари Надаль — дрессировщица лошадей, Мишель Карлье — каскадёр и постановщик боёв.

      После Великой отечественной войны, а вернее уже во время эвакуации в Казахстане, кинематографисты СССР начали привлекать к съёмкам спортсменов самбистов, имевших в то время ореол загадочности и всесильности своих возможностей. Это ,прежде всего, фильмы о войне и экранизации народных сказок. «Звезда»/1949/,  «Василиса Прекрасная»  и многие другие. Для съёмок в фильме "ЗВЕЗДА" были приглашены спортсмены самбисты ЛОС ВДСО "ДИНАМО" г.Ленинграда во главе со старшим тренером Иваном Васильевичем Васильевым. Но выполнив свою почётную обязанность демонстрации рукопашного боя самбисты снова увлеклись подготовкой к соревнованиям и киностудию Ленфильм без приглашения не беспокоили. Но зато, устроившийся туда инструктором физкультуры Александр Массарский стал активно участвовать в съёмках и после трёх-четырёх фильмов с 1957 до 1967 года/"Под стук колёс","Каин 18","Три толстяка","Республика Шкид"/ монополизировал процесс приглашения спортсменов для съёмок.Хотя на студии в актёрском отделе и существовала картотека спортсменов,она стала "мёртвой",поскольку набор осуществлялся через А.Массарского, ставшего по совместительству  бригадиром спортивной массовки. Этому способствовала и лень вторых режиссёров фильмов и навязчивая разъяснительная работа среди них определённых авторитетных работников киностудии.
     В 1938 году для батальных съёмок с участием кавалерии в фильмах "Минин и Пожарский" Всеволода Пудовкина и "Александр Невский" Сергея Эйзенштейна пригласили отдельный кавалерийский полк НКВД под командованием генерала Михаила Доватора. После войны,когда кавалерия стала  заменяться танками и самолётами,  Иван Пырьев для "Кубанских казаков",Сергей Герасимов для "Тихого Дона"/1957/, Сергей Бондарчук для съёмок своего четырёхсерийного фильма-эпопеи «Война и мир»/1964/ пробили в Совмине СССР государственную организацию 11 го отдельного кавалерийского полка /на базе Мосфильма в Алабино/в составе Вооружённых Сил СССР, которые и решили проблему трюковых съёмок с лошадьми на долгие годы.
Корифей конных трюков Пётр Деомидович Тимофеев-Додоев в то время,как и положено, состоял на учёте в актёрском отделе Мосфильма /он был артистом цирка/ и время от времени приглашался на съёмки для "подсечек" и "купюр"/подсечка тройки лошадей в упряже/ . Но всё чаще местные ковбои,где проходили киносъёмки, соглашались навернуться с лошадки за семь рублей и Петра Диомидовича Тимофеева "не беспокоили" и не тратили на его проезд лишних денег. До 1965 года к съёмкам привлекались спортсмены разных специализаций ,но координация между ними ложилась на плечи второго режиссёра.Таковыми были Григорий Чухрай и всё также группа трюковых артистов Глеба Рождественского на фильме «Корабли штурмуют бастионы» Михаила Ромма /1953/,Игорь Петров на «Войне и мире»/1964/.
   В 1961 году на съемках фильма «Так еще никто не любил» (он вышел на экраны под названием «Цветок на камне») в огне погибла актриса Инна Бурдученко. Дотошный режиссёр снял два дубля с актрисой, выбегающей из горящего дома. Решил снять ещё и третий и послал актрису в горящий дом, чтобы выбежать из него в третий раз. Но когда актриса вошла в пылающий  дом, прогоревшие за это время балки рухнули и погребли под собой самоотверженную послушную девушку.
   Актёры ,особенно воспитанные советской системой, слушают и выполняют любую просьбу режиссёра. Во первых, потому , что изначально в советской театральной школе воспитывали артистов, способных выполнять самостоятельно любой трюк, но обучали этому не всегда и не во всех актёрских школах. Даже в цирковом училище часто руки не доходили до тщательной отработки номеров. Во вторых, актёры были готовы на любой подвиг, только бы стать знаменитыми и богатыми / повсеместная нищета толкала людей на риск /. И в третьих, ни режиссёры ,ни тем более артисты, не представляли какую реальную опасность несёт за собой то или иное действие , будь то пробег по крышам вагонов несушегося поезда или езда верхом на строптивом жеребце среди взрывов и ярких ламп осветительных  приборов.
   Осенью 5 ноября 1965 года на съёмках фильма «Директор» Алексея Салтыкова,проходивших в пустыне, в 60 километрах от Бухары, погиб актёр Евгений Урбанский снимавшийся в проезде по бархану со спортсменом автомобилистом Юрием Марковым / бригадир спортивной группы, мастер спорта СССР,автомобилист Ефим Слепой и его дружок Владимир Балон, игравший также эпизодическую роль американского автомобилиста/.На втором дубле прыжка на бархане Юрий Марков по просьбе второго режиссёра и Владимира Балона подложил для ускорения машины на пандус, построенный на склоне бархана пару досок под другим углом. Без пробы прыгнули и не уравновешенная с мотором , открытая машина ГАЗ-А, из-за досок прибавив  в скорости и высоте прыжка, клюнув мотором в песок, перевернулась и прибила Евгения Урбанского, по совету  Балона крепко держащегося за сидение. Юрий Марков по инерции вылетел далеко вперёд и остался цел. Уголовное следствие виновных не нашло. Правда Владимиру Балону, пригласившему на этот фильм своих друзей-автогонщиков Ефима Слепого с компаний из девтнадцати лихих спортсменов, запретили участвовать в трюковых съёмках.Не был обнаружен и вор, укравший из чемодана у Евгения Урбанского всю его зарплату в 800 рублей, выплаченную ему накануне отъезда. Картину "Директор" прикрыли на два года и Госкино СССР выпустило циркуляр, регламентирующий трюковые съёмки в кино СССР, статус исполнителей трюков и руководителей трюковых съёмок.

