Заметки об Истории Карфагена

Николай Сологубовский
Заметки об Истории Карфагена
(отрывок из книги Николая Сологубовского и Сергея Филатова "Тунис.Тысяча и одна история, рассказанная в Хаммамете")

О мертвых или ничего (не говорят), или только хорошее.
Карфагенская пословица
   
   Колыбель мореходов
Средиземное море, как ни одно другое, благоприятствовало развитию мореходства. Изрезанная береговая линия и многочисленные острова позволяли овладевать этим искусством постепенно - плавать, не теряя сушу из вида, - от мыса к мысу и от острова к острову. К тому же берега изобиловали корабельным лесом - дубом и кедром. Вместе с тем, нехватка удобной для обработки земли заставляла людей искать пропитания у моря.
Кстати, в древние времена климат Средиземноморья был куда менее засушливым, чем теперь. Климатические изменения стали в значительной степени результатом вырубки лесов, в том числе на нужды кораблестроения.
Первыми покорителями Средиземного моря - еще в III тысячелетии до н.э. - были, безусловно, жители острова Крит, творцы минойской культуры, погибшей примерно в 1500 г. до н.э., вероятно, в результате извержения вулкана на острове Санторин. В середине II тысячелетия до н.э. хозяевами Средиземного моря стали пришедшие с севера ахейские племена, овладевшие большей частью континентальной и островной Греции, а вслед за ними - в конце II-начале I тысячелетия до н.э. на море стали господствовать финикийцы.

"Страна пурпура"
Поселения "фойникес", то есть "народа из страны пурпура", как называли финикийцев древние греки, появились в Восточном Средиземноморье еще в V-IV тысячелетиях до н.э., Этот народ, говоривший на одном из семитских языков, по преданию, пришел сюда с берегов "Эритрейского моря", то есть, по-видимому, Индийского океана.
Финикийские города-государства занимали узкую прибрежную полосу на востоке средиземноморского побережья - на территории современных государств Ливана и Сирии. Отроги Ливанских гор местами тут подступают к самому берегу - особенность, нашедшая отражение в названиях ряда городов. Так, название города Гебал (позднее - Библ, близ нынешнего Джубейль), находившегося примерно в середине финикийского побережья, означает "гора", а города Цур (нынешний Тир или Сур в Ливане) на крайнем юге Финикии переводится как "скала". Есть тут и топонимы, указывающие на род занятия населения. Например, название города Сидон (нынешний город Сайда в Ливане) означает "место рыбной ловли".
На протяжении большей части своей истории Финикия, небольшая страна с малочисленным населением, была зависимой страной - от Египта, Ассирии, Вавилона, Персидской державы. Вассальная зависимость была сопряжена с выплатой колоссальной дани, но давала и ряд преимуществ. В частности, обеспечивала защиту от внешних угроз, что сокращало военные расходы и способствовало развитию торговли. Так, в I веке до н.э. вся внешняя торговля Египта перешла в руки финикийцев, несмотря на то, что они были вассалами египтян.

Все мы немножко говорим по-финикийски
Пригодной для обработки земли в Финикии было совсем мало, но эта малость использовалась с максимальной отдачей. На склонах гор применялась система террасного земледелия, а там, где это было невозможно, культивировали оливковые деревья и виноград, из которого делали великолепное вино.
Средиземноморье - родина виноделия, здесь знали толк в вине, и финикийское - считалось эталоном качества. Не случайно само слово "вино" - финикийского происхождения. Звучащее на латыни как "винум", на древнегреческом как "войнос", на хетском как "вийна", все эти слова являются производным от финикийского "йайн".
Важнейшей статьей местного производства на экспорт были также ткани, окрашенные в пурпурный цвет. Носить одежды из такой ткани было привилегией фараонов, царей, полководцев. И только финикийцы владели секретом получения пурпурной краски из особого вида моллюсков, которых они добывали в водах Средиземноморья.
Преуспели финикийцы и в изготовлении стеклянных сосудов - именно им принадлежит изобретение стеклодувной техники. Так что нынешняя обыкновенная бутылка имеет "благородных предков" - ее предшественник, появившийся еще в I тысячелетии до н.э. и стоивший тогда дороже золота, - тоже финикийского происхождения.
Непревзойденными мастерами считались финикийцы также по части чеканки металлов и литья из бронзы, повсеместно славились их ювелирные украшения и другие предметы роскоши.
Весьма сведущи они были в строительном деле - их сооружения поражают монументальностью и прочностью кладки из тщательно отесанных камней. Финикийские зодчие работали не только у себя на родине, но и в соседних странах. Знаменитый храм Соломона в Иерусалиме был построен ими.
Однако, как бы ни были значительны технические достижения финикийцев, их главный, поистине бесценный вклад в развитие цивилизации - это изобретение алфавитного письма. От финикийской письменности произошла греческая и арамейская, а от них - письменность большинства языков мира, включая и русский.
Сами того не подозревая, мы часто употребляем в речи финикийские слова. Особенно много их среди географических названий. Так, например, говоря "Европа", большинство не знает, что по-финикийски это слово означает "страна заходящего солнца".

