Мама, почему я человек?

Ганова Людмила
     Спросил у меня мой старший сын,когда я налила ему тёмно янтарного дымящегося чаю в пиалу и подвинула ломтик черного
  хлеба с маслом.
  -Ешь скорее, да нужно уроки делать.Отразившись от чая,на стене запрыгал заиграл солнечный зайчик.
  -На месте,-подумала я и рассмеялась.Вчера моя младшая Катя,ей четыре года,утром спросила у меня,почему нет зайчика на
  стене.
  -А я и не заметила,-сказала я,РАСТЕРЯВШИСЬ.Я на это никогда раньше не обращала внимания.И стала искать,от чего он бы
  мог отразиться.Солнечный свет через окно доходил бы до стола,но его загораживал Илья.
  -Илья ,подвинься,а то зайчика загородил катькиного.-Нашёлся,- сказала я и подставила ему чашку чая.И он ожил и захулига-
  нил на стене.
  -Видишь ли,вот все вроде бы знают,что всё взаимосвязано на земле,но все об этой "ненарушаемой связи" забывают,или
  понимают очень поверхностно.Наверное вскоре нам всем придётся об этом задуматься всерьёз.Нам ведь угрожает всемирная
  экологическая катастрофа.Ты об этом не разу не слышал?Происходит необратимое загрязнение окружающей среды,и мы не можем
  оказаться в стороне.
  -Но мы об этом предпочитаем не задумываться,иначе где наши безотходные технологии.Вот грузинский чай,большинство людей
  предпочитает индийский,его легче заварить,да и качество его лучше.Бросишь несколько листиков в кипяток,и он сразу
  отдаёт всю силу.А грузинский у него своя тайна-большинство людей не умеют его заваривать.Наше солнце не такое жаркое,
  и чай наш набирает силу постепенно,так же её и отдаёт.Его ещё в заварнике нужно поставить на горячую плиту но не кипятить
  и тогда он делается густой и вкуснейший по своему.Получается,что его нужно только понять.
  -А помнишь я хотел стать лошадью,такой же красивой как она.
  -Ты знаешь,я об этом совсем забыла,а вот сейчас вспомнила,тебе было лет пять шесть,почти как Катьке сейчас.Да,наверное,
  так.
  -Как будто я в деревне,а она стоит у Семендяева во дворе,совсем недалеко.А я тоже там,но как будто у меня в руках
  кинокамера.И я смотрю на неё,и мне хочется,чтобы у меня было красивое такое же одно копыто,другое,третье и лицо такое
  как у ней.
  -Ну да.Она очень красивая,конечно,лошадь.Помнишь,тогда конюх купался на коне в речке,так я тоже заметила,что лошадь
  под ним красивее,чем он.Он такой коренастый сильный,словно вырубленный топориком,а конь под ним само совершенство,
  весь трепетный.У Петрова-Водкина есть картина,где мальчик сидит на коне.Они там одинаково оба красивые и оба условные,
  конь даже больше.У нас на марках есть.Ну а сейчас ты видишь эти сны.
  -Сейчас нет.
  -Да,я сейчас вот ещё,что вспомнила.Помнишь мальчишка проскакал на ферму на коне мимо нашего дома,он был счастлив,а я
  ещё смеялась,потому,что ты в ограде застыл на месте.
  -А ты помнишь своё детство?
  -Очень раннее нет.Осталось всего несколько картин.Вот стоит мне вспомнить как я украдкой сорвала ветку сирени в
  городском саду,то я и сейчас бегу и дышу сиренью,спрятанной за вырез платья.Окружающая меня жизнь была,наверное,
  неинтересной,потом,как  я только стала хорошо читать,я только и делала,что читала,особенно французскую литературу.
  Да уж точно,Бальзак был интереснее,чем то,что я видела вокруг.В старших классах я за день могла прочитать четыреста
  страниц.
  -Ну вот ,теперь ты уже старая.
  -Это ты так думаешь.
  -Конечно,тебе уже сорок лет.Интересно прав он или нет,мне кажется,что совсем немного живу,вернее жизнь распалась
  на какие-то отдельно прожитые куски.В некоторых из них было совсем плохо.
  -Ну,а что касается того,кто кем родился.Мне кажется,что в человеке есть всё от всего мира,и что люди похожи на всё,
  живущее в этом мире,иногда и так как у Высоцкого"Но,если туп,как дерево родишься баобабом".У тебя ведь есть чувство
  бессмертия, это потому что ты был и будешь всем на этом свете:и лошадью,и зубром,и лягушкой ,и паучком,и червячком и
  рекой и деревом.Вот послушай у Блока.-
   -Река раскинулась,течёт,грустит, лениво.
   И моет берега.
  Вот потому она у Блока живая,что он тоже чувствует,что будто это он и есть река.
   -Да ну тебя.
   -Нет ты не отмахивайся.Это мой любимый поэт,а то я умру,а ты и знать не будешь кто он.Жизнь какая-то странная,нет
  времени даже,чтобы поговорить,мне даже стало казаться,что время это свобода.Ты его видел в "Юности"статья о нём.