    На Мосфильме ввели штатную должность консультанта по трюковым съёмкам,которую в 1966 году занял отставной   милиционер Аркадий Михайлович Блинков со своим другом и помошником на общественных началах ,снявшимся в спортивной массовке в фильме "Неуловимые мстители" и даже разбивший там своей спиной стеклянную витрину -тренер по самбо МОС ДСО ТРУД  Александр Соколов. Директор киностудии Мосфильм Сизов сам был из милиционеров и кадры подбирал проверенные.
    Блинков А.М.  давал советы режиссёрам,подбирал исполнителей трюков/Ф.П.Земцев,П.Д.Тимофеев,В.Фраер, О.Савосин,В.О.Горчаков А.Микулин.../ ,а иногда и сам безоглядно рисковал своей жизнью. Его отчаянные подвиги лучше всего видны в кинокартинах "Неуловимые мстители"/1966/ Эдмонда Кеосаяна, "Освобождение",1969 Юрия Озерова и даже в "Сибириаде" 1979 года  Андрея Михалкова-Кончаловского,где на съёмках в 1977 под моим, Николая Ващилина, руководством / я работал там постановщиком всех трюков/ он выполнил несколько трюков с горением на нём лохмотьев одежды на асбестовом костюме. Второй дубль делал я сам, дублировавший Никиту Михалкова в нескольких эпизодах. Но главной моей задачей было обеспечение эффектости изображения и безопасности исполнителей трюков. Тушением огня занимались пиротехники Мосфильма и мои каскадёры Юра Бейлин и Володя Субботин.
   Вместе с бывшим разведчиком и милиционером Александром Соколовым на Мосфильм консультантом по трюкам пришёл отставной милиционер Аркадий Михайлович Блинков, позже уличённый в поборах с каскадёров и заменённый на друга Владимира Балона И Ефима Слепого, автомастера Александра Аристова,нашедшего позже в 1988 году общий язык с Александром Иншаковым  и другими новоявленными каскадёрами. Несомненным его успехом можно считать организацию с моей подачи /я работал проректором Всесоюзного института повышения квалификации ПТО/ в 1987 году,курсов повышения квалификации для организаторов трюковых съёмок при ВГИКе, действующих на тот период каскадёров,аттестации и выдачи удостоверений государственного образца сроком на пять лет. Таких курсов больше не проводили, но и страна развалилась. Жертвой подковёрной политики этого кинодеятеля совместно с другом Балоном В.Я. стал каскадёр Саша Андреев,изгнанный из профессии /не прошедший аттестацию перед комиссией авторитетных каскадёров в 1986 / предтечами современных коррупционеров.
    В 1957 году и появился на Ленфильме организатор физкультурной ячейки общества работников культуры и искусства Александр Массарский.В актёрском отделе картотека спортсменов расширилась спортсменами самбистами секции  ЛОС ДСО «Труд», где А.С. Массарский работал главным тренером и готовил спортсменов  для прославления преимуществ коммунистического образа жизни.Первым фильмом с участием А.Массарского был фильм "Под стук колёс" в 1957 году. Потом,через шесть лет ,"Каин 18" в 1963 году режиссёра Наталии Кошеверовой ,в котором сцены драки на эшафоте группы А.Массарского были забракованы и вырезаны.Среди этих спортсменов в 1963 году появился и я - семнадцатилетний мастер спорта СССР и вице-чемпион страны по самбо и  дзю-до среди молодёжи 1965,1966,1967 годов - Николай Ващилин.Дебютом была короткая драка со стражником в "Гамлете" Г. М. Козинцева,в сцене прорыа в Эльсельсиор Лаэрта с друзьями.Летом 1965 мы отчаянно дрались на съёмках в "Трёх толстяках" Алексея Баталова ,одновременно тренируясь на сборах к первенству профсоюзных клубов России.В 1967 году был эпизод с дракой в фильме "Интервенция" и "Республика Шкид" Григория Полоки,"Виринея","Любовь Яровая" и "Даурия",где самбисты В.Афанасьев и В.Момот получили травмы,упав без страховки с четырёхметрового балкона.  В 1969 году на съёмках «Короля Лира» я познакомился ближе с режиссёром Григорием Михайловичем Козинцевым и под влиянием его рассказов о его школе-студии "Фабрика Эксцентрического актёра" свою профессию инженера поменял на профессиональную работу каскадёра.Вернее воспитателя артистов с трюковой подготовкой в Ленинградском государственном институте театра ,музыки и кинематографии .Меня приняли на работу по рекомендации заведующего кафедрой сценического движения и постановщика фехтовальных боёв на "Короле Лире" Ивана Эдмундовича Коха, с которым меня познакомил Г.М.Козинцев. Сначала в 1973 году преподавателем-почасовиком на курс студентов-актёров Чечено-Ингушской республики ,мастером которого был Василий Васильевич Меркурьев.