Происхождение русского народа. вятская версия

Андрей Козлов Кослоп
 


В интернете весит, например, текст некого  Вадима Ростова «Нерусский русский язык». Ростов рассуждает, в частности, об «околословянском койне», называя этим «красивым» термином современный русский язык. Вадик пишет:
«В качестве третьего языка России можно назвать современный литературный русский язык, который является совершенно искусственным кабинетным изобретением, эдаким «эсперанто» на основе двух указанных выше языков-источников».
          Русский язык у нашего Вадика - «типа финский язык», в качестве аргумента Вадик приводит  музыкальный инструмент «гусли», который на самом деле, то же самое, что финский народный инструмент «кантеле». Язык состоит из лаптей, а раз лапти, гусли были у финнов, значит русский язык – финский или около того.
Может быть, эту чушь-галиматью как-то взять и по пунктам всю опровергнуть? - думаю я. Но что-то подсказывает, что тут совсем иной жанр.

ЛЖЕНАУКА
Лженаука – это, на самом деле, не есть ложная или ошибочная наука, которую следует опровергать. Нужно пройти дальше того софистического заключения, что лженаука – всё ошибочное. Наука, настоящая, вполне научная, может быть очень даже  ошибочной и неправильной. У Карла Поппера, кстати, имеется как раз такое парадоксальное суждение, что наука-то как раз то, что может быть неправильным, в отличие от религии, которая неизбежно «истинна».
            Если есть научная дисциплина, аргументы, факты, логика, аппарат ссылок и всё прочее – это наука, какими бы ни были шокирующими картины такой   научной теории. В этом смысле, Фоменко и Носовский - вовсе не лженаука. Может быть, ошибочная теория –  возможно. Может быть, нагромождение разной простоватой чепухи вроде «самураи» от «Самара», «Чечен-Ица» от «чеченцы». Но сама идея анкет-кодов,  умножение хронологических  фрагментов обоснованны вполне рационально и сопровождены аргументами, и всё это оснащено не меньшей аргументацией, чем это делают современные историки. Непривычно? Да. Возможно, интуиция и эрудиция «профессиональным историкам» подсказывают, что Фоменко-Носовский не правы. Возможно. Но ошибочную теорию следует и возможно опровергнуть. Но само заявление комиссии по лженауке, что новая хронология есть «лженаука» является «лженаучным», поскольку аргументация заменяются весом авторитетных имен. Авторитеты, кстати, путаются на месте. Физик Капица, выступая по ТВ, сумел допустить сразу несколько иррационализмов. Например, он заявил, что лженаука есть следствие проникновения дилетантов в науку, но Фоменко - академик, но, правда, не историк, но правда и Капица - не историк.  Добавим ещё, что суть «новой хронологии» лежит не столько в области истории, сколько в области исторической ономастики, и математическом исследовании хронологических таблиц. Для опровержения Фоменко нужна дисциплина филолога, занимающегося ономастикой и семиотикой, и математика. Большинство же современных историков, даже очень крупных этим не занимаются (уже всё спланировано и наперед отрегулировано, чем они занимаются). В каком-то смысле «новая хронология» задела фундамент «истории» как образовательного института, общество не имеет совсем чёткого, дисциплинированного  понимания, что есть история. На пальцах понятно: история это про Петра Первого, про Наполеона, а суть…: «История наука, изучающая историю». 
Если нематематику трудновато опровергнуть математика (но в принципе  какие-то наиболее общие ошибки могут быть обнаружены, подобно тем, что мы обнаружили у именитого физика Капицы), то лженауку опровергнуть вообще нельзя.  Лженаука как дискурс вообще не строится на рационально-логических основаниях. Нормальный учёный не будет даже обращать внимания на рассуждения «об околославянском койне». Но… слишком это всё стало распространённым и даже популярным. Но не «научно-популярным», а «ненаучно-популярным».  Причём, эта «ненаука» - вовсе не литература, религия, философия, это некий  «бредовый дискурс», выдающий себя за науку. Лженаука, как объект исследования  – это предмет  лингвистики и психиатрии. Порождается  же «лженаука» не мистическим колдовством злодеев-псевдоученых, она происходит там, где просто отсутствует научная картина мира по тому или иному вопросу.

