Вятская республика

Евгений Харин
Разыскания краеведа-любителя

«Радимичи же и вятичи от рода ляхов.
Были два брата, Радим и Вятко…»
(Повесть временных лет)

1. Первое знакомство

В детстве я любил бывать в нашем краеведческом музее. Нравилось бродить по лабиринту его закоулков. Среди экспонатов о древнем Слободском городе помимо пушечек, копий, секир и кольчуг, выделялся макет городка в стеклянном кубе. На берегу реки была изображена небольшая, обнесенная деревянными стенами и крутыми откосами со всех сторон, крепость. Вдоль одной из ее стен шел овраг, спускающийся к реке. В центральной возвышенной части стояла деревянная церковка, а на территории, примыкающей к берегу, виднелись кладбищенские кресты...

Принято считать, что расположение древнего города совпадает с теперешним историческим центром – в районе Екатерининской церкви, однако, места здесь явно недостаточно, да, и, насколько мне известно, археологические данные очень скупы и противоречивы. Не было ли рядом с этой крепостью большого огражденного посада, настоящего города?

Крепости в те времена строили на возвышенных местах, в нашем случае это вершина слободского холма. Действительно, если мысленно или по плану проследить ход перепадов высот вокруг этого возвышения, то легко можно обнаружить резкие подъемы поверхности, особенно заметные там, где их пересекают современные улицы. А именно: на улице Гоголя в районе дома № 108 и сразу к югу от улицы Грина; на улице Ленина у магазина «Культтовары» и рынка; на улице Советской невдалеке от военкомата и у районной больницы. С востока такой подъем виден на улице Володарского у входа в Детский парк, а на западе он легко угадывается вблизи перекрестка улиц Красноармейской и Грина. Если соединить все эти точки, то с учетом размыва поверхности при строительстве зданий и прокладке улиц получится довольно правильный четырехугольник со срезанным северным углом (кстати, как на современном макете в нашем музее), соответствующий, по моему мнению, положению ограждения древнего Слободского. Некоторая вытянутость восточного угла может объясняться сползанием берега в сторону реки. По углам ограждения находились сторожевые башни, с воротами. У северных ворот располагался торговый рынок, сохранившийся до сих пор. С востока примыкало кладбище, которое должно находится на территории Детского парка. Святое место не подвергалось застройке в поздние времена, но постепенно о его прошлом забылось. При строительстве моста через Вятку в 60-х годах была срыта часть берега, и некоторые из моих одноклассников находили в свежем раскопе кости людей и украшения, кольца и серебряные крестики. Очевидно, здесь, в земле под Детским парком еще хранятся остатки древнего поселения. С более возвышенной части верхний слой земли смыт водой и стерт деятельностью людей. Площадь предполагаемого городка получается около 10 гектаров, здесь могло разместиться гораздо более 1000 человек.

Но был ли этот город в действительности? В поисках хоть какого-нибудь ответа, автор приглашает отправиться в неблизкое путешествие сквозь века...

Дату основания нашего города – 1505 год – нужно считать весьма условной. Считается, что первые поселения русских на Вятке заложили новгородские ушкуйники – речные разбойники – в 1374 г. По преданию, они захватили чудское и черемисское городища и поставили городки Никулицин и Котельнич. Чуть позже был основан Хлынов, а затем Орлов, Шестаков и Слободской.

В середине 15 века при московском князе Василии II, принявшем на службу в свое войско большое количество татар, бежавших из развалившейся Орды, произошло усиление военной мощи Москвы, и, как следствие, рост территории ей подвластной. Вятская земля долго оставалась независимой республикой. Лишь после подчинения Москве Владимира, Ростова, Суздаля, Твери, обоих Новгородов и других земель, настал ее черед. В 1489 году в царствование Ивана III Вятку – Хлынов осадили и под угрозой сожжения вынудили сдаться. Вятка имела перед собой недавний пример других городов, куда более сильных, где побежденных тысячами убивали. Вятской вольнице пришел конец.

Историк Карамзин считал, что до того триста лет Вятская земля была независимой. Первая волна славянских переселенцев – выходцы древних вятичей – непокорного племени, жившего в глухих лесах к югу от Оки. Они, предполагается, дали название реке Вятке. Затем пошли переселенцы с Русского Севера – новгородцы и устюжане – они заселили Хлынов и Слободской. Оба потока сошлись на берегах Вятки и, смешавшись со временем с местными племенами, дали начало новой самобытной вятской народности. Верховодили здесь самые отчаянные – хлыны. В конце 14 века за страх, наводимый дерзкими налетами на окружающие земли и города, их называли даже новыми норманнами. Вообще, сюда, в Вятскую республику, стекались со всей Руси знаменитые разбойники и крамольники. В 1391 году, после разорения Вятки племянником Тохтамыша Бектупом, вятичи в отместку дерзнули напасть на Кашан, Жукотин и другие города на Каме, но возвращавшееся из похода татарское войско вновь спалило Вятку, а для присмотра за «наглецами», как считают некоторые историки, устроили татарские поселения. В 15-16 веках по средней Вятке проходила граница с Казанским ханством. Лишь в 1552 г. после кровавых походов Ивана Грозного Казань окончательно покорилась Москве. После этого началось постепенное превращение Вятской земли во внутреннюю провинцию Российской империи.

