Сверхновая или афоризмы невыдающегося человека

Лев Ханин
I
Жизнь даёт опыт, но не вторую жизнь, чтобы его применить.

Кто бы ни взял верх революционеры над контрреволюционерами или vice versa, у власти всегда подонки.

Искусство изменяет Природу. Осень последовательно левитановская, нестеровская, серовская.

Что сказать о друзьях? Наверное, то, что один из них сказал обо мне: «Спился и сошёл с круга».

Что бы старик ни делал: всё не то, всё не так. Раздражает он как смирившийся, побитый, издыхающий пёс.

Спрос на нетворчество шире области его применения.

Плотная проза – признак истинного историка.

В Природе переплетаются  множество эволюций. Не последняя среди них – эволюция искусства.

Среди «невидимого» больше «познанного», чем среди «видимого».

Баранам внимают лишь бараны.

Жизнь частенько есть лишь ненужное, неосновательное упрямство.

И что человек не придумывает, лишь бы не думать.

Веничка о том, как ему противен «простой человек».

Мир меняется быстрее меня. И в этом проблема. Моя, разумеется.

Люди несчастны и то, что несчастен ты единственное, что соединяет тебя с человечеством.

Вечность? Срок, начавшийся по истечению срока годности.

Отчего больше поэтов, чем стихов? Не оттого ли, что жизнь большинства их занятней того, что они насочиняли.

Дожил! Ни мне от Государства, ни ему от меня ничего не надо.

На президента и палача работает вся государственная машина.

Не люблю когда меня считают идиотом, особенно не люблю когда это правда.

Рано ушли из Мира мои современники: Сократ, Спиноза, Гашек, Лец, Ларошфуко.

О, эти разно одетые, одинаковые люди.

Трусость? Боязнь собственного страха.

До своей смерти  тоже надо дожить!

Геростраты – славе предпочитают анонимность, одиночество - стае.

Жизнь настолько невыносима, что самые читаемые писатели, писатели - сочинители.

Как это  Б-га нет и быть не может? Он - Всевышний, Всесвятой, Вседержитель обязан возникнуть, кристаллизоваться, сконденсироваться среди молитв, икон, просьб, проклятий и тысяч, тысяч томов, где взвешиваются аргументы «за и против» Его бытия.   

Снежинки и листья кружа, каждый в свою очередь, опускаются на землю. Вот бы и мне так … безропотно.

Сойдёшь с ума именно от «понимания»!

Убийц много. Смерть одна.

Утром перед тобой непокорённым, великолепным, сверкающим,  таинственным  городом, лежит начавшийся день.

Новое возникает в подражание, а то и вовсе имитируя известное.

Раз лажануться, и всю жизнь отплёвываться! Маркс выразился так: «Нации, как и женщине, не прощается минута оплошности, когда первый же проходимец совершает над ней насилие».

И в прошлом и настоящем: мысль-то, конечно, нет, но вот мыслителя ухлопать это запросто.
 
Смотреть в зеркало и не видеть отражения. Чтобы это значило?

Хочешь поговорить со мною? Открой мою книжку.

Писатель? Это тот человек написавший эту книгу. Не более.

С презрением: «Да это софистика!». А ты возрази…

Начальство омудряется лишь в мемуарах холуёв.

Бедность? Долгое ожидание того, что быстро покупается.

В бессмысленности любой жизни, по-видимому, заключается её смысл.

Именно люди создают нечеловеческую среду обитания.

Ветер не только в воде, но и в листве делает «волну».

Время? Не бежит, не течёт, не замирает, … исчезает оно, испаряется.

Уродливость, как и красота, не  всегда заметна с первого взгляда.

Настолько ценил слова, что обходился жестами.

Чем в тебе меньше ангела, тем больше человека.

Реалист правдиво  расскажет о выдуманной жизни.

Для теиста и атеист порождение Господа. Так в чём проблема?

Мистика? Самый неопровержимый вид познания!

Деяния всегда несопоставимы с личностью.

Я знаю, что меня никто не знает. И что?

Оригиналы! Колотят наковальней по молоту. И пьедестал поставят на памятник.

«Реализм» в голове, остальное за окном.

«Нервенные» персонажи Достоевского схожи с «блатарями», такими, какими их увидел и изобразил Шаламов.

