Осёл

Лилия Менковская1
Средняя поселковая школа была единственной в округе. Ранним утром со всех окрестных деревень и хуторов сползались школяры. Кто пешком, кто на попутном транспорте или автобусе, кто на велосипеде. Те, кто жили очень далеко, селились на неделю в школьном интернате.
Маленькое уютное здание состояло из четырех комнат. Интернатские жили дружно. Редкие конфликты - не в счёт, как без них.
Директором интерната был педантичный учитель обществоведения.
Высокий , статный мужчина неопределенного возраста. Никто не мог сказать, сколько ему лет-Иван Семенович с годами внешне не менялся. Причем не менялся ни в чём. Всегда подчеркнуто дисциплинированный , требовательный, аккуратный. Даже в осеннюю слякоть его дорогие кожаные ботинки блестели, как новенькие. Он изводил своих воспитанников занудством и нотациями, медленно и долго внушая прописные истины.
 
-По утрам надо делать зарядку. Вот я её делаю каждое утро и поэтому никогда не болею.
 
Что правда , то правда -никто не помнил ,чтобы Иван Семёнович брал больничный.
С незапамятных времен все называли его коротко и ёмко - Осёл.
Этим все было сказано.
Упрямство, нежелание выслушать и понять, тупое вдалбливание банальностей, постоянно подтверждали кличку этого странноватого педагога.
Обычно в школе клички держались в тайне от взрослых, но эта была признана даже среди родителей.
Мать запросто могла спросить у сына:
 
-А Осёл у вас уроки вечером проверяет?
 
И сын, нисколько не удивясь , ответит:
 
-Да пока не проверит, никто спать не ляжет!
 
Всем бы только радоваться такой надежности, но Осла не любили.
Самым мерзким было то, что он обижал ребят. Больно драл за уши, ставил в угол, закрывал провинившегося на весь вечер в темной комнате. Иногда отвешивал затрещины и подзатыльники. Среди наказанных хоть раз бывал каждый, но никто не видел, как он наказывал других. А значит , и жаловаться было бесполезно.
С виду он всегда был спокоен, мягко улыбался, ступал тихо. При разговоре он закладывал одну руку за спину, второй энергично жестикулировал, растопырив холеные пальцы. Он мерно раскачивался с носков на пятки, ласково смотрел на свою жертву, и при этом произносил правильные, но настолько жёсткие речи, что даже учителя боялись этой личности.
- Нельзя опаздывать на работу! Учитель должен приходить за час до уроков, чтобы подготовиться . За опоздания надо увольнять.
 
Дети догадывались, что между собой учителя тоже злорадно называют его Ослом.
Был ли он умным? Едва ли. Во всяком случае, никому в голову не приходило предложить ему руководящую должность.
 
Интернат оживал перед Новым годом, а особенно - в Сочельник.
Еще утром дети были необыкновенно возбуждены, предвкушая волшебство предстоящей лунной ночи.
Девочки обсуждали все варианты гаданий, мальчишки готовили шалости посерьезней. Надо было умудриться подпереть двери квартир всех учителей, чтобы они завтра хоть на пять минут, да опоздали к урокам. Девчонок желательно слегка напугать, вывернув наизнанку пальто или тулупчик, перемазав сажей рожицы. Младшие готовились колядовать.
Несмотря на советский атеизм и отсутствие рождественских каникул, всё это не возбранялось.
В тот памятный Сочельник старшие пацаны весь день были молчаливы, лишь между собой о чем-то непрестанно шептались. В восемь вечера, сразу после поверки, все четверо вдруг куда-то исчезли. Никто из товарищей не придал этому значения-колядки же! Легли спать без них ,а утром -не могли добудиться. Когда, наконец, они все же проснулись ,ребята удивились их мрачности .А самый высокий, Федька, застонал , вставая с постели. Дети стали наперебой спрашивать, что с ним. Но его друг, Сашка, коротко и серьезно цыкнул , и все отстали.
Против обыкновения Осёл в то утро будить ребят в интернат не пришёл. Случай невиданный! Заболел он, что ли? Но что б эта глыба болела…
 
А через месяц в совхозном клубе был товарищеский суд с привлечением общественности. Судили интернатских мальчишек. Всем четверым вынесли строгое предупреждение без занесения в личное дело. Мальчишек на суде пожурили, но как-то без энтузиазма, больше для порядка.
 
