Зимнее солнцестояние

Кенга
               
  Читать пред http://www.proza.ru/2008/09/15/185

  ЗИМНЕЕ СОЛНЦЕСТОЯНИЕ
 
Солнцестояние 21 декабря 2010 г. открывает зодиакальный знак Козерога, знак формирования целей. В этот день нужно найти время,  чтобы прикоснуться к глубинам своей жизни. (Из Интернета)


           Недавно обрела неожиданного  коллегу  на  Прозе ру,  Сергея Яруллина, оказавшегося  моим, вполне близким родственником, а точнее – двоюродным племянником. Мы начали переписываться, слать друг другу фотографии и сведения о родственниках. Как для Сергея, так и для меня, общение принесло немало открытий, особенно порадовали  фотографии.  Мне пришлось идентифицировать личности или пейзажи из фото альбома, доставшегося Сергею  по наследству от  деда, которого он никогда не видел, а для меня они, словно весточки из далекого прошлого,  ибо его дед -  мой любимый  дядя Всеволод Треумов.  Фотографии  возвращали  к глубинам моей жизни, потому что все они относились к довоенной поре и заканчивались серединой пятидесятых годов.  Надо сказать, что моя мама (сестра Всеволода, Тамара) не отличалась аккуратностью в обращении с  нашим домашним архивом: карточки лежали не разобранные в ящике стола, они  портились, терялись.    Но зато все сестры и братья семьи аккуратно пересылала друг другу свои фотографии,  а значит, так, или иначе, я могла видеть их в детстве. Но я расскажу лишь о тех, которые особенно  тронули.   

Из отвернутого уголка ватного одеяла, украшенного скромными кружевами парадной пеленки, выглядывает мордашка  сытенького младенца. Да это же,  Вадик! Мой брат! Сразу видно!  И это очень приятно, так как  слышала от умных людей, что узнаваемость в ребенке, да еще новорожденном,  взрослого, а тем более,  далеко не молодого,  хороший признак душевной чистоты этого человека. Малыша   только что принесли из родильного дома, и наш  папа запечатлел новорожденного, а заодно и меня с моей подружкой. Это март 1937 года. Не могу сказать, что на моем лице радость встречи с братом, которого я буду любить.  Пока - настороженность. 
Но я сразу подумала о папе. Незадолго до рождения сына,  Сергей Дмитриевич  Романов, купил   машину, чудо техники того времени, дающую возможность  владельцу почувствовать себя немного волшебником. Это  Фотокор с универсальной пластинчатой  камерой формата  9 на 12, выпущенный нашей промышленностью в 1930 году, аппарат,  требующий очень устойчивой опоры, иначе любой «косяк» - и кадр испорчен безвозвратно.
К моменту появления наследника, у папы уже накоплен некоторый опыт, отчего ему не пришлось долго налаживать камеру,  подобно новичку, старания которого описывают бывалые корреспонденты, сравнивая  радость получения качественного снимка с гордостью отцовства.  Кто не испытал подобного, тот не поймет этого волшебного чувства. И тут у папы сразу обе радости!
Интересно,  как папа совмещал их в дальнейшем?
 
Второй снимок был большим сюрпризом. Раскрытию его предшествовала фраза -  «возможно, эта женщина не  нашего семейства, а какая-нибудь актриса». Открыв, я испытала нечто,  похожее на вспышку молнии, только вместо грома, который приходит вслед за нею,   осознание, что вернулось потерянное прошлое. Вернулась моя молодая, красивая мама, Тамара Александровна,  парадный портрет, которой, несомненно, я видела в детстве. Он  исчез, неизвестно когда и неизвестно – куда.
 У мамы,  не свойственная ей  прическа. Она, явно, раскудрявилась по  этого случаю.   

На третьем – пейзаж. Над оврагом, на склонах которого растут живописно искривленные  деревья, перекинут  потрепанный временем деревянный мостик.  На  его середине  стоит мама,  ее сестра Августа и я. Снимок, думаю, 1940 года. 
Вдали виднеется река, несомненно, Клязьма.  Эта замечательная речка, которая, как говаривал мне Борис  Заходер, «словно собачонка, бегает за тобой». Действительно, она и в Болшеве, где прошла и проходит по сию пору моя жизнь,  и в Коврове, откуда мы родом. Но в Коврове нет таких оврагов возле реки. Значит – Болшево.  И, снова, словно свет озаряет мою память. Ведь это овраг рядом с моей школой, в которую я поступила в  4-й класс, когда мои родители,  покинув Подлипки, переехали в собственный дом, построенный в Болшеве перед войной.
 И, не откладывая дела в долгий ящик, я поехала к этому оврагу. Давно не была возле своей школы, да и не удивительно. Она, словно и не она, потому что прекрасная старинная усадьба, приспособленная под школу, сгорела в 1950 году. Теперь, на ее месте стоит  каменный трехэтажный стандарт, так неуместно смотрящийся на  высоком берегу Клязьмы.  Однако, подойдя к левому берегу оврага, увидела крутой противоположный  склон, накатанную ледяную горку, тянущуюся от школы;  ребят, скатывающихся с нее, как когда-то и мы, на чем только можно – на  ранцах и портфелях, на фанере и просто на заду. Эта картина примирила меня с потерей родной школы.  Пройдя вдоль оврага в сторону реки, увидела мостик.  Но, не тот, деревянный, а металлический, на сваях из стальных труб.  Прогрохотав по  железному покрытию, постояла на  середине моста, представила, с какой точки папа снимал нас.
Именно это, столь будничное зрелище, как мост,  перекинутый  с одного берега оврага на другой, и было   живым прикосновением к прошлому, перекинутым из настоящего, в день зимнего солнцестояния
 21 декабря 2010 года.


Фото . Тамара Александровна Треумова - Романова. Снимок, примерно начало или середина тридцатых годов прошлого столетия.  (март 1907 - март 1984г.)

Остальные два снимка можно посмотреть на "Солнцестояние - иллюстрация 1". "Иллюстрация 3"

http://www.proza.ru/2010/12/26/641
http://www.proza.ru/2010/12/26/649