На этом же курсе преподавателем работала его жена Ирина Всеволодовна Мейерхольд,дочь В.Э.Мейерхольда.В молодости она преподавала курс биомеханики,продолжая традиции актёрской школы своего отца.Меня порекомендовал им их сын Пётр Меркурьев , с которым мы познакомились и подружились на съёмках фильмов "Операция "С Новым годом" и "Дела давно минувших дней".Тогда по их заданию ,просидев несколько дней в библиотеке, я написал первые наброски программы пластического воспитания актёров ,продолжавшей традиции все они использовали в процессе обучения актёров акробатику,бокс,фехтование  в довольно свободном сочетании и последовательности.Те научные открытия,которые уже внедрялись в практику заставляли уточнить правильное сочетание этих упражнений для максимального положительного эффекта на результат.Чтобы утвердиться в новой профессии, я после окончания института авиационного приборостроения, поступил в  очную аспирантуру Ленинградского научно-исследовательского института физической культуры,а после окончания аспирантуры в 1977,по договорённости с ректором Н.М. Волынкиным  был переведён на должность старшего преподавателя,а потом доцента кафедры физического воспитания и профессионально-прикладной физической подготовки ,руководителем курса трюковой подготовки актёров кино и театра.И по сути я стал первым человеком в СССР, профессионально занимающимся вопросами разработки и внедрения программы обучения актёров трюкам.В московских школах актёрского мастерства предмет пластического воспитания и сценического фехтования был далёк от эксцентрики.Точнее всего этот предмет преподавал в Государственном училище циркового искусства Фирс Петрович Земцов. Все остальные достойные герои съёмочной площадки работали на своих "основных" работах и зарабатывали на хлеб тем, что им поручали там делать начальники. В 1975 А.С.Массарский работал старшим тренером ЛОС ДСО "ЗЕНИТ" по самбо и дзю-до и воспитывал мастеров спорта СССР и победителей спортивных соревнований, А.П.Ходюшин работал администратором проката лошадей в парке г.Пушкине, О.Н.Корытин работал там же конюхом,Н.П.Сысоев работал токарем на заводе, О.Н.Василюк - техником в аэропорту Пулково. Отрываться от своих основных обязанностей в советское время было делом немыслимым. Даже справок на совместительство не давали, а тем более руководящему составу. Нужно было собирать силы трудового коллектива в один кулак для перевыполнения пятилетнего плана. А я учил будующих актёров делать трюки и получал за это свою не маленькую доцентскую зарплату. А потом повторял и совершенствовал своё это мастерство в кино, на съёмочной площадке.
   На киностудии Мосфильм кроме Петра Тимофеева  и Александра Соколова появились энтузиасты кинотрюка  и классные гонщики Александр Микулин / "Берегись автомобиля",1966, ,"Невероятные приключения итальянцев в России",1973/ где трюки экстра- класса выполнял без дублёров артист Андрей Миронов, Валерий Леонтьев и позже Виктор Иванов /"Ищите женщину"/. Самбисты Валерий Фраер и Олег Савосин , циркач Фирс Земцев блеснули мастерством в "Неуловимых мстителях", педагоги театральных училищ по сценическому фехтованию Андрей Дрознин, Аркадий Немировский и , особенно,Николай Карпов,поставивший виртуозное фехтование в фильме "Эскадрон гусар летучих" с Андреем Ростоцким и Александром Кариным. Конные трюки в этом фильме делал Евгений Богородский, не позвав на помощь своего учителя Петра Тимофеева. Другой его питомец, Володя Любомудров снял две прекрасные картины в стиле "истерн" - "Ищи ветра" и "Первая конная".
   Поражали масштабом батальные сцены в "Войне и мире" Сергея Бондарчука и "Освобождении" Юрия Озерова.Сведения о наших зарубежных коллегах в советское время раздобыть было очень трудно,но редкие публикации всё же приоткрывали полог тайны над их смертельно опасным трудом на диком Западе.Из этих публикаций становилось ясно,что они работали как частные предприниматели,подвергая себя ужасному риску.Однако то,что мы видели во французских и американских фильмах вызывало восхищение и уважение.Моя работа доцентом в ЛГИТМиКе стала вызывать зависть у тех,кто готов был прыгнуть вниз головой за червонец после трудового дня на стройках коммунизма.Уж больно хорошо я всё обстряпал. Не много таких удачников было в стране победившего социализма.


