Елизавета Сергеевна Кругликова

Наташа Лазарева
Приводимый ниже текст написан на основе материалов, почерпнутых из разных книг и воспоминаний о Е. Кругликовой, к сожалению, полностью не вошёл в мою книгу, но практически полностью вошёл в мою дипломную работу.
В 2010 году в Санкт-Петербурге была небольшая выставка работ Е. Кругликовой, куда вошло и несколько вырезанных из чёрной бумаги силуэтов. Если честно, на меня силуэты впечатления не произвели. Я ожидала большего. Графические силуэты художницы намного интереснее.


"...досталось от Голлербаха и Елизавете Кругликовой: «На противоположном полюсе, который можно назвать конкретно-реалистическим, лежит творчество Кругликовой, которая в своих силуэтных работах пользуется также ножницами и бумагой. Силуэты её обычно впадают в шарж, трактовка фигур носит слегка анекдотический характер. В поисках типичных особенностей модели художница прибегает к усиленному подчёркиванию отдельных частей контура, что часто наносит ущерб анатомической правде, а иногда даже приближает её портретные силуэты к грубой издёвке. Некоторые силуэты её похожи, но это скорее сходство пародии, чем настоящая правда, и порою на них есть налёт вульгарности. (См. Е. Кругликова «Силуэты современников» изд. Альциона)».
О чём говорят нам эти слова? Лишь о том, что классический силуэт, рождающийся часто спонтанно и не терпящий исправления, является настоящим произведением искусства, так как не только меняется в зависимости от почерка мастера, но и развивается в разных направлениях, охватывая и портрет, и пейзаж, и сюжетную картинку, и книжную иллюстрацию.
Елизавета Сергеевна Кругликова (1865 – 1941), однажды взяв в руки ножницы, никогда уже с ними не расставалась, создав почти тысячу портретов. Именно портреты принесли Кругликовой наибольшую известность, хотя и проиллюстрированная книга «Париж накануне войны» был высоко оценён любителями книги.
«В 1916 году в Петербурге был выпущен в количестве 500 экземпляров «Париж накануне войны в монотипиях Е. С. Кругликовой», сборник текстов разных авторов с многоцветными воспроизведениями и с силуэтными работами талантливой художницы.
Парижская монография Е. С. Кругликовой одновременно и научна и художественна. И серьёзна и весела, и полна лирики и, по существу, грустна, потому что показывает всю эфемерность и поверхностность той жизни, какая полюбилась художнице и её друзьям, таким же художникам и поэтам, как она сама. Живость Парижа несомненна в чёрных и белых вырезанных из бумаги узорных фигурках и сценах, но этот реализм несколько неглубок. Для многоцветных таблиц использована художницею монотипия.
Иные силуэты, вырезанные Кругликовой из чёрной бумаги, по-настоящему декоративны и образуют с текстом вполне органическое сочетание. Это одна из последних хороших книг дореволюционной книжной культуры» .
«Сама Елизавета Сергеевна в письме к искусствоведу Петру Евгеньевичу Корнилову рассказывала: «Вы спрашиваете про силуэты? Я стала резать силуэты в 1914 году, случайно. Делала украшения для программы благотворительного концерта Игумнова (профессора Московской консерватории) в пользу поляков. Так как концерт был из произведений Шопена, то я сделала несколько медальонов с силуэтом Шопена, и мне понравилось резать, и я стала делать портреты, а потом и вообще графику для «Парижа накануне войны».
Однако, возможно допустить, что это не совсем так. Кругликова с детства была прекрасно знакома с силуэтами. Работы её деда, Николая Александровича Кругликова, украшали дом. Вероятнее всего, что в детстве девочка также вырезала картинки, только не придавала впоследствии этому значения.
«Дед художницы, Николай Александрович Кругликов (1788-1868), был превосходным рисовальщиком-самоучкой и силуэтистом. До наших дней дошло довольно большое число портретов родных и знакомых, рисованных им карандашом или чёрной тушью. Искусство силуэта, вырезанного из чёрной бумаги, имевшее столь широкое распространение в XVIII веке и понемногу сходившее на нет к середине XIX века, особенно его увлекало.
Отец художницы, Сергей Николаевич Кругликов (1832-1910), кадровый военный, хотя и не имел специального художественного образования, весьма неплохо владел карандашом и кистью. Сохранились его акварели с изображением разных мест Петербурга. Братья Николая Александровича – деда художницы – также хорошо рисовали.
Родная сестра художницы, Мария Сергеевна (1871-1941), превосходно делала небольшие скульптуры-куклы, изображая в них характерные типы. Эти куклы имели успех на Брюссельской выставке прикладного искусства в конце 1920-х годов и на первой ленинградской выставке работ художников кукольных театров в 1936 году.