Славные мореходы-первопроходцы
Как ни славилась Финикия искусством своих ремесленников, основой процветания ее городов-государств было все же не местное производство, а посредническая морская торговля. Финикийские купцы-мореходы прекрасно знали не только Средиземное море, но и земли, лежащие за "Столпами Мелькарта", то есть за Гибралтарским проливом. Идя на север вдоль побережья Европы, они достигали Британских островов, а, двигаясь на юг вдоль африканского континента, доходили до Гвинейского залива. Только по африканскому берегу на расстоянии 30 дней плавания насчитывалось около 300 поселений выходцев из города Тир (среди них Карфаген -Тунис, Пуппют - Хаммамет, Хадруметум - Сусс).
Из древних источников доподлинно известно также, что примерно в 600 году до н.э., то есть за 2 тысячи лет до португальца Васко да Гама, финикийцы обошли вокруг Африки (путешествие Ганнона, которое вы можете увидеть в парке аттракционов Картаж Ленд в Хаммамете и о котором вы можете прочитать в книге С. Филатова и Н. Сологубовского). Подобное предприятие невозможно без солидных познаний в географии и астрономии. Вполне вероятно, что финикийцы уже пользовались морскими картами. Во всяком случае, как установили лингвисты, слово "карта" - финикийское. Вряд ли можно считать случайностью и то, что Полярную звезду - главный ориентир древних мореплавателей - греки называли "финикийской звездой".
Финикийские мореходы, благодаря их отваге, знаниям и предприимчивости, стали связующим звеном между народами древнего мира. Кстати, слово "галера", вошедшее во все европейские языки, - тоже финикийское.

Царица Элисса
История создания Карфагена сохранилась только в легендах, и среди ученых нет единодушия относительно времени его основания. Одни считают, что город был заложен в 825 году до н.э., другие называют 814 год. Но, как бы то ни было, Карфаген старше Рима.
Название городу (по-финикийски "Карт Хадашт" означает "Новый город") было дано для противопоставления самой метрополии - городу Тир, откуда приплыла со своими людьми царица Элисса.
Основательница Карфагена царица Элисса (или Дидона, как ее назвал поэт Вергилий) - личность тоже легендарная, как Ромул и Рем, основатели Рима. Она была вынуждена покинуть родной город Тир и, прибыв в Нумидию, выкупила у местного царя участок земли на холме, названном Бирса, что в переводе с финикийского означает "воловья шкура".
Это название, как говорит предание, объясняется тем, что нумидийский царь согласился продать ей земли "не больше, чем может обнять воловья шкура". Иными словами, нумидиец, не желая явно нарушать законы гостеприимства, вместе с тем указал чужакам на дверь. Однако хитроумная царица Элисса согласилась на сделку. Она приказала разрезать воловью шкуру на тонкие ремешки и, связав их концы, разложила по основанию холма. И этот холм стал сердцевиной города.
В этой связи существует еще одна версия датировки возникновения Карфагена: 825 г. до н.э. - это время прибытия в Африку переселенцев из Тира, а в 814 году произошло самосожжение царицы Элиссы. Почему? Что стало причиной этой трагедии? Об этом вы можете прочитать в книге С. Филатова и Н. Сологубовского.