Отправлено 07 Май 2007 - 11:18

УЧИТЕЛЬ

clip_ifirs.jpg
ФИРС ПЕТРОВИЧ ЗЕМЦЕВ на репетиции в ГУЦЭИ

В августе сорок второго года на Воронежском фронте произошел эпизод, не вошедший в историю Великой Отечественной войны, но надолго ставший своеобразной солдатской легендой.
...Уже несколько дней, укрепившись на оборонительном рубеже, советские войска не давали гитлеровцам продвинуться ни на метр вперед. Нейтральная полоса между нашими и фашистскими окопами простреливалась днем и ночью, но в общем минометно-артиллерийская дуэль шла почти вслепую, не принося обеим сторонам существенных преимуществ.
И вдруг все переменилось. Одна за другой начали глохнуть от прямого попадания наших снарядов вражеские огневые точки. Немецкие офицеры то и дело направляли в небо окуляры цейсовских биноклей, тщетно пытаясь обнаружить в синеве советский самолет-разведчик. Но небо оставалось чистым и непричастным к разрушению гитлеровских дотов. Тогда у кого-то мелькнула мысль о разведчике с рацией. К передовой были подтянуты машины с пеленгаторами, и поиски немецких радистов привели к неожиданному результату. Танк с белыми крестами на башне, подбитый несколько недель назад нашим бронебойным снарядом и уже начавший ржаветь на нейтральной полосе, оказался прибежищем русского радиста, безошибочно корректировавшего огонь по противнику.
Гитлеровцы обрушили на танк тяжелые снаряды. Уже разбитая однажды, неподвижно-беспомощная машина загорелась. В дыму никто не видел, как через нижний люк выполз обожженный радист с перебитой рукой и раной в ноге. Погасив о землю тлеющую одежду, он отполз на несколько метров от танка и потерял сознание. Ночью по нейтральной полосе со стороны советских окопов поползли санитары. До рассвета радист был доставлен в полевой госпиталь.
Проходя между койками, сестра невольно прислушалась. Раненые в бреду говорили о разном: вновь переживали последний бой, звали матерей, говорили о своей любви к тем, кому не успели признаться в ней. Все это было привычно. Но юноша, доставленный вчера с нейтральной полосы, бредил... цирком. В чаду отходившего наркоза двадцатитрехлетний лейтенант Фирс Земцев видел московский двор, старинный дом в Зарядье, в котором родились и он и его отец Петр Иванович — художник-гример Малого театра. Видел своих соседей — акробатов-прыгунов Юрия Виноградова и Николая Иголкина, приведших его однажды в полюбившийся навсегда цирк. Глядя словно со стороны, раненый Земцев видел себя одиннадцатилетним ловким мальчишкой — одним из многочисленных участников знаменитой мимодрамы Маяковского «Москва горит».
Не поднимая век, лейтенант грезил манежем. Когда пришел а себя, ему сказали, что героическую корректировку огня из подбитого танка он награжден медалью «За отвагу». Он улыбнулся:
— Какая же это отвага? Вы когда-нибудь видели воздушных гимнастов? Вот это отвага!
И при этом подумал: суждено ли ему вернуться в цирк, увидеть восторженные лица зрителей, услышать их благодарные рукоплескания...
Жонглер Фирс Земцев вышел на арену в восемнадцать лет после окончания техникума циркового искусства. Он учился у Виктора Александровича Жанто — человека, занявшего особое место в истории советского цирка благодаря своей не только артистической, но и педагогической деятельности. Сначала Фирс жонглировал в паре с другим учеником Жанто — Александром Артамоновым, а в 1940 году подготовил сольный номер жонглера-эксцентрика.
Ему сопутствовал успех, у него уже появились свои творческие замыслы, когда первые фугасные бомбы взорвали не только утреннюю тишину Севастополя, Киева, Каунаса, но и его актерскую биографию.
Война застала Земцева на гастролях в Свердловске. Он шагнул а войну прямо с манежа, ушел на фронт добровольцем, как миллионы его сверстников. В октябре сорок первого вступил в бой под Калинином, получил первое ранение под Клином, а потом, закончив пехотное училище в Ташкенте, с лейтенантскими «кубиками» в петлицах принял командование пулеметным взводом на Воронежском фронте. И вот снова госпиталь.