ЯЗЫКИ МИРА
Вопрос очень запущен, поэтому  и нужно начинать с азов.
Языки мира различны, но многие из языков обнаруживают  родство и сходство, так что образуют языковые семьи. Самая многочисленная по составу - семья индоевропейских языков. Эта семья сам делится на группы. В составе индоевропейских языков славянские языки, романские языки, индо-иранские языки. Индоевропейскими языками являются армянский, ирландский, осетинский, латышский и литовский.
Кроме индоевропейской языковой семьи на территории нашей страны и ближнего зарубежья присутствуют языки тюркской и финно-угорской языковых семей. Тюркские языки – это татарский, башкирский, чувашский, узбекский, турецкий, азербайджанский. Финно-угорские – финский, карельский, эстонский, марийский, мордовский, коми, удмуртский, хантыйский, мансийский, венгерский, саамский.
Никаких опровержений относительно этой лингвистической картины у Вадика, конечно, нет. Хотя пельмени восходят к коми-пермякому языку (пел нянь - «соленый хлеб»), а Москва, Нева и даже Волга (об этом дальше)  являются  названиями финно-угорского происхождения,  русский язык остается славянскими. При чем, не только самый крупный по количеству говорящих на этом языке, но он, как бы это ни казалось кому-то сомнительным, самый «архаичный» с из славянских языков.
Эта «древнеславянскость» русского языка, конечно, связана и площадью его распространения.   Чем больше людей говорят на каком-то языке, тем легче такой язык сохраняется и меньше подается внешнему влиянию. В качестве примера можно привести английский язык. По своему происхождению и многим другим факторам он относится к группе германских языков. Англосаксов в Британии было не так уж много, и, соприкасаясь с другими языками, английский очень сильно деформировался: потерял систему падежей и чуть ли не на четверть вобрал в себя французскую лексику. Другой пример – болгарский язык. Болгары, попав в ближайшее соседство и владычество турков, тоже потеряли систему падежей. И в этом братском языке не ни именительного, ни винительного никакого другого падежа, смыслы предложения выстраиваются аналитически, подобно тому, как это происходит в английском.
Другой причиной наибольшей славянскости русского языка является строение его литературного языка. Это строение уникально и очень отличает русский язык и от украинского с белорусским, и от сербского и от других славянских языков. Русский литературный язык был выстроен из московского диалекта древнерусского языка (кстати,  такой вот столичный диалект, как раз и называется в лингвистике «койне») и старославянского языка. Этот язык в других случаях называют «церковно-славянским»,  «древнеболгарским», «древне-сербским» или даже просто «славянским». Все пять названий этого языка вполне корректны. В древности, как  об этом свидетельствует и летопись, «был един народ славенск». Ареал распространения славян был широк, и в этих ареалах славянский язык варьировался в форме своих диалектов, но факт, что изначально тексты на старославянском языке были распространены во всех славянских народах. Большая часть этого «общего» языка вошла в русский литературный. Наиболее очевидными следами такого вхождения старого славянского языка в наш язык является известное наличие полногласных и неполногласных пар: молоко-млеко, болото-блато, золото-злато, берег-брег, дерево-древо, волок-влачить.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ
Но язык, естественно, не является однозначным свидетельством генезиса народа. Кроме языка, народ составляет собственно кровное родство, наследование особенностей быта и обычаев. Негр может говорить на английском, а белый может говорить по-китайски. Знание кто мы есть важно не только с моральной точки зрения (помнить о предках, о родине), но, как выразился русский историк Борис Поршнев, знание происхождения какого-то феномена даёт нам понимание этого феномена.
Вопрос происхождения, таким образом, становится ключевым как в истории, так и в этнографии, и в ономастике.
Как и где произошел человек разумный?
Как и где произошли три известных расы (европеоиды, негроиды, монголоиды)?
            Где прародина индоевропейцев? Где славян?
            Как и где произошёл русский этнос?
Что означает этноним «Русь»?
Что означают этнонимы «белорусь», «украинцы» «вятичи», «кривичи», «поляки»?
Этот вопрос о происхождении давно задуют себе учёные, он не новый. Но появился новый и очень живой интерес к вопросу. На фоне этой новизны много уже давно преодоленных ошибок. Хотя самураи и Самара звучат похоже, но лингвистика в лице таких своих дисциплин, как историческое языкознание или этимология, научилась понимать как происходят слава, как происходят фонетические переходы при усвоении одним языком слов из другого языка. Выявлены даже определенные законы фонетических переходов. Например, одно и тот же слово даёт две вариации фонетического изменения: мы имеем  слово МЯТА и МЕНТОЛ, где Я и ЕН – трансформации одного и того же гласного звука. Та же история у слов ПЯТЬ и ПЕНТНАГОН. В корнях слов ЗЯТЬ, ЖЕНИХ, ГЕНЕТИКА варьируется не только Я/ЕН, но и З/Ж/Г.
При скрупулёзном изучении предмета можно довольно уверенно говорить о происхождении очень многих слов, которые нам кажутся тёмными и провоцируют нас на беспредельные выдумки и спекуляции. Не только фонетические переходы происходят закономерно, закономерно возникают и названия по своему содержанию. Многие крупные реки «изначального» славянского ареала имеют в своих названиях формант ДН (дно): Дон, Днепр, Днестр, Дунай.  Реки Эльба, Белая, море Балтийское, Белое названы таковыми потому, что зимой они покрываются белым льдом.  То есть, названия, как правило, происходят из нарицательных свойств объектов или даже попросту от терминов, обозначающих называемый объект: река, гора, страна, человек, родственники, народ и т.д.
То же касается не только происхождения слов, но и происхождения народов.  Народы не приходят  тысячи км из Шумера в Мордовию, не прилетают с Сириуса, Солнца или Луны. Народы передвигаются из соседних регионов и, сливаясь с аборигенным населением, на месте генерируют новый этнос.


РУССКАЯ РАВНИНА

Славяне произошли от неких праславян. Нередко таковыми наука считает балто-славянскую языковую общность, то есть, этносы, являющиеся одинаково предками славян и прибалтов (латышей, литовцев, древних пруссов). Действительно славянская и балтийская языковые группы очень близки. Действительно огромная, в целом равнинная территория с крупными реками является тем местом, где существовали причины для сравнительно монолитной этнической ситуации.  Этническое своеобразие, обособленность возникают вне равнины. Прибрежная зона (край суши), горы, островное положение, джунгли,  тайга – способствуют обособлению группы в отдельный этнос. Если мы сравним политическую и физическую карты Европы, мы увидим, что разнообразие ландшафта, крайняя, изрезанность морской береговой линии соответствуют множеству политических и этнических образований. Восточно-европейская равнина географически очень «ровная» и как результат мы имеем одно государство, а «нетитульные» народы практически либо билингвисты, либо русскоязычны. 
Собственно славяне согласно летописи «сидели по Дунаю». Мы полагаем, что Дунай и следует считать славянской прародиной, так как в пользу дунайской версии  говорит и логика «миросистемы». Где раньше может образоваться активная и продвинутая этническая общность? Для древнего общества существенны два фактора: оно может возникнуть в более мягком климате (это. конечно ,Дунай), на естественной транспортной артерии (это тоже Дунай). Долина Дуная к тому же находилась в соседстве с Римской империей, что опять же стимулировало социальные и технические подвижки населения. Можно добавить также, что славянам помогли выйти из состояния племенного союза и военной демократии восточные пришельцы - булгары и венгры, которые образовали на землях славян государства и подтолкнули к государственному строительству всех своих славянских соседей.
Прибалтийская ветвь балто-славянской общности вела себя более консервативно. Она сохраняла и свою языческую религию, свой родовой строй, и свой наиболее архаический язык. В глубине восточно-европейской равнины прибалты естественно были ассимилированы более активными и социально-пассионарными славянами. Но у моря, где ландшафт изменен, быт и хозяйствование являются иными, чем у жителей внутренней равнины,  их ассимиляция не происходила.
Славяне заняли всю равнину. Но есть одно но.
Кроме близко родственных балтов (голядь, колбяги и т. д.), чем севернее и восточнее, тем всё больше здесь обитали племена, которые ученые называют «финно-угорскими».  Древние письменные источники упоминают, например племя меря, жившее на территориях Тверской, Костромской, Ивановской, Московской и некоторых других областей центральной России.
Кто они такие эти меря, чудь, мурома и так далее?
Существует некий мутный мифы вроде мифа про «чудь белоглазую», которая «в землю ушла».
Куда подевались эти финно-угры? Их  славяне-русские перестреляли, как  янки индейцев? Или они вымерли от гриппа? Или что?
Всё гораздо проще. Город Ростов, стоящий на озере Неро, находится в центре «сакрально-образцовой» Святой Руси, и он же находится в центре «исторических земель меря». Неро – это мерянское название. Исконная топонимика в центральной  России сплошь финно-угорская (ближе к Орловщине, Смоленщине, на запад Московской области начинает доминировать уже балтийский субстрат). Сами названия Кострома, Рязань, Москва и даже город Козельск (позже мы вернемся к этому топониму) – финно-угорского происхождения.
Никто никуда не подевался, просто мы – «Иваны, непомнящие родства». Обычно эту пословицу вспоминают, чтобы напомнить, как наши предки-славяне прятались от кочевников в болотах, поклонялись Велесу, Хоросу, Даждь-Богу. И в знак того, чтобы у Иванов была память, часовые в Московском Кремле набираются среди новобранцев со славянской внешностью. Конечно, это абсурдно. Не бывает, во-первых ,славянской внешности. Славяне – это языковая, а не расовая общность. А во-вторых по крови-то мы не меньше финно-угры,  чем славяне. Иной раз это заключение вызывает шок.
Мы - финно-угры, перешедшие на восточнославянский язык. Кстати, современные финно-угорские народы России тоже не очень сильно цепляются за свой язык. Точнее, те представители русского народа, которые ещё пока помнят свои древние и до сих пор бытующие языки, тоже употребляют их меньше и меньше, и не  знают, не понимают, зачем они нам нужны. И гусли, и бани, и туеса с корзинками, и лапти, и все эта культура деревянных изб, и лыжи, и валенки, и пельмени, и разные тулупы, шубы, грибы, ягоды, экзогамный (комплементарно- коллективистский) северный характер - это не с Дуная. Там на Дунае славяне разделились на множество народов, и даже слились с другими народами (румынами,  венграми, греками, немцами, турками). Здесь на «Святой Руси», наоборот, славяне, финно-угры, балты, тюрки – образовали одно государство, один народ.
И чтобы не было путаницы (народ, этнос, нация, национальность, государство), мы обратимся к вопросу о происхождении этнонимов.