В центре Средиземноморья
Легенды легендами, но совершенно очевидно, что создание Карфагена, начиная с выбора места для закладки города, не было делом случая, а дальновидным расчетом на основе точных знаний. Переселенцы из Тира основали новый город в стратегически важном пункте - в центре Средиземноморья и именно там, где африканский берег ближе всего подходит к Европе. К тому же город был расположен в плодородной долине, на берегу залива с удобными бухтами, а "за спиной" была гигантская территория с разнообразными климатическими условиями.
Со временем Карфаген, используя выгоды своего положения, стал центром мощной державы, вокруг которого объединились другие финикийские колонии на африканском побережье, на Сицилии, Сардинии, Корсике, Балеарских островах и в Испании. В период расцвета пунический Карфаген был самым крупным и богатым городом античного мира, его население достигало 300 тысяч.
    Если на Пиренейском полуострове, на побережье нынешних Алжира и Марокко владения Карфагена были, по сути дела, торговыми факториями, то на территории современного Туниса колонизация развивалась вглубь. Только в полосе от нынешней Бизерты до Сфакса насчитывалось почти три десятка относительно крупных городов, а в прилегающих к ним районах активно развивалось сельское хозяйство. Благодаря строительству оросительных каналов обширные площади в зоне Сахеля были превращены в сельскохозяйственные угодья.
Именно сельское хозяйство стало одним из главных источников мощи Карфагена и его необыкновенной живучести. О том, насколько развитым оно было, свидетельствует тот факт, что, потерпев поражение во Второй Пунической войне и лишившись всех своих территорий, Карфаген, тем не менее, в течение года поставил в Рим в качестве контрибуции 80 тысяч тонн зерна, и это не вызвало голода.
Примечательно и то, что в финале Третьей Пунической войны, накануне решительного штурма Карфагена, положившего конец существованию города, римскому войску был дан приказ не щадить никого и ничего, но сохранить 28-томный труд теоретика сельского хозяйства Магона. Легионеры выполнили приказ, и энциклопедия Магона стала единственным, что уцелело из сокровищ Карфагенской библиотеки, которая была самой крупной библиотекой того времени. Этот труд, в котором содержались рекомендации по многим отраслям сельского хозяйства - хлебопашество, виноделие, выращивание оливковых деревьев, животноводство и ветеринария, пчеловодство и т.д. - был переведен с пунического на латинский язык и еще не один век служил основным источником сельскохозяйственных знаний Вечного Рима.

Fides romana!
По решению римского сената, поверженный Карфаген подлежал полному уничтожению. Он был подожжен, горел 17 дней и ночей, а затем по его территории плугом была проведена борозда в знак того, что это место предано проклятию. Сам холм Бирса был засыпал морской солью - даже трава не росла на нем.
После разгрома Карфагена римляне методично истребляли все, что могло бы напомнить о нем. И в других пунических городах горели дворцы знати и жилища бедняков, храмы и библиотеки. От пунийской эпохи осталось мало письменних памятников. И римляне почти добились своего. На протяжении сотен лет весь мир смотрел на карфагенян "римскими глазами": они-де жадные, лукавые, корыстолюбивые, вероломные...Латинское выражение "Fides punica" - "пунийская верность" стало клеймом, которым награждали самых отпетых лжецов.
Отчего такая ненависть? Ведь Карфаген четко выполнял условия мирных договоров с Римом. И всегда Рим изобретал предлог, чтобы снова начать военные действия. Ни с одним из поверженных народов римляне не обошлись столь жестоко. Причина, вероятно, в разном менталитете тех и других. Карфагеняне - торговцы, ремесленники, земледельцы, считали, что лучше жить в мире, лучше, как говорят сегодня, мирно сосуществовать, торговать, развивать связи, сотрудничество. А римляне предпочитали нападать, отбирать, грабить.
Для Карфагена, огромной морской державы, мирная политика была наиболее рациональна - к такому выводу там пришли еще в конце VI в. до н.э., и, соответственно, армия, которая ранее формировалась из граждан, была преобразована в наемное войско. Наемники получали жалование, их набирали в случае возникновения опасности и распускали, когда опасность миновала.
В Риме - наоборот: военная служба считалась важнейшей обязанностью гражданина. Так что, по сути дела, в Карфагене армия служила государству, а в Риме государство служило армии. Вся история Древнего Рима - это непрерывная череда войн, тогда как для Карфагена войны были нежелательны, так как заставляли нести дополнительные издержки и разрушали торговлю в Средиземноморье.
Интересная деталь: разрушив сам город и уничтожив его жителей, римляне сохранили хозяйственную систему Карфагена, которая была более совершенна, развили ее, объявив ее своим собственным изобретением. А истинного автора изобретения? Его надо было не только уничтожить, но и оболгать, чтобы и память о нем в веках осталась дурная. Fides romana!

