Красная Москва

Галина Алинина
            ПАМЯТИ МАМЫ МОЕЙ (27 ноября)

После смерти мамы моей прошло несколько лет.Давно разобраны и прибраны её вещи.
И новым хозяевам служит её шкаф. Я укладываю на его верхние полки выглаженное бельё и что-то мешает в уголке.Пошарила рукой и достала коробочку, потёртую старенькую коробочку духов. "Красная Москва" !

               
Дрожащими руками  достаю флакончик, он полон наполовину. Открываю пробку. О! Этот знакомый старый, сладкий аромат, который всю жизнь, сколько я помню, сопровождал мою маму. Её любимые духи. Те духи, о которых она просила незадолго до смерти.

Она  стеснялось  своего состояния и ей казалось, только эти духи ореолом окружат её постель и  нам приятней будет находиться рядом с ней, хотя не было никакой причины ей  волноваться. Она помнила, что где-то оставался флакончик, но в суете ухода за безнадёжно больным человеком, я не сумела его отыскать.Попросила дочку купить эти духи.


К великому нашему удивлению "Красной Москвы" среди сотен новых наименований не было. Через неделю я объехала несколько парфюмерных отделов и снова не нашла. Купила какую-то туалетную воду, дезодорант.
 

Измученная мама благодарно кивала, но, думаю, в душе сомневалась, что её любимых духов в продаже нет.Никогда раньше такого не бывало. И вот, когда давно уже нет мамы, нашёлся этот флакончик в знакомой красной коробочке. Я вдыхала этот запах и перед глазами всплывало:


Наш низенький старый домик. Трюмо в уголке. Коробочка пудры "Кармен" с цыганкой на крышке. Баночка крема "Метаморфоза".Отцовский одеколон "Лес" и духи " Красная Москва". Этот запах был на маминой шали, что висела тогда на спинке стула, и на воротнике её пальто в прихожей.


Вот мама  наряжается в своё единственное праздничное платье и капельки духов  наносит за уши, украшенные дешёвенькими серёжками.Ждём гостей.


А память угодливо ведёт меня дальше в комнату, где за большим раздвинутым столом наша родня , из которой теперь нет ни одного человека в живых. Все они шумно разговаривают, разгорячённые вином, смеются, перебивают друг друга
и мама запевает, - у неё хороший голос,-  " Окрасился месяц багрянцем". Все подхватывают и на словах    " ты помнишь , изменщик коварный, как я доверялась тебе" голоса поднимаются на такую невозможную высоту, что , кажется, потолок нашего низенького дома не выдерживает и песня течёт вширь, выплёскиваясь в окна и двери. А мы с моим, живым ещё братом, стоим у калитки и гордимся, когда соседи идут мимо и одобрительно качают головами : " Вот голоса у Орловых !"

               
А потом грянут " Вдоль да по речке, вдоль да по Сазанке сизый селезень плывёт" с первых слов так дружно, да так слаженно, что гость, сидящий ближе к краю, отчаянно взмахнув рукой и решительно тряхнув головой, выходят плясать. Ох, держитесь половицы! И вот уже остальные, гремя табуретками, выбираются из-за стола  к присоединяются к безудержной пляске. И дом наш уже не вмещает эту радость. Двери отворяются, и праздник вырывается на широкий деревенский двор...


Впервые эти духи привезла мама из Москвы, когда её премировали поездкой на ВДНХ - Всесоюзную выставку. Там она и получила их в подарок. Было это году в  пятьдесят пятом. Мне запомнился этот запах потому, что она привезла мне оттуда немыслимой красоты подарок - комплект, вышитую шапочку,шарфик и перчатки. Это случилось прямо перед  Октябрьскими праздниками , я в этом наряде шла на  демонстрацию и мама побрызгала меня этими духами. Даже забытое настроение праздничной демонстрации напомнил мне этот запах.


И тихий зимний вечер  вспомнился. Белый дым из трубы столбом.Тишина и красота такая, что я восторженной девочкой написала тогда:

                Домик наш в голубых сугробах,
                Запах хвои в морозном ветру...
                Мне казалось , что я в еловом
                Тёмном-тёмном сыром бору.
                Как хотелось, чтоб в этот вечер
                Вдруг примчался Иван-Царевич,
                В даль умчал, где меня ещё не было,
                Где вся жизнь, как чудо, волшебная.
                В Чисто - Поле , где Сивка-Бурка,
                Где в реке говорящая  щука,
                Где Избушка на курьих ножках,
                Где  живёт Покати - Горошек,
                Где Алёнушка с братцем Иванушкой,
                Чудо-Юдо с цветочком Аленьким,   
                Где Жар - птица  с перьями-искрами,
                В  Чисто- Поле, чистое, чистое...

               
               
А! Вот почему я это вспомнила! Это было перед новогодним школьным вечером в 7 классе. На мне было новое платье и мама надушила его "Красной Москвой"
               


Я взрослела, мама старела. Полка в моём шкафу была заставлена десятками разных флаконов. Чего там только не было!  Но ничего не могло  для неё сравниться с " Красной Москвой". Как привычное старое надёжное блюдо. Я давным-давно не пользовалась её духами, даже запах забылся. И вдруг сегодня из флакона, как из моего детства, пахнуло таким знакомым и родным, что больно сжалось сердце.


Я поняла, что выше сил моих вдыхать этот аромат. Выше сил моих будить воспоминания  об утраченном и невозвратном.  И я прячу этот бесценный флакон далеко, в тот же уголок. Пусть полежат там мои  в о с п о м и н а н и я. До той поры полежат, когда перестанет радовать     н а с т о я щ е е  и отрадой будет только  моё
п р о ш л о е.