95-летие Аллы Баяновой - моя статья 2009 года

Татьяна Кузнецова 4
                95-летие Аллы Баяновой
 
18 мая 2009 года для Королевы русского романса Аллы Баяновой наступил поистине звездный час – 95-летний Юбилей. А если учесть, что она с восьми лет на сцене, то такое творческое долголетие уникально и вполне попадает в книгу рекордов Гиннеса.

        Вся торжественная церемония происходила в Москве, в театре Оперетты, подойти к которому было просто невозможно. Несмотря на первые три ряда приглашенных гостей, многие преданные и долголетние поклонники Аллы Баяновой  не смогли попасть на юбилейный вечер любимой певицы и вынуждены были довольствоваться его телевизионной версией, показанной через неделю по Первому  каналу.

        И тут оказалось, что жалеть по существу не о чем. Несмотря на ведение концерта Иосифом Кобзоном, с хорошим юмором, тактом и вкусом, все остальное за редким исключением можно было назвать обычной для нашей сегодняшней эстрады бесвкусицей, не имеющей к виновнице торжества никакого отношения. С каждым приглашенным на сцену исполнителем якобы с целью поздравить юбиляршу – а это Владимир Пресняков, Леонид Агутин, Александр Буйнов, Наталья Подольская, Диана Арбенина и др. – становилось ясно, что все они рекламируют себя или свои наряды, воспользовавшись такой знаменательной датой и повышенным вниманием Первого канала телевидения к этому событию.

        А само событие вовсе не стало упоением старинным русским романсом, что, казалось, было бы естественно по закону жанра. Не стало оно и показом яркого дарования Актрисы, того чуда, каким ее увидели зрители, когда она в конце 80-х приехала к нам из Румынии и давала сотни концертов по нашей стране. Мы ни разу не услышали, с каким мастерством интонаций преподносила она русский романс, как легко звучал ее голос еще лет десять-двадцать назад. А ведь съемки и записи той поры существуют, и просто надо было задействовать экран и современную звукотехнику.

        Но ничего этого не сделали, кроме показа ряда фотографий. Видно, организаторам вечера (режиссер концерта – Галина Симанович) было просто не до этого. Им надо было спешно распределить выделенные средства на фоне Баяновского юбилея: кто предвкушал доллары, а кто – дополнительный пиар, как сейчас принято говорить. Расшифруем наконец это короткое иностранное слово из двух букв – PR. Пи-Ар (Паблик Рилейшнз) означает – управление общественным мнением.

        Первый канал откровенно управлял нашим мнением в своих интересах, пригласив на романсовый Юбилейный вечер совсем не тех артистов. Очевидцы рассказывают, что некоторые номера приходилось прямо в зрительном зале перепевать два-три раза, чтобы потом все гладко смонтировать для телевизионного показа. Поэтому концерт затянули, даже не посчитавшись с возрастом виновницы торжества, которая терпеливо наблюдала все это действо из ложи театра. Некоторые из певцов просто забывали посвятить ей свое выступление, уперто смотрели только в съемочную камеру, любовались собой, и мало кто поворачивал голову в сторону ложи, где сидела Королева романса. Исключение составили, пожалуй, только Иосиф Кобзон и Леонид Серебренников.

        Но даже это было бы простительно (ну, что ж, далеко не у всех молодых хорошее воспитание!), если бы мы видели, что исполняемая вещь легко вписывается в основной сюжет концерта, а именно: звучит романс, ария или добрая старая песня на мелодической основе. А само исполнение – виртуозно, как у Зураба Соткилавы или Рената Ибрагимова. Но причем тут Агутин, Буйнов или Пресняков на концерте Баяновой? Или им не хватает своей, «попсовой» аудитории? И по какому признаку тот же Первый канал вырезал из телепоказа Олега Погудина? Вот он-то как раз был на месте, исполнив романс из репертуара певицы. Можно только в полном недоумении задаваться этими вопросами.