Провинция Африка - житница Рима
Стратегическая важность пункта, который занимал Карфаген, была столь очевидна, что не прошло и тридцати лет после разрушения города как римский сенат принял решение о его восстановлении под новым названием - Юнония. Но вплоть до 14 г. н.э. столицей новой римской провинции Африка, в которую вошли ранее подвластные Карфагену районы на территории современного Туниса, был город Утика.
В 46 г. до н.э. Юлий Цезарь, утвердив на египетском престоле царицу Клеопатру и одержав молниеносную победу над Боспорским царем Фарнаком ("пришел, увидел, победил"), высадился во главе большого войска в Африке (Хадруметум, нынешний Сусс), где окопались приверженцы его главного политического противника Помпея. В битве при Тапсе помпеянцы были разбиты, и Цезарь принял энергичные меры для укрепления власти Рима в этой окраине. Именно при Цезаре началась широкая колонизация провинций: 80 тысяч ветеранов - бывших солдат, отпущенников и беднейших граждан были расселены в провинциальных колониях. Значительная часть их была направлена в Африку, ставшую надежной опорой Рима. Эта политика столь же энергично была продолжена преемником Цезаря Октавианом Августом.
На римскую эпоху приходится расцвет городской цивилизации. Африка превратилась в одну из самых урбанизированных провинций империи - здесь насчитывалось около 200 больших и малых городов и проживало 2,5 млн. человек, в том числе более 500 тысяч в Юнонии (бывшем Карфагене). Столицу провинции не без основания называли африканским Римом и соперником Александрии по богатству и просвещению.
Именно к 5-вековому римскому периоду относятся многочисленные сохранившиеся до наших дней архитектурные памятники. До сих пор археологическими раскопками затронута лишь малая часть римских городов, так что науку, да и туристов тоже, ждет еще множество открытий.
С развитием городской жизни распространился латинский язык, однако во II в. большая часть населения, особенно сельского, говорила на пуническом. Вплоть до V в. пунический язык был живым и для многих единственно понятным. Впрочем, и латинский язык прочно укоренился здесь. В ряде районов, например в оазисе Гафса, латынь сохранилась как разговорный и письменный язык вплоть до 12 века!
В конце II в. провинция Африка стала главной житницей Римской империи. При императоре Коммоде для вывоза африканского хлеба был даже построен специальный флот. С целью наращивания производства зерна император запретил увеличивать повинности колонам и взимаемые с них платежи. Провинция процветала.
Однако к середине III века в условиях непрекращающихся гражданских войн, в которых принимали участие Африка и ее столица, города начали приходить в упадок. Результатом недовольства населения стало быстрое распространение христианства. Африканская церковь превратилась в одну из самых многочисленных и крепких христианских организаций. Именно здесь святым Августином были разработаны основы католицизма.

Вандалы и византийцы
Кризис, охвативший Римскую империю, вылился в 395 году в ее раскол на Западную и Восточную. Западная Римская империя пала под ударами варваров в 476 г., а Восточная (Византия) просуществовала до 1453 года.
В конце IV века началось движение германских, сарматских, славянских племен - так называемое "великое переселение народов". Германское племя вандалов, жившее по берегам Одера, с боями прошло через Галлию и Испанию. Переправившись в 439 г. через Гибралтарский пролив, вандалы под предводительством короля Гейзериха завоевали римскую провинцию Африка и сделали Карфаген своей столицей. Отсюда они предприняли морской поход в Италию и в 455 г., захватив Рим, учинили там такой погром, что с тех пор слово "вандализм" вошло в языки мира как синоним массового и бессмысленного уничтожения культурных ценностей.
Господство вандалов в Африке продолжалось почти сто лет. Византийский император Юстиниан I направил против них своего лучшего полководца Велизария, который в 533 г., взял Карфаген и, разумеется, переименовал его - в Юстиниану. Год спустя вандалы были полностью разгромлены, однако жители Карфагена, не желая впрягаться в имперское ярмо, подняли восстание, которое византийцам удалось подавить только в 546 году. Под властью Византии провинция Африка находилась чуть больше полутора сотен лет.

Арабы и турки
В середине VII в. сюда начали проникать отряды арабов-мусульман. В 670 г. они основали город Кайруан, ставший центром распространения ислама в Северной Африке. В 698 г. под их ударами пал Карфаген (Юстиниана). Город был снова разрушен ( в который раз!) и 200 лет лежал в развалинах.
При арабах территория Туниса сначала была частью крупных халифатов, а в IX в. здесь утвердилась фактически независимая династия Аглабидов. Годы ее правления современники называли "золотым веком", отмечая, что эмиры вели "роскошную жизнь в роскошных дворцах". Но эмиры не только жировали, как делают некоторые правители, калифы на час. Они строили! С того времени осталось немало интересных памятников - мечети в Кайруане и Тунисе, форты в Суссе и Монастире...
С начала XIII в. выгодами местоположения воспользовался соседний с Карфагеном город Тунис, ставший столицей крупного государства Хафсидов. После отражения нападения крестоносцев во главе с французским королем Людовиком IX Тунис превратился в один из важнейших городов арабского Запада (Магриба). Его возвышению во многом способствовало переселение из Андалусии (Испания) арабов-мавров, бежавших от Реконкисты - череды войн, которые христианские государства вели за отвоевание у мавров Иберийского полуострова.
В 1535 г. Тунис захватили испанцы, но уже в 1574 г. они были изгнаны турками-османами. Тунис и вся территория государства Хафсидов вошли в состав Османской империи. Впрочем, власть турецких султанов тут была чисто номинальной, страной правили наследственные династии тунисских беев.

Цивилизация по-французски
Начиная с 30-х гг. XIX в., тунисские беи неоднократно предпринимали попытки модернизации страны, создания системы управления по европейскому образцу. Это обернулось крупными затратами и ростом государственного долга. В 1869 г. последовал "дефолт", и над тунисскими финансами был учрежден "международный контроль" со стороны Франции, Англии, Италии и Пруссии.
За считанные годы Европейская финансовая комиссия, фактически взявшая в свои руки управление экономикой страны, добилась неплохих результатов. Быстро росли экспортные отрасли сельского хозяйства, появились железные дороги, телеграфные линии. Были созданы условия для постепенной выплаты Тунисом внешней задолженности. И тогда Франция решила, что "плод созрел" - что Тунис в качестве колонии будет для нее не обузой, а хорошей прибавкой к уже захваченному Алжиру. Дело оставалось за малым - найти предлог для агрессии.
Кочевые племена, жившие по обе стороны тунисско-алжирской границы, регулярно нападали друг на друга - угоняли скот. Это было рядовое явление: "сегодня вы у нас, завтра мы у вас". Но когда в марте 1881 г. тунисские арабы обидели алжирских, Франция решила заступиться за "своих" и примерно наказать "чужих". Без объявления войны две французские военные колонны - одна вдоль побережья, другая по долине реки Меджерда - вторглись на тунисскую территорию и двинулись к столице. Вышедшая из Тулона французская военная эскадра заняла Бизерту и высадила десант, который подошел к Тунису. Столица страны была взята в клещи. Армия тунисского бея не оказала ни малейшего сопротивления, а сам бей Мохаммед Садук подписал договор, по которому Тунис признавал над собой французское господство. Оказали сопротивление только жители Хаммамета, нынешнего главного курорта страны. И "цивилизованные французы" расправились с его жителями также, как римляне с карфагенянами.
Чуть позже население в Сфаксе, Габесе и Кайруане также попыталось оказать французам сопротивление, но и эти выступления были жестоко подавлены. Такова оказалась цена нескольких десятков верблюдов, угнанных платными провокаторами с алжирской территории.
По условиям договора 1881 г., Франция взяла на себя руководство внешней политикой страны, получила право разместить постоянные военные гарнизоны и при посредстве своего министра-резидента и назначаемых им ключевых чиновников возможность решительным образом влиять на внутренние дела.
Французы продолжили активное внедрение в экономику страны. Прежде всего ими были скуплены за бесценок, вернее, захвачены огромные земельные территории, на которых возникли латифундии. Начали строиться порты, текстильные и химические предприятия. На юге были открыты залежи фосфатов, началась их разработка. Практически вся промышленность сосредоточилась в руках европейцев. Тунисцы превратились в наемную силу, используемую на фабриках, в портах, рудниках и в сельском хозяйстве. А для французов и европейцев Тунис стал еще одним Эльдорадо.
Подробности об истории Карфагена читайте в книге
"ТУНИС. ТЫСЯЧА И ОДНА ИСТОРИЯ, РАССКАЗАННАЯ В ХАММАМЕТЕ"
Авторы: Николай Сологубовский и Сергей Филатов