S. T. 1

Абзер Гаров
      (МНОГОКАНАЛЬНЫЙ  АБСУРД)      *** И Ю Н Ь    2 0 1 0 ***
ВОПЛОТИТЬ  ПЬЕСОВИДНЫЙ  МАТЕРИАЛ  В  ВАРИАНТ  ИЗЛОЖЕНИЯ БАНАЛЬНЫХ МЫСЛЕЙ  С  ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ  НЕОТЛОЖНЫХ  ФРАЗ
=ST.1=
*  *  *
ВСЮ СВОЮ затрапезную жизнь Дмитрий Безобразов пытался ощутить наличие светлого в самом себе  и в окружающем мире. А что? Родился он, как и все на бренной этой земле под одним на всех солнцем. Только, вероятно, солнце светило для всех по-разному и каждый жил своей судьбой. У каждого был личный геометрический случай и угол отношения к жизни разный. Каждому жизнь рисовала свои узоры на ладонях. Всегда было так, что узоры видны, а смысл сокрыт. Родился, жил, умер. Грядущее «завтра», проходя сквозь людей, отражалось и становилось «вчера».  Отражённое – явь.  Дай бог, чтобы у каждого было своё отражение.

Юность  Дмитрия осталась ещё там…  в несгоревшей «Аркадии»,  она затерялась на старых булыжных улицах города, на волжской Стрелке и в школе с высокими потолками, где их поучал седовласый историк: «Прикасайтесь к древностям человеческим хоть рукой, хоть взглядом и тогда душа ваша…».  Учитель не пытался высказать свою мысль до конца, а ученикам  тогда было до лампочки, что «тогда душа ваша…».  Да и есть ли душа, в ту атеистическую пору мало кого волновало.   
 
А сейчас, преодолевая параметры скоростей, он различал в них звуки песен. «Эх, не растерять бы свой дух на перепутьях», – говорил он своей супруге, отправляясь в дальний путь.  Колесил Дмитрий порядочно.  Казалось только вчера он сел за баранку, а уже впереди замаячила габаритами пенсия. 

– Ба-ать, нам сочинение задали на вольную тему,  чтобы ты посоветовал сотворить?
–Сынок, попроси мать. Она у нас мастак сочинять. Ты же знаешь её излюбленную фразу?
– «Эх, ты,  Жюль Верн несостоявшийся»?  Да ладно тебе. Читал я твои армейские письма и послания к подругам юности.

– Н-да…  огонёк радости   воспоминания о  детстве и юности.  Ты видел у нас на полке словарь Мурзаева?
– Ну…
– Сотвори подобное. Листика на три.  Поищи производные от слова «душа» в иностранных языках, сделай созвучия при случае.  Было бы хорошо такую антологию под руками иметь. Лазареву попроси  помочь оформить, она у вас учитель  года  как-никак.

– Пап, что я Виталий  Мельников? Это он девяносто восемь языков знает. Я вообще не полиглот.
– Я знаю, что у нас в семье нет индигиных детей, но, сынок, всё в ваших силах и возможностях. Побольше продуктивности! Сказали тебе «алга», значит  «уралан»,  на худой конец – «форвертс»!

– А помнишь, я от пацанов диск приносил, как бросить курить?  Людмила Михайловна дала что-то похожее. Только, когда я его слушаю, то чего-то не догоняю. Возьмёшь в рейс? 
– Разве что для общего развития или чтобы не уснуть. Песни все заездил, радио надоело, реклама и отсебятина во где!  Давай, давай, а то я в дороге бездарно провожу свою жизнедеятельность.  Кстати, запиши. Вон моя записная книжка. Да нет, не с адресами. На третьей странице.  Прочти и перепиши.    
– Это вот это?  Memori?  Парфений Енгалычев – 19 век. «Паче всего обращай на самого себя внимание… Обретая стержень познания, заполняя своё существо совершенством, человек расширяет горизонты.  Умение ценить важное и необходимое пригождается иногда».
* * *

Дмитрия волновали всякие дела. На работе он умел заинтересовать молодёжь насущными вопросами.
– Елисеич, как ты говоришь?  Мулдашев?  А это не сложно?
– Есть у него повторения. 
– Воды много?
–Воды там много даже помещаются корабли,  даже помещается солнце. Вы можете увидеть, если настроитесь, наличие разрывов и связи времён. Узнаете, что пространство содержит всё: жизнь, смерть, добро и зло, что мы на привязи самих себя.

