Почему церковь против?

Александр Раков
В конце XX века вместе с возрождением Русской Православной Церкви в храмы пришли люди, мало что знающие о вере и Боге, и принесли с собой ворох предрассудков, не имеющих никакого отношения к вере и Церкви. Они принесли своё понимание Православия и святости: появились неканонические изображения Богородицы, Царя-Страстотерпца Николая II и новоиспечённых «святых», вопрос о канонизации которых Церковь не поднимала. Мрак невежества разгоняют председатель миссионерского отдела СПб епархии протоиерей Александр БУДНИКОВ и его заместитель о.Георгий ИОФФЕ.
О.Георгий: — Проблема возникла оттого, что в Церкви появились люди, которые либо очень плохо образованны (и таких было большинство), либо те, кто, выйдя из советского времени, так и не стали людьми церковными. Явления, о которых мы будем сегодня говорить, — наследие постсоветского времени, и назвать их православными нельзя, хотя они обряжены в православные одежды, укутаны в платочки, украшены крестами, увешаны иконами. Порой их трудно распознать, но бороться надо.
В 2004 году Архиерейский собор РПЦ вынес постановление о книгах, которые выпускаются епархиями, и о том, какой гриф они должны иметь. Почему возникла такая необходимость? Потому что на православных выставках и даже в лавках некоторых храмов встречается псевдоправославная литература, пользующаяся на удивление большим спросом. При этом на книгах появляется гриф благословения правящего архиерея какой-либо епархии. Однако после запроса оказывается, что никакого благословения правящий архиерей на выпуск книги не давал. Яркий пример смущающих умы книг — печально известная брошюрка о Славике Чебаркульском и книга о некоем Самуиле — апостоле от семидесяти, который жил… в современной Киевской Руси (вот так мешанина!). Причём благословение на последней книге — Владыки Иоанна (Снычёва), но Владыка преставился в 1995 году и не мог благословить издание книги.
Также Архиерейский собор вынес определения, касающиеся вопросов внутренней жизни Русской Православной Церкви. На что надо обратить внимание? В храмах не должно быть иконописных изображений неканонизированных лиц и чтения им акафистов, не получивших одобрения священноначалия. Например, появились неканонические изображения Божией Матери. Одна из икон именуется «Спасительница», но Спаситель у нас, как известно, — Господь наш Иисус Христос. Другая икона — «Божия Матерь Московская и всея Руси». Нет такого определения Божией Матери! Есть Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Ещё одна икона — «Воскрешающая Русь». Но идея сыплющихся с Покрова крестов — это попрание Креста вместо Его торжества. А Ольга Павленко, по «видению» которой создавалась сия икона, — экстрасенс, которая кощунствовала над образом Богородицы.
Новоиспечённая секта Царя-искупителя распространяет иконы «Царь-Искупитель». Но император Николай II прославлен как страстотерпец, — не как искупитель, Искупитель у нас один — Иисус Христос. На иконе царь изображён в кандалах. Написана она с фотографии времени военных действий Первой мировой войны, где император сидит у окна вагона поезда. Однако при жизни Николай II никогда не был в кандалах, — этим изображением искажается смысл страданий последнего русского царя и его гибели.
А нашумевшая история, раздутая СМИ, которые с иронией писали о том, что произошло в Стрельне! Напомню: священник храма Св. Равноап. Княгини Ольги о.Евстафий выставил в храме икону, на которой были изображены во весь рост Сталин — правда, без нимба и без курительной трубки — и блж.Матрона Московская. Но вряд ли святая и Сталин были знакомы. Их встреча — лживая легенда.
Почитатели о.Николая Гурьянова изображают старца с иконой в руках, на которой — Распутин и царевич Алексий. Но Распутин не канонизирован — следовательно, икона неканонична. Мало того, в левом нижнем углу «иконы» изображён кот, слава Богу, без нимба. Такое «почитание» порочит добрую память священника. Поймите, мы выступаем не против о.Николая, он — старец достойный. Но существуют правила канонизации, и Церковь не зря делает всё с мудрым пожданием — ждёт знака Господня.
О.Александр: — Почитание праведников последних десятилетий никто не оспаривает. Никто не оспаривает праведную жизнь протоиерея Николая Гурьянова! Церковь против бездумного почитания, порой переходящего в кликушество. Так было со св.прав. Иоанном Кронштадтским: ещё при его жизни возникла секта иоаннитов. Особенно преследовали батюшку женщины и Бог знает что про него плели… Точно так же плетутся и издаются байки и нелепости по поводу почившего о.Николая Гурьянова. Возьмём икону старца — на обороте иконы написано: «О.Николай явился на девятый день своей кончины некоему священнику и повелел записать себе тропарь, а некоему иконописцу велел написать икону». Не думаю, чтобы скромный старец пёкся о своём прославлении. Особо рьяные почитатели говорят: «Икона-то замироточила!» Но мироточение — явление, до конца не изученное. И мы не вправе делать какие-либо выводы без особой комиссии, в которую входят священники и учёные и которая проверяет такого рода явления.
И потом, дорогие друзья, существует каноническая церковная дисциплина. Церковь — это строгий иерархический, канонический организм. И если не будет дисциплины, если в Церкви каждый будет творить, что ему взбредёт в голову, Церковь распадётся и наступит хаос. Поэтому для того, чтобы причислить человека к лику святых, существует специальная Синодальная комиссия, изучающая жизнь и все события, имевшие место в жизни этого человека, а также свидетельства современников. На это нужно время. И если комиссия приходит к выводу, что то или иное лицо может быть причислено к лику святых без мифов и кривотолков, — сначала он становится местночтимым святым, а по истечении ещё некоторого времени его причисляют к сонму святых уже во всей полноте соборным разумом Церкви. Так было всегда — и до революции, и в досинодальный период, — так оно происходит и ныне.
А самочиние некоторых «православных» — это, простите, анархия. Я даже более того скажу: это целенаправленная работа определённых разрушительных сил. Кое-кому и у нас внутри, и за рубежом не нравится, что в России сейчас самая сплочённая и самая сильная духовная организация — Русская Православная Церковь. Их задача состоит в том, чтобы любыми путями ослабить нас, сеять всяческие раскольнические идеи. Мне понравились слова о.Андрея Кураева во время его встречи с верующими в Екатеринбурге: «А вы никогда не задумывались, на какие средства издаются псевдоправославные печатные издания, пишутся неканонические иконы, выходят в эфир передачи непонятных радиостанций, выдающие себя за православные?» И он прямо назвал источник, откуда поступают эти средства, — ЦРУ США, которые задались целью разрушить нашу страну и РПЦ. Госпожа Олбрайт, будучи госсекретарём США, открыто заявляла, что ныне единственной скрепляющей духовной организацией России как целостного организма является Церковь. Поэтому они не пожалеют денег на то, чтобы подорвать авторитет священноначалия под видом благочестия и ревности о вере, о Православии. Задача одна — произвести раскол в Русской Церкви, развалить её, уничтожить. Не будем же помогать им в этом.
На днях к нам в редакцию принесли календарик с изображением иконы Казанской Божией Матери подписанную: «Обр.Пр.Бцы Казанская». Насколько канонична эта надпись, судите сами.
Записала Ирина НИКОЛАЕВА