РУСЬ

По поводу  этнонима «Русь» и в школьных и в вузовских учебниках мы прочитаем ряд версий. Русь – от цвета волос «русый» (и там же «рыжий»). Русь – от зверя «рысь». Русь – от варяжского племени «Русь» (такое племя неизвестно, но раз Рюрики считаются «варягами-скандинавами», то должно было быть). В Финляндии обнаруживают следы некого племени с похожим названием. Не далеко от Киева есть речка Рось. Может быть, это из-за неё получилось название этнониму РОС/РУС. Все эти версии выдвинул далеко не Фоменко, а вполне чистые перед комиссией по лженауки  исследователи. Но ошибочность этих версий вполне на грани лженаучности. Сначала следовало проверить естественную и самую простую версию. Не может ли РОС/РУС произойти от некого нарицательного термина обозначающего народ. Таким нарицательным термином является, например, термин «народ». Корень слова НАРОД  - «РОД». Индоевропейским языкам присуще такое свойство как флективность, звуки морфем варьируются, чередуются  даже не исторически, а в живом языке. В курсе школьного учебника мы изучали такие чередования: РОСТ, но РОЩ-А, ЗА-РОС-ЛИ. РОД-ИТЬ, но РОЖД-АТЬСЯ, РОЖ-АТЬ. ЧЕЛОВЕК, но ЧЕЛОВЕЧ-ИЩЕ. Если мы привлечем сведения этимологического словаря, то круг «родственных» слов расширится. Корень РОСТ/РОС, мы узнаём,  восходит к корню РОД, то есть, РАСТИ, РОЖАТЬ, РОДЫ, РОСТ, ВЫРОС, ПРИРОДА, НАРОД происходят из одного корня. Так что жители РОСТОВА Великого называли своих соплеменников РОДНЁЙ, РОДСТВЕНИКАМИ, чужих называли ЧУЖЕРОДЦАМИ, свои же были РОДЦЫ/РОЦЫ/РОСЫ. Фонетические изменения довольно убедительны.  Изначально этноним «РОСЫ» были термином, указывающим на родственность племен и вытекающий их этого их союз. РОССИЯ и РОДИНА - слова однокоренные по происхождению.
Рюриковичи применяли этот термин, подчиняя своей власти племена на территории, которую они желали контролировать. Летопись недвусмысленно указывает на смысл этой территории: это «путь из варяг в греки», то есть Приднепровье, Финский залив и волоки между этими гидронимами.  Изначально термин «РУСЬ» не должен был быть и не был этнонимом, а термином, обозначающими государство Рюриков. Подданными Рюриков были славяне, балты, финно-угры и так далее. «Родственность» не обязательно означала единокровность или породнение через брачные узы детей, «побратимством» считался любой союзнический договор.   
            Хотя «русскими», то есть поданными «РУСИ» были не только великороссы, украинцы и белорусы, но и меря, мурома, голядь и иже с ними, с точки зрения лингвистики термин «русский» закрепился за восточно-славянскими языками. Все они, и говорящие на них народы в древней Руси назывались «русскими». Но позже эти народы получили другие названия. И другие названия у восточных славян были до Рюриков.