Говорил он на различные темы не со всеми, зачем кого-то грузить  мыслями о полезности вникания в полные собрания сочинений.  Дмитрий давно понял, что знания не для всех, что они в Тайне, что обществу приоткрывается лишь часть их и то, благодаря чьим-то благим порывам. Он жалел, что уже давно нет того историка, который на фронте был переводчиком и дошёл до самого Берлина, который досконально знал античность, который любил свой предмет и прививал любовь к  науке, а не просто требовал знаний. 

Дмитрий жалел,  что у него нет деда в 130 лет, с которым бы он нашёл общий язык  и  познал бы кладезь народной мысли,  что нарушена связь историкопсихологической формации, как говорил один из тостсменов на производственной вечеринке.  Потрясения обществ  стирают устои и традиции.  Стирается  присутствие  Правды Времени и Правды Предков.

Долгая   дорога  не  мешала   ненавязчивому   монологу  с   диска какого-то  неизвестного типа. Изредка отвлекался водитель, отвечая на приветствие встречных собратьев по рулю. 

ВСЕМ НА СРЕДНИХ!   ВСЕМ НА СРЕДНИХ!
 = ТО, ЧТО ВЫ СЕГОДНЯ УСЛЫШИТЕ – ЭТО МОЙ АУДИОРЯД, МОЯ ЛОЖКА ДЁГТЯ В КАПЛЕ МЁДА. ПОСВЯЩАЕТСЯ ВСЕМ ТЕМ, КОМУ НАДОЕЛО ТЯНУТЬ ВОЛЫНКУ В ОДИНОЧКУ.   Земля  Аз  Наша  Глаголь Езмь Зело Ижица !

БЫЛ НА свете  учитель один – Кумранский. Небесные очки получал он за труд свой. Читал вирши ветра на песках. Чтил взрыв куста и скелеты растений погибших. Собирал россыпи слов полные горсти. Часто рассыпал. Умудрялся писать веточками разных пород, называя веточку поэтическим отрезком времени.  Однажды, сковырнув кору, обнажил ствол. Увидя, застывшее движение Вселенной, он хотел поставить ещё одну точку над  «И», но упал, надорвавшись.

Поначалу должно было быть всё не так, но сложилось иначе. Всё потому, что иначе завязалось. Приходит Достоевский в редакцию, приносит «Бесов», а ему: «А нет ли у вас чего для сериалов типа – Суды?» И у Гоголя не как у Гоголя: «А не врёшь ли ты, пан Философ?» «Этим и живу!»

Время изменилось или перевернулось? Раньше со сцены пели, теперь из зала диктуют, что петь тому, который поёт. Раньше пионеры сбором металлолома занимались, теперь цыгане. Раньше руководители пели «Интернационал», теперь «Шаланды полные кефали…»  Раньше войны начинались из-за царствующих особ, сейчас был бы повод. Украли капрала – война! Опубликовали карикатуру – война!

Итак: решили – всё во имя доброты, любви и справедливости. Справедливость сразу отпадает.  О какой справедливости  может идти речь, если одно неравенство вокруг «любви».  Почему мы должны любить тех, кто не любит нас, кто не терпит, кто ненавидит нас?

Любовь к  ближнему  при правильном воспитании к родителям, к детям, в супружестве?  Да!
А страшилки религиознеров о грехе родителей и греховном начале?  Если ребёнок появляется у двух совершенно  любящих сердец – это и есть  проявление в них Вселенской Любви.   Доброта?  Доброта – Да! 

В Византии и Древнем Риме существовали некие каноны, некие традиции писания. В системе нашего проживания тоже есть традиции прятать, следуя которым об одном можно говорить, а о другом нет.  Не в чести «Веды», не добраться до «Инзинь», где-то «Книга мёртвых» и другие первоисточники познания мира и самого себя.  Где источник познания духа, где тропа, ведущая к самопознанию? 