 

2. Древние вятичи

Много раз варяжские конунги, а следом их потомки русские князья, ходили походами на древних вятичей, покоряли, обкладывали данями, но каждый раз приходилось начинать сначала. Вятичи были самым молодым, а потому самым активным и непокорным славянским племенем. Жили они вольно в своих труднодоступных городках и селах в глухих приокских лесах, укрываясь от врагов на время опасности в норах и в гнездах на деревьях, неожиданно нападая оттуда на незваных гостей. И вот, наконец, последний действительно Великий киевский князь Владимир Мономах окончательно утвердился на их земле, поделив народ между Черниговским и Рязанским княжествами. Уплата дани была не самым тяжелым бременем. Куда страшнее насильственная христианизация. Проповедников убивали, а в ответ шли репрессии. Не пожелавшие предать своих родоплеменных богов уходили вниз по Оке и Волге в поисках свободной земли, и нашли ее на берегах далекой реки, которой в честь своего пращура дали имя – Вятка. С жившими здесь сотни лет угро-финскими народами, по-видимому, больших проблем не возникло. Те и другие верили каждый в своих богов и уважали чужих, – человекоподобные идолы (болваны) похожи друг на друга. Кроме того, вятичи на Оке, также жили в окружении угро-финских племен, часто роднились с ними и наверняка знали их язык, а потому на новом месте легко прижились. Впрочем, без каких-то столкновений первое время не обошлось. Вероятно, в основном сюда добрались активные и крепкие мужчины (характерных для древних вятичей женских украшений у нас найдено мало). А потому они стали основой местной правящей элиты. Кроме вятичей, сюда на далекую окраину славяно-русской Ойкумены могли стекаться и выходцы из других земель, приверженцы старых славянских верований, не довольные властью князей и набегами татар. Предположительно, северо-западная часть Вятки какое-то время входила в состав Новгородской земли, т. е. платила дань. За это данников не осмеливались притеснять другие племена. Сюда же за ценными мехами могли заплывать и купцы из Волжской Болгарии, расплачивавшиеся серебряными арабскими монетами, богатые клады которых находили раньше вдоль вятских берегов. Подобные отношения подразумевают наличие определенных пунктов торговли и некой местной администрации – городов. Из летописных источников известно о двух из них: черемисский (марийский) Кокшаров (где-то возле будущего Котельнича) и чудской Болванский городок вблизи села Никульчино Слободского района. Под чудью, которая, видимо, имела главенство в регионе, новгородцы могли подразумевать потомков древних вятичей и других язычников. Нужно думать, сама вятская чудь называла свой город по иному. Скорее всего, это и была древняя Вятка, – столица вятских переселенцев. «Болванкой» ее назвали из пренебрежения к языческим идолам, стоявшим на видных местах. Вокруг древней Вятки существовала система городищ: Чуршинское (Первомайское, вероятно самое древнее), Кривоборское (на реке Чепце), Шестаковское, несколько в районе Кирова и Слободское.

Следствием покорения приокских вятичей и ухода части их со своей земли стало открытие прямого пути из Киева через Оку и Москву в Ростов и Суздаль, бегство по нему населения Киевской Руси, что стало одной из причин ее ослабления.

Потомки вятичей оставшихся на родной Оке еще сто лет противились смене веры. Последние из них погибли в Козельске, оказав войскам Батыя беспримерное в Русской земле сопротивление. Кстати, за семь недель осады никто не пришел к ним на помощь, хотя не так уж далеко были еще не тронутые монголами крупнейшие на тот момент русские города: Смоленск, Псков, Новгород, Чернигов и Киев.

 

3. Ушкуйники

Прошло сто лет, как восточные русские княжества оказались в составе Золотой Орды, а западные вошли в Великое княжество Литовское. Лишь Русский Север сохранял относительную независимость. В Псков и Новгород от татар бежали христиане, а на Вятку – язычники.

Между тем Новгородская республика была обеспокоена растущей мощью Москвы. Где силой, где хитростью, а где и добровольно, к ней присоединялись города: Коломна, Переславль Залесский, Великий Владимир, Нижний Новгород. Другие постепенно попадали в зависимость: Ростов, Галич, ослабевшие Тверь и Рязань.

Одновременно с этим таяла былая сила Волжской Орды. В 1359 году началась «великая замятня», – потомки Чингисхана резали друг друга в борьбе за ханский престол в Сарае. Новгородцы воспользовались этой ситуацией.

Ушкуйники, самые беспокойные новгородские потомки варягов (русских викингов), представляли собой неофициальный военный флот Великого Новгорода. Им поручались сбор дани с обширных северных владений и другие опасные предприятия. С 1360 года для улучшения отношений с северными скандинавскими соседями, ранее страдавшими от набегов ушкуйников, а также подрыва экономической основы Золотой Орды, их деятельность была перенесена на Каму и Волгу. Здесь на важнейших торговых речных путях располагались богатые города Волжской Болгарии, вассала Орды, достигшего к середине 14 века своего экономического расцвета. Город Великий Булгар был временной резиденцией Сарайского хана: кирпичные и каменные строения, мечети, бани, мощеные улицы, водопровод. Товары с севера (меха, рабы-пленники, мед) сплавляли на юг Каспия, где меняли на восточные ткани, пряности и серебро. Новгородские купцы желали избавиться от паразитов-посредников. Первый удар пришелся на крупнейший тогда на нижней Каме татарский город Жукотин. По приказу очередного Сарайского хана Хызра Суздальские, Нижегородские и Ростовские князья «переловили разбойников», возвращавшихся домой вверх по Волге. Но, как оказалось не всех. Вскоре почти ежегодные набеги возобновились, теперь уже на Ярославль, Кострому и вновь на Каму. Возвращаться каждый раз обратно в Новгород стало опасно, да, и часть горожан, ожидая мести московитов и татар, выражала недовольство.

Летом 1374 года со стороны Великого Устюга на Вятку через ее северные притоки (возможно Летку или Молому), проникли 90 ушкуев (ушкуй – небольшое, узкое и быстроходное судно) с двумя тысячами хорошо вооруженных воинов. Помолившись перед боем, они неожиданно нападали на городки «неверных» по берегам реки и безжалостно уничтожали всех сопротивляющихся. Для оправдания насилия экспедиции придали характер борьбы за веру – крестового похода. Колония на Вятке нужна была Новгороду как удобный плацдарм для неожиданных ударов по городам на Волге.