«УКРЫ»
«Украинцы» - прозрачный славянский этноним, но его умудрятся растолковать при помощи неких «укров», населявших «УКРУ» в древности. Более вменяемой является трактовка «окраина»: мол, окраина-провинция великорусской империи.  Эта Окраина является чуть ли не общепринятой трактовкой, и комплекс, возникающий у жителей Украины, привел к требованию заменить падежную форму «на Украине», на «в Украине». Тут три нонсенса. Если украинцы - не русские, тогда у них нет и «права» вырабатывать нормативы русского языка и требовать произношения «в Украине». Второй нонсенс заключается в том, что слово УКРАИНА, состоит из корня КРАЙ, приставки У и завершающего форманта НА. Приставка У – вариация приставки В (диалектное ВКРАЙНА).  Уже одно В и так уже есть, тавтологию принято как-то менять, потому что одна из двух «В» будет теряться. Наконец предлоги В и НА ровным счётом не означают какого-то политического статуса. УКРАИНА – в соответствии с указанным выше законом возникновения ключевых названий из терминов – восходит к термину КРАЙ, означающим «страну», «государство», «регион».. До сих пор в восточно-славянских языках КРАЙ именно это и означает: Красноярский край, «край ты мой родной» - вообще о всей стране, в народных исторических песнях встречается выражение «сибирские украйны» (например, в списке Кирши Данилова), у сербов  есть очень похожий на «Украину» термин  «крайна».
Почему белорусы вдруг белые? Есть несколько версий. Белорусы – блондины. Белорусы  ходят в белых рубашках (хочется добавить  : или штанах как бразильцы Остапа Бендера). Мы сами выдвигали версию, что «белый» в этом положении могло бы означать «свободный» (по модели «белое духовенство»). Все версии – слабые. Сильная версия, как мы уже к тому и привыкли, находится на самом видном месте. Литовцы называют белорусов  «БАЛТОРУСАМИ», а Белоруссию – «БАЛТОРУСИЕЙ».  Батьке Лукашенко это очень не нравится, он требует, чтобы все использовали название Белорусь. Понятно, президент Лукашенко – не филолог, но его политический демарш помог нам разобраться в этой лингвистической загадке. В средние века существовало государство Великое Княжество Литовское, которое потом интегрировалось в государство Речь Посполитая. Государственным языком и более чем половиной населения Великого Княжества Литовского были русские. Естественно, если  Великое Княжество Литовское было прибалтийским государством (и, по всей видимости, именно балтийские племена дали и название БАЛТИЙСКОМУ море, и как мы видим, сами так или иначе называются «балтийским народом» или «прибалтийцами»), было уместно называть русских, живущих в этом балтийском государстве, «балторусами».
Казаки любят говорить о себе как об этносе, хотя язык их – русский, и всё остальное русское, но есть одна особенность – это особенность древнего уклада. КАЗАКИ восходят к глаголу «казить/козить» (протыкать), КАЗАКИ – воины, вооруженные холодным протыкающим оружием.  КАЗАКАМИ русские былины называют русских богатырей, дружинников князя Владимира. Иногда кажется, что «казаки» здесь анахронизм, привнесение слова из позднего времени, так как учебник объясняет происхождение КАЗАКОВ бегством крепостных крестьян на юг, на вольное казацское  поле. Они, очевидно, бежали, но очевидно, что уклад казаков – реликт древней славянской дружины, военной демократии, которая неизбежно должна была возникнуть и народов, живущих племенным строем, на границах римской Империи и в соседстве с кочевнической степью. Казаки – древнейшая форма политической организации восточных славян.
Обычно за казаками не признаётся «этничность». Хрестоматии говорят по летописям о «полянах», «древлянах», «кривичах», «вятичах» и так далее.
Поляне жили на полянах. Или, может, они жили в полях? Нам показалось очень подозрительным сходство этнонимов ПОЛЯКИ и ПОЛЯНЕ.  И поляки и поляне имели зоной своего обитание так называемое ПОЛЕСЬЕ. Поляков иногда называют «ЛЯХИ». Польский, Польша имеет в западном контексте вариации с другим оформлением корня ПОЛОНЕЗ, ПОЛОНИЗМ, ПОЛОНСКИЙ (мы вспоминаем о чередовании Я/ЕН, и ясно уже видим в «поляках»  «полян»). Приставка ПО отделяется от основы (заметим, что такая приставка вполне характерна для этнических и географических названий: Полесье, Поволжье, поморы, полабы). ЛЯХ – это лес, так что, и поляки, и поляне (скорее всего, вариации одного этнонима) -  жители ПОЛЕСЬЯ. Так могли называть те группы восточных славян, которые жили в отдалении от магистральных рек, не в городах, а сельской местности. Такой сельской местностью, конечно, для восточных славян были «деревни» (этимологическая реконструкция слова «деревня» показывает, что так называли участки вырубленного, «содранного» леса, то есть, «деревнями» изначально назывались не населенные пункты с деревянными домиками, а все сельскохозяйственные угодья крестьян-общинников). «Древляне» скорее всего, произошли по этой же парадигме.
Очень древним, предшествующим термину «рос/рус», был термин кривичи. В латышском языке  сих пор русские называются  КРИЕВИ. Мы полагали, что у термина КРИВИЧИ есть связь с прусскими волхвами КРИВО-КРИВАЙТИС, имевшие наподобие индийских саньяси жреческие посохи, которые были КРИВЫМИ. Но более простая трактовка КРИВИЧЕЙ - от КРОВЬ (означающее кровное родство). КРИВИЧИ, стало быть, означает РОДСТВЕННИКИ. Но  КРИВИЧИ всё-таки должны были иметь связь с пруссами. Во-первых, они соседи. Во-вторых. балтийские и славянские племена близкородственны. Наконец, могущество прусского государства, которое с великим трудом разбили немецкие рыцари, противоречит одному очевидному свойству балтийских народов в эпоху зарождения государства РУСЬ. Разница между братскими этносами славян и балтов заключалась в том, что славяне были более в социально-политическом отношении активны, а балты – консервативны. Балты самые последние в Европе  отказались от язычества, их древние родовые традиции не позволяли им организовать государственность. Поэтому литовские князья объединялись с русскими князьями, а потом с Польшей.  Древняя Пруссия в связи с этой логикой не могла быть государством «балтов». Немецкие исследователи нового времени ещё застали деревенских жителей, носителей так называемого прусского языка. Но не факт, что эти «пруссы» были потомками тех «пруссов», которые организовали древне-прусское государство ПРУССИЮ. Эта Древняя Пруссия, кстати, также находится на пути из Варяг в Греки. Путь через прусский Неман-Нямунас даже короче, чем через Финский залив.  Караванной торговлей, как мы видим из истории занимались восточные славяне, так что этноним «Пруссия» мы предложили прочитать как «Поруссия» (парадигма такого словообразования есть: Полесье, полабы, поморы), то есть, некая земля среди или около РУСИ. Кстати, в текстах древнерусской литературы содержится упоминание, что Рюрики пришли именно из Пруссии, и были они не скандинавами, а славянами. Рюрик, конечно звучит по-иностранному, но вот имя его брата СИНЕУСА звучит уже по-нашенски. Развить эту версию мешало и до сих пор мешает инерция так называемой «нормандской теории».