Ночью ему приснился безбрежный, как поле, манеж, в центре которого стоял диковинный аппарат — что-то вроде «Золотого саркофага» Али-Вада. Земцев приблизился к аппарату и понял, что это горящий танк. Во сне почувствовал, как полыхнуло жаром по коже. Проснулся от боли: под бинтами болели недавние ожоги. Стиснув зубы, подумал: чтобы вернуться в цирк, надо прежде вернуться на фронт.
И он вернулся. В конце 1943 года капитан Земцев получил под свое командование стрелковый батальон, который на армейских тактических учениях занял первое место. В награду за успех — право идти первым на прорыв глубоко эшелонированной обороны противника в составе войск Первого Украинского фронта.
Земцев поднял свой батальон с августовским рассветом. Впереди была Висла. Из-за нее по атакующим цепям солдат капитана Земцева гитлеровцы вели огонь изо всех видов оружия. Фирс Петрович подумал: в августе сорок первого он прибыл на фронт, в августе сорок второго — второе ранение, сейчас — август сорок четвертого... Додумать он не успел. Тяжелое ранение обеих ног, госпиталь в Баку, медицинская комиссия, признавшая его негодным для прохождения дальнейшей службы а армии, — вот чем закончилось для Земцева начало исторической Висло-Одерской операции.
Он спорил, доказывал и добился: на фронт его не пустили, но назначили командиром батальона войск противовоздушной обороны.
В конце сорок шестого года по Цветному бульвару шел человек в шинели. У него было молодое, радостное лицо человека, возвращающегося после долгого отсутствия домой. И он действительно шел домой — в Московский цирк.
Никому не дано узнать, чего стоило ему восстановить «форму», снова, уже в двадцать семь лет, вытренировать свое израненное тело так, чтобы сначала выйти на арену, а позже создать с Анной Земцевой до сих пор памятный любителям циркового искусства дуэт жонглеров-эксцентриков.
Девять лет — начиная с 1953 года — Фирс Петрович Земцев возглавлял передвижной цирк. Он был и директором, и художественным руководителем, и артистом. Цирк колесил по Прибалтике, Белоруссии, Средней Азии. Кое-кто из друзей удивлялся: откуда у него организаторские, административные навыки?
Хитро улыбаясь, Фирс Петрович отвечал:
— Фронт — школа универсальная.
В сорок три года начался как бы новый этап его жизни — педагогический и кинематографический. Он ушел на учебный манеж ГУЦЭИ, а в каникулярные месяцы во главе группы каскадеров все чаще появлялся на студии «Мосфильм». Он научился входить в кадр с тем же профессиональным изяществом, которое всегда отличало его работу на арене. «Неуловимые мстители», «Адъютант его превосходительства», «Достояние Республики», «Айболит-66», «Автомобиль, скрипка и собака «Клякса» — вот далеко не полный перечень фильмов, в которых участвовал заслуженный работник культуры РСФСР Фирс Петрович Земцев. Он был постановщиком и исполнителем трюков, появлялся перед камерой в эпизодических ролях.
Мирная работа каскадера прибавила к трем фронтовым ранениям тяжелую травму: после перелома обеих ног он год не расставался с гипсом. Но разве есть сила, способная побороть пожизненное увлечение цирком? И может ли что-то надломить характер, закаленный фронтом?..
Когда на аренах разных городов выступает жонглер Евгений Биляуэр, мало кто знает, что его учителем был Фирс Петрович. Как не знают восхищенные зрители, что именно он дал путевку в жизнь первому жонглеру «Цирка на льду», ныне дрессировщику медведей в этом же коллективе Геннадию Будницкому, что ученики Земцева — заслуженные артисты РСФСР клоуны Евгений Майхровский и Анатолий Марчевский, заслуженный артист Татарской АССР клоун Рамазан Абдикеев. Но хотя учителя не значатся в афишах, они неизменно разделяют триумфы своих учеников. Такая уж профессия — учитель.
Вот и сейчас, беседуя со мной на учебном манеже ГУЦЭИ, Фирс Петрович зорко следит за тренировкой четверокурсников Давида Кесеяна и Владимира Царькова, готовящих дипломный номер «Жонглеры на моноциклах».
— Теперь попробуй с пятью булавами, — негромко говорит учитель Володе Царькову.
И я становлюсь невольным зрителем четкого исполнения довольно сложного трюка: жонглирования пятью булавами из-за спины.

М. РЕГИНИН




Блокада. как мы учились играть в войну.


