Мои психологические исследования

Евгений Мазук
Каждый, пройдя определённый тест и выявив уровень своей общительности и подвижности, может отметить эти значения на специальном графике и выяснить, черты какого темперамента в нём преобладают.
Учёные-психологи изображают графически типы темперамента следующим образом: по горизонтальной оси графика откладывается показатель уровня общительности, а по вертикальной – подвижности нервной системы. Середина каждой из этих осей имеет значение, равное 12, а вертикальная и горизонтальная прямые, проведённые через середины осей, делят плоскость графика на четыре области, в каждой из которой преобладают черты одного из основных типов темперамента: меланхолики, холерики, флегматики и сангвиники.
Люди с показателями общительности и подвижности нервной системы выше 12 имеют в себе черты всех четырёх типов,  и считаются экстравертами (от «экстра» - вне), а - с показателями ниже 12, могут считаться типичными флегматиками или интравертами (от «интра» - внутрь себя). Интраверты любят побыть одни, экстравертов наоборот всегда тянет пообщаться в компанию.
Я, например, как-то тоже проходил этот такой тест и выяснил, что мне  не очень нравится находиться в больших компаниях и поддерживать большое количество контактов с другими людьми. Новые знакомства у меня появляются, если для меня это критически важно или собеседник проявляет настойчивость, чтобы выстроить со мной взаимоотношения. Для меня более ценны проверенные связи и знакомые, нежели новые контакты… Словом, типичный интраверт получается…
Однако, как правило, «чистых» типов не существует. Анализируя типы темперамента, психологи утверждают, что в полной мере преобладающий тип проявляется в человеке лишь в крайних ситуациях – экстремальной и абсолютно безопасной. В экстремальной, например, холерик дерётся, меланхолик плачет, флегматик замирает, а сангвиник смеётся. В обычных же ситуациях чаще проявляется не темперамент, а характер, то есть то, чему нас учили родители или внешняя среда. Иначе говоря, темперамент может прятаться под характером. Конечно, воспитанный холерик не будет сразу махать кулаками, но в душе у него будет всё кипеть, как в котле – это уж точно.
Еще психологи считают, что изменить свой темпераменту человеку не под силу, он может лишь умело замаскировать то, чем наделила его природа. А раз так, то надо научиться ладить со своим темпераментом и давать ему выход, иначе он сам будет «выходить» без твоего согласия, что может значительно усложнить тебе жизнь.
Необходимо понимать, что не бывает абсолютно плохого или абсолютно хорошего типа темперамента. Зато среди основных черт каждого типа могут быть как «хорошие», так и «плохие», которые могут соответственно повлиять на характер общения с другими людьми в зависимости от различных ситуаций.
Я всегда завидовал сангвиникам, ибо считаю, что  их черты (живость, быстрая возбудимость, лёгкая сменяемость эмоций и др.) более предпочтительны в процессе общения с людьми и дают больший коэффициент полезного действия, лучший результат. Сангвиники обладают хорошей реакцией, легко откликаются на то, что происходит вокруг, быстрее справляются с неприятностями.
Моя же эмоциональность, согласно пройденным тестам, приближается к идеальному сангвинику процентов на 40. В целом, я стараюсь контролировать свои эмоции, хотя могу продемонстрировать и нестандартную эмоциональную реакцию в значимых для меня ситуациях. Предстоящие важные события, как правило, мобилизуют меня, и поэтому для меня характерно определенное нервное напряжение перед этими событиями. Негативные замечания других людей вряд ли могут выбить из под меня почву, но устойчивость все-таки немного пошатнут.
Меня радует, что, будучи типичным интровертом, я все же значительно (процентов на 50) открыт новому. Могу получать удовольствие, как размышляя над абстрактными, теоретическими идеями, так и работая с практическими аспектам ситуации. Ориентируясь на решение практических вопросов, способен нетрадиционно смотреть на вещи. Время от времени могу также использовать подход к решению проблемы «а что, если…?».
С другой стороны, меня несколько огорчает моя низкая доминантность. Проявляя интерес к своему развитию, я, тем не менее, не очень склонен контролировать развитие этих событий, предоставляя эту возможность другому человеку. С таким качеством вряд ли мне доведется быть лидером в какой-либо компании, за исключением случаем, когда лидерство определяется уровнем знаний в определенном вопросе.
Обычно, мне редко удается настоять на своем, я чаще уступаю другим в споре. Мне вообще не нравится, когда возникают конфликт, поэтому я всеми силами стремлюсь избегать подобных ситуаций. Хотя при этом хорошо понимаю, что конфликты – двигатель прогресса, что это хороший способ изменить ситуацию к лучшему, и поэтому их надо не избегать, а мирно разрешать в процессе переговоров. Для меня точка зрения другого человека не менее значима, чем моя собственная. Нередко это может приводить к тому, что окружающие будут считать, что у меня нет собственной точки зрения. Но я редко задумываюсь, какую реакцию вызывают те или иные мои слова или действия. К сожалению.
Мне кажется, что если человек сам не может справиться со своими личными проблемами, то посторонний ему вряд ли поможет (если это не профессиональный психолог). Наверное, поэтому я не считаю для себя возможным вникать в личные дела окружающих. Если близкий человек захочет со мной поделиться, я готов его выслушать, но могу ли я подробно обсуждать с ним его проблему, советовать ему что-то, если я и сам не лишен недостатков?