Один день детства...

Галина Кошель
                "Сам себя считаю городским теперь    я.               
                Здесь моя работа, здесь мои друзья...
                Но все чаще ночью снится мне деревня.
                Отпустить меня не хочет родина моя…" 
                С. Беликов



           Раннее утро. Танюшка никак не хочет расставаться со сном, но голос мамы настойчив:
           - Вставай, вставай скорей, засоня. Уже солнышко высоко…
           Вынырнув из объятий сна, Танюшка сладко, как котенок, потянулась,  и, не открывая глаз, сказала:
           - Сейчас, мам, сейчас встану.
           Танюшке 11 лет. Она помогает старшему брату пасти коров. Сейчас на дворе лето и чтобы подработать, брат подрядился поработать пастухом в своей деревне. Он поступил в городе в училище, учиться на слесаря, но надо было хотя бы летом помочь семье, в которой без него было еще трое младших сестренок. Танюшка была самая маленькая.
          Полежав еще несколько минут, Танюшка встала и с полузакрытыми глазами пошла умываться. Прохладная вода освежила ее, и она окончательно проснулась.
          - Встала, доча? Вот и молодец! – услышала она голос отца.
          Он собирается на работу, работает шофером на грузовике в колхозе.
          - Иди поешь. Знаешь, есть поговорка: «Ранняя птичка зобок набивает, а поздняя глазки протирает». Вот и ты у нас ранняя птичка, подпасок ты наш…
          Брат уже собирает коров по деревне в стадо и, наскоро перекусив, Танюшка босиком бежит к нему по деревенской улице.
          Хозяйки уже подоили и выгоняют своих коров. Вот бабка Симониха гонит свою Красулю, к ней присоединяется Нюрочка со своей Зорькой. Нюрочке лет 40, она небольшого росточка, чуть повыше Танюшки и может поэтому и стар и млад кличут ее только Нюрочкой. Живет Нюрочка с бабкой Марьей по соседству с домом Танюшки. У нее есть сынишка лет пяти, которого Нюрочка зовет Серьгой.  Танюшка, поздоровавшись, идет с ними рядом дальше по улице. Тут к ним навстречу со своего двора выгоняет корову и годовалого телка тетка Надя и, приветливо улыбаясь, говорит:
          - Здорово, бабы!
          - ЗдорОво ночевали - ответила за всех бабка Симониха.
          - Ну что, поскребыш, не дают тебе поспать? - ласково обращается она к Танюшке.  Тетка Надя, как увидит Танюшку, постоянно зовет ее поскребышем, потому что Танюшка самая младшая в семье.
          - Да я не хочу уже спать - улыбается в ответ Танюшка. 
          Они двигаются в сторону стада. Пока прохладно, но похоже днем будет жарко. Вот, наконец, впереди показалось стадо коров, сопровождаемое пастухом на лошади.
          Женщины остановились, потом развернулись и пошли по домам заниматься своими делами.
          - Привет, Тань, - приветствует брат сестренку.- Славный будет сегодня денек... 
          Стадо движется  к выходу из деревни в сторону степи, зеленеющей молодой травкой, которая через месяц-полтора будет уже сухой, выгоревшей, если нынешнее лето, как и прошлое, выдастся засушливое.
          В прошлом году коров пришлось пасти в забоке.* Они вынуждены были объедать листья с кустарников, так как в поле не было ни травинки. Все сгорело, все было выжжено жарким солнцем…
         Деревня осталась далеко позади. Стадо спокойно паслось и ребята сели отдыхать. Танюшке нравилось разговаривать со своим братом. Он рассказывал разные истории, вычитанные в книжках. Иногда ее сердце замирало от волнения за героев и она радовалась, если в конце концов все заканчивалось хорошо.
         В степи стоял стрекот кузнечиков. Танюшка очень любила гоняться за ними, пытаясь поймать...
         Кузнечиков было много и больших и маленьких, но вдруг Танюшка увидела крупного,  большого, и попыталась подкрасться незаметно к нему. Она резко накрыла кузнечика ладошкой. Ура, попался!  Девочка взяла его одной рукой за согнутые лапки и, прикоснувшись кузнечиком к другой руке, попросила:
         - Кузнечик, кузнечик, дай мне йоду.
         И кузнечик оставил на руке капельку коричневой жидкости, или йода, как называли его деревенские ребятишки. Поговорив с кузнечиком, Танюшка его отпустила.
         Когда они шли дальше со стадом коров по полям, Танюшка искала дикий лук. Сорвав его, ела сама и угощала брата. Вдруг ей вспомнился кандык, с его красивыми желтенькими цветочками, появляющийся на полях ранней весной. Они с сестрами с удовольствием собирали его и ели. Жалко, что сейчас кандыка нет.