Небольшой опыт работы в 1969 году на Ленфильме с тем же режиссёром Михаилом Ершовым на его фильме "На пути в Берлин"  .кроме стаха перед мчащимся грохочущим танком Т-34 у меня ничего не оставил.В 1974  навалились сразу три фильма с трюками,танками и другими боевыми действиями : "Романс о влюблённых"  режиссёра Андрея Михалкова-Кончаловского  с военными учениями  , "Блокада" режиссёра Михаила Ершова с боевыми столкновениями в эпизодах "Пулковский меридиан" и "Лужский рубеж", которые снимали на холмах Кавголово и "Они сражались за Родину" режиссёра Сергея Бондарчука с танковой атакой немцев и  трюком "наезд танка на  советского солдата". Учились мы всему на ходу. Спасало то, что фильмы  снимались по повелению органов КПСС и все военные вели себя очень доброжелательно и с охотой проводили с нами на своих танках различные опыты и репетиции новых трюков. Так мы отрепетировали рукопашные схватки, падение с мотоциклов при подрыве на минах,  горение танкистов и придумали трюк " наезд танка на человека".

                *                *                *

        Широкоформатная киноэпопея по одноименному роману А. Чаковского, состоящая из 4 серий:   1975  году сдали «Лужский рубеж», «Пулковский меридиан»,   в 1977 году сдали   -  «Ленинградский метроном», «Операция «Искра».

     Фильм посвящен мужеству и стойкости, проявленным ленинградцами в трудные дни обороны и блокады Ленинграда.
В фильме снимались: Юрий Соломин, Евгений Лебедев, Ирина Акулова, Лев Золотухин, Владислав Стржельчик, Александр Разин, Сергей Харченко, Даниил Сагал, Василий Минин, Валентин Абрамов, Анатолий Вербицкий, Михаил Ульянов, Роман Громадский, Константин Малахов, Станислав Фесюнов, Радий Афанасьев, Владимир Лидо, Юрий Куранин, Йонас Лалас, Юрий Алексеев, Олег Корчиков, Лев Лемке, Василий Корзун, Анатолий Алидин, Николай Федорцов, Николай Трофимов, Иван Краско, Николай Кузьмин, Станислав Станкевич, Юозас Будрайтис, Сергей Смеян, Борис Ситко, Владимир Зельдин, Александр Бершадский, Сергей Чернов, Алексей Преснецов, Игорь Комаров, Герберт Дмитриев, Герман Хованов, Олег Хроменков, Рудольф Челищев, Владимир Трещалов, Сергей Филиппов, Георгий Гегечкори, Данута Столярская, Виктор (Вилли) Бурхарт, Анатолий Шведерский
Шедевры отечественного кинематографа... ч.11. История фильма "Блокада" Ленинград, Советское кино, Российское кино, Блокада, Видео, Длиннопост
Режиссер: Михаил Ершов
Сценаристы: Арнольд Витоль, Александр Чаковский
Оператор: Анатолий Назаров
Композитор: Вениамин Баснер
Художник: Михаил Иванов
Премьера: 17 февраля 1975 (1,2 cерии), 24 апреля 1978 (3,4 серии)
Cерий: 4
НАГРАДЫ, НОМИНАЦИИ, ФЕСТИВАЛИ
Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1980):
сценаристы А. Витоль, А. Чаковский;
режиссер М. Ершов;
оператор А. Назаров;
художник М. Иванов;
композитор В. Баснер;
актер Е. Лебедев;

  Золотой медали имени А. Довженко (1979) удостоены А. Чаковский, А. Витоль, М. Ершов.
Шедевры отечественного кинематографа... ч.11. История фильма "Блокада" Ленинград, Советское кино, Российское кино, Блокада, Видео, Длиннопост

  Вокруг киноэпопеи «Блокада» до сих пор не утихают споры о том, насколько достоверно в ней отражена история осажденного Ленинграда.