Фашисты для «опытов»  отбирали красивых девушек. Куда маркизу де Саду со всем своим «садизмом» угнаться за упитанным бюргером.

Видит Б-г, я слеп. Но требует, чтобы я не сбился с пути.

Для хутора любой потоп – всемирен.

«Зомби и сын» - женский роман ужасов.

 «Социализм победит не потому, что он прав, а потому, что не правы его противники». Чаадаев. Революция в России? Это Робеспьер верхом на Пугачёве».  Лесков. И кто, через сто лет после революции, скажет, что они ошиблись?

 «Скажи мне, чем ты питаешься, и я скажу тебе, кто ты». Глупость эта принадлежит не Бисмарку, не Штраусу а шевалье Жану-Антельму Брийя-Саварэну ….

Историки и астрономы озабоченны более всего фокусировкой своего инструментария.

Горизонт? Невидимая граница видимого!

У Времени такая оптика, - большое «со временем» выглядит сущей ерундой.

Поражение Франции и, соответственно, победа Германии в 1870 году разожгли пламя сжёгшее, за семьдесят пять лет десятки миллионов людей. Бесследно!  Ни за что!

Как любой дурак, я слишком много думаю.

Библиофил, живущий торговлей книгами, смахивает на влюбленного сутенёра.

Тома сочинений классиков говорят о том лишь, что досуга было много, а  развлечений было мало.

Нужны граждане – строят школы, рабы  -  возводят храмы.

Каннибалы рецептов не изобретают, пользуются нашими поваренными книгами.

Попрекать ученых, дескать: «знают назубок, лишь свою порцию мироздания» (Ортега-и-Гассет) несправедливо. Их разъединяет объект исследования, но объединяет метод  (мышление).
 
Обыденная жизнь калейдоскопична поскольку, каждодневный узор составляющей её никогда не повторяется. 

В ненормальных обстоятельствах большинство ведёт себя ненормально. Понять можно. Но то удивительно - в человеческих обстоятельствах ведут себя не по-человечески.

Вера зиждется на доверчивости. Фундамент скользкий и ненадёжный.

Чтобы «быть самим собой», для начала надо кем-то стать.

Эти люди профессионально заняты не своим делом.

Вместе с друзьями испаряется молодость.

Дешевизна общеизвестных софизмов не опровергает их истинности.

Я отличаю зло от добра. Понимаю, где проходят его границы для близких. Но вот для других я не так уж уверен.

Малые народы, получив к тому возможность, немедленно демонстрируют пороки больших не приобретая, однако,  их достоинств.

Удачлив пророк, несчастен народ.

Имитировать талант, большой талант требуется. Наибольшие гении в этом роде из мне известных, Вагнер и Карлейль.

Прогресс, прежде всего, … разъединяет. Стадо на поголовье, а поголовье на личности.

«Прогресс» это неустойчивое равновесие между суммой всех прогрессов, и сопутствующих им сумме регрессов.

Как-то умудряюсь существовать. Между глобальным похолоданием и не менее глобальным потеплением.

Поэт  создаёт новый язык. Остальные сочиняют стихоиды.

Человечество недостойно разума, которым наделила его неразумная Природа.

Истина, как горизонт и видна, и недостижима.

Уже и весна не будоражит…, но искусство!

Чтобы понять, что тебе необходимо, выкинь лишнее.

Дурак, прежде всего, бестактен.

По окончательному счёту: жизнь это невезение.

Он всегда в моде. Философ, проповедующий бедность. Для очень богатых.

Культура, в сущности, единый поток, проходящий через все головы одновременно.

Какое-то противоречие. Жить дорого. Жизнь дёшева!

Одет как педераст. Похож на педераста. Так он и в самом деле педераст?

Массовое искусство, лишь вырождаясь, становится элитарным.

В Сибири нет времён года - есть зима, прикрываемая плохо подогнанными масочками: лета, осени, весны.

Нет непроницаемей стены перед прошлым, чем стена - сегодня.

Что ж хорошего, что этот тип не опустился он же никогда и никуда не взбирался.

Ещё о классификации без формально выраженного основания. Мужчины подразделяются: на тощих, худых, худощавых, стройных, нормальных, коренастых, массивных, упитанных, пухлых, толстых, рыхлых, тучных.   

