Протоиерей Максим Максимов Меня обвиняют в непочит

Александр Раков
Протоиерей Максим Максимов: Меня обвиняют в том, что я не почитаю реального мученика

15.01.2011, РНЛ
Секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых заявил, что не считает воина-мученика Евгения Родионова святым …

Секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей Максим Максимов в интервью газете «Комсомольская правда» опроверг сообщения в Интернете о том, что воин Евгений Родионов почитается в Астраханской и Енотаевской епархии как местночтимый святой. «Сама епархия канонизировать его не могла и не канонизировала, а потому и местночтимым он быть не может», - сказал священник.

Говоря о мученической смерти воина Евгения, о. Максим заявил, что «нет никаких документальных сведений об обстоятельствах смерти человека. Все рассказы, которые существуют в развернутом или сжатом виде, есть всего лишь умопредставление людей на эту тему».

Протоиерей Максим Максимов утверждает, что в настоящее время уже нет в живых свидетелей, который могли бы подтвердить факт отказа воина Евгения снять нательный крестик. Также священник считает, что отсутствуют реальные доказательства его христианской жизни до армии.

Отец Максим также прокомментировал утверждение корреспондента «Комсомольской правды» о том, что в ряде храмов Сербии воина Евгения почитают как святого, словами о том, что ввести в заблуждение можно кого угодно.

Кроме того, о. Максим прокомментировал слова одного известного священника о том, что воин Евгений принял мученическую смерть за Христа. По словам секретаря Синодальной комиссии по канонизации святых, «он это сказал, видимо, исходя из существующих легендарных представлений об этом». Отец Максим утверждает, что «единственный живой свидетель, который может рассказать об этом, - это мать, которая, заметим, не присутствовала при гибели сына, поэтому свидетелем может быть названа условно». Священник заявил, что общался с матерью павшего воина, и спросил ее: «Откуда известно, что сын принял смерть именно так?» По словам о. Максима, она сказала, что «это общая, типологическая ситуация со всеми русскими воинами, попавшими в плен и убитыми». Однако, полагает священник, «Церковь не может опираться на типологические свидетельства», так как «в одной и той же ситуации люди поступают по-разному». «Ведь так мы придем к тому, что поставим вопрос о канонизации тысяч погибших в Чечне солдат. А почему нет, если вопрос типологический? Или вы меня будете уверять, что все солдаты - христиане и знают, за что умирают?..» - рассуждает о. Максим.

Отец Максим выразил недоумение в связи с тем, что некоторые люди обвиняют его в том, что он не почитает реального мученика, и называют его вследствие этого «проклятым от Бога человеком». «С какой легкостью люди берутся судить о смерти. (…) Хотя я совершенно не понимаю, откуда у них-то столько дерзновения!.. За осторожность никто не будет наказан. А вот за оплошность... Были пионеры-герои, и вся страна зачитывалась их житиями. Теперь это все неактуально. Для молодежи нужны теперь новые герои. Вот как рассуждают люди! А причем здесь Церковь тогда и канонизация?» - вопрошает протоиерей Максим Максимов.

Воин Евгений РодионовНапомним, что ранее в интервью «Русской народной линии» известный русский писатель, автор очерка о Евгении Родионове «Мать православного героя» секретарь правления Союза писателей России Николай Коняев призвал молиться о вразумлении тех людей, которые сомневаются в святости воина-мученика Евгения.

«Я считаю, что есть два факта, которые свидетельствуют о святости Евгения Родионова. Первый факт - это справка, написанная на Небесах. Он прожил всего 19 лет, и немного событий было в его жизни: родился, пошел в школу, окончил ее, затем его призвали в армию и отправили на Кавказ, он попал в плен, где его и убили. Вот и все события его жизни. Поразительно, но все эти события попадают на Господние праздники. Более убедительной справки, свидетельствующей о святости Евгения Родионова, и придумать невозможно! Любую канцелярскую справку можно подделать, для любого негодяя можно добыть документ, который говорит, что он «замечательный человек», но вот так промыслительно расположить все события своей жизни - это никому не под силу. Второй факт, который существует и свидетельствует о том, что Евгений Родионов действительно принадлежит к сонму русских святых, - это то, что душа народа сразу распознала в Евгении Родионове святого. Можно долго говорить о ком-то хорошее, рассказывать, что он совершил замечательные деяния, но народная душа его не узнает, она его не постигает. А ведь Евгения Родионова после его мученической кончины первое время позабыли почти все, кроме его матери, никого не интересовал его подвиг. Чтобы выкупить тело сына у чеченцев его мать продала свою квартиру, фактически став бомжом. Эта история ужасная. Никто не хвалил и не славил Евгения Родионова, и, тем не менее, душа народа сразу узнала в нем святого, приняла его, а душу народа обмануть невозможно. Православный русский народ узнал Евгения Родионова как святого», - отметил, в частности, писатель.