После разбоев на Вятке ушкуйники очередной раз пограбили камских татар и разделились на две части. Первая «погуляв» еще немного в окрестностях устья Камы, бросила свои ладьи (очевидно, это были малоценные временные средства передвижения) и пересела на захваченных здесь коней и, по пути истребив села данников татар вдоль Ветлуги, прямым путем вернулась на Вятку, обосновавшись в бывшем марийском городке Кокшарове, переименованном в Котельнич. Вторая ватага после похода на Сарай (по легенде) на обратном пути якобы прозевала устье Вятки и забралась в верховья Камы. Откуда через волок попала в Чепцу и уже по ней вернулась на свою новую родину. На мой взгляд, ушкуйники поступили так из опасения встретить сопротивление разбитого, но не уничтоженного противника. Оттого вернулись скрытно, со стороны, за одно «проверив» берега крупного притока Вятки, где могли быть поселения. Так или иначе, на месте чудской «Болвановки» в 1374 году была поставлена часовня в честь св. князей Бориса и Глеба. Так  появился город Никулицын.

По преданиям он подвергался нападениям чуди, вотяков, и, видимо, татар, не имел естественной защиты кроме берега реки, что ограничивало возможности для его расширения. Все это по свидетельству «Повести о Вятской земле» заставило новгородцев со временем перенести центр своей разрастающейся колонии в более удобное место, которое присмотрели в 16 км ниже по течению на другом берегу. Местность здесь хорошо прикрыта: крутой берег  реки, глубокие овраги, устье небольшого притока (Хлыновица) и болотистые леса в округе. Это привлекло сюда переселенцев. Там существовала группа старых поселений, где после погрома вновь завелись люди. Замечу, что аборигенное население после вытеснения его новгородскими ушкуйниками с правого (северного) берега Вятки собралось на левом ее берегу. Ранее оно было более равномерно распределено по территории.

Спустя некоторое время для захвата этой местности потребовался очередной крестовый поход. По устному преданию вятских удмуртов, племя ватка, которое они считают своим, оказало сопротивление пришельцам, в частности, на месте Александровского сада в Кирове произошло крупное сражение. Уцелевшие ушли в леса на востоке, где основали поселение Чола (Красногорье) и другие.

Но закрепиться на левом берегу новгородцам из Никулицына удалось далеко не сразу. Первые их поселения были разрушены аборигенами. Лишь много лет спустя был построен новый город Хлынов. Ее ограждение поначалу состояло из поставленных вплотную друг к другу по периметру глухих снаружи деревянных срубов. Настоящая крепость была построена лишь в середине 15 века.

Крестовые походы на окрестных язычников продолжались в последующие годы. Полковая (походная) икона, утерянная на поле боя и в последствии найденная, становилась чудотворной. Так произошло в 1383 году на реке Великой, – кстати, такое название имеет и река вблизи Пскова. По прошествии лет с нею стали совершать паломнические крестные ходы к местам сражений и гибели воинов. Интересно отметить, что Великорецкий ход первоначально шел по рекам в ладьях. Появился и Борисоглебский крестный ход из Никулича в Хлынов по случаю сражения и основания нового города. До 18 века вместе с иконами носили якобы также чудотворные наконечники новгородских (или чудских) стрел позже изъятые церковниками, что говорит о воинственном ранее характере действа.

В связи с этим можно обсудить вопрос о происхождении Вятского герба. Первоначально это было простое изображение натянутого лука со стрелой, нацеленной влево и несколько вниз, с надписью «Вятцкая печать» на оттиске Московской царской печати 16 века. Остальные атрибуты (рука, облако и крест) появились позже. Равносторонний расширяющийся к краям "мальтийский" крест может навевать мысли о крестовых походах. Натянутый лук – символ воинственный и подразумевает явную угрозу, направление которой по карте уловить не трудно: нижняя Кама, Волга и далее даже Москва. Наконечник стрелы, имеющий характерные особенности изготовления в каждой местности, помимо прямого назначения мог применяться (после нагрева) в качестве клейма на выделанной коже или печати на берестяной грамоте. Или непосредственно передаваться с устным сообщением в качестве пароля. Все это могло явиться основанием для появления нашего герба.

По преданию, широко распространенному на Вятке и севернее ее, согнанная со своих мест «чудь белоглазая», возможно местная элита, не желая покоряться, заживо ушла под землю. Такая формулировка означает только то, что людей полностью истребили. Новгородцы-вятчане  жили в своих городках, занимались усмирением аборигенов-язычников, сбором дани, торговлей и набегами на далеких и близких соседей. С их появлением усилился процесс притока на среднюю Вятку русского населения, которое селилось в небольших семейных деревнях (обычно 1-2 двора) и посадах городов. Прежнее население, признавшее новую власть и крестившееся хотя бы формально, видимо уцелело и смешалось постепенно с вновь прибывающими. Так создалась основа вятского народа, существовавшая до начала 20 века, внесшего новые перемены. В наших фамилиях, названиях деревень, да и внешности угадываются до сих пор черты финно-угорские, пермские и северорусские, а также, видимо, булгаро-татарские и более близкие по времени, – от разнообразных ссыльных и переселенцев 19-20 веков из Польши, Бесарабии и Западной Украины.