ВЯТИЧИ
Остались «вятичи». Словарь нам объяснит, что ВЯТИЧИ происходят от некого мифологического предка ВЯТКО.  ВЯТКО – естественно такой же «предок», как «КИЙ, ЩЕК, ХОРИВ И СЕСТРИЦА ИХ ЛЫБЕДЬ». КИЙ  - не предок, это этнонимическая легенд, это  легендированный КИЕВ. ЩЕК – это легендированные чехи. ХОРИВ – хорваты. ЛЫБЕДЬ – полабы, славяне, живущие по берегам Лабы-Эльбы. ВЯТКО сохранил о себе след в распространенном русском имени Вячеслав. Нет ли у слова ВЯТКА какого-то чередующегося варианта (вспомним: МЯТА-МЕНТОЛ, ПЯТЬ-ПЕНТАГОН, ЗЯТЬ-ЖЕНИХ)?
Есть. Во-первых, ВЕНЕДЫ – имя славян, имеющееся в древних западно-европейских источниках. С Венедами историки языка связывают даже такие названия как Вена, Венеция, Венера. Но самое интересное, что ВЕНЕ и ВЕНЕМА – это название русских и России у финнов и эстонцев. Кому-то может показаться, что «вене» от «Ваня». Но это не так. Вам показалось. «ВЕНЕ» родственно «ВЯТИЧАМ» и «ВЯТСКИМ». Хорошим научно-историческим тоном считается считать, что «вятские» и «вятичи» вещи разные. Да «вятичи» - это этнос на карте Древней Руси, а вятские – они до сих пор живут на реке Вятка. Но река, конечно, связана с Вятичами. 
Мой дед по отцу родился в Котельническом уезде Вятской губернии. Когда в 1960 году при переписи населения его попросили назвать свою национальность, он сказал «вятский». Отец попытался его поправить, что такой национальности «вятский» нет, а мы - «русские». Но дед всё равно переписался «вятским». И вот эти жители Кировской области почему-то до сих пор очень любят называть себя «вятскими» (я тоже, получается, кстати, вятский).
Вятские, как и финны, сохранили  древнее название жителей нашего края-страны..
ВЕНЕ, кстати, очень похоже и на ВЕНГРОВ. А ВЕНГРЫ, как известно, вариация этнонима УГРЫ. «В» может во фонетическим законам превращаться в «У». «Н» носовое может перестать быть носовым, а может вообще исчезнуть. В конце может добавиться суффикс «-ОР/-АР» , характерный для этнонимов (булгары, татары, башкиры, хазары). Загадочные ВЕНГРЫ ещё называют свою страну ХУНГАРИЯ, а ещё их зовут МАДЬЯРАМИ…
Мы же говорили о том, что русские – финно-угры, перешедшие  на славянский язык. Конечно же такой переход был связан с тем, что славяне сами пришли на «мерянские земли», а не просто забросили свой язык по телефону. Или-или не получится. Русские – метисный народ. Но, обратите внимание, и финноугры - уже тоже метисный этнос. Огромная просторная русская равнина – место, где неизбежно происходит слияние народов и даже рас, их ассимиляция. «Желто-белыми» являются не только русские, финно-угры, но также и тюрки, а возможно, и даже славяне в целом - продукт синтеза двух рас. Доля примеси варьируются: у славян больше европеоидного, у и тюрков – больше монголоидного, у финноугров – фифти-фифти. Финно-угорская языковая общность возникла на Урале (её также называют ещё финно-угро-самодийской) в глубокой древности, когда не было государств, и сама климатическая обстановка региона стимулирует скорее сотрудничество, чем  соперничество. Таков геополитический климат 60-ой параллели от Урала до Финского залива: население редкое, погода суровая, ксенофобия и обычная в других местах эндогамия (этническая замкнутость) здесь не актуальны. Одни из предков финно-угров пришли с Алтая, другие с юго-восточной Европы, третьи жили в холодном климате испокон веков, но произошёл синтез. Финно-угры – не тюрки, не индоевропейцы, не ненцы. Русский историк Сергей Соловьёв  обращает внимание на общую неактуальность национального вопроса для Древней Руси (протопоп Аввакум, патриарх Никон были мордвинами – и никого это ровным счётом не трогало). Для финнов «вене» были и мордвины, и славяне со стажем, и раные литвины и голядь. Но этноним «ВЯТИЧ», являясь, как и этноним «русский», названием для разно-этнических групп, должен восходить всё же к какому-то определенному языку: он должен быть либо славянского, либо финно-угорского, либо ещё какого-то, но не общего происхождения. 
Наша версия, что ВЯТ/ВЕНЕ -  славянский корень.  Уже говорилось о легенде про предка ВЯТКО, о славянах-венедах, о славянском имени Вячеслав. Да и Вятские очевидно - славяне-русские, а их соседи, марийцы, коми, удмурты, продолжают оставаться финно–уграми.
ВЯТИЧ/ВЕНЕ – восходит к корню «венец», «венок», «веник». ВЕНЕЦ – знаменательный термин, ведь князь-монарх, основатель рода или племенного союза – есть «венценосная особа». До сих пор сохранился термин венчание, как посвящение на царство. ВЕНЕЦ - тоже самое, что и КОРОНА. Корона порождает короля.  Венцом порождается ВЯТКО. Само слово ВЕНЕЦ восходит к глаголу «вить, свивать».  Подобно тому, как корень «связывать» составил слово СОЮЗ, также и корень «вить, свивать» мог обозначить некое соединение, «ВЕНОК» племен.
До Рюриков мы были «вятскими», это запомнили западные финно-угорские языки и жители Вятской губернии. Но почему древнее название сохранилось в месте, являющимся в царской России синонимом захолустья и даже местом ссылок, а «вятские, ребята хватские» являлись персонажами анекдотов о дурнях. В этнографии известно так называемое «правило ареалов», по которому наиболее древние формы обычаев, языка и так далее сохраняются на границах ареалов. В центре ареала  всё меняется и мутирует быстро, и мало что сохраняется. В столицах – шум-гам. Во глубине – вековая тишина.

РАСЫ

Настроение Вадима Ростова сводится к тому, что славянство, превосходит  финно-угорство, а чистое славянство превосходит всякого другого. Опять мы упираемся в некий расовый миф. Можно от него отмахнуться научным расовым мифом, гласящим, что смешанные расы как раз более богаты своим генофондом, чем некие изолированные и чистые. Но скрупулезная наука продолжит спор: этническая и расовая мозаика ойкумены не однородна и также не однороден и не одинаков социально-культурный прогресс разных сегментов этой всечеловеческой мозаики.
А раз расы разные и не одинаковые – то какая-то может быть из этих рас более продвинута и как-то там ещё основательней, чем другие. У одних народов есть Сартр и Камю, у других Кант и Гегель, у третьих Лев Толстой, у четвертых – Тарас Шевченко, а у некоторых – только тотем, табу, бумеранги и экзотический обычай каннибализма.
Вопрос о расах также пока довольно тёмен. И чем этот вопрос темнее, тем  больше возможностей для тёмных расистских измышлений.
             Древние гоминиды предки человека имели своим обетованным континентом Африку. Тому множество подтверждений у антропологов, археологов и так далее. Чтобы человек разумный мог отделиться от царства зверей-приматов, ему нужно было уйти в иной регион с иным климатом, с иным анималистским окружением, желательно без дружков-приатов. Конечно же, при этом для юного человечества был нужен хороший климат, так как изначально он мог жить собирательством и чем-то ещё технически не очень сложным. По выходе из Африки самой удобной и достаточно широкой для образования нового вида территорией была Месопотамия (Междуречие). Будем считать, что Ближний Восток и есть прародина гомо сапиенс, так считают и многие (в том числе советские) академические ученые,  такова же, строго говоря, и версия «Ветхого Завета», располагающая рай Ева и Адамы в Междуречьи.
Возникнув, человеческий род начинает феноменально быстро распространяться. Это феноменальность объясняется не только двуногостью человека, но и тем, что самым опасным для человека животным оказался он же сам. В отличие от представителей других видов человек относит к своему виду только своих близких  общинников-соплеменников, от других людей он строит всяческие социо-психологические барьеры: остраняет свои языки, провозглашает своих предков животными, сексуально не совместимыми с тотемами соседей. Но самое надежное средство спасения от соседей – бежать куда подальше, так что вскоре весь мир даже далёкие острова и суровый север оказываются заселенны человеком. Но поскольку плоскость суши не имеет некой абсолютной формы, судьбы потоков человеческого рода оказываются разными – образуются расы.
Наибольшее отличие между расами наука наблюдает у монголоидов. Разница между  монголоидами и европеоидами, монголоидами и негроидами больше, чем между европеоидами и негроидами.
Название рас созданы по разному. Европеоиды – по части света. Негроиды – по цвету кожи, а монголоиды – по одному из этносов, представляющих расу. Проще всего объяснить судьбу негроидов – они пошли на юг и почернели. Эта простота соблазняет называть европеоидов – белой расой, а монголоидов – желтой. Но различие рас не сводится к цвету. Цвет – это лишь своего рода логотип расы.