Вяжи, вяжи слова, свяжи свитер истории,  открой книгу с потерянной закладкой нужной страницы.  Открой слово привычное другим,  озари звуком слух другого, прозвучи!

Однажды молодому человеку покажется, что он многое может, шагая по жизни,  в поисках своей доли, своей правды, своего «Я».  Путь к совершенству – дорога к горизонту. Наверное, поэтому многих и прельщает Синяя Птица, наверное, в том и беда, в преобладании частичных побуждений.

Издалека пришли невзгоды в страну электрогазонефтедалей. Если  впереди тысячи лет сосуществования с природой, а не банального прозябания, то пусть это будет лишь  сомнение, которое останется со мной на данном этапе.  Но, когда ты видишь, что товарищ твой намеренно желает остаться за бортом жизни, скажи ему…

= Послушай!  Я могу тебе сказать: «Дурак, уймись!  Её же горькую не выпить. Оно же – море! Когда слабо – залейся!»

Проповеди тебе, пожалуй, читать не стоит, открывать глаза на мир тоже, но кто-то должен поддержать тебя незримо, но ведь что-то должно удлинить амплитуду твоих побуждений тягостной тяги в литературе, да искусстве.

Я был бы счастлив, ощущая пульс своих взлётов и падений, ощущая зазубрины себя, соскакивая с маховиков своего роста, но когда всё равно… Желаю тебе неровностей и порой вибраций на ухабах, желаю тебе жажды всего, чем не надышишься, желаю закатное солнце увидеть и завтра. Дай волю своим рукам, уму и сердцу! Ощути край и ступи дальше! Собирай мозаику всех и вся и ты увидишь фрагменты своей жизни на витражах человечества.

Пойми, я имею право сказать – вытащи хлеба из печи своего сердца, заверни  в полотенца своих рукописей, если это не нужно тебе, то знай, это нужно вопреки тебе. Что за необходимость ломаться на полпути?  Ты огорчён, что нужно быть зависимым? Человек  с каменного века зависим, но знай, человек зависим лишь от времени.

Тебе подчас хочется в нирвану? Это пустопорожняя мысль. Это – болото! При рождении, при первом своём шаге ступаю в болото. При осознании этого, уже держусь за хилые стебли, погрязший по самое горло в жижу жизни. Остаток этой жизни видится таковым: выпустишь ли ты теперь руки, оборвутся ли корни, пройдёт ли путник, облачённый в святые одежды, подаст ли он посох страждущему. Это ты сам одел его в святое, завидя,  влекомый бренностью в зев страшной бездны, прикрытой сверху и цветами, и травами. Можно ещё звать на помощь, но я знаю, ты сотрёшь челюсти, но вопить не станешь.

И вот я читаю тебе эти строки: «С наступающим Новым Годом! Желаю тебе в новых годах…»

Откладывая «на потом», лишаешься многого.  Как часто встречается на страницах «лит.учёб»: – «Не спешите становиться писателем!..»  В противовес верно звучит: – Не спешите в редакцию.  То, что лучше придёт позже, то, что лучше – попозжей!  Не следует забывать аксиом творчества и систем писания.  Они как маяки или бакены. Тайны  ремесла восходят к тайнам творчества.  О Брюсове Ахматова сказала: «Он знал секреты, но не ведал Тайны».  Канва сюжетов Тургенева проходит по граням спора, где спор и конфликт определяют характер персонажей.

Передав опыт другим не нужно внедрять своего.  Оно уже изжито Вами же.  Ваш ученик пойдёт лишь туда, куда ведёт его тропа.  Он сам встанет на «плечи великанов». Объединив  разорванность литературы, театра, кино, радио, худ.выставок не следует хвалиться высоким сказуемым.  Ведь уже завтра ваш результат будет побит.  Значит выставка (книга, кинопродукт, диск) – есть итог этапного творчества «распределяюсь-наполняюсь», ценность которого и заключается в том:
    а) Будет ли она (работа) сразу забыта
    б)  Будет ли она (работа)  на «оси времени»

Автор – человек-призма, преломляющий   происходящее в происшедшее и футурисшедшее.  «Белый свет–призма–спектр».