Раннее детство Елизаветы Сергеевны прошло в Петербурге, затем в Омске, где служил её отец. Гимназию будущая художница окончила в Москве. Именно там и зародилась у Елизаветы Сергеевны любовь к рисованию.
В 1890 году Елизавета Сергеевна поступила вольнослушательницей в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где застала ещё И. М. Прянишникова, работала под его руководством, училась у С. А. Коровина, К. А. Савицкого и А. Е. Архипова. В 1893 году работы художницы были впервые показаны на XVI ученической выставке картин».
Становление Кругликовой как художника происходило в начале ХХ века.
Больше всего её привлекал Париж, где она провела 20 лет. В Париже во многом определились её художественные пристрастия.
«До отъезда в Париж Кругликова всецело принадлежала русской реалистической школе живописи.
Не теряя тесной связи с родиной и её искусством, наезжая ежегодно в Россию, Кругликова своими работами участвовала на выставках различных художественных обществ Москвы и Петербурга. Больше всего связей было у неё с «Миром искусства».
В 1909 году Кругликова подошла к новому приёму, когда, пользуясь печатным станком, можно осуществить живописное решение художественного замысла, минуя травление. Это было возрождение монотипии, известной немногим художникам в XVII и XVIII веках, но совершенно забытой к ХХ веку».
«В 1904 году художница вошла во французское «Общество оригинальной гравюры в красках».
С 1909 года Кругликова преподавала офорт в парижской академии «Ла Палетт».
Годы проживания за границей были богаты путешествиями по разным странам, где художница посещала музеи и выставки, знакомилась с произведениями искусств.
Уже маститым графиком она серьёзно увлеклась силуэтом, любовь к которому пробудили спектакли театра Н. Я. Симонович-Ефимовой.
В 1914 году Кругликова, уже будучи признанным мастером, возвратилась в Петербург.
Великая Октябрьская социалистическая революция, столь круто изменившая судьбы русской интеллигенции, повлияла не только на судьбу, но и на характер дарования художницы.
Кругликова жила в кругу художников и поэтов, писателей и учёных, людей одарённых и интересных.
«С 1922 по 1929 год Елизавета Сергеевна была профессором полиграфического факультета Академии художеств в Петрограде-Ленинграде, где руководила обучением технике офорта.
В 1930 году полиграфический факультет был ликвидирован, Елизавета Сергеевна продолжала работать с учениками в кружке при Академии художеств.
В апреле 1934 года исполнилось сорок лет творческой и двадцать пять лет педагогической деятельности Елизаветы Сергеевны Кругликовой.
В Ленинградском доме художника состоялось торжественное заседание, посвящённое её творчеству, а в государственном Русском музее открылась юбилейная выставка работ Е. С. Кругликовой и работ её учеников.
Газеты «Ленинградская правда» и «Смена» отметили эту юбилейную дату в творчестве художницы.
В 1940 году в Ленинграде отметили семидесятипятилетие художницы. Её чествование было устроено Ленинградским Союзом советских художников и Государственным Русским музеем.
В мае-июне 1941 года Елизавета Сергеевна посетила в Москве М. В. Нестерова. Они проектировали осенью того же года организовать выставку бывших художников «Мира искусства», но разразилась война, а через месяц после её начала, 21 июля 1941 года, Е. С. Кругликова скончалась». Личный архив художницы погиб в блокаду.
Новая глава в жизни Кругликовой связана с возрождением искусства силуэта, в котором она добилась огромных успехов. Именно с личностью Кругликовой связывают эту область искусства в ХХ веке.
Она много работала в силуэте ещё и потому, что начавшаяся война застала её в России и лишила парижской мастерской. Отсутствие красок, кистей подталкивало к непритязательному силуэту. Силуэт давал выход творческим замыслам.
П. Е. Корнилов вспоминает: «Елизавета Сергеевна была высокого роста, её фигура слегка походила на мужскую. Короткие стриженые волосы были отброшены назад. У неё были крупные трудовые руки и мужественный голос. Особенно она памятна мне в чёрном костюме, в жёлтом жилете и с большим бантом у ворота.
Она не умела быть спокойной, без дела.
Так, во время одной из бесед она, внимательно посмотрев на меня, на обороте клочка чёрной бумаги сделала набросок и тут же ножницами вырезала мой силуэт в позе рассматривающего лист. Наклеила силуэт на белую бумагу и сделала надпись: «На память от скромного силуэтиста Ваша, глубокоуважаемый Пётр Евгеньевич, тень. Е. Кругликова. 3.Х. 24». В этом силуэте она внимательно отметила и «Ёршик» на моей макушке и коротенькие усы. Был уловлен характер, присущий мне в ту далёкую пору».