НЕГРОИДЫ И ЕВРОПЕОИДЫ
Хрестоматийная версия: у европеоидов побелела кожа и вытянулся нос из-за холодов. А монголоиды защурились, потому что их раса произошла в пустыне Гоби, где они защурились от песчаных бурь. Комиссия по лженауки опять почему-то всё это пропускает в тираж и никак не высказывает своего возмущения.
Каждая из рас, коль она действительно имеет нечто общее, а не только похожее, образовалась в каком-то особом месте и обрела свои особенности благодаря этому месту. Тропики, субтропики, богатая и щедрая флора и фауна Африки дали негроидам  не только темный цвет кожи, но и некоторое очень неторопливое развитие: охоться на газелей, срывай кокосы, финики, строй шалашики, штопай набедренные повязки. Немножко утрируем, но картина современной Африки не вступает в противоречие с нарисованными причинами-условиями образования расы.
Другим  важнейшим препятствием на пути распространения человека является … конец суши, берег моря-океана. Европа в этом отношении представляет собой «мешок» куда заходят человеческие племена, доходят до берегов – и назад. Европа и особенно Средиземноморье имеет феноменально изрезанную береговую линию. Эта линия является естественным транспортным путём, так что движения внутри Европы ускоряется. Европа разнообразна по своему ландшафту: кроме морского берега тут есть и речные долины, и равнины, и горы. Различие ландшафтов обусловливает и различие народов. Это различие не даёт покоя. Народы отталкиваются от берегов, а им навстречу новые пришельцы, так что Европа активно предаётся мутациям. Как только развитие общества приспособило человека к европейскому климату с зимой, снегом и так далее, Европа начала  преодолевать первичную организацию стремительно. В расовом отношении это привело к увеличению генетического разнообразия и к более стремительной расовой изменчивости. Усложнился не только генофонд, но и умножаются социальные, экономически и технические наработки европейцев, береговая изрезанность способствует развитию торговли, с каждым веком, с каждой эпохой всё больше и больше подрывая натуральную патриархальность первобытного быта. Ведущей особенностью «белой расы» является её ускоренное и опережающее развитие, генетическое разнообразие и создание новых генетических комбинаций.

СИБИРОИДЫ
Монголоиды названы так в честь воинов Чингизхана, но «жёлтая раса» возникла, конечно, задолго до появления монгольской империи, и совсем не в Монголии. И не в пустыне Гоби. Наша версия исходит из того очевидного факта, что самыми северными, даже точнее полярными народами являются не представители «нордической расы», а монголоиды: ненцы, чукчи, эскимосы. Белые иногда путешествуют во льдах, как Фритьоф Нансен или герои Джека Лондона. Но такие путешествия для белых воистину героизм и подвиг. А ненцы, чукчи и эскимосы – там просто живут веками. Они - аборигены Севера, и они - монголоиды. Лично мне больше нравится термин «сибироиды». Так вот эти сибироиды, также как и прочие представители рода человеческого бежали куда подальше от враждебных представителей своего вида.  На севере жить стрёмно,  но не так стрёмно, как рядом с людьми в странах с теплым или умеренным климатом.  Здесь на севере есть свои плюсы. Людей очень мало и их социальная организация меняет свой характер. Они  имеют более мирный характер, они экзогамны, они даже комплементарны. Здесь нет многих вредных насекомых, многих других неприятностей. 10-12 тысяч лет назад, пока были живы мамонты, на севере был не тундра, а тундростепь, своим богатством фауны сравнимая с африканской саванной. Бизоны, лошади, олени, гигантские ленивцы – было чего покушать. Мамонты были культиваторами, они унаваживали почву, и помогали круговоротам пищевых цепочек вращаться. Но даже когда и мамонты и тундростепь исчезли, мы видим, люди не ушли с севера, а например, приручили оленей и это сделало их существование очень стабильным. Раса северных (сверхсеверных – гипербореев) народов выработала выносливость к холодам, коллективизм, поскольку всё это и позволяло в данных условиях выживать. Узкий разрез глаз в этой связи- реакция  развивающегося вида на колючий холодный снег, чем на песок.
Но укрепить нашу гипотезу позволяет история ледниковых периодов. Со времени появления Гомо Сапиенс периодов оледенения было минимум два. И именно благодаря этим обледенениям  немногочисленный тип человека, приспособившийся к условиям Приполярья,  стал одной из трёх рас. Когда ледник надвигается и заполняет собой север Евразии, наши гипербореи-сибироиды опускаются к югу вместе с кромкой льдов. В обжитой западной Азии и Евроропе пришельцы-сибироиды либо уничтожаются местным населением, либо их ассимилируют. Но Восточная Азия (Дальний Восток)  либо вообще не обжита, либо прозябает в условиях каменного века. Их гипербореи легко теснят и заселяют Дальнюю Азию. Америку тоже заселяют сибироиды. Там сибироиды имеют даже всего одну группу крови (настолько узок их генофонд). Но в Китае и прочей жёлтой Азии групп крови достаточно, но всё равно китайцы и японцы нам кажутся все на одно лицо. Этот не обман зрения, действительно особенность «желтой расы», кроме тех, что мы уже описали, это сравнительно узкий генофонд. Если представитель желтой расы смешивается с представителем белой расы, то, в конце концов,  получается всё-таки вариант европеоида.