 

4. Вольная республика

В результате внутренней войны и, отчасти возможно, атак ушкуйников, к 1370 году Золотая Орда распалась на несколько частей, враждебных друг другу. К западу от Дона правил темник Мамай, Нижнее Поволжье со столицей в Сарае переходило из рук в руки, а к востоку от Волги появилась самостоятельная Синяя Орда. Волжская Болгария и примыкающие к ней русские княжества тянули к Сараю, а Москва с подвластными ей русскими землями входила в Мамайскую Орду. В этой сложной обстановке между татарскими Ордами шла борьба за спорные пограничные земли. В 1374 году произошло любопытное событие: в Нижнем Новгороде по наущению суздальского архиепископа Дионисия были убиты послы Мамая. В отместку были посланы каратели. Через три года сарайские татары разбили русскую рать на реке Пьяне и сожгли Нижний Новгород. Но в следующем году сами потерпели поражение от москвичей в бою у реки Вожи. Ко всему этому в 1375 году полторы тысячи ушкуйников совершили очередной опустошительный набег от Костромы до Астрахани, где, правда, были перебиты. В 1376 году москвичи установили контроль над Великим Булгаром и поставили в нем своих чиновников и таможенников, что означает смену хозяина. В 1380-м произошла известная битва на Куликовом поле. Два войска, каждое примерно по 100 тысяч воинов, встретились в верховьях Дона. Мамай был разбит, московское войско при этом потеряло большинство своих людей. Домой вернулись не более семи тысяч.

Победителем, в конечном счете, оказался хан Синей Орды Тохтамыш, остатки татар Мамая перешли на его сторону. Через два года хан пошел на Москву. Город к тому времени имел каменные стены, а ордынская конница шла налегке. Помогли им паника и обычное предательство. Великий Московский князь Дмитрий бежал, оставив город без защиты, и после трех дней осады суздальские князья убедили горожан сдаться. Почти все они были перебиты, а малолетний сын князя Василий взят в плен. Восточная Русь вошла в Царство Тохтамыша. Суздальский князь Борис получил от хана ярлык и сел в Нижнем Новгороде. Орда вновь соединилась и окрепла, но не надолго.

Залечив жестокие раны после Мамаева побоища, и как-то оправившись от Тохтамышева взятия, московский правитель Дмитрий Донской с татарами в 1385 году совершил поход на Новгород. Новгородцев решили наказать за продолжавшиеся разбои ушкуйников. Они отрицали свое участие, но огромный откуп в 8000 рублей пришлось платить. Большую часть этой суммы послали выбивать с Заволочья, где, видимо, укрывались "разбойники".

В 1391 году в битве на Кондурче (приток Волги) войска Тохтамыша были разбиты наемниками-профессионалами среднеазиатского эмира ярого мусульманина Тимура. Московский князь Василий Дмитриевич уклонился от участия в сражении на стороне Тохтамыша, хоть и был «позван царем», давшим ему ярлык на Нижегородское княжение в надежде на военную помощь. Напомню, в этом же году ушкуйники совершили дерзкий налет на Каму. Некоторые историки полагают, что бежавший с Кондурчи князь Василий с войском, возвращался домой обходным путем через Вятку и Устюг! Не он ли с татарами (которых в новой Москве было предостаточно) погромил тогда ее городки?

По-видимому, в ходе этого похода Москва распространила свое влияние на Великий Устюг (и отчасти Вятку) и окончательно прибрала себе этот крупный город на востоке новгородской земли, перерезав тем самым водный путь из Новгорода на Вятку. После этого началась война Москвы с Новгородом 1392–1393 г.г., закончившаяся хрупким миром.

В 1395 году после еще одного поражения хана Тохтамыша от войск Тимура, среди степных татар были истреблены все «неверные». Часть их видимо бежала в Москву, которая не иначе как чудесным образом избежала погрома от войск эмира. Воспользовавшись помощью Тимура, власть в Сарае до 1410 года держал мурза Едигей, но после его правления Орда стала вновь постепенно разваливаться на части: Сарай, Казань, Астрахань, Крым, Мордовия, Ногайская и другие кочевые орды. Русские княжества стали почти независимы от них, но зато росла сила Москвы.

В 1397 году новгородский авантюрист Анфал Никитин с братьями перешел на сторону Москвы и помог ей захватить Торжок и земли на Двине. В ответ новгородцы пришли на ладьях с пороками (камнеметы или пушки), взяли Белоозеро, а затем Великий Устюг, куда бежали изменники. Через некоторое время Анфалу удалось бежать из новгородского плена на Вятку, откуда он в 1401 году с московскими полками вновь напал на двинские земли. В этом же году на Вятку был сослан и вскоре умер племянник князя Бориса Семен. Самого Бориса еще в 1392 году низложили путем заговора и вместе с семьей уморили в московских тюрьмах. Так богатый торговый Нижний Новгород присоединили к Москве. Замечу, что в результате набегов ушкуйников и похода 1399 года князя Юрия Дмитриевича, Жукотин, Кашан и другие города бывшей Волжской Булгарии перестали существовать.

Из приведенных сообщений видно, что Вятская республика в этот период находилась в каких-то отношениях с Москвой. С появлением Никитина на Вятке появилась промосковская партия. Однако не всем это нравилось. В 1409 году Анфал с вятичами пошел на Каму, но был разбит татарами и взят в плен. Ему вновь удалось бежать, и в 1417 году он собрал своих сторонников на Вятке для неудачного похода с князем Юрием на северные владения Новгорода. Авторитет Никитина среди вятичей упал. Одновременно были отставлены от власти сторонники Москвы.

В 1418 году Москва сделала первую попытку захватить Вятку силами подвластных ей устюжан. Произошла знаменитая братоубийственная «свистопляска» в Раздерихинском овраге, где с обеих сторон в ночном бою погибли 4000 человек. Неудавшийся переворот официальные историки позже цинично объяснили ошибкой: «своя своих не познаша». На деле сторонник Москвы Анфал Никитин поднял восстание, но был окончательно уничтожен Михаилом Разсохиным.

Отныне с точки зрения Москвы, на Вятке обитали одни разбойники и двоеверцы.