         Стадо постепенно передвигается по степи и ребята нечаянно-негаданно набрели на полянку, усыпанную мелкими спелыми ягодками. Это полевая клубника. Ну какая же она ароматная и вкуснющая! Вот уж  повезло и они полакомились от души.
         Ах, как хорошо было сейчас в летней степи. Разнотравье, аромат полевых цветов. Не насмотришься, не надышишься... Желтая кашка, белый тысячелистник, издали приметные фиолетовые кустики шалфея, мальва полевая... Другие цветы, названий которых Танюшка не знала.
         А как здорово лежать на мягкой траве и смотреть в бездонное небо. Танюшка любила наблюдать  за облаками. Ей нравилось находить в них очертания каких-то животных, птиц... Вот облачко, похожее на птицу с вытянутым клювом, а вот - лицо старика с бородой, а там...
         И хотя летний день длинный, время летело незаметно.
         Вот уже солнце поднялось высоко, стало жарко. Стадо двинулось к водопою, к небольшой речке, протекавшей примерно в трех километрах. Напившись воды, коровы улеглись на отдых.
         Вдруг молодой годовалый телок начал взбрыкивать и, задрав свой хвост, понесся вокруг стада. Коровы сонно лежали на влажном песке. Они иногда лениво взмахивали хвостами, отгоняя надоедливых оводов.
         - Молод совсем, поиграть хочет, бзик на него напал – говорил о резвящемся телке брат. Пусть побегает, порезвится…
         Танюшке было смешно смотреть на телка, ну совсем, как ее дружки, соседские пацаны, бегает. Надо же, а ведь животное…
        - Саш, а ты замечал, что коровы похожи на своих хозяев? – спросила она брата.
        - Ага, мне тоже так иногда кажется.
        - Даже характером они становятся на хозяев похожи.
        Вдоволь накупавшись, пообедав в тени, ребята укладываются немножко вздремнуть. За рекой в забоке вдруг закуковала кукушка.
        - Кукушка, кукушка, сколько мне лет осталось прожить - с закрытыми глазами вдруг сказала Танюшка. Кукушка продолжала куковать и девочка начала считать вслух:
        - Один, два, три, четыре...
        - Тань, а ты знаешь, что кукушки кукуют только до Петрова дня - прервал ее счет Александр.
        - Ой, а когда Петров день?
        - 12 июля.
        - А сегодня какое число?
        - Тридцатое... Июнь пока...
        Они замолчали, занятые каждый своими мыслями и незаметно задремали.
Солнце уже прошло свой зенит. Что ж, опять пора выдвигаться на выпаса. Александр начал поднимать коров. Танюшка, взяв маленький прутик, решила подогнать коня к своему брату. Так она всегда делала, когда они собирали коров в стадо. Она подошла сзади к коню и замахнулась на него. И вдруг, почувствовав сильнейший удар, Танюшка упала. Дыхание перехватило, некоторое время девочка  не могла вздохнуть…
        Брат кинулся к ней. Он видел, как сестренка замахнулась своим небольшим прутом на коня и тот со всего маху лягнул ее. Оказывается, конь копытом ударил Танюшку прямо в солнечное сплетение, и она никак не могла прийти в себя. Наконец, поднялась с помощью брата.
         - Эх,  ты, тепа-недотепа, - ласково сказал брат. Нельзя заходить к лошади сзади, тем более пытаться ее ударить. Она ведь могла и убить тебя таким ударом. Хоть это и умное, но все же животное. И ним, как и с человеком – нужно разговаривать и воздействовать лаской. И оно ответит тебе тем же.
        - Да я хотела, чтобы он побыстрей пошёл, - ответила Танюшка. - У меня же прутик маленький...
        Такой вот жизненный урок, хотя и очень болезненный, получила девочка, и этот урок запомнился на всю жизнь. Потом еще долго след от копыта в виде огромного фиолетового синяка не проходил у нее на теле.
        Наконец, солнце стало клониться к закату. Пора домой.  Вымя у коров стало полным. Они не спеша бредут в сторону деревни. Ребятня встречает на краю деревни своих коров. Безветренно. Пыль стоит столбом от проходящего стада. Она лежит на дороге бархатным ковром, и ноги Танюшки  утопают в ней.
        Это был один из далеких дней детства Танюшки. Их было много, и они были разные – радостные и грустные, солнечные и не очень, наполненные светом и общением с разными людьми.
                «Детство мое, ты приснилось, иль были
                Улицы, полные солнечной пыли…»
        Где ты, мое детство?


*Забока – это большие деревья, плотный кустарник, заросли ежевики, растущие в пойме  реки. 



Акварель художника Гордона Кинга.