ГЕНЕЗИС ПРАЯЗЫКОВ И РАС
У европеоидов кроме упомянутых, есть ещё одна характерная, хотя не абсолютная черта, большинство европеоидных этносов (исключением являются арабы, и завоеванные и отуреченные турками греки и славяне, грузины, абхазцы, европеоидные финно-угры) говорят на индоевропейских языках. Площадь разброса этих языков велика: индоевропейским являются португальский, ирландский, английский, норвежский, но также греческий, армянский, фарси, хинду, бенгали, русский и осетинский. Но где-то должна быть прародина, общность объяснима общностью происхождения.  Географическим плацдармом для такого  грандиозного праязыка не может быть никое иное место кроме восточно-европейской равнины по причинам, которые мы уже излагали выше: для возникновение крупного феномена нужна пригодная для жизни местность, широкая и ландшафтно единая и более конкретно даже - равнинная. В древности, конечно, лишь юг этой равнины мог породить индоевропейцев (очевидно, что индоевропейцы не были ни оленеводами, ни жителями лесов).
Итак, восточно-европейская равнина породила не только праславянскую языковую общность, но весь индоевропейский праязык.  Генезис праязыка европеоидов произошёл на восточно-европейской равнине – между Доном и Днепром. Расообразующим фактором белой расы была географическая ситуация Западной и центральной Европы (большой полуостров, фрактально образующий полуострова следующего порядка и крайняя изрезанность береговой линии в целом, пестрота ландшафта, теснота, образование множества новых генных комбинаций). Желтая раса возникла на Евразийском приполярном севере. Мы называем представителей этой расы сибироидами, это справедливо и географически и лингвистически: СИБИРЬ восходит к слову СЕВЕР, СЕВЕР же означает СЫРОЙ, СУРОВЫЙ. Сибироиды  образовали расу, когда исчезновение Берингова перешейка изолировало их от Старого Света, а в Старом Свете оледенение сбросило сибироидов на Дальний Восток (отделяющий основное обжитое человечество стеной Гималаев), где они расселились, создав расу.
Африканские негры созданы солнцем и богатством африканской природы. Негроиды Индии, Австралии и Новой Гвинеи тоже созданы солнцем, но от африканской расы они заметно отличаются (иногда в ту, а иногда даже в другую сторону).
             Ареал русских-россиян (вятских-советских) на  расположен на территории прародины индоевропейского праязыка и желтой расы. На русской равнине происходила метисизация (мы понимаем, что «метисизация» - условный термин) белой и желтой рас. Первым продуктом такого синтеза были финно-угорские народы, чье прародина расположена на Урале, а сами финноугры распространились от Западной Сибири до Скандинавии и Дуная. Интеграция восточных славян с финно-уграми, а также балтийскими племенами восточно-европейской низменности, создало русский народ.

ХОББИТЫ
Под этносом обычно понимается какая-то этническая история разных групп населения. Но ведущим моментом в образовании национальной реальности является активность и идеи  действующей элиты государства. Эта активность, влияние этой пассионарной социальной силы и является сутью народа. Конституция описывает «народ» как многонациональную совокупность всех граждан государства. Это несколько формально. В качестве совсем курьёза Конституция позволяет своим гражданам выбирать свою национальность, что они и делают во время переписи называя себя «хоббитами», «гномами», «троллями» и «эльфами».  Реальным является и история народа, история предков отдельного человека,  реальным является и настоящая живое социально-политическое движение, в котором мы участвуем в разной степени активности. Такое участие неизбежно и безальтернативно делает нас частицами народа-нации. Наши этнические резюме могут быть простыми, могут сложно переплетаться, это зависит от той памяти, которую донесли нам наши родители и родители наших родителей. Но даже если родители принесли нам немного исторический преданий, есть записанная история, фольклор, языки, археология, литература. Боле того, подавляющее большинство людей получают от непосредственных родителей не так уж много исторической памяти. Нет никакого смысла ограничивать своё самосознание спонтанным, банальным, стихийным  представлением о наших предках.

ИВАНОВЫ
Кажется мало, что осталось, ведь мы даже не знаем, где жила наша прабабушка. Мы предполагаем, что она была безграмотной, как подавляющее большинство сельских жителей России. История может обделить нас насчет деталей нашего семейных преданий. Но иногда какие-то вполне общие сведения могут просто перевернуть наши представления с ног на голову. Так произошло, например, для меня с выражением  «Иваны не помнящие родства». «Иван»  данном афоризме означает некого русского человека вообще, поскольку «Иван» часто используется как синоним слова «русский», так как Иван одно из самых распространенных русских имен. Но оказывается, что мы не просто не помним родства, а что мы и не совсем «Иваны». 
Я как-то усомнился в происхождении своей фамилии «Козлов» от слова «коза». Почему, я засомневался. Засомневался я потому, что фамилия Козлов  оказалась очень частотной (читай мою статью «Происхождение фамилии Козлов»: http://www.proza.ru/2010/11/09/947  ). Частотность фамилии Иванов понятна: Иванов-Иоаннов много в святках. И такая же частотность наблюдается у зарубежных Янов, Жанов, Гансов, Хуанов, Джонов (которые суть кальки  того же самого Иоанна). Кузнецовых много, потому что повсюду были кузнецы, и они выделялись на общем фоне пахарей.  Эта тема повторяется в Коваленках, Шмидтах и Смитах. С появлением компьютера и Интернета статистика стала скрупулёзней, точнее и доступней (Фамилия КОЗЛОВ по данным ВИКИПЕДИИ находится по свей частотности на 7-м месте среди русских фамилий). Я предположил, что КОЗЛОВ восходит к КОЗАКАМ, это могло бы объяснить частотность. Но каких-то подтверждений казаков называли КОЗЛОВЫМИ  не было. Версия восхождения фамилии от к прозвища тем не мене совершенно не объясняет частотность. КОЗЛОВЫ в разы превосходят КОРОВЬЕВЫХ, БАРАНОВЫХ, КУРИЦЫНЫХ, КОШКИНЫХ, СОБАКИНЫХ. 
Опубликованное в Интернете исследование «Вятичи Орловской губернии» неожиданно дало мне ответ. (Между прочим, город ОРЁЛ вовсе не от птицы «ОРЁЛ»). Автор дал  развернутый анализ происхождения названия древнего города КОЗЕЛЬСК. В летописи он имеет ещё и другое название КОЗЛЕСК. Название , по мнению исследователя восходит к финно-угорскому слову  КОЗ/КОЖ, означающим «ель» и слову ЭЛ, означающему «населенный пункт». В подтверждение своего утверждения автор привёл до сотни  примеров разных названий рек и деревушек с корнем  КОЗ/КОЖ.. Иногда эти названия находятся в очевидном финно-угорском окружении, иногда называются по-славянски КОЗЛЫ, КОЗЕЛКИ. И так далее и КОЖЕМЯКА никаких кож не мял,  просто был родом из местечка Кожмяги (что-то еловое, овраг или речушка). В 1988 году я был в командировке в городе Киров, и в учреждении, куда я прикомандировался на стене висела карта Кировской области (то есть, Вятской губернии). На родине моих деда и отца в Котельническом районе я обнаружил населенный пункт КОЗЛОВОЖ. Одна половина слова - русская, другая -  марийская.
Я запомнил это странное название КОЗЛОВОЖ. Теперь странность рассеялась. КОЖ/КОЗ – ель, может быть, в древности значение было шире: хвойные деревья в целом. Множество  географических объектов получали название по окружающим их хвойным лесам. Люди, живущие в этих лесных деревеньках, получали название своего места рождения в прозвище-фамилию. Доминирующий русский язык переоформлял финно-угорские ЕЛЬ или  ЕЛОВЫЙ ПОСЁЛОК по созвучию в домашнее животное.
То есть, мои предки это и есть та самая «меря», о которой упомянуто в европейских источниках 6-го века. Я кое-что вспомнил!