Результатом этой ситуации стало дальнейшее обособление Вятской земли, ее независимость с вечевой демократией по образцу новгородской и активной внешней политикой. Сюда собирались оппозиционеры и сорвиголовы, а частенько и беглые преступники со всей Руси. Множество еретиков и схимников – Вятка тогда отличалась веротерпимостью: крест одел – и ладно. Здесь возник уникальный для России вариант построения будущего государства. Если бы кроме Новгородской, Псковской и Вятской земель, появились независимые от княжеской и татарской власти Тверская, Рязанская, Владимирская, то будущее объединение страны пошло по типу Соединенных Штатов, минуя мучительный период абсолютной монархии с ее крепостническим рабством, попранием прав и свобод. А предпосылки к этому были. Уже в конце 12 века власть князей во многих крупных городах «Низовской земли» (Владимир, Ростов, Суздаль, Киев и др.) стала выборной: князей приглашали, изгоняли, а самовластцев даже убивали. Традиции вечевой демократии распространялись все шире с севера на юг. Помешала этому двухсотлетняя зависимость от Орды, насаждавшей азиатский менталитет обожествления Великого хана-царя. Не зря центром объединения России стала Москва, всегда ревностно следовавшая в фарватере политики Золотой Орды. Когда не предвзято изучаешь нашу историю, создается впечатление, что власть Орды плавно перетекла из Сарая в Москву. Недаром в последствии в территорию Российской империи вошли большинство земель Золотой, Синей и Белой Орд, а также частично наследие Тимура, Монголия и Китай.

С 1432 года Вятка вступила в 20-летнюю войну с Москвой на стороне князей Юрьевичей (сын Дмитрия Донского Юрий после смерти брата стал законным претендентом на московский престол). Ожесточение сторон было характерно только для гражданской войны: брали заложников, пленных ослепляли и убивали. Трижды Москву захватывали, а от княжества отделяли части, но всякий раз вспыхивало восстание недовольных москвичей. Взяв в 1450 году ненавистный Устюг и разрушив его крепость Гледен, Дмитрий Юрьевич Шемяка топил горожан в Сухоне обдуманно, устраивая суды и вынося приговоры. Ради возвращения власти ослепленный и сосланный московский князь Василий Темный призвал татар и они «хлынули на Русь, чтобы служить за скромное жалование, а ведь это были лучшие в мире специалисты по конному строю и маневренной войне» (Л. Гумилев). Кто знает, как пошла бы русская история, не случись этого. После нескольких поражений Шемяка бежал в Новгород, где в 1453 году его отравил подкупленный повар.

Давление на Вятку усилилось. В 1457 и 1459 годах Москва посылала войско. В первый раз удалось откупиться, но во второй - были взяты Котельнич и Орлов. Хлынов после долгой осады подписал мир на условиях Москвы. Но воевать с соседними казанскими татарами вятчанам было не с руки. Московский наместник Устюга Сабуров весной 1468 г. вновь привел войско, но от него опять откупились. Тогда же московские воеводы собрались на Вятке под Котельничем. Воевали черемис, затем «выплыли в Каму» и воевали здесь татар и вернулись в Москву через Пермь и Устюг. А в это время казанцы пришли к Вятке и заставили ее жителей "предаться хану Ибрагиму", то есть, сохранять нейтралитет в начавшейся войне с Москвой.

Вятчан принудили участвовать в походе 1471 года на Новгородские владения по С.Двине. При Шелони москвичами было разбито новгородское войско. Новгород и Псков, потеряв часть своих вольностей, заключили мир с Москвой на ее условиях. В этом же году вятчане предприняли успешный отвлекающий поход на Сарай, вернулись с богатой добычей.

В начале 1478 года, когда Иван Московский очередной раз осаждал Новгород, войско Ибрагима прошло через Вятку на Устюг (возможно на помощь новгородцам), но, узнав о падении Новгорода, повернуло назад.

 

5. Конец вольности

Борьба Русского Севера за средневековую демократию была проиграна. Но Вятская земля продолжала сохранять остатки вольности, проявляя ослушание. Из Москвы грозили закрытием церквей, но вятские попы не спешили с этим.

Жарким августом 1489 года 64-тысячное московское войско во главе с известным воеводой Данилой Щеня пришло на Вятку. Исходя из аналогичных походов времен Ивана III, можно предположить, что в нем кроме русских полков участвовали уланы (отборные татарские отряды) и служивые царевичи (татарская знать на службе у московского царя). Кроме того, в походе наверняка задействовали осадную артиллерию и судовую рать, с помощью которой проходила блокада городов с реки и переправа войска.

По летописному сообщению Хлынов огородили острогом и, обложив горючим материалом, дали три дня на раздумье, обещав жизнь. С началом огненного штурма обитатели города покинули его. Их переписали, а всех знатных людей и купцов с семьями вывели под Москву, где троих воевод казнили на Красной площади как злодеев.

С 1489 года появляются сообщения о Слободском городке, который до 1558 года был центром самостоятельного наместничества в составе Московского государства. Из московских грамот этого периода следует, что город и его округа имели особый слободской статус и земское самоуправление, сюда присылались наместники. Опустевшие вятские города заселяли устюжанами, двинцами и московскими людьми. От устюжан пошли глиняные игрушки-свистульки. Их «свистопляска» заслужила неодобрительное осуждение сохранившихся коренных жителей.

 

6. Пыль веков

Великий Новгород в те времена представлял собой каменную крепость Детинец с пятью слившимися слободами (концами) вокруг нее и несколькими монастырями. Волхов делил его на две Стороны, соединенные мостами. Все это в течение 14 века было окружено общим валом, рвом и каменными стенами.

Располагаясь на крутом берегу, деревянный Хлынов выглядел проще. По описанию начала 17 века он состоял из двух частей: внутренний город-крепость и огражденный посад. Укрепленный город имел 8 башен, из которых 4 были проезжими, площадь около 10 гектаров. Время основания этого города остаётся неизвестным.

Так как город Никулич уже 500 лет не существует, ему «повезло», – свидетельства его былого сохранились в земле не потревоженными и были хорошо изучены. Археологические раскопки дали следующие результаты.