        Диана Арбенина, в общем, одаренная и самобытная певица из группы «Ночные снайперы», взяла почему-то совсем не свою песню. Она посягнула на тончайшую лирику, которая явно не по ней. Это песня «Снегопад» (музыка А.Экимяна, стихи А.Рустайкис). Вышло неестественно, натужно, с надрывом. Певица, видно, так спешила, что не успела выучить слова, которые вот уже три десятилетия знает вся страна. Ей приходилось скашивать глаза и подглядывать в текст. А если бы она удосужилась узнать, что Алла Николаевна в свое время, не приняв мелодию Экимяна, создала свой «Снегопад» и с огромным успехом исполняла его на концертах (запись эта тоже существует), то из уважения к ней Арбенина могла бы взять именно ее, Баяновскую, мелодию. Это было бы и уместно, и ново. Но, увы, им вникать в эти тонкости некогда или неинтересно…

        Пожалуй, из всего концерта хорошее впечатление оставила, как всегда, старая гвардия – И.Кобзон, Р.Ибрагимов, Л.Серебренников, а из молодых – только Зара, которая, единственная, понимала то, о чем поет (песня «Эта женщина в окне», муз И.Шварца, стихи Б.Окуджавы). Да еще милая пятилетняя девчушка из «Непосед» с песней «Чубчик» из репертуара Аллы Баяновой. Только это и запомнилось.

        Надежда Кадышева вышла, как елочное украшение и, несмотря на подходящую к случаю песню – «Фонари-фонарики», просто отталкивала своей бесвкусицей. В этот же ряд можно поставить и Надежду Бабкину, которая также продемонстрировала свой дурной вкус – в лирической песне «Старый клен» навязала публике несоответствие смысла с мелодией. Придав этой песне ударный ритм, разудалость, да еще и снабдив ее (совершенно ни к месту) широкой ослепительной улыбкой, она выдавала все это за современность, за свое, так сказать, ноу хау. А на самом деле вперед вылезала все та же повсеместная пошлость…

        Но самую большую пошлость продемонстрировал хор Турецкого. Сначала хорошо поставленными голосами, хотя и с неизменным выражением холодного прагматизма в глазах, они запели хорошую песню – «Это было недавно, это было давно…». И все же до конца не вытерпели, влили туда ложку дегтя, тоже свое ноу хау – ни с чем не связанный припев из Пугачевской песни «Делу время, делу время..». Получилось: в огороде – бузина, а в Киеве – дядька...

         Можно себе представить, зная отношение Аллы Баяновой к современной эстраде, сколько терпения и сил ей потребовалось, чтобы около четырех часов все это выдерживать и улыбаться, соблюдая необходимую дипломатию.

         Подытожим все сказанное. Всему действу явно недоставало главного – единой концепции и уважения к тому, что происходит. Концерт оказался очень пестрым, излишне затянутым, а самое главное, не дал никакого представления о долголетнем и единственном в своем роде творчестве великой исполнительницы романсов. Кроме показа ряда фотографий, совершенно не был привлечен богатейший видеоархив певицы, не прозвучало ни одного шедевра из ее репертуара, включающего в себя более 400 старинных русских романсов. И этим в который раз обделили наше молодое поколение, не дав ему по-настоящему увидеть и услышать Баянову, не дав, наконец, понять, почему ее считают великой, уникальной, целой эпохой в исполнительском искусстве!

        Вместо этого организаторы просто состряпали обычный эстрадный концерт и напичкали его все той же, набившей оскомину «попсой», или второстепенными исполнителями, ничего не говорящими ни душе, ни уму, ни сердцу. А потом мы удивляемся, откуда у нас столько примитивной, зомбированной молодежи, не берущей ничего из прошлой культуры, не помнящей ни своих корней, ни традиций. Несмотря на все усилия Иосифа Кобзона держать Юбилейный вечер на достойном уровне, ему не удалось перекрыть очередной провал режиссерской и продюсерской работы.

       Выделенные мэрией Москвы немалые деньги на такое знаменательное событие были благополучно потрачены, а результат совершенно не оправдал ничьих ожиданий. Он показал дилетанство, беспомощность и поспешность, которая, как известно, хороша лишь при ловле блох.

                Татьяна Кузнецова, член Союза писателей России,

                автор книги «Судьба и магия Аллы Баяновой».

                24 мая 2009 г.