Напомним также, что ранее председатель синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами протоиерей Димитрий Смирнов заявил, что он верует и исповедует, что Евгений Родионов «совершил христианский подвиг, достойный канонизации», и выразил надежду, «что скоро, как только мы получим дополнительные сведения, она состоится».

Известно, что почитание воина Евгения все шире распространяется среди народа Божия в России, на Украине и даже в братской Сербии. Его иконы не являются редкостью не только в домах верующих, но и в храмах. Сообщение о мироточении его иконы в храме при онкологическом диспансере в Пензе - только одно из многих фактов чудес, связанных с именем воина-мученика. В свое время известный священник Дмитрий Дудко, за исповедание Христа сидевший в советском лагере, писал, что «Евгений Родионов принял мученическую смерть за Христа, за Веру Православную. Это подвиг редчайший… Действительно, человек жил среди нас в очень трудное время, пожалуй, более трудное, чем советское, когда было безбожие. Безбожие вынести легче, развращение - труднее. Но он в развращенное время сохранил Веру… Если есть такие люди в нашей стране, значит Россия не погибла и не погибнет никогда. Вера присуща русскому человеку, она спит, но в определенный момент пробуждается. Мы можем жить и побеждать только Верой».

«Я считаю, что есть два факта, которые свидетельствуют о святости Евгения Родионова. Первый факт - это справка, написанная на Небесах. Он прожил всего 19 лет, и немного событий было в его жизни: родился, пошел в школу, окончил ее, затем его призвали в армию и отправили на Кавказ, он попал в плен, где его и убили. Вот и все события его жизни. Поразительно, но все эти события попадают на Господние праздники." - Н.Коняев, СПб.
Господин Коняев берёт на себя функции Бога. "Справка, написанная на небесах" - кощунство или незнание азов Православия. Ни один святой никогда не говорил о другом святом, при жизни или после, что раз он родился 9 октября, в день преставления св.ап. Иоанна Богослова, а почил в день другого святого, то это говорит о его святости или знак о том, что он станет церковным писателем. Николай Коняев в своём страстном порыве стать святее папы римского, извергает вещи, далёкие от Православия. Да, Господь смотрит на смерть человека, и родиться он может в Господний праздник, но это вовсе не говорит о том, что имярек станет святым. Не забывайте о законе нравственной свободы человека, которым наградил нас Господь. Я - не противник канонизвции Родионова, но всё же Церковь мудро совершает серьёзные вещи "с пожданием". А "народное почитание" - тоже понятие абстрактное. Знаю известного священника, который первым стал свершать молебны у сектантской иконы "Воскрешающая Русь"; другой выставил в храме икону блаженной Матронушки со Сталиным; третий не допускает до причастия человека, принявшего ИНН; четвёртый ненавидит Иоанна Грозного, а пятый ратует за его канонизацию... Как тут разобрать, где глас народа? Нужно время, которое всё расставит на свои места. Вспомните, через сколько времени канонизировали Прп.Серафима Саровского? Через 100 лет! А ведь его уже при жизни признали святым! То-то... Александр Раков.
P.S. Да, нам позарез нужны люди, которым бы мы в наше смутное время могли  подражать? Однако прав протодиакон Андрей Кураев, который скорбит о том, что канонизация 1500 новомучеников не привела к их народному почитанию. А вот данные о посещении храмов Москвы  на Рождественскую службу в разные годы.
Численность верующих, посетивших Рождественские богослужения (в Москве) по годам.
2002г - Более 200 тысяч человек
2004г - 118,5 тыс человек
2005г - 115 тыс. человек
2009г - 110 тыс. человек
2010г - 85 тыс.
2011г - более 80 тыс.

И что вы скажете на сей счёт? "Не бойся, малое стадо"? Александр Раков.