Куриные мозги

Валерий Спиридонов
Валерий Спиридонов

КУРИНЫЕ МОЗГИ
(продолжение темы рассказов «Резекненские горки» и «Снежная каша»)

Почему молчишь, писатель?

Напомню, что зима у нас в Резекне началась, без прелюдий, ночью 24 ноября прошлого года, с мороза и снегопада. Мне, как журналисту и кинологу, порой трудно пройти по городу без расспросов жителей, останавливающих меня на улице. В последнее время тема расспросов одна: почему я не пишу про город, который не убирают от снега?!.. Пишу. Два рассказа от 7 и 9 декабря я послал в местные газеты, поставил на своей странице в портале «Проза.ру». Темы рассказов «Снежная каша» и «Резекненские горки» весьма горячи. Но пресса молчит или касается животрепещущих для горожан вопросов вскользь. Я подумал, может, сгустил краски, описывая события? Может, за две недели зимы не раскачались ещё дворники, и не проснулось начальство, отвечающее за уборку города от снега?..
Но прежде чем начать новый рассказ, хочу поведать вот о чём.

«Адские водители»

Последний день перед началом морозной и снежной зимы был солнечным и относительно тёплым. Я сел на велосипед и поехал по делам в район Саженого леса. С горки на улице Дарзу никогда не разгоняюсь, притормаживаю. И это меня спасло! – Слева, с улицы Бралю Скринду, на меня вылетел серый потёртый «аудик-100», и, на скорости, резко повернув налево, подрезав машину, поднимающуюся наверх, выскочил на главную улицу, слегка зацепив задним крылом переднее колесо моего велосипеда. Успев среагировать, я отскочил к обочине. «Аудик» спускался зигзагами, заезжая через бордюр то на один газон обочины, то на противоположный – это его заметно притормаживало. Обожгла мысль: «Водитель пьян! Вдруг, дети выбегут на дорогу?!..». Я помчался вслед. Машины, идущие навстречу, прижимались к обочине и останавливались. «Аудик» с трудом вписался в мост через речку Резекне, то правым, то левым бортом царапая бетонные отбойники, и поехал зигзагами к «Красной аптеке», наводя ужас на водителей встречных машин. Слава Богу, на дорогу не выходили люди!..
Около улицы Израилес навстречу ехала машина госполиции. Полицейские мгновенно оценили ситуацию: включили мигалки и сирену, в громкоговоритель потребовали от пьяного водителя остановиться. Водитель «Ауди» сбавил ход и поехал в сторону улицы Латгалес, почти не виляя. Полицейская машина резко развернулась, обогнала «аудик» и правым боком преградила ему дорогу. «Аудик» встал. Полицейские выскочили из машины, вытащили из «аудика», полного людей, водителя – он не мог стоять на ногах! – запихнули его в свою машину. Один из полицейских сел за руль «аудика»… Обошлось без жертв. Но любителей «пьяной езды» в Резекне не убавляется...