  Красивый как целый мир.
   -А в школе ни разу не говорили о нём.
   -Вообще-то это более,чем странно,детям двенадцать лет,а они не слышали про Блока.Чудеса в решете.В детстве у тебя была
  книжка.Там стихи про ворону,у которой стружки-игрушки ,ты его очень любил,оно очень нежное.Да я сама не могу купить
  его книгу.У меня только "ШБ" .
    -Мама,принеси мне стул. Катерина проснулась.
    -Я буду писать.
    -Иди попей горячего чайку,а потом уж будешь рисовать и писать.Она в последнее время увлеклась вслед за тобой,всё
  учится.У ней такие странные люди,руки у них как опахала.Мне нравится у ней деревья с гранатами,гитара.
  Но вот пойдёт в школу,поставят несколько двоек по рисованию,они там это любят делать,быстро пропадёт желание.
  И кто оценивает,не специалист даже,впрочем так это даже ещё увереннее делается.Они  без этих двоек прямо жить не могут.
    -И зачем они только эти двойки ставят.
    -Совсем недавно ваша,ну которую вы прозвали Каркушей  мне сказала,что ребёнок никогда не будет учиться,если ему
  ставят двойки,у него всякое желание пропадает.Представляешь двойку за то,чему сам не научил?
    -Ну зачем тогда ставят?
    -Власть,чтобы иметь,вот зачем.Это социальное уродство,да боюсь ты этого не поймёшь. Пока что кооперативы школьные
  не разрешили,где учителя учили бы так как хотели,да и отвечали бы за то,чему научили.Это ведь можно поставить условием
  обучения. А пока,что всё сводится к тому,ребёнок плохой ленивый,не хочет учиться.Когда как раз желание учиться и
  является критерием насколько интересно,если хочешь профессионально он обучается.Вот царская школа не боялась частных
  школ.,а мы боимся.Да и опыт Макаренко по управлению и самоуправлению мы не собираемся использовать вот в ГДР,там в
  программе "Время" было там изучают,чтобы применять на практике,а нам зачем.А ладно.
    -Ну что котёнок зайчик-то на месте сегодня? Да и день какой.Нужно поесть.
  "День таит в себе часы неизведанной красы".
    -Да ну тебя.
    -Давай ка дружочек за уроки,и мне совсем неинтересно хочется тебе их делать или нет,как там говорят у вас французы.
  Грустно это ,конечно .А сегодня вечером я иду по катунским делам,и ты не волнуйся.
    -Опять ты со своей Катунью,никто не бегает,а ты как дурочка,по крайней мере в нашем доме точно.
    -Ладно,ладно. Во первых я там не одна.Ну да ты Катуни-то и не видел.А говоришь.Всё нет денег свозить.
  Три дня на Телецком вдвоём полторы сотни. Я тебе уже не раз говорила,что это самая прекрасная река на свете,и что-нибудь
  на земле должно остаться нетронутым,чтобы люди знали,на какой прекрасной земле они родились.Просто мы нецивилизованные
  варвары,и это нам ещё предстоит понять.Я волнуюсь и не могу тебе сразу всего объяснить.Здесь в узел завязано очень
  много больших проблем,которые очень долгое время не решались.
  Потихонечку со временем объясню.Алтайцы веками жили в гармонии со своей природой,и смею думать,лучше нас поняли как
  прекрасна их земля. Они это осознавали многие века и передавали в эпосе как бесценное знание следующим поколениям.
    -Вот послушай.
    -На склоне голубой горы,затмившей звёздные миры...
  Это не метафора,а точное осознание,как прекрасна эта земля.Я прочла много книг можешь мне поверить,и была восхищена
  гармонией алтайского эпоса.А мы хотим построить на Катуни ГЭС уничтожить лет за тридцать то,что земля создавала веками.
  Энергия нам нужна,чтобы построить ещё один завод минеральных удобрений которыми мы уже отравили уже миллионы гектаров
  земель. Кстати,помнишь, сколько мы стихотворений выучили в первом классе,наверное штук двадцать,и во втором тоже,
  но ни одного стихотворения из алтайского эпоса,хотя дети так легко его воспринимают и запоминают.
  Я думаю,что это не случайно,мы не доросли до понимания его,поэтому и нет
    -А учительница,как её,ну эта с одним глазом всё ставила мне в дневнике тройки и писала"невыразительно".
  Кстати закон очень выразительно молчит на этот счёт.
    -Ну я смотрю мы сегодня точно не успеем приготовить уроки.Одно только хочу сказать,надо сначала дать возможность
  высказаться всем,кто заинтересован,а потом уж принимать решения.А то например в нашей газете не было ни одного
  выступления противников строительства,даже кандидату Степанову,который занимался вопросами заражения ртутью будущего
  водохранилища.Сейчас его выдвигают в верховный совет,или местный,ещё точно не знаю.
   Ну в общем мы не плохо поговорили...