            Фильм по одноименной книге Александра ЧАКОВСКОГО снял фронтовик Михаил ЕРШОВ. Создание киноэпопеи было приурочено к 30- летию освобождения города. Работа над ней заняла около семи лет! К съемкам были привлечены лучшие актеры того времени: Юрий СОЛОМИН, Евгений ЛЕБЕДЕВ, Ирина АКУПОВА, Владислав СТРЖЕЛЬЧИК, Михаил УПЬЯНОВ, Николай ТРОФИМОВ, Роман ГРОМАДСКИЙ, Юозас БУДРАЙТИС, Сергей ФИЛИППОВ.
Шедевры отечественного кинематографа... ч.11. История фильма "Блокада" Ленинград, Советское кино, Российское кино, Блокада, Видео, Длиннопост
Киногруппе были созданы все условия, в квартире режиссера даже установили правительственную «вертушку». Но в таком пристальном внимании обкома партии, курировавшего съемки, были и свои минусы. Первый секретарь Григорий Романов лично отсматривал материал, и его мнение было решающим. Старожилы до сих пор вспоминают, как с самолетов разбрасывали листовки, призывавшие жителей принять участие в съемках фильма о блокаде. Откликнулись тысячи ленинградцев, считая это своим святым долгом.
ВСПОМИНАЕТ КАСКАДЁР НИКОЛАЙ ВАЩИЛИН:
На Ленфильме начались грандиозные съёмки четырёхсерийной эпопеи «Блокада». Режиссёром был Михаил Ершов, на съёмках которого «На пути в Берлин» я чудом не угодил под танк. Постановщиком трюков был Александр Массарский. Массарский,наш бригадир или по умному «импресарио», привёз нас на съёмки эпизода «бомбёжка поезда» и предупредил, что когда пиротехник Валеулов по прозвищу Дед, подожжёт вагон поезда, мы должны выпрыгнуть в окна вагона на насыпь.
Правда Массарский рассчитывал, что вагон будет гореть долго и нам хватит времени доехать до камеры метров шестьсот. Старшим в группе он назначил меня. Олег Василюк и Валера Белов с улыбкой меня спросили, можно ли прыгать без моей команды, если будет очень горячо. Никаких защитных костюмов на нас не было.
Когда лётчики на «мессерах» сделали пару пробных заходов над поездом, режиссер Ершов дал команду и поезд медленно поехал по направлению к кинокамере. Пиротехник Дед брызнул по углам вагона бензином и поджёг стену вагона окурком Беломора. Через три секунды вагон наполнился чёрным, едким угарным дымом, от которого можно было потерять сознание.
Двух других секунд хватило, чтобы весь вагон превратился в факел. Плохо различая просветы окон мы все бросились прыгать на насыпь под мой истошный крик «Пошёл». Насыпь была крутой и высокой. Скатившись вниз мы, оторопев, смотрели как догорает наш вагон, приближаясь к тому месту, где стояла камера. Когда остов обгоревшего вагона подъехал к камере, истошный крик киношников разнёсся по всей округе и висел над ней глухим воем.
Мы взобрались на насыпь и, махая руками, пробежали в сторону киногруппы. Веселье царило, как в день Победы. Массарский ходил перед режиссёром и невозмутимо объяснял, что пиротехник неверно рассчитал поджёг и его нужно уволить. А меня похлопал по плечу.
Ни Массарский, ни кто-либо еще ни в какой школе не проходили, как надо организовывать горение танкистов в танках, наезд трамвая на пляшущих фашистов, перевороты мотоциклов с солдатами вермахта, как спасать провалившиеся под лед полуторки с хлебом, драться в рукопашных схватках, взрывать плоты с солдатами и штурмовать обледенелый берег Невского пятачка.
Массарский не имел даже спортивного разряда по самбо. Всё это мы репетировали и пробовали в процессе съёмок, как в драмкружке.
Шедевры отечественного кинематографа... ч.11. История фильма "Блокада" Ленинград, Советское кино, Российское кино, Блокада, Видео, Длиннопост
А в одной из сцен дотла должна была сгореть Пулковская обсерватория. Построили декорацию в натуральную величину. Режиссер решил запалить сначала крышу, а потом поджечь здание снизу. Пиротехник Александр Яковлев вспоминает: «Я вползаю на самый верх декорации с ведром солярки и мотком пакли. Щедро поливаю. Крыша вспыхивает, я бегу обратно и тут вижу, что внизу уже полыхает.
На фото Пулковская обсерватория (кадры фотохроники)
Шедевры отечественного кинематографа... ч.11. История фильма "Блокада" Ленинград, Советское кино, Российское кино, Блокада, Видео, Длиннопост
Вот-вот начну плавиться, а на меня ползет пламя. У всех паника, ну я и прыгнул. Температура была такая, что метров на 25 не подойти к декорации, но ничего, не растаял, лишь в полете за долю секунды «исчез» толстый рукав ватника!» И все же главное внимание в фильме было уделено не боям и атакам, а подвигу ленинградцев. Не случайно в фильме более 50 минут экранного времени занимают документальные кадры, снятые во время блокады.
Шедевры отечественного кинематографа... ч.11. История фильма "Блокада" Ленинград, Советское кино, Российское кино, Блокада, Видео, Длиннопост
ПЛОХОЙ ХОРОШИМ НЕМЕЦ
Юозас Будрайтис сыграл адъютанта Гитлера майора Данвица. «Мне казалось, что Данвиц не мог быть таким «мраморным» человеком, который ни о чем не размышляет. кроме «есть» и «слушаю». И в самом начале съемок я сыграл иначе, очеловечив моего героя. Автору эта трактовка понравилась и он решил переписать роль», — говорит актер.