Остатки древнего городища находятся на мысу, образованном крутым берегом реки с востока и оврагом с севера. Первые люди начали здесь жить более двух тысяч лет назад. Первоначально поселение занимало небольшую площадь – 1500 кв. метров. Примерно в 12-13  веке оно увеличилось до одного гектара, появились ров и земляные валы, а также построенные по южнорусским традициям землянки и полуземлянки. С середины 14 века поселение перестраивается, появляются наземные избы. В конце 14 века город приобретает вид крепости: внутривальные срубы забутованные глиной, поверх вала срубная стена с бойницами, угловые башни и ворота. Очевидно, для лучшей обороны произведена перепланировка улиц-проходов. Первоначально они шли вдоль берега реки, а позже – вдоль южной стены с искусственным рвом, что создавало дополнительные линии обороны в случае прорыва врага во внутрь города. При раскопках здесь больше, чем где бы то ни было на Вятке, обнаружено предметов вооружения, в основном 12-14 веков, а также производство меди и железа.

Принято считать, что в течение 15 века город постепенно приходит в упадок, а к концу века вообще исчезает. К 16 веку на его месте остается только церковь и православное кладбище, да небольшое село Никульчино поблизости. Все это хорошо согласуется с высказанной выше моделью вятской истории 12-15 веков. Но остается вопрос о причине исчезновения города. Официальная история молчит об этом. В летописном предании, изобилующем чудесами, говорится о переселении жителей на новое место, – там, где современный Киров. Но дата этого события не указана.
Специалист, проводивший раскопки Никулича считает, что это и был древний Хлынов. Такое предположение весьма вероятно. Хлын – презрительное имя разбойнику-бродяге. (Сравните с глаголом «нахлынуть»). Хлынами звали вятчан. Так могли называть город только чужаки. В последствии это название получил новый город, появившийся через некоторое время после разрушения Никулича на другом берегу Вятки.

Перейдем теперь к скудным сведениям по городу Слободскому. Сразу надо заметить, что планомерных археологических исследований на территории нашего города не велось. В 1780 году сохранившаяся часть крепостного вала имела длину более 180 м. В настоящее время его остатки представляют собой небольшой продолговатый бугор между зданием милиции и церковью (2). Лет 40 назад он был в длину 30 метров. При раскопках внутри него найдены бревна сложенные в примитивные срубы, характерные для до монгольского времени, что дало право датировать укрепления города 13 веком. Слободской Кремль (1 - церковь, 8 - вечный огонь) имел площадь 1,5 гектара. При плотной застройке здесь могло жить не более 800 человек, так как были еще склады, мастерские, конюшни и часовни. В 16 веке здесь могла разместиться только администрация наместника с гарнизоном и церковные дворы, но остальное население проживало где-то рядом. По описанию 1629 года Слободская крепость пришла в полную негодность, но ранее имела четыре башни (из них две проезжие), а на строительство ее стен ушло 200 срубов. При этом сказано: «по мере около всего города 275 сажень». Получается, что бревна срубов имели длину чуть более одной сажени, – менее трех метров. Это несколько странно. В 120 м к югу от сохранившегося фрагмента вала под дорожным покрытием ул. Володарского обнаружены нижние бревна сруба шестиугольного сооружения, возможно башни (5). Кроме этого здесь же поперек улицы (4), но ближе к валу найден фрагмент некой конструкции из горизонтальных бревен, нечто вроде двух стен на расстоянии 1 метр друг от друга. Как-то увязать эти находки с описанием кремля затруднительно. Можно только полагать, что город кроме старой крепости имел отдельный хорошо укрепленный посад, названный в описях Острогом. Расположение его сооружений (башен, стен, вала и рва) до сих пор точно не установлено.

Кроме того, археологические исследования вблизи вершины оврага под дорожным покрытием улицы Володарского обнаружили древние захоронения в гробовищах внутри мощного, но бедного находками культурного слоя без признаков его нарушения (6). Подобные захоронения в виде обложенного досками и прикрытого сверху берестой тела закопанного на небольшой глубине появляются с 12 века у крещеных славян, в том числе у вятичей на Оке. Рядом и поверх них под другим углом, похожие погребения. Это говорит, что кладбище через какое-то время заполнялось вторично. Положение головой на запад говорит о славянском обряде, у предков удмуртов – северное. Интересно также отметить следующее. При строительстве здесь же вблизи дома № 50 были обнаружены сидячие погребения (7, 9 - спуск к реке). Так хоронили древние финские и другие народы, например, водь в Новгородской земле.

Что касается раскопок на территории Кирова Хлыновского кремля, то надежных свидетельств проживания здесь русских ранее 15 века не обнаружено. Соседнее древневятское городище датируют славянскими и финскими вещами 12-14 веков, но преемственности с Хлыновым не наблюдается.

 

7. Правдоподобные гипотезы

Схожесть расположения позволяет провести аналогию между древним Слободским поселением и находками близь Никульчино. Действительно, береговые мысы в обоих случаях близки по форме и величине, в Слободском также имеются сходные остатки вала, обнаружены старые финно-угорские захоронения и более новые, вероятно славян 12-13 веков. Если применить известную историческую судьбу Никулича к белым пятнам истории нашего города, то получим следующее.

Первоначально у существовало небольшое финно-угорское поселение, с 12 века здесь могли появиться славяне-вятичи. Их следов не найдено по той простой причине, что они согласно обычаю сжигали трупы умерших. Правда, хотя бы часть населения со временем стала христианами, – такие захоронения имеются. Во второй половине 14 века оба городка были захвачен ушкуйниками. По слободскому преданию, глава Пермской епархии епископ Стефан по пути в Москву (примерно в 1396 году) освятил закладку часовни. В грамотах начала 16 века Слободской иногда назван Верхним. Такое название говорит о том, что это поселение являлось верхним по реке по отношению к Никулицыну. По-существу, это были города-близнецы. Основание Верхней Слободы сразу закрепило за новгородскими переселенцами значительную территорию вдоль берега Вятки. Появились поселения между этими крайними пунктами, например, Волково. На древность нашей Слободы косвенно указывает следующий факт. Вероятно, первым слободским храмом был Никольский, – в честь почитаемого на Руси Николы (Микулы) Чудотворца, по имени которого и был назван первый русский город на Вятке. Храм много раз перестраивался и переносился, и отчасти существует поныне (9). Неизвестно где он стоял изначально.

Видимо в 1489 году из обоих городов были частично удалены прежние жители, но центром новой власти в регионе стала почему-то Слобода. Скорее всего, она меньше пострадала во время осады, тогда как Никулич был полностью разрушен. Чтобы стать надежным форпостом Москвы на вновь завоеванной территории в Слободском городе разместили стрельцов и конников, а посад заселили «надежными» переселенцами с северо-запада.

В источниках упоминаются разные варианты названия: Слобода – 1489 год, Слободской городок – 1505, Слободской городок верхний – 1528-1540. До сих пор мы считали, что все они относятся к одному поселению. Но есть некоторые сомнения.

 Когда появилась другая (например, в районе будущего Хлынова или наша Демьянка) ниже ее по реке, то первую стали звать «Верхней».

В 19 веке появилось предположение, опирающееся на предание, что, сплавляясь по Летке, новгородцы сначала основали городок Шестаков, и лишь позже из него выделилась Слобода. Разумеется, шестаковцам приятнее думать, что топоним «Верхняя Слобода» относился к их поселению до того, как оно стало городком Шестаков (здесь обнаружено городище 13-14 века). Думаю, такое мнение возникло в результате того, что после 1489 года эти городки заселялись и отстраивались новыми жителями, выходцами из Устюга и других северных земель. Не удивительно, что сначала они пришли к поселению в устье Летки, а уже потом вниз по Вятке в Слободу. Для них она не была «верхней» и в итоге превратилась просто в Слободу. Это же размышление относится к возможному заселению Вятки ушкуйниками, пришедшими с севера.

Вопрос о «Слободском городке верхнем» сложен. Такое название появляется в грамоте из Москвы. Там по старым записям могли еще помнить изначальное название поселения – «Верхняя Слобода», а потому и город на ее месте иногда называли соответственно.

В 1153 году за один летний сезон был построен деревянный городок на реке Москове, тогдашней границе Владимиро-Суздальского княжества. Московская крепость располагалась на вершине берегового холма в некотором отдалении от реки. Подобные крепости и позже в 14-15 веках строились повсеместно на вновь завоеванных Москвой землях. Они имели правильную четырех или пятиугольную форму и площадь несколько гектар. Такая крепость могла быть возведена в Слободе. Но где она находилась?

Подойдем к вопросу о поиске древнего поселения с несколько необычной стороны. В непосредственной близости от него должно находиться христианское кладбище, которое со временем пришло в запустение, но не подвергалось жилой застройке. По моим прикидкам размеры его в 15 веке должны быть в пределах участка 50х50 метров, и примерно столько же в следующем веке. Такие места в центральной части города есть: это Детский парк, район «вечного огня» и за оврагом от него, а также территория бывшего монастыря в Светлицах (Старое кладбище у стадиона заполнялось уже после 17 века). Действительно, захоронения людей здесь попадались при земляных работах. В частности при рытье траншеи для газопровода к «вечному огню» ковш экскаватора вынес на поверхность множество костей и черепов. Но до середины 17 века здесь находилась Слободская крепость. Скорее всего, могилы появились после ее запустения, то есть со второй половины 17 века, да в последствии здесь же при церквах хоронили богатых. Кладбище ранних веков находилось за оврагом к северу от городка, где рядом с древними захоронениями имеются более поздние. А вот кладбище 16-го века могло быть только в районе Детского парка (к югу от посада).

Поскольку к 1629 году городские деревянные укрепления пришли в полную негодность («город Слободской ветх, погнил и развалялся»), то построены они были, очевидно, задолго до того. Выходит, город уже много лет не подновляли, хотя средства для этого при необходимости найти было возможно: перед тем к северу от города был построен монастырь на 20-ти гектарах с 4-мя церквами и другими помещениями. Необходимость в укреплении городов сохранялась, Новый Хлынов (Вятка-Киров) в 17 веке продолжал строить оборонительные сооружения. Монастыри в те времена являлись, по-существу, военизированными укрепленными поселениями. Среди монашеской братии не занятой работой формировались охранные отряды, деятельность которых по защите православия распространялась на сотни верст в округе. Не ввиду ли ожидаемой защиты слобожане так пеклись об устройстве у себя монастыря? Тем более что новый посад, с севера примыкавший к городу, помимо оврага вдоль речки Козульки и берега реки не имел серьезных ограждений.

В описании начала 17 века кроме Города упомянут Острог. Под острогом обычно понимают огражденную часть посада. В Хлынове такой посад по описаниям примыкал к малому городу и  имел периметр более 3-х километров. Однако в 16-17 веках острогами называли также сооружения характерные для самостоятельных военизированных поселений (см. примечание). По существу это был отдельный город.  Обращает на себя внимание пологий овраг (10) к северу от Детского парка (12). Жители Острога могли использовать его для спуска к реке. Он также, отделяя предполагаемое кладбище от поселения, мог одновременно входить в оборонительную систему, замыкая промежуток между восточным углом Острога и берегом реки. Возможно, в укрепления Острога входила надвратная церковь-часовня, на месте которой позже был построен Никольский собор. Острог в таком случае имел площадь не менее  трех гектар.

О предполагаемом отдельном большом городе-остроге на холме ясности нет. Возможно, в его укрепления входила деревянная церковь (11), находившаяся еще в 19 веке в верхней части городского рынка.

Людей хоронили на берегу, где теперь Детский парк (12), позже при церквах, а с конца 18 века на Старом кладбище (13).

События 1418 года (бой с устюжанами) не могли относиться к Хлынову. Напомню известное устное предание. Хлыновцы ожидали нападения, якобы, вотяков. Помощь им обещали послать устюжане. Но появились они не с той стороны, откуда их поджидали, а потому в ночное время были приняты за врагов. Неприятеля встретили на кромке оврага к северу от города. И только на рассвете обнаружили свою ошибку. Здесь все неправда: устюжане пришли правильно, с севера, откуда их и должны были ждать; обознаться при контактном бое, даже ночью, так чтобы угробить 4000 человек – невероятно. Кроме того, чтобы подойти к Хлынову (Кирову) с севера нужно сначала переправиться через реку, а сделать это незаметно не так просто.

После ликвидации Никулицына Верхняя Слобода стала отдельным городком и новым центром на верхней Вятке. Существование на тот момент поселения Хлыновка в районе Кирова остается под вопросом. Обращает внимание тот факт, что все русские поселения, основанные до 1489 года, расположены на правом берегу реки Вятки. Лишь только Хлынов (Киров) является исключением. Скорее всего, он появился через некоторое время после установления московской власти в этом регионе. Выбор места - на другом берегу Вятки - был связан с начавшейся многолетней войной с Казанью.  Перенос резиденции московских наместников на другой берег объяснялся, видимо большей безопасностью. Так появился Новый Хлынов, который со временем получил старшинство среди вятских городов.

Некоторые краеведы, полагаясь на весьма спорное изложение в «Повести о Вятской земле» относят события 1374 года на 200 лет в прошлое, что существенно меняет хронологию Вятской истории. Получается, что никаких вятичей с Оки здесь не было, но тогда название реки Вятки произошло от новгородского прозвища финнов – воть. Например, к северу от Новгорода была Вотская волость.

« Стране дала имя одноименная река, на берегу которой находятся Хлынов, Орлов и Слобода, … Котельнич же находится в 8 милях от Хлынова на реке Речица, которая вытекает с востока и между Хлыновым и Орловым впадает в Вятку. Страна болотиста и бесплодна и служит своеобразным убежищем для беглых рабов».

Из приведенного отрывка книги дипломата С. Герберштейна «Записки о Московии» (в целом довольно путанной и явно основанной на рассказах различных информаторов) можно все-таки сделать некоторые достоверные выводы. Во-первых, города Никулича уже, а города Шестакова еще на момент пребывания посла в России (примерно 1517-1526 годы) не существовало. Во-вторых, если «Речицу» отождествить с рекой Чепцой, то город вблизи ее устья – Никулич, как раз примерно в 8 милях (14 км по прямой) от Хлынова (Кирова). Иностранец мог по звучанию спутал его с Котельничем. Судя по этой цитате, Новый Хлынов уже существовал. Некоторая неувязка с положением городов и рек может объясняться тем, что политические перемены на Вятке в конце 15 века произошли стремительно, от того сидя в Москве, было трудно разобраться в противоречащих друг другу старых и новых сообщениях.

Летописное предание о Вятской земле было сочинено много позже описанных в нем событий, в период, когда усердно переписывалась вся русская история, не ранее конца 17 века. А уж тем более такая болезненная тема, как отношения Москвы с Русским Севером. Чтобы развязать войну Новгород обвинили в отступничестве от веры и связях с Литвой, а вятчан  обозвали хлыновцами, – разбойниками и проходимцами.


Примечания:

Селище – место, где когда-то было не укрепленное поселение.

Городище – место, где был город.

Город – в древности означало – поселение с внешними укреплениями в виде земляного вала, рва, деревянных или каменных стен с башнями и воротами. Городом также назывались сами эти укрепления. Город – центр власти над регионом. Города появляются вокруг замка феодала или крепости ему подчиненной.

Детинец – центральная, хорошо укрепленная часть русского города, его ядро, место пребывания лиц княжеской или иной власти. Название произошло от языческого обряда жертвоприношения дитя при закладке крепости. С 14 века появляется наименование кремль, возможно татарского происхождения.

Посад – огражденное или не огражденное поселение, примыкающее к городу, – для зависимых людей (народа), которых иногда принудительно посадили (поселили) поблизости. С посадских людей имеющих доход от ремесла или торговли брали тягло (налоги).

Острог – ограждение высотой до 6 метров в виде забора из вертикальных бревен с земляными укреплениями снаружи. Первоначально оно применялось как временное военное поселение, а также при осаде городов как противовес городским укреплениям для пресечения вылазок противника. С 15 века остроги известны как самостоятельные военные поселения на вновь завоеванных Москвой территориях. Остроги ставились вблизи от прежних городков или на пустом месте. В последнем случае они иногда становились самостоятельными городами, например, Иркутский острог. Остроги строились обычно четырех-пяти угольной формы, часто на возвышенном месте. По углам ставились дозорные площадки или башни с воротами.

Слобода (синоним Свобода) – небольшое частично укрепленное поселение людей разной степени личной независимости, свободных в той или иной степени от поборов и понуждений властей. Часто более или менее удаленная часть города населенная определенной категорией лиц: военными, иностранцами, переселенцами или ремесленниками. При наличии местного самоуправления, однако, подчиняется его (городской) власти, – княжеской или вечевой. Слобода ставшая городом, но сохранившая прежнее подчинение называлась пригородом. Так еще в 17 веке назывался Слободской по отношению к Хлынову. Сейчас это звучит иначе: город областного подчинения.

Е. Харин
Слободской город
июнь 2005г.

Примечание 2012г.
Эта статья была одной из первых моих работ по истории Вятки. Но в ней уже намечены пути избавления от многих застарелых исторических мифов, поэтому определенную познавательную ценность она сохраняет. При публикации были устранены ошибки и неточности.