О, этот слог интернета,… информация не застревает, чтобы следующая, не задерживаясь, повторила её путь.
 
У каждого свой потолок. Несомненно.  Но и путь на дно для всех разный.

Ко-кокетливая кокотка Кокто.

Феллини заметил, что в жизни лжи много поскольку она понятна, проста. Доступна людям не умеющим, не хотящим, не научившимся думать.

Текстов наизусть не помню, вынужден перечитывать. Они-то не меняются, а я? Увы.

Да не хочу я никуда уезжать! За десятилетия уж так принюхался к миазмам  отчизны, что к другим, опасаюсь, привыкнуть ни сил, ни времени не останется.

Не люблю, когда мне превентивно демонстрируют интеллектуальное превосходство.

Любое обобщение подтверждается  немыслимым количеством исключений.

Всеобщий поток истины исчезает в невидимых капиллярах частного понимания.

Жизнь даёт одной рукой, забирает двумя.

Человек произошёл от обезьяны? «От обезьяны» произошло множество переходных форм, среди которых и появился «человек».

Как свинья грязь, так  погромщик находит себе философию.

Чтобы что-то делать, надо многое сделать.

Палач полагает, что он-то лучше всех знает жизнь.

Время? Конечно, масштаб с очень неопределённой ценой деления.

И в вере, и в неверии человек равно неустойчив.

Гёте в детстве усвоил «Насилие можно одолеть лишь насилием …».

Лем о палачах: «Без определённых способностей». Откуда бы им взяться, способностям-то? палачи роднятся с палачами, вырождение налицо (Лец).

Рабби Ханина советовал согражданам молиться за благо римского народа, поскольку: «Если бы не страх перед ним, то один бы живьём поглотил другого».

«Движение человечества вперёд к совершенству» Л.Н.Толстой называл прогрессом. Но вот, что он назвал совершенством?

От затылка до пяток, от пяток до затылка я та самая точка приложения всех имеющихся во Вселенной сил.

Человеческое общежитие проявляет, ценит и оттачивает нечеловеческие  стороны натуры человеческой. Шаламов потому и утверждает, что в лагерном опыте нет, и не может быть ничего положительного.

У события столько граней, сколько их видит человек. И ещё столько, сколько он ему пририсует.

Пока можешь что хочешь, (а не хочешь, что можешь) - рано говорить о возрасте.

Понимаю, зачем Природе придурки, но я не понимаю, почему они в большинстве?

Лёгкий человек? Ну-ну. Он с лёгкостью перенесёт что? чужое или своё несчастье?
Мыслителя, в числе прочего и вера понуждает жульничать.

Если судить по трудам Ку - младшего то бездарность, в отличие от таланта, безусловно, наследуется.

Без отклика. Без эха. Не будет его. Делай своё дело.… Это уже хорошо.

Любимого писателя Витгенштейна звали Норберт Дэвис, детективный роман которого «Свидание со страхом» философ ценил необычайно (для этого жанра) высоко. Писатель скончался в нищете, надеюсь, разве что  не от голода. Мог ли рассчитывать на иную судьбу любимый писатель большого философа?

В одной научно-популярной книжке вычитал о замечательном открытии швейцарских учёных: оказывается, добрая половина шведов маются бессонницей. Каков же будет ответ шведских учёных?

Многие, сумасшествие этого мира выдерживают оттого, что впадают во временное умопомешательство – мистический транс. Потом, встряхиваются и ничего, снова в люди.

Жизнь по серёдке: «Не всё хорошо, как хотелось бы, но и не так плохо, как могло было бы быть».

В человеке столько скотины, что надо очень внимательно следить  в себе за этим стадом, чтобы не пополнить его.

Церковь? Публичный дом (не) терпимости!

Кто сказал, что птицам легко летать? Они просто не могут не летать.

Сильный, боится смерти. Слабый, умереть.

Вкус? Безотчётное умение отличить оригинал от подделки!

Пожалуй, сильный человек это тот человек, что не обнаруживает все свои слабости.

Бездарность выражает себя в тех же формах, что и талант. Оттого возникает путаница.

Похожие снаружи, но разные «внутри».  Индивидуальность требует обратного.
 
Я тот, кого Эко не без презрения именует «писателем, издающимся за свой счёт». И, в общем-то,  я понимаю свою второсортность, но вроде бы и Монтень  издание «Опытов» оплачивал из  своего кармана.