Четырёхсерийный фильм «Блокада» современные кинокритики, рецензенты и просто авторы отзывов в Интернете часто упоминают рядом с другим фильмом — кинозпопеей «Освобождение» режиссера Юрия Озерова. Действительно, обе картины снимались примерно в одно время, с большим размахом («Блокаду» снимали около семи лет), и решали в общем одну идеологическую задачу: показать героизм советских людей в Великой Отечественной войне.
Но на выходе получились два совершенно разных кинематографических произведения. «Освобождение» — это тот героизм, каким ему надлежало быть в соответствии с мудрым руководством партии. Михаил Ершов в своей «Блокада», не уходя от идеологических установок своего времени, все-таки снял другое кино. Здесь показан не только героизм жителей и защитников блокадного Ленинграда, но и непомерно огромная цена, уплаченная за то, чтобы город выстоял и победил.
Шедевры отечественного кинематографа... ч.11. История фильма "Блокада" Ленинград, Советское кино, Российское кино, Блокада, Видео, Длиннопост
Главное внимание в фильме уделено не боям, атакам и контратакам, а повседневной войне (трудно назвать это жизнью) жителей осажденного города. Не случайно в художественном фильме «Блокада» более 50 минут экранного времени занимают документальные кадры — беспристрастные, порой жуткие свидетельства героической и блокадной драмы.
Возможно, именно из-за такого, как сказали бы сейчас, «креативного подхода», не очень вписывающиеся в традицию советского героического кино о войне, фильм не удостоился высших наград государства, не стал,как другие киноэпопеи, лауреатом ни ленинской, ни государственной премий. Всего лишь Премия РСФСР имени братьев Васильевых (1980г.) и Золотая медаль имени А. Довженко (1979г.) -Александру Чаковскому, Арнольду Витолю (авторам сценария), Михаилу Ершову (режиссёру) — и всё.
Шедевры отечественного кинематографа... ч.11. История фильма "Блокада" Ленинград, Советское кино, Российское кино, Блокада, Видео, Длиннопост
Нетрудно заметить — награды чисто профессиональные, кинематографические, а не правительственные. В фильме есть сцена, которая одна, сама по себе может свидетельствовать о том, что «Блокада» — фильм большой художественной силы. Это когда немолодой рабочий Кировского завода Иван Королёв (актер Евгений Лебедев) приходит навестить отощавшего от голода товарища, тоже рабочего Василия Губарева (актер Сергей Филиппов).
Королёв предлагает Губареву выйти на работу и протягивает кусок хлеба — ту самую, знаменитую стограммовую блокадную , с отрубями, жмыхом и опилками, Снята и сыграна сцена так, что любые комментарии здесь бесполезны и бессмысленны, блокадная правда показана «вживую». Можно спорить о том, насколько правдивы в фильме образы Сталина, Жукова, Гитлера, но такую правду о подвиге простых ленинградцев сбросить со счетов нельзя.
Шедевры отечественного кинематографа... ч.11. История фильма "Блокада" Ленинград, Советское кино, Российское кино, Блокада, Видео, Длиннопост
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Съёмки четырёхсерийного фильма продолжались семь лет.
52 минуты хроники сняты блокадными операторами, включая таких знаменитых, как Наум Голод, Роман Кармен, Ефим Учитель. Режиссёрское вмешательство в хронику минимально: её сопровождает записанная в наши дни шумовая фонограмма — скрип снега, звонок трамвая, треск пожаров, шаги патруля, гудок автомобиля и так далее.
Ленинградцы посчитали святым долгом участвовать в массовке, в кадрах где показано строительство укреплений на подступах к городу летом 1941 года,и как и 30 лет назад всё взрослое население Ленинграда рыло окопы.
При съёмках фильма сожгли последний имевшийся в СССР троллейбус ЯТБ-1.
В фильме показаны танки ИС-3 которые якобы строились на заводе им. Кирова, на самом деле на этом заводе строили и ремонтировали танки КВ и Т-34, а тяжелый танк ИС-3 начали производить только в конце войны в 1945 году, когда блокада Ленинграда давно была снята.
Лужский рубеж и Пулковский меридиан посмотрели в кинотеатрах СССР 27,7 млн зрителей; Ленинградский метроном и Операция «Искра» — 17,4 млн. В ПНР, Лужский рубеж и Пулковский меридиан посмотрели 1.227 млн. зрителей в 1975.
На фото троллейбус ЯТБ-1
Шедевры отечественного кинематографа... ч.11. История фильма "Блокада" Ленинград, Советское кино, Российское кино, Блокада, Видео, Длиннопост
В фильме на немецких танкистах одеты шлемы похожие на шлемы итальянских танкистов. Подобные шлемы применялись союзниками гитлеровцев, итальянцами, венграми и румынами. У самих немецких танкистов шлемов не было. До 1940 года головным убором танкистов Вермахта являлся берет, а с 1940 года пилотка.
Алексей Кузнецов, которого сыграл Роман Громадский, был осужден по печально известному «ленинградскому делу» и расстрелян. Актер и сам отлично помнит то время. «От голода умерла бабушка. Мы выжили благодаря отцу. Он воевал на Невском пятачке и с каждой оказией переправлял нам то кусок хлеба, то котелок с кашей. И все доходило!» – рассказывает Громадский.
В съёмках участвовали войска ордена Ленина Ленинградского военного округа и моряки дважды Краснознамённого Балтийского флота
В работе над фильмом принимали участие киностудия «ДЕФА» и актёры Германской Демократической Республики.