Русский Леонардо да Винчи, или Открытие Человека

Зинаида Александровна Стамблер
(Эссе было опубликовано на сайте Имя Науки - http://www.imyanauki.ru/links/241/document3747.phtml)



"Человек есть сумма Мира, сокращенный конспект его, а Мир - проекция и раскрытие человека..."

 

В молитвах о мире и счастье человечества, в самых смелых мечтах о совершенном человеке, о справедливости и добре для всех существ во вселенной одним из первых моих вдохновителей и учителей был отец Павел Флоренский. Замечательный ученый, талантливый инженер-изобретатель, блестящий математик и философ, уникальный специалист в истории искусства и культуры – об этой его грани известно, к сожалению, меньше. А главное, прекрасный человек – благородный, милосердный, мудрый и светлый...

Мне хочется поговорить о Павле Александровиче просто и лично – вспомнить пусть не всё, но самое-самое важное для меня. С волнением, восхищением, улыбкой и грустью, как о дорогом ушедшем человеке. Так, как я рассказываю обычно о родном отце.

Павел Александрович Флоренский родился за восемнадцать лет до окончания девятнадцатого столетия. С детства больше тянулся к природе, чем к людям. Его завораживали минералы, растения, краски... Из-за этой "влюбленности в материю" Александр Мень поставил Флоренского в один ряд с его выдающимся французским современником – геологом, палеонтологом, философом, священником Пьером Тейяром де Шарденом (1881 – 1955) – родственником Вольтера, соединившим христианский мистицизм с космической эволюцией.

Как случилось, что Флоренский ещё в юности понял несостоятельность материалистического взгляда на мир и стал искать выход, известно лишь Богу. Но я позволю себе написать, что это было одно из первых и самых значительных озарений отца Павла на пути его главного открытия –  открытия homo bonus, homo aequus, человека доброго, справедливого, совестливого... Того открытия, которое раньше или позже, но обязательно совершит в себе каждый. Именно в этом гуманитарном-гуманном открытии – суть непрерывной эволюции человеческого духа.

Каково было сочетать в себе мощнейший интеллект с осознающей свою божественность душой... По словам Николая Александровича Бердяева (1874 – 1948) –  религиозного философа-мистика, в монастыре, куда его привозили друзья, он видел рыдающего молодого Флоренского. Чистота и высота веры, сила и безусловность любви и беспредельность погружения в Господа поражала. И поражает спустя время даже тех, кто не знал его слёз.

Павел Флоренский закончил Московский университет и Духовную академию. Его интересовало многое: манускрипты, символы, эмблемы, монограммы, генеалогия... Как бесподобно точно написал отец Александр Мень, Флоренский подарил нам "не философию теории, а философию живого человека" в монументальном и одновременно таком трогательном "Столпе и утверждении истины" с подзаголовком – "Опыт православной теодицеи".

 

"Истина – интуитивно познаваемая и одновременно разумно осмысляемая реальность."

 

Роскошь и глубина этой мысли чарует земной искренностью. И поскольку бытию свойственны противоречия, Флоренский открыто говорит об этом в главе  "Противоречия". И действительно, наука не устаёт подтверждать: "в фундаментальных свойствах природы имеются логические неснимаемые противоречия, тут-то и возникает принцип, позволяющий описывать явления с двух сторон, не давая им единой интеграции."

В незаконченной работе "У водоразделов мысли", продолжая развивать теодицею, отец Павел совершает то, что оказалось непосильным даже для его великих предшественников, начиная с Платона. Он совершает антроподицею – оправдание человека.

Флоренский утверждает, что человек есть сумма мира, сокращенный конспект его, а мир – проекция и  раскрытие  человека... что это можно вывести из данных современной науки, отмечая, что положения науки всё же слишком относительны, чтобы стать  фундаментом философской антропологии. Гораздо прочнее основные инварианты поэзии, а особенно незыблемы символы религии. Они - "ось истории" и особенно устойчивы при натиске  времени. И то, чем сильна наука - терминология, термины, по  Флоренскому, и есть та граница, которой самоопределяется и самоосознается  мышление.

 
Павел Александрович Флоренский был расстрелян 8-го декабря 1937-го.

Наш "русский Леонардо да Винчи" не состарился. Его мученическая гибель не позволила свершиться многим чудесам. Но то чудо, что он успел подарить человечеству, через пространство и время помогает каждому человеку открывать в себе и в мире всё самое лучшее, самое светлое, самое доброе.