Тевтонские рыцари в битве при Лигнице

Вольфганг Акунов
        REX LUPUS DEUS


        «Рыцари прусского Тевтонского ордена, построившись своим обычным строем «клином», как будто несокрушимой лавиной двинулись на монголов. Однако, несмотря на свое отличное вооружение, закованные в железо рыцари ничего не могли поделать с быстро ускользавшими от них монгольскими всадниками, которые внезапно поворачивали обратно, кружились вокруг рыцарей, яростно налетали и в конце концов стрелами и мечами разгромили прославленную конницу германских рыцарей, считавшихся в то время лучшими воинами «вечерних стран».

         В. Ян. «К последнему морю».    


         В кровавой битве при Лигнице (Легнице или Вальштатте) 9 апреля 1241 г. объединенное рыцарство католической Европы скрестило копья и мечи с «несущими смерть Чингисхана сынами». В России об этом сражении мало наслышаны, хотя для истории Польши и Германии она имеет не меньшее значение, чем для русских людей - битва с монголами на Калке. В обоих случаях выигранные монгольскими туменами битвы проложили войскам Великого хана дорогу в служившие целью вторжения страны, оказавшиеся, в результате разгрома, почти что беззащитными (или, во всяком случае, обескровленными). Тот факт, что под Лигницей в сражении со степняками пали, наряду с чешскими, немецкими и силезскими ополченцами, польскими рыцарями и рыцарями-крестоносцами со всей Европы (в том числе даже французами и англичанами), также рыцари Тевтонского ордена, тамплиеры и иоанниты, полностью развенчивает миф о том, что «римско-католическая Европа» (а в особенности - орден тамплиеров) якобы «натравливала татар на православную Русь». Наоборот, в польских и немецких летописях сохранились сведения об участии в монголо-татарском нашествии на Польшу русских воинских контингентов (как и данные о наличии татарских контингентов в составе войска князя Александра Невского, сражавшегося против тевтонских рыцарей ливонского филиала ордена Пресвятой Девы Марии в 1241-1242 гг.). Вообще-то говоря, в данном обстоятельстве не было ничего особенного, поскольку включение войск покоренных стран и народов в состав собственной армии на положении вспомогательных частей было обычной практикой татаро-монголов со времен самого Чингисхана. Однако это не слишком-то согласуется с расхожими представлениями о том, что древнерусские княжества служили исключительно щитом «между монголов и Европы» (как сказано у А.А. Блока в «Скифах»).

             Нанеся в марте 1241 г. под Краковом сокрушительное поражение войску короля Польши Болеслава V и разграбив королевскую столицу, 20 000 воинов хана Хайду (Кайду),внука Великого хана Угедэя и правнука Чингисхана, вторглись в польское княжество (герцогство) Силезию. Герцог (князь) Силезии Генрих  II Благочестивый выступил против монголов во главе 40-тысячного войска, состоявшего из польских и немецких рыцарей, поддержанных многочисленными рыцарями-добровольцами из разных стран Европы, а также воинскими контингентами военно-монашеских орденов иоаннитов (госпитальеров), храмовников (тамплиеров) и тевтонских рыцарей ордена Пресвятой Девы Марии (мариан). Первоначально Генрих думал закрепиться на оборонительной позиции близ города Лигницы, чтобы дождаться шедшего ему на помощь войска чешского (богемского) короля Венцеля (Вацлава или Венцеслава). В битве при Лигнице монголы впервые применили против Христова Воинства «реактивные системы залпового огня»  - выстреливавшиеся из многозарядных пусковых установок боевые (химические) ракеты с корпусом из бамбуковых трубок (китайского производства,). Впоследствии на месте битвы при Лигнице была построена церковь в память павших в сражении Христовых воинов. На фресках церкви были изображены... ракетные залпы! Впрочем, это так, к слову...

             Войско Генриха Благочестивого было выстроено 4 отрядами («треффенами»), размещенными один за другим. Силезские «треффены» атаковали монголов порознь и были разгромлены войсками хана Хайду по частям. Как ни храбро сражалось войско Генриха (среди которых своей доблестью выделялись мариане), оно было разбито наголову. Сам Генрих Благочестивый был тяжело ранен в бою, сбит с коня и пленен монголами, которые отрубили пленному герцогу голову. Большинство его рыцарей и воинов пало в жестоком сражении, длившегося от рассвета до заката. В рядах павших в битве с татаро-монголами членов Тевтонского ордена во главе которых, вопреки утверждениям В.О. Шпаковского в его известной книге «Рыцари Востока», и других авторов, вовсе не стоял их «Великий магистр») и ордена иоаннитов погибли и последние добринские рыцари («братья Христовы из Добрина»), вошедшие в состав обоих орденов, соответственно, в 1235 и в 1237 гг. К вечеру к палатке хана Хайду привезли 9 мешков, наполненных окровавленными ушами, отрезанными торжествующими победителями у убитых христиан. В тот же самый день 9 апреля 1241 г. другое монгольское войско нанесло сокрушительное поражение армии венгерского короля Белы в битве на реке Сайо.