А вот что пишет А. А. Сидоров: «Об искусстве силуэта Е. С. Кругликова говорила со мною подробнее и серьёзнее в более позднее время, когда мы встречались ежегодно летом в Крыму, в Коктебеле у М. А. Волошина, в течение незабвенных для всех участников тех сезонов, попадавших на вторую половину 1920-х годов. Наблюдая её работу ножницами, следя за подлинно замечательным её уменьем схватывать сходство, давать в чёрном пятне бумаги как бы «сгусток» портретируемого человека, хотелось невольно спросить, откуда к ней пришло её мастерство силуэтиста. Про себя Е. С. Кругликова говорила, однако, вовсе не столь охотно. О своих силуэтных поисках и исканиях Е. С. Кругликова рассказывала, вспоминая Париж и подчёркивая, что ко времени наших бесед (1926-1929 гг.) она в значительной мере изменила свои приёмы, по другому стала понимать сущность силуэта.
Возникновение самого своего интереса к возможностям силуэтного искусства Е. С. Кругликова связывала с именем другой русской художницы, жившей в 1910-1911 годах в Париже, - Н. Я. Симоновия-Ефимовой, двоюродной сестры В. А. Серова: «Мы обе увлекались гравюрами Валлотона» (Н. Я. Симонович – специально «театром теней»). Про себя Е. С. Кругликова рассказывала, что вначале радовалась, находя в силуэте возможность нового, законченного и очень декоративного показа всей окружающей её пёстрой и занятной жизни предвоенного, а для нас – предреволюционного времени. «Но я поняла, что должно отличать настоящий вырезанный из чёрной бумаги силуэт от теневых картин, - говорила автору этих строк Е. С. Кругликова, - строгая двумерная плоскость. Милая Н. Я. Симонович пыталась в чёрной тени увидеть и передать и объёмы, и ракурсы, и перспективу. Я же – планы и плоскости. Не просто «тени», а двумерные плоскостные «сгустки». Е. С. Кругликова много времени посвятила изучению «классического» силуэта XVIII века. Её любимым мастером оказывался Сидо. Но ни от вырезывания «планов». Ни от введения в силуэт, выполненный в чёрной бумаге, белых пятен, «прорезов», она не отказывалась.
Она делала силуэты чудесно легко, с поражающей быстротой, лёгкостью и внимательностью. Не любила «кружев», мелкости и дробности вырезанных из бумаги работ, как в некоторых любительских силуэтах начала XIX века, слишком изысканных».
Быстроте и лёгкости предшествовала большая подготовительная работа. «Прежде чем вырезать силуэт, Кругликова обязательно делала набросок карандашом, стараясь уловить характерные черты лица человека, особенности его фигуры и даже настроения. Затем изготавливался набросок с изнанки чёрной бумаги, и уже только тогда специальным набором тончайших ножниц Елизавета Сергеевна вырезала силуэт. Если он требовал особенно сложной компоновки, Кругликова дополняла композицию кусочками чёрной бумаги, приклеивая их своеобразным способом, то есть «строила» силуэт, добиваясь наибольшей выразительности».
«Общий обзор творчества Е. С. Кругликовой за годы революции лучше всего начать именно с силуэтов. Из чёрной бумаги вырезаны с очень большим искусством все украшения «Парижа накануне войны», относящиеся к 1914 году. В годы войны Е. С. Кругликова исполняет силуэты для неосуществившегося издания «Москва в силуэтах» - серия портретов, из которых только в 1921 году были опубликованы «Поэты» .
В 1922 году увидели свет портреты поэтов – «Силуэты современников», издательство «Альцион». В 1925 году вышли две серии: «Призвание поэта» (издательство «Полярная звезда») и «Вожди революции» (издательство Академии художеств).
Много работала Кругликова и в жанре автопортрета. Она изображала себя и в кругу друзей, и за печатным станком, и в имитации парадного портрета.
Кругликова, как силуэтист-портретист, отодвинула на задний план все свои же творческие достижения. А ведь она успешно работала и в бытовом жанре, и в архитектурном пейзаже, и в книжной иллюстрации, и даже в плакате.
«Один из лучших плакатов Кругликовой – «Женщина! Учись грамоте!» (силуэт, 1923, ГРМ) – посвящён злободневной теме ликвидации неграмотности. За столом девочка с букварём, перед ней женщина, поза которой говорит о растерянности и беспомощности. Девочка обращается к ней: «Эх, маманя! Была бы ты грамотной, помогла бы мне». Плакат прост, выразителен, лишён дидактики.
Способом силуэта решены также плакаты «Детская комната в Эрмитаже» (1929, ГРМ) и «Ясли в Ленинградской области» (1930, ГРМ)».
«Её работы часто помещались на страницах журналов «Красная Нива», «Работница и крестьянка», «Красная панорама».
Ею было выполнено более тысячи силуэтов, из которых увидело свет не более двухсот семидесяти. Работы Кругликовой хранятся во многих музеях Москвы и Ленинграда, во многих частных собраниях».

Другие материалы об искусстве вырезания из бумаги и художниках-силуэтистах в сборнике «Искусство силуэта».