Это уже не смешно

Идёт шестая неделя зимы. Информация о моих рассказах доходит таки до «отцов города»! После 9 декабря дворники резко взялись за очистку тротуаров от снега. Кое-где их даже посыпали песком. Но немало оставалось мест в городе, где тротуары практически не убирались, превращаясь в «Козлиные тропы». Такие участки были на улицах Ригас, Букмуйжас, Кришьяниса Барона, Дарзу, Базницас, Дзирнаву и других. Пешеходам в отдельных местах улиц просто приходилось выходить на дорогу и идти по её проезжей части. Представьте стариков, детей, инвалидов, матерей с колясками или с детьми на руках, идущих по дороге, на которой интенсивное движение автомобилей!.. Но в Резекне хватает улиц, на которых вообще отсутствуют тротуары! Людям, рискуя своей жизнью, приходится идти по обочинам.
Жители окраин города жалуются, что их улицы не убирают, и они превращаются в «одноколейки», по которым невозможно проехать легковым автомобилям, не говоря о том, чтобы им разъехаться! В такую слаборасчищенную одноколейку сейчас превратились улицы в центре города: Базницас, Дзирнаву и другие. Дело в том, что улицы города с начала зимы никто от снега не убирает. Разве можно назвать уборкой то, что происходит на дорогах города?!  По улице едет трактор, сгребая лопатой снег на обочину дороги. За ним едет машина с цистерной и с такой же лопатой, гребущей снег, и распыляющей за собой раствор соли. Такая «двойка» курсирует по городу шестую неделю, и в мороз, и в снегопады, превращая улицы города в ледяной каток со снежной кашей, наращивая огромные, ледяные сугробы на обочинах дорог, постепенно сужая их проезжую часть. СНЕГ С УЛИЦ И ДОРОГ ГОРОДА НИКТО НЕ ВЫВОЗИТ!
Машины по улицам Резекне ездят облепленные снежной кашей, скользят на намороженной ледяной дороге, даже в шипованной резине, их бросает в стороны на ледяных ямах и буграх! Автомобили буксуют и на небольших горках или скользят на них под уклон. Разумный читатель уже улавливает мою мысль. Даже в таких условиях в городе хватает водителей-лихачей. Сам нередко был свидетелем того, когда на улице без тротуаров, пешеходам идущим по овальным ледяным обочинам, приходилось, рискуя поскользнуться и выкатиться на дорогу, бросаться в сугроб от пролетающего мимо авто!.. Тротуары в городе – это не только признак цивилизации, но и признак культуры. Представьте на этой дороге пьяного – «адского водителя» и людей, идущих по обочине, особенно, стариков и детей…
Раньше улицы города убирал грейдер. Снег шёл по эскалатору и ссыпался в кузов самосвала, едущего задом за грейдером. Самосвалы отъезжали со снегом, сменяя друг друга, вывозя убранный снег за город. Затем, по очищенной от снега дороге, шли машины с металлическими щётками, очищающими дорогу до полотна, и посыпающими её песком с солью. В снегопады город убирался круглосуточно, а не как сейчас. Сегодня вырос ассортимент и качество снегоуборочной техники. Но в Резекне её не видно.
Можно и тротуары убирать, используя малую и ручную снегоуборочную технику. Но тротуары города выглядят, как лоскутное одеяло: где-то слегка очищены, в буграх и ямках, скользкие, где-то очищены и посыпаны песком (это редкость!), где-то – «Козлиные тропы»! И совершенная редкость – это тротуары, очищенные до покрытия, По ним и идёшь иначе. Можно проехать и на инвалидной коляске.
Мало осталось добросовестных дворников. В праздники Рождества по западному стилю тротуары и улицы были зеркальными ото льда. Людям было весьма проблематично дойти до костёлов и лютеранской церкви и вернуться домой. Дворники стали выходить на работу после семи утра, и позже, когда центр тротуара уже вытоптан пешеходами. Разгребут кое-как от снега обочины тротуара, не посыпав его песком, и уходят – до следующего утра. И это уже не смешно!
Как не смешно и то, что добросовестный дворник в снегопады расчищает тротуар от снега, выметает его, посыпает песком. А после восьми утра проезжает весёлая «двойка» и выгребает снег с дороги на тротуар, засыпая его полностью! Люди идут, растаптывая снег, и он примерзает к покрытию тротуара намертво. Так отбивается охота трудиться у самых добропорядочных дворников.
Не смешно и то, что невозможно заехать во многие дворы резекненских многоэтажек: они утопают в снегу. Во льду и в снегу все подъезды к большим резекненским магазинам, а так же площадки перед их входами.
 
