Стилистические ошибки начинающих авторов 4 ч

Миха Тут
4. стилистические ошибки начинающих авторов с полным их разоблачением.

О сопереживании герою, достоверности или чем литература отличается от журналистики.

Обычно, автор художественного текста хочет, чтобы читатель сопереживал героям его произведения, радовался и горевал вместе с ними. Увы, мастерства не хватает. Большинство неумело написанных произведений никаких чувств, кроме скуки не вызывают. Давайте разберемся, почему так получается.

Итак, начнем сначала, если совсем просто, что такое чувства-эмоции? Это физиология, ощущения тела, которые рационализирует наш мозг.

Две вводные:
- Очень важный экзамен, а персонаж не готов. Вот, он подходит к столу с экзаменационными билетами, пульс частит, дыхание спирает, руки трясутся, ноги запинаются, голос экзаменатора доносится сквозь вату, зрение напоминает туннель, в конце которого стол с билетами…. «О!», - осеняет мозг читателя, - «ОН ВОЛНУЕТСЯ!».

- Мойщик окон висит на стене двухсотэтажного небоскреба, меланхолично трет стеклянные стены, размеренно макая скребок в ведро с раствором, говорит: – «я очень боюсь высоты!»

Чьи эмоции читателю покажутся достовернее? Только того героя, у которого  описанные физиологические ощущения совпадают с декларируемым чувством! Читатель всегда подсознательно примеряет на себя описанный набор ощущений и его мозг вычисляет, что, на самом деле, испытывает герой произведения.

Так писать трудно, приходится работать с собственным организмом, пытаясь выследить его ощущения. Запоминать, что же я ощущаю телом в различных жизненных ситуациях? Впоследствии, приходится переводить телесные ощущения на язык слов. Вдобавок, у автора банально может не оказаться необходимого опыта, чтобы достоверно реконструировать чувства, к примеру камикадзе идущего садиться в самолет. Цена высока, но результат себя оправдывает, читатель такого текста, вживается в шкуру вашего персонажа и чувствует вместе с ним.

Начинающим кажется, есть легкий путь, которой сулит результат без особых усилий: вешать на героя ярлык, что он там чувствует, а читатель как-нибудь сам начнет сопереживать.
Все эти картонные: «Сколько можно? – разгневанно сказал он», «Я без тебя не могу. – влюблено сказала она», «Это же стозубый монстр. – испуганно сказал лучник» и т.д. и т.п. – ТУФТА.
«От головы» чувства в человеке не возникают. Попробуйте про себя сказать: «я очень испуган» - как, стало страшно? Нет? А почему?

Ну, а если представить весь набор ощущений тела при испуге? В животе, постепенно возникает тяжелый ком, руки холодеют и начинают дрожать, ноги становятся тяжелыми и прирастают к земле,  постепенно хочется сжаться, стать неприметным и замереть….
Ам!
- Страшно?

То есть, в любом случае, сначала физиологические ощущения, а потом осознаваемые эмоции. Ярлыками ведает журналистика, чтобы читатель очередной макулатуры, упаси боже, не перенапрягся. Журналисту гораздо проще писать ярлыками, думать в таком случае почти не надо, знай, собирай тест, словно из кубиков и получай гонорар.

Так что же делать тому, кто хочет писать литературу?
Работать над словами, описывать, как человек выглядит, что он чувствует, как себя ведет, как двигается, как смотрит, как произносит слова и т.д. Банальное упоминание, что выслушивая, персонаж барабанит пальцами и смотрит в сторону, даст читателю больше, чем абзац прямых подсказок. Надо стараться избегать явных указаний на то, что с героями происходит "внутри", ведь в обычной жизни у нас нет "машинки для чтения мыслей", не так ли?.  Если сделать всё правильно –  текст, станет вызывать сопереживание, а герои оживут.