ШАРТАШ, КАМА, ВОЛГА
            О другом открытие, я прочитал уже специальной монографии. В книге члена-корреспондента РАН известного лингвиста А.К. Матвеева   «Ономатология». Это мой университетский учитель. Я слушал его лекции. Дважды ездил с ним в так называемые  топонимические экспедиции, писал у него курсовые, диплом. И не только я, многие заметили, что Матвеев всю свою жизнь искал доказательство следов «протомадьярского субстрата», то есть следов финно-угорской прародины. Почему ему так это было важно и интересно? Прежде всего, наверное, потому,  что финно-угры -  одни из наших предков (не только и не столько восточные славяне).
В целом ученые сошлись на том мнении, что прародина финно-угорских народов - Урал. Но где, точнее?  Урал-то большой. В целом наша наука не так уж энтузиастично исследует финно-угорские корни (принято считать, что мы -  лица со славянской внешностью). Финно-уграми больше интересуются финны и венгры – поэтому, видимо, и появился такой термин «протомадьяры». В сущности же это просто древние манси.
Вот что сообщает Матвеев. На языке ханты, по-коми-пермяцки, по-ненецки и по-венгерски озеро называется ТО (или какая-то схожая  вариация). В окрестностях Екатеринбурга есть ряд озер, названия которых плохо понятны не только с русского, но и башкирского и даже существующих финно-угоских языков. Такая непонятность – симптом протоязыка.  Эти озера -  ТАВА-ТУЙ, ШИ-ТЫ, ВИШ-ТЫ. БАЛ-ТЫМ, ИСЕ-ТЬ. АЯ-ТЬ. Везде есть один формант Т с гласным. Названия в одном пучке и все называют озера. Таватуй, Балтым, Исетское озеро - очень известны, очень живописны…
Но самым «любимым местом отдыха екатеринбуржцев» является озеро ШАРТАШ. Нельзя ли его прочитать по-другому? Матвеев не даёт здесь финской версии. Он делает другое, он сомневается в существующей классической этимологии Шарташа, как «желтого Камня», и предполагает другую версию - «болотный камень», она более точна фонетически, к тому же камень вокруг Шарташа совсем не желтый, а вот болот дополна. Раньше их было и того больше. А еще раньше озеро Шарташ соединялось с рекой Исеть протокой, которая называлась Исток (сейчас от неё осталось только название Большой Исток, где расположена вилла бывшего губернатора Эдуарда Росселя). На языке коми протока повторяемым и типичным образом называется «ШЕР/ШАР» (Матвеев об этом пишет безотносительно к Шарташу в другом месте книги, как о характерном финно-угорском гидрониме). Эта протока Исток упоминается во всех краеведческих букварях и  очень характерна  для Шарташа. Шарташ, как многие озера Среднего Урала,  является как бы большим родником, из которого истекает вода для рек, стекающих с водораздела на равнину. ШЕРТЫ на языке коми-пермяков означало бы «озеро с протокой». То есть, ИСЕТО, ТАВАТО, АЯТО, ШАРТО – «протомадьярские реконструкции» названий озер вокруг уральской столицы. Самым показательным из этих названий является название озера БАЛТЫМ. Уж очень оно  похоже на название знаменитого венгерского озера БАЛАТОН.
              Каждое лето мы купаемся в этих озерах, зимой ловим в них рыбу, осенью на их берегах собираем подберезовики, грузди, опята, и даже не задумываемся, что здесь некогда родился будущий русский народ… - один из его пращуров.  Один предок родился на Дунае, куда пришли с Урала венгры, потом этот славянский предок с казаками Ермака снова вернулся на Урал, туда, где произошел другой (первый – по времени) финно-угорский предок нашей нации...
Это может показаться парадоксом. Но это факт, как и то, что вовсе и не Волга впадает в Каспийское море, то есть не совсем Волга, а Волго-Кама, так как Кама отнюдь не является приток магистральной  реки, а её основным руслом. Верхняя Волга  как раз же является притоком. С точки  зрения «миросистемного» подхода это оказывается существенным,  так как изначально крупные реки являются транспортными мейнстримами и образуют скелет цивилизации, являясь «путями из… в..». На Каме до сих пор живут коми-пермяки и удмурты, в Каму впадает и река Вятка, на берегах которой живут «вятские»,  дорюриковские «венценосные» пассионарии нашего загадочного народа.    
           Кама, согласно мнению А.К. Матвеева, скорее всего, восходит в финно-угорскому «светлый, прозрачный» (в хантыйском языке «КАМ» имеет значение «чистый, прозрачный»). Чтобы не обидеть Волгу, которую мы лишили «магистрального первородства», отметим, что великая русская река ВОЛГА восходит вовсе не к «влаге», как может показаться для славянского уха, а к финскому «ВАЛКЭА» (эстонское «ВАЛГЭ»), означающее «белый». Она действительно «белая»,  как Белое или Балтийское море, как палабская река Эльба или уральская река Белая. ВАЛГЭ также дорога и «священна» для нас. В конце концов, она, также как и ВЯТКА, является крупнейшим притоком великой реки КАМЫ…
 

--
Матвеев А.К. Географические названия Урала. - Свердловск. 1987.
Матвеев А.К. Ономатология. -  Москва: «Наука», 2006.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. – Москва: Прозерпина, 1994.