А было вот что.
Ребята в тот вечер выскользнули вслед за Ослом и помчались к его дому. Жил он в двух километрах от школы, один. Во всяком случае, так все считали, а в гости отродясь к нему никто не ходил.
У дома, над глубоким оврагом, красовался мостик с резными перильцами. Такого ни у кого больше не было - Осёл любил жить красиво.
Под этим мостиком мальчишки и спрятались, по пояс зарывшись в сугроб.
Минут через десять появилась темная фигура воспитателя. Когда он миновал мостик, на его голову сорванцы набросили холщевый мешок.Мешок был большой, он свободно принял в себя всю фигуру педагога. Мальчики завалили мешок на землю и плотно завязали его заранее припасенной веревкой.
Молча, изъясняясь только жестами, поволокли орущий и извивающийся мешок к бане. Довольно легко перетащили его через порог, выскочили и подперли дверь толстым бревном. Дружно метнулись к дому.
Длинная поперечная стена дома была доверху заложена поленницей березовых дров. Мальчишки принялись за второй этап задуманного. Они растаскивали дрова по полю, втыкая их в снег ровными рядами. Эта проделка была популярной издавна, но применяли её не часто -уж очень мало радости приносила хозяевам эта «чертовщина.»
Подростки работали молча. Во-первых боялись быть узнанными, а во-вторых немели от жути, слушая, как глухо воет в бане учитель. Его голос становился тоньше и визгливее.
-А может Осёл в чёрта превращается? - шепнул один из мальчишек.
Остальные сдержанно захихикали.
Взошла луна. Поле вокруг дома выглядело живописно, а в поленнице уже осталось совсем мало дров.
Сашка с Толиком уже принялись за скирду, разбрасывая по снегу сено. Но сено оказалось очень плотно утрамбованным, дергалось с трудом, и мальчишки вскоре устали.
-Всё, хватит на сегодня! - подвёл итоги Федька.
Перед обратной дорогой нахлопотавшиеся мальчишки решили немного отдохнуть и присели в скирду.
 
Они проснулись разом от обжёгшего сразу всех четверых удара кожаного кнута.
В ужасе вскочив, мальчики увидели перед собой перекошенную в бешенстве рожу Осла. В одной руке он сжимал ружье, а в другой –кнут, которым хлестал ребят. Убежать не удавалось -своими телами мальчишки выдавили в сене ямку, и сейчас стояли в ней, как в капкане, закрывая руками лицо от ударов плети.
Осёл расплачивался молча. Удары становились все страшнее, толстый ремень обвивал спины, плечи подростков.
Наконец Осёл прошипел:
-Выходите!
В шеренгу по одному – стройсь !
Бегом –марш !
Повторять не пришлось.Мальчишки, не чувствуя боли, сорвались с места и помчались к мостику.
Но вдруг в воздухе что-то просвистело, Федька согнулся пополам и с воем упал в снег. Друзья застыли от неожиданности. Федя схватился руками за спину и стал кататься по снегу, плача и повизгивая от боли. Мальчики перепугались, присели в снегу и стали спрашивать у Федьки:
-Что?!!
-Боольно! - Выл Федька.
Ружье, из которого выстрелил Осёл, было заряжено солью. Пекло и жгло ягодицы так, что Федя не скоро смог подняться. Оглянувшись, ребята не увидели у дома никого и поплелись в интернат.
Когда ребята утром пришли в столовую, их, как всегда, с улыбкой встретил Осёл. И, как всегда - свежевыбрит, пахнущий одеколоном. Он оглядел ребят, задержал на мгновение взгляд на Федьке, и, не меняя выражения лица, поздоровался со всеми.
На уроки Федька не пошёл. Он поплёлся в амбулаторию, с твёрдой уверенностью обо всём молчать. Но когда фельдшерица Фрида начала смазывать саднящие ранки йодом, тихо заплакал и …всё рассказал.
Фрида уложила парня на кушетку и тихо вышла.
 
Милицейская машина остановилась во дворе дома Ивана Семеновича. Участковый постучал в дверь, так, на всякий случай, ведь учитель сейчас в школе. Но дверь вдруг отворилась ,и милиционер увидел маленькую аккуратную старушку.
-Вы кто?- спросил он.
-Мать Ивана! -приветливо улыбаясь ответила старушка.
-И давно вы тут живёте?
-Да уж годков семь будет…
«Ну и дела!»-про себя удивился милиционер, заглядывая в коридор. Прямо перед ним, в углу, стоял дробовик , от которого, надо полагать, и пострадало мягкое место Федьки. Осёл почему-то даже не спрятал его.
Милиционер попросил разрешения у старушки войти, сказал, что приехал за ружьём для регистрации, и, забрав его, погнал «газик» в район.
 
Оружие оказалось времён Великой Отечественной, давно запрещённое к хранению в частном порядке.
С этого дня Георгия Ивановича в школе больше не видели. Суд прошёл без него.
А через год район потрясла жуткая весть.
Осёл оказался не Иваном Семеновичем, а совсем другой личностью. Документы были фальшивыми. Он все послевоенные годы скрывался от возмездия за службу у немцев. Был штатным доносчиком, старостой, загубив не один десяток односельчан.
 
В школе четверо подростков неожиданно стали героями. На них с завистью смотрели даже старшеклассники.
Ночное происшествие в Сочельник с годами обрастало легендами, но и достоверная история была достаточно яркой, чтобы о ней помнить всю жизнь.