Постижение   и  построение жизни в довершение всего мозаично.   
Избирательность (самопоток) – ещё одна из черт человеческого развития, «наполнение-обретение». Обретение т.н. смысла. 

Один проходящий как-то заметил: «Человек – вещество разумное он должен научиться открывать глаза, а не блукать с закрытыми по кругу, вокруг и около».
Проникновение, наполняемость,
наполненность, стремление…

Стремление к познанию и обретение смысла – составляющие жизни разумного существа. Это ли не причастность к Диалектике?  Мы родились на фоне вселенских просторов, но нас предали, дав земное притяжение, окунув нас в сомнительные даты относительности.  Редкий создан для заполнения, большинство для поглощения. Познание мира как цель человечества, предназначения человека, похоже на движение по реке вниз и выходу через дельту в открытое море. Если после смерти нет «бытия», то руки развязаны, если есть существенное продолжение, то эта жизнь наполняется смыслом и должна нести начало достойное.

Лицейское наполнение Пушкина, сыграло определённую роль в его «пушкиниане»…  Чем может похвастаться рядовая современная школа?  Педагогика становления человека не должна нести «просто программу ликбезов».  Не массовость важна, а качество – «рабочая гарантия».  «Знак Качества» – честные, а не знаки «кое-какчества».  У великого педагога должны быть великие ученики.

На практике бывает иначе:
Лишь бы грамотно научились писать. 
Сверхвопросами мы не занимаемся.
Мы не готовим учителей у нас школа Средняя!

Если кто-то ноет: «Всё плохо!», ответь ему: «А, что ты сделал для того, чтобы было лучше?»
Если самонаполняемость, самопоиск и самоорганизация первородны, то встаёт вопрос –  правильный ли мы народ? Если мы отошли от нормы, то  должны проявиться силы, ратующие за преображение народа. Чтобы знать какими мы станем, нужно знать какими мы были. 

Лелеют  водоструйные обильные просторы ладьи в тугих парусах. Всё ближе и  ближе их червлёные  стязи. Люд давно волнуется, когда радостные кораблики превратятся в лебеди? И вот к настилам подходит первая.  На борту сусальным вспыхнуло – «Дань»…  Дань?  Кому?  От кого? Земле русской, воспетой многими поколениями любомудрых стихотворцев?  Или небу, что дарит ласку этой земле и наливает колос аржаный?  Дань тем рукам трудовым, ладоням заскорузлым, да сердцам богатым.  Лебединые шеи «данных» ладей уж выстроились в ряд и покатились бочки по мостинкам, потекли грузы на плечах согбенных. Выливается одно на берег другого.  И в каждом коробе своё, и в каждом трюме новое.  И всё так хочется  обвеять, и всё так хочется объять.

Шумят круги, ликует народ. Уж-то потеху привезли из краёв дальних , полей диких. И стихло всё  под вечер лиловый.  Солнце скрылось за чёткими зубцами стен высоких.  Песней стаяло тепло согретой за день земли.

Русский язык – это «Дань», ладьи с грузом, идущие с Чинного океана, в мотивах песен Вещего Бояна.  По балтым гребням волн, бьющих в берега крутояров, входят ладьи в устья, входят ладьи к истокам.

Русский язык – смелый язык и принадлежит он смелым племенам.  Вожди великие собрали под сенью крыла своего невидимые полки в поле белое, в поле забытых деяний.  Невидимым станом Китежем светят они досель.  Простой народ молвит  устами  устоев Природы, рождая приметы солнца и туч.  По
тем приметам забиваются  сваи Доли в стоне  камня слитого семизвучья  круга зависимых  причин.

Дыхни пылью тех лет, пройди дорогой брошенных камней. Пройди межой,  вспоротой следом быка, воловий рог которого острием своим нанизывает звёзды.  Распахни дверь немыслимых творений, где друга нашёл друг, где сосед не забыл соседа, где сын помнил землю отца и деда и их заветы.  А Мать-Сыра-Земля будет ждать тебя и примет,  уведя в другие земли, в другие долины, за склоны снежных гор.  А  ладьи будут нести свой бег в волнах новых бурь под тугими парусами надежд.
* * *