Куриные мозги

Представьте инвалида на коляске на резекненских улицах. Более двадцати лет наши депутаты и руководители муниципальных предприятий ездят «на учёбу» в норвежский Арендаль. Там инвалиды-колясочники таковыми себя не чувствуют. Их называют «людьми с ограниченными возможностями». Но их возможности в передвижении по городу не ограничены, и весьма удобны на колясках с аккумуляторными электродвигателями. Человек на коляске может заехать в автобус и выехать из него, заехать в общественный туалет, в магазин, аптеку, парикмахерскую, в другие, необходимые для него заведения. К слову, у нас в городе, в разных его частях, словно издеваясь над людьми, закрыли пять общественных туалетов! Остался один – на железнодорожном вокзале. В Норвегии инвалиды-колясочники избираются во власть, трудятся на ответственных должностях в государственных и муниципальных органах и предприятиях, чувствуя себя полноправными людьми. У нас многие инвалиды-колясочники до сих пор не имеют возможности выехать из своего дома, не говоря о том, чтобы суметь проехать по улицам города, и, тем более, куда-то заехать. На эту тему мне приходилось готовить не один материал для газеты. Я знаю, куда и кому хочется иногда «заехать» резекненскому инвалиду-колясочнику!..
Перед Новым годом Резекне просто утопал в снегу. Люди спешили в магазины, бредя по заснеженным тротуарам или по грязной снежной каше возле магазинов, насквозь вымачивая ноги. Днём в будни редкого дворника можно встретить в городе, а в праздники их практически и не видно. Работают те, кто работает всегда.
Идя по аллее Атбривошанас, увидел старушку с палочкой, ступившую на ледяное покрытие улицы Сколас. Сделав несколько неуверенных шагов, она остановилась посреди дороги. Буксующий автомобиль никак не мог выехать с улицы Сколас на Атбривошанас, начал скользить назад, и чуть не наехал на старушку! Её подхватил под руку мужчина, проходивший мимо, выдернув из под колёс машины. Он помог старушке благополучно перейти улицу. А сколько таких старушек, не пользующихся транспортом, в Резекне!
Дороги к резекненской 1-й средней школе не чистятся, и проехать к ней можно разве что на тракторе. Эту школу, должно быть, не относят к резекненскому муниципалитету…
Дети на улице Лауку катаются на санках с горы по льду дороги – в сторону рыббазы. На моих глазах они чуть не въехали под колеса мчащегося автомобиля! Случаев, подобных этим, резекненцы могут рассказать немало. Видимо, руководитель жилищно-комунального предприятия, ответственный за уборку улиц, площадок и тротуаров города не знает, что такое научная организация труда, и, тем более, далёк от мониторинга улиц города. «Эка куда хватил! – сказала мне на это знакомая журналистка – С её куриными мозгами не до решения таких глобальных проблем, как уборка города от снега. Она и мелких проблем на своём предприятии решить не может!»…
Любой город – это лицо думы, его депутатов. Наш сейчас на лицо явно не похож. А зима только началась – идёт шестая неделя… В так нелюбимой некоторыми России к снегопадам и сюрпризам природы готовятся заранее, мобилизуя для этого значительные дополнительные силы и технику, бойцов МЧС и даже военнослужащих. А у нас и тех сил, что имеются, использовать не могут.
Мой знакомый, отставник правоохранительных органов, по этому поводу сказал следующее: «Может, по документам всё и проходит как надо: очистка города от снега, с подметанием дорог и вывозкой снега, уборкой тротуаров… Не первый год во властных структурах царит система «блата-отката»! Вот и делай выводы».
Моей знакомой из Риги приходится ездить по многим городам Латвии. Она мне заявила, что в каких бы городах ни бывала – их от снега убирают! Только в Резекне – не пройти – не проехать...
 
«Непростые люди»

А вот свежий анекдот-быль. За праздничным столом – депутаты, работники думы. Депутаты произносят тосты «за лучшую жизнь!», все выпивают, закусывают. Поднялся один из депутатов и говорит: «Что это всё МЫ произносим тосты?! Может, кто-то из «простых людей» хочет что-то сказать?..». Мёртвая тишина. Занавес. От винта...
2 января 2011 года

Фото автора:
 
На "Козлиной тропе" на улице К.Барона
пенсионеры Валентина и Оскар (инвалид) Крутицкие и
их знакомая госпожа Маслобоева.