             Понс де Обон, магистр рыцарей Ордена Христа и Храма (храмовников-тамплиеров) во Франции, писал в этой связи королю-крестоносцу Людовику IX Французскому:

            «Моему высокому господину королю, милостью Божией королю Франции, Понс из Обона, магистр тамплиеров во Франции, привет, с готовностью быть в воле вашей во всем, с почтением и во славу Гсопода. Известия о тартарах (Tartarins, т.е. татарах), как мы их слышали от братьев наших из Полонии (Poulainne, т.е. Польщи), пришедших в капитул. Доводим до сведения вашего Высочества, что тартары (Tartarin) разорили опустошили землю, принадлежавщую Генриху, герцогу Полонии (Poulainne; в действительности - герцогу Силезии - В.А.), а его самого, вместе со многими баронами, и шестерых из наших братьев (членов ордена храмовников - В.А.), трех рыцарей, двух служителей (услужающих братьев - сержантов - В.А.) и пятьсот наших людей (наемных воинов, не состоявших в ордене Христа и Храма - В.А.) умертвили; а трое из наших братьев, которых мы хорошо знаем, спаслись. Затем они (татары - В.А.) опустошили всю Венгерскую землю и Богемскую (la terre de Hongrie et de Bainne); после чего они разделились на три отряда, из коих один находится в Венгрии (Hongrie), другой в Богемии (Baienne), а третий в Австрии (Osteriche). И разрушили они две лучших башни и три поселения, какие мы (храмовники - В.А.) имели в Полонии (Poulainne); а все, что мы имели в Богемии (Boonie) и Моравии (Morainne), они разрушили совершенно. И мы опасаемся, как бы то же не случилось в немецких областях. И знайте, что король Венгрии (Hongrie) и король Богемии (Boone) и два сына герцога Полонии (Poulainne) и патриарх Аквилеи (d’Aquitainne - ошибочно указана не итальянская Аквилея, Aquilee, а французская Аквитания - В.А.) с великим множеством людей не осмелились атаковать даже один из их трех отрядов (татар - В.А.). И знайте, что все бароны Германии (d’Alemaigne), и сам император, и все духовенство и все благочестивые люди, монахи и обращенные, приняли крест; якобины и младшие братья (члены ордена францисканцев-миноритов - В.А.) [всюду] до самой Венгрии (Hongrie) приняли крест, чтобы идти против тартар. И если случится, как нам говорили наши братья, что по соизволению Божию [все] эти (крестоносцы - В.А.) будут побеждены, то до самой нашей земли не найдется никого, кто бы мог им [татарам] противостоять.

          И знайте, что они (татары - В.А.) не щадят никого, но убивают всех, бедных, малых и больших, за исключением красивых женщин, чтобы утолять свою страсть; а когда они удовлетворили свое желание, они их убивают, чтобы те не могли чего-либо рассказать о состоянии их войска. И если к ним посылают какого-либо гонца, его берут передовые в войске, завязывают ему глаза, и ведут его к своему государю, который, по их словам, должен быть владыкой всего мира. Они не осаждают ни замков, ни укреплённых городов, но все разрушают. Они едят всякое мясо, кроме свиного (вероятно, сказанное относилось к мусульманам в рядах татарского войска - В.А.). Они не сжигают никаких деревень, кроме тех случаев, когда те обороняются против них; тогда они, в знак победы, зажигают имущество [строения ?] на каком-либо высоком месте, чтобы можно было видеть издали. И если кто-нибудь из них умирает, то его сжигают; а если кто-нибудь из них взят в плен, - ни за что он не станет есть, но уморит себя голодом. Они совершенно не имеют доспехов из железа (...); есть у них доспехи лишь из вываренной кожи.

            И знайте, что наш магистр в Богемии (Bolame), Венгрии (Hongrie), Полонии (Poulainne), Германии (Alemagne) и Моравии (Morainne) не явился в наш капитул, но собирает столько, сколько может людей, чтобы идти против них; это он сообщил нам через братьев нашего капитула, которых он к нам послал; и мы верим, что это правда.

             Они [татары] не заботятся о том, чтобы кого-либо брать в союзники. И знайте, чо войско их столь велико, - как мы узнали от наших братьев, которые спаслись от них, - что они занимают место на добрых 18 лье (одно сухопутное лье - расстояние, проходимое за один час пешком - В.А.) в длину и 12 в ширину; и они передвигаются за один день на такое расстояние, как от Парижа до города Шартра».

             Впоследствии гибель членов ордена тамплиеров от стрел, сабель и копий монголо-татар под Лигницей сыграла немалую (а, возможно, и решающую роль) в срыве так называемого «Желтого Крестового похода» монгольского полководца-христианина Китбуги в союзе с христианскими Грузинским и Армяно-Киликийским царством, а также государств крестоносцев в Святой Земле против мамелюкского Египта. Развивавшийся поначалу весьма успешно для объединенной армии врагов египетских магометан поход был сорван нападением сирийских тамплиеров, ударивших в тыл монголам (чтобы отомстить за гибель членов ордена Храма при Лигнице). Но это было уже позже...

             Узнав о разгроме силезского герцога, чешский король не решился вступить в бой с победоносными монголами один на один, предпочтя отступить на северо-запад и присоединиться к армии, собиравшейся под знамена римско-германского императора Фридриха II Гогенштауфена. Казалось, путь степным батырам в Европу открыт... 

             Однако потери, понесенные монголо-татарами, были также весьма ощутимы, и потому они не решились преследовать уцелевших воинов герцога Генриха и продолжить наступление в глубь собственно Германии («Священной Римской империи»).

             Здесь конец и Господу нашему слава!


             ПРИМЕЧАНИЕ

             На иллюстрации в заголовке настоящей военно-исторической миниатюре изображены конный брат-рыцарь Тевтонского Ордена Приснодевы Марии в схватке с монгольским конником в битве при Лигнице (Легнице или Вальштатте) в 1241 г., и сбитый с коня рыцарь ордена «братьев Христовых из Добрина» (Добринского ордена)..