Русская печка

Лилия Менковская1
Матушка, спасительница, воспетая в песнях и сказках, главная достопримечательность любой избы - русская красавица - печка.
В современной городской квартире все вертится и концентрируется у телевизора, в деревне же центр дома и самое необходимое место - возле печки. По утрам и вечерам все невольно собираются возле неё. Да и сложно пройти мимо - места печка занимает побольше, чем телевизор.
Саня любила пору заготовки дров для прожорливого чрева. Очень рано она научилась вместе с отцом пилить бревна. Ей нравилось ощущать, как пила мягко впивается в ствол березы или осинки, как напряженно звенит, одолевая яблоневый сук. Вначале всегда работать было легко и весело, но, вместе с растущей кучей чурок, росла и усталость. И уже отец тягал пилу вместе с повисшей на ней Санькой, сокрушаясь этому обстоятельству.
Доверяли ей и самостоятельный процесс - рубить и вязать хворост. Аккуратные вязанки ловко связывались размягченной топориком веткой и складывались в штабеля. Вечером мама клала одну вязанку в печь на просушку, чтобы утром она вспыхивала от одной спички. Этот утренний треск горящего хвороста пробуждал весь дом, обещая тепло, уют и сытный завтрак.
Ни один современный ресторан не сравнится с блюдами, приготовленными в печи. Наваристые щи с клубами пара, румяная корочка пюре, блины, вздувающиеся сразу, как только сковородка касалась красных углей. А творожные пирожки, именуемые крапаниками, до сих пор помнит вся родня. Печка заменяла и мангал, и духовку, и микроволновку.
Санька запомнила на всю жизнь волшебство появления на столе хлеба. Пока отец за обедом нарезал его на большие ломти, Санька силилась соединить в один процесс момент высевания зёрен в землю с той трепетной минутой, когда мама задвигала на широкой деревянной лопате заготовленные буханки. Перед этим чрево горячей печи тщательно выметалось, выстилалось соломой или сухими листьями клена, кусочки которых Санька находила в румяной корочке .Для неё выпекалась отдельно маленькая круглая буханочка с лункой посередине. Потом эта лунка заполнялась сливочным маслом, и запахи всего этого великолепия уже не передать словами!
Но топка – это еще не всё. Отдельный мир назывался «На печке.» Это произносилось так - « Напечки ».И долгое время Саня даже как-то не отдавала себе отчета, что тут два слова, и что они означают банальное указание на конкретное место в доме, а не дополнение к выпечке.
Тут, на печке, происходили особые события. Когда приходили гости, лучшего убежища и наблюдательного пункта было не сыскать. Сюда можно было заранее натаскать вкусненького, чтобы потом пировать в полной невидимости. Но главное - тут Саня пряталась от обид и наказаний, от холода и просто так. Интерьер «Напечки» постоянно менялся. То тут сохли многочисленные одежды в осеннее ненастье, валенки и варежки- зимой, то зерно, рассыпанное толстым слоем в ожидании поездки на мельницу, то сонная кошка, развалясь , грела свой шерстяной бочок. Саньке же места хватало всегда. Правда спать на печке она не любила -было жестко и жарко.
Еще одна территория у печи - боковая широкая стенка - выполняла функции приемной для гостей. Тут стояла широкая лавка, на которой часто судачили соседки, грея спины у печки, отдыхал отец, утомясь на работе. Часто тут настигал сон и Саню. Она незаметно для себя склоняла голову на маленькую подушечку, лежащую тут всегда, и не могла потом вспомнить, как оказалась в постели.
Обратная сторона необъятной печи называлась «За печкой.» Чего тут только не было! Рабочая одежда, сбруя, кадки, веревки. Когда в доме что-то пропадало, первая версия звучала именно так:
-Поищи за печкой.
Но Санька это место не любила - её любознательность приводила к разным неприятностям, лучше об этом и не вспоминать…
Совсем другое дело – загадочное местечко «Под печкой»! Тут, судя по всему, жил домовой-Санька не раз слышала там шорох и тихие вздохи. Когда никого не было дома, Санька осторожно отодвигала дрова, припасенные к следующему утру, брала отцовский фонарик, и затаив дыхание, заглядывала в потаённую темноту. Там метались из угла в угол какие-то волшебные тени, поэтому Санька быстро задвигала дрова обратно и ещё долго прислушивалась - не потревожила ли кого.
К праздникам печка преображалась.
Мама разводила в ведре побелку, стирала шторы и занавесочки. Санька заранее сжимала в кулачке кисть, чтобы не пропустить творческий процесс покраски.
Когда побелка высыхала, в доме уже ощущался настоящий праздник. И белоснежная, как Снегурочка, печка, вновь была готова трудиться и радовать весь дом.