Революция решает её породившие проблемы, но проблемы, порождённые ею решает следующая. И так до бесконечности?

Нищета, структура тонкая, даже в сны просачивается.

К себе надо относится с большим петитом.

Время вспоминания бесконечно мало. Поэтому прошедшая жизнь кажется не бывшей.

Что с того, что «Б-г простит», если я себя не прощаю.

«Странность» Пушкина, подмеченная Соллогубом: «Он мог ненавидеть, ни с кем впрямую не враждуя». Эту странность я в себе обнаруживаю.

Какая разница, кем сотворено, если плохо сотворено.

Когда важные вещи понимаются слишком поздно, то вопреки общепринятому, «лучше никогда, чем поздно».

Какая надобность доказывать свою правоту тем, кто тебя не уважает, не любит, прямо презирает, и которых ты, в свою очередь, презираешь, не любишь, не уважаешь.

Жили - были два братана: Так-с и Как-с. Слава Б-гу, недолго  они жили.

И лицо человека, и переплёт книги не всегда соответствует содержанию.

Они не помогли мне при жизни, и после смерти своей знать их не захочу.

Лишь затюканный сталинщиной марксист мог так по-заячьи высказаться: «В ту эпоху нередко не вожди управляли событиями, а события вождями» (Б.Ф. Поршнев о Густаве – Адольфе).

Чем больше живёшь, тем гуще тени вокруг тебя.

Философствование и философия относятся друг к другу, как живопись к искусствоведению.

Переставь мои книги по-другому, это будут уже не мои книги.

Дивятся обычно «широте» души в приятии противоположностей. Но ведь и в неприятии разнородных явлений мира человек широк не менее.

«Распутина не убили. Жаль». К.А. Сомов. Запись в дневнике от 14. 12. 1916 года.

Сначала человека делают мама с папой. Дурака производят обстоятельства. Умный – себя сам.

Необразованность это не просто незнание чего-то. Всё знать невозможно. Это незнание того, что знают образованные.

«Афоризм и высказывание, - так говорит Ницше, - формы вечности».

Лишь завязавши с выпивкой и  бросивши табак, осознаёшь, что ты потерял!

Мимо окна, как рыбки в аквариуме, проплывают мохнатые снежинки.

А ведь гении, кроме своих тлению неподдающихся творений, поставили деньги на их законное место.

Горе я лишь с самим собой разделю. С другими лишь умножу его.

Родился в России без таланта и без души, а жизнь прожил так несчастливо, словно было в изобилии то и другое.

Бедный мой пёсик, подрагивает хвостиком в собачьем раю. Ждёт меня, не дождётся. Да мне-то как туда попасть!


II

 «Истина, - через тысячелетия Мелвилл повторил Демокрита, -  всегда сокрыта в глубине», но мне кажется, истина возносит, подымает и сияет она человеку с высоченных, недоступных твердынь.

Император «Центрально африканской империи» Бокасса I, Иван Грозный, Калигула, а также т.т. Ким Ир Сен, Сталин, Пол Пот, Мао и прочее сволочьё из начальников живота человеческого Платона не читывали, иначе понимали б: «Делать всё, что вздумается, вовсе не означает быть всемогущим».

«Мастер и Маргарита» - среднего уровня роман, гротеск  с оглядкой на Ильфа и Петрова. Помесь Ренана, Штрауса с Ильфом, Петровым». Шаламов, «из дневника». И в самом деле, следы дилогии там  весьма заметны.

Венечка, в своих записных книжках уличал поэтов на заимствованиях размера, ритма, интонации. Гейне, кажется, Венечку не читал, а вот сам Венечка? «Наполеон сказал о Мюрате: «Он большой дурак, но лучший кавалерийский генерал». Вижу уже, как все Вейнсбюргские обыватели … возражают мне: «Наш дорогой земляк Юстин Кеннер, конечно большой дурак, но отнюдь не лучший кавалерийский генерал. Ну, как вам угодно, охотно уступаю вам и соглашаюсь, что он не выдающийся генерал». Интонацию такую можно услышать и в поэме «Москва – Петушки».

«Взгляд на целое, - согласно Шопенгауэру, - не может быть приобретён работой научного познания, рационального познания вообще; он есть результат гениальной интуиции, к которой способны лишь избранные, художественно одарённые натуры». Эта мысль уж очень возбудила щупленького Вагнера, суконного и скучного, как и его музыка, воодушевлявшая, однако, национально мыслящую сволочь двадцатого столетия. 

В Израиле «сборщики податей, как орудие римского владычества, были самым презираемым сословием». Ставший из Савла Павлом принявших его, не побрезговавшим им, отблагодарил. Христа возвёл в ранг сына Б-га и подарил ему культ. На зависть Императорам.   

В конце восьмидесятых почувствовалось движение воздуха из малозаметной трещины. И что? Некоторые вылетели сквозь неё во внешний мир, другие стали парить (невысоко) в восходящих потоках воздуха. Торопились, вдруг законопатят. Оказалось, трещина фундаментальная, здание рассыпалось, осело, превратилось в прах. Но уже ничего не изменить.

Открыв том «Еврейской энциклопедии» (происходило сие невыдающиеся событие 27 августа 2006 года) я увлёкся чтением статьи об «Анафеме», откуда узнал, что 27 августа 1656 года прокляли Спинозу.  Книга его сочинений, не знаю, кстати, или нет, была у меня под рукой. И что?

С чем-то ведь связана последовательность рекламных компаний: прокладки, памперсы, средства от перхоти и пота, теперь вот не продохнуть от информации о простате (что это?) и импотенции.

Как философ Вагнер известен менее, чем композитор, хотя листаж его философических трудов будет не менее того, что оставили потомству Гегель и Шопенгауэр. Трактаты его оказались там, где их нашёл и подобрал Шикельгрубер. На помойке.  Вкус романтичнйших мясников, лежащий в основе попсовых его опер совпал с упованиями убийц.

«26 ноября 1244 года бродячий дервиш Шамсадден, уроженец Тавриза,  вдруг появился в Конье, куда пришёл из Дамаска, и остановился в караван-сарае торговцев сахаром». Если бы это событие не случилось, то не было бы и поэта Руми.

А главный критерий всего чего угодно и науки, в том числе, давно известен – «не навреди, не убей» и не забывай, что ты человек, всего лишь и, следовательно, тебе, как человеку, свойственно ошибаться. 

Революцию, наверное, в России и вправду свершили инопланетяне с «малым народом» купно. Иначе не понять,  как люди легко, непринуждённо и как-то грациозно разделились на господ, холуёв, готовых на всё и безропотных смердов.

А ведь что-то сгущалось там, в конце XIX начале XX  столетия, что вылилось в неведомое ранее насилие: бесконечные погромы, мировые войны. Натура – не Бого, а Ското (человеческая).  Разум, отнюдь не божественный, необходим, чтобы увеличить «божеское» в человеке.

Человек за прутьями клетки государства, обычаев, традиции – скотина. Когда исчезают выше перечисленные институты общей жизни и ведёт себя соответственно. Видишь обезьяну в клетке (не на свободе!) – понимай – «Се человек»!

Где-то читал, что Ньютон уничтожил архив и портреты своего соперника – Гюйгенса. Но в «Предыстории аналитической механики» репродуцирован портрет молодого, томного человека и надпись под ним – «Христиан Гюйгенс». Может, было два Гюйгенса?

Мысль имеет начало и конец. Причину имеет и следствие. Природа (Универсум) устроена так, что она познаваема, т.е., рациональна. Но вот отчего она устроена так, а не иначе? Тут панует иррационализм.

Надо было содержать композитора, музыкантов и лишь тогда можно было наслаждаться музыкой. Надо было платить за удовольствие  лицезреть мастеров драматического искусства. Картины, и необязательно старых мастеров, и сегодня очень недёшевы. Книги, надо было уметь не только читать, но и понимать. И они были не всем по карману. Остальные довольствовались тем, что сами могли: петь, танцевать или вышивать крестиком. А сегодня?  Телевидение, цифровые технологии за небольшие деньги представляют интересующимся весь спектр искусства от элитарного, до самого плебейского. Но развлечения в больших количествах, становится суррогатом  жизни, подменяющей самую жизнь. Играй Адель, не знай печали.

 «Ивановых» коробит, когда в их жизнь влезает своим пером, предположим,  «Рабинович». Сами, зато, не обинуясь, лезут рассусоливать именно о Рабиновичах за все тысячелетия их существования. Есть разные степени человеческой солидарности и понимания: стайный, стадный, родоплеменной, национальный, религиозный, классовый, кастовый, государственный и не знаю ещё какой.  И на каждой из этих ступеней убивают, поедают и, конечно, объективно судят друг о друге.

Сюсюкаешь: «Ах, молодость, молодость, лучшая пора жизни», но по сути, именно тогда совершал мучительные промахи, неисправимые ошибки и когда испрашиваешь, вымаливаешь прощения, простить тебя уже не могут и никогда не смогут. 

«Хамократию» разглядел Гонкур в развлечениях современного ему общества. Интересно, что бы он сказал сегодня, послушав музон несомый радиоволнами, посмотрев TV, зависнув на наиболее посещаемых «сайтах» и почитав дискуссии юзеров на «солидных порталах».

Исторические законы никто не разглядывал, не щупал, разве что ощущал своими боками. Но, в самые паскудные, мерзкие периоды жизни спросом среди читающей публики пользуются исторические сочинения, повествующие о гнусных эпохах далёкого, но так похожего прошлого, пусть, даже и чужого.

Брюсов, удивлялся, что Пушкин отделанные, готовые стихотворения не печатал и, предположил, что написаны они были ради своего авторского удовольствия, но мне кажется, что здесь другое … в этих стихотворениях была перейдена мера откровенности допустимая в ту эпоху. Поэт не хотел душевно обнажаться, а в этом суть лирики.

«В 8 часов вечера 26 ноября у мыса Пеллизер мы взяли курс на юг». Джеймс Кук из путешествия «к южному полюсу и вокруг света» книга вторая  «Плавание в промежуток между первым и вторым посещением островов Общества».

Со временем изменяется масштаб времени. Василий Татищев, ощущает  монгольское нашествие как событие не пятисот, а пятьдесятилетней давности. А для меня события уже пятидесятилетней давности, словно закатились за горизонт пяти веков.

О мемуарах Казановы высказался упомянутый Монтенем некий римлянин: «Уметь наслаждаться прожитой жизнью означает жить дважды». Или в оригинале: “hoc est vivere bis, possefrui”.



III

О РАССТОЯНИЕ
По наблюдениям Шаламова расстояние от простого человека до его лошади гораздо меньше, чем от него,  до, предположим, Канта.

О ВООБРАЖЕНИИ КАТОЛИКОВ
«У него лицо Христа, страдающего от боли при мочеиспускании». Эдмон Гонкур.
Из «Дневников».

АРАБСКАЯ СЮИТА
Жили-были два братана: шейх Насралла и шахид Засралла. Шейх послал шахида на … не туда. Шахид взорвался не там. И нету братанов.

Из записей Венички (предположительно)
Известного африканского деятеля Насера Г.А.  Хрущёв Н.С. и Брежнев Л. И. звали ласково  - «НасерУшка».

НА ГРАНИЦЕ
Бредут учёные без карт, без дорог неведомо куда, негромко переговариваются и добравшись до пределов Вселенной, слышат: «Изо всех законов, изданных Хаммурапи, Самые главные – пенальти и угловой» (Иосиф Бродский). Но и там, в делах пустячных, в делах «бесполезных», - («шахматы, поэзия, красноречие, музыка) «нужно стремиться к божественности, иначе за него не стоит браться (Поль Валери)». «Здесь места посредственности нет (Дени Дидро)». 

О БУДУЩЕМ
Будущее? Моё? К гадалке не пойду! Впереди старость, нищета, одиночество, болезнь,  смерть.
  Давид Дар: «Живу я отлично: одной ногой в могиле, другой на небесах. Денег нет, эрекции нет, славы нет, учеников нет, учителей нет, врагов нет, языка нет, родственников нет, а есть полная свобода. А больше мне ничего не надо».
Басё, как и положено гению, свёл и подытожил:  «Конец один для поэта: / Нищета в переулке глухом …».

Как богослов Оккам Господа Б-га за скобки разума вывел
Пьер-Луи Моро де Мопертюи так конкретизировал принцип Ферма: «Природа во всех своих явлениях действует всегда простейшим образом», что сходно с «бритвой Оккама (не плоди лишнего)».  Которой он, не знаю уж, кстати, или нет, никого не брил.

О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТАЙНАХ
«Яо был просто дерьмом, Шунь – подлецом, У-Ван – кровожадным злодеем, Тай-гун – лютым палачом. Все они были равно порочны и одинаково мерзки, однако когда они брались за государственные дела, то всё приводили в порядок». А ведь это самый оберегаемый и, тем не менее, общеизвестный, секрет государства: «что за люди (или не люди) управляют им».  Ван Чун «Лунь хэн» («Критические рассуждения») первый век Новой эры.

ОБ УЛЫБКЕ…
Что филофствующим богословам до Леонардо? до улыбки Джоконды? но вот  Флоренский: «В сущности, это – улыбка греха, соблазна и прелести, - улыбка блудная и растленная, ничего положительного не выражающая» и туда же Лосев: «Ведь стоит только всмотреться (ему, полуслепому!) в  глаза Джоконды, как можно без труда заметить, что она … не улыбается. Это не улыбка, но хищная физиономия с холодными глазами…. Мелкокорыстная,   но, тем не менее, бесовская улыбочка…».
А на самом деле?  «… Если бы я часто смотрела в глаза Джоконде, я  бы сошла с ума: она знает обо мне всё, а я о ней ничего». Фаина Раневская.

РАЗГОВОР ПОЭТОВ
Басё - «Стократ благородней тот, / Кто не скажет при блеске молнии: / «Вот она наша жизнь».
Гейне - «Первый сравнивший девушку с цветком был гений, второй же обыкновенным болваном».

О ТЕЛЕПАТИИ
Александр Пушкин не мог видеть дневника Вильгельма Кюхельбекера, где он 30 августа 1833 года именинникам Бестужеву и Одоевскому желает: «если не счастья (оно на земле не бывает), по крайней мере – спокойствия сердечного …». Пушкин в июне 1834, думая о себе, о друзьях,… выдохнул: «На свете счастья нет, но есть покой и воля».

ИЗ КАКОГО СОРА …?
Уж очень давно это было - (173 год до н. э.!). В жилище поэта влетела сова. Через шестьсот лет это событие вспомнил Тань Бао в знаменитейшей книге «Записки из мира духов»: «Цзя И был наставником-тафу (наследника престола) у Чаншаского вана. В день гэн-цзы четвёртой луны птица-фу влетела внутрь его дома и устроилась в углу. Цзя И послал письмо с просьбой о гадании. Ответ гласил: «Дикая птица влетела в дом. Хозяину предстоит покинуть своё жильё».  Цзя И это врезалось в память, и он написал «Оду птице-фу (сове)», в которой он поставил знак равенства между жизнью и смертью и уравнял между собою беду и счастье. А также выразил готовность покончить счёты с жизнью.   

«О беды! На них строится счастье!
О счастье! За ним скрываются беды!
Скорби и радости толпятся у одних ворот,
Добро и зло обитают в одних местах.

Как разделить свившиеся в жгут
Нити счастия и бед?
Судьбу предсказать невозможно –
Кто знает её предел!»

Неожиданно-негаданно стал ты человеком –
Но стоит ли за это цепляться?
Превратился в иную вещь –
И тоже стоит ли горевать?! …

О ПОЛИТИКАХ
Ярослав Гашек наблюдая за представителями политической «элиты», заметил, что оные: «недостаток ума возмещают словоохотливостью и пустословием».

ИЗ СТАРЫХ ТЕТРАДЕЙ

Дочке Соне
Есть четыре дороги -
Они ведут в никуда:
Дорога на Север,
Дорога на Юг,
Дорога на Запад,
Дорога на Восток.

ПРИМЕТА
Когда римско-эллинская цивилизация начала потихоньку отцветать, клонится к закату, в общем, ползла к пропасти, тогда стали входить в оборот (в моду) краткие справочники, сборники выдержек различных писателей, философов, учёных всё то, что как-то интересовало людей той эпохи, и знания в силу их необъятности сводили в краткие компендии. Вот и сегодня я наблюдаю ту же тенденцию. Чёрт возьми, думаю я, неужели и наш мир стоит перед пропастью.

БИОГРАФИЯ
 Евлогий Шнейдер, боннский приятель Бетховена, читал в католическом университете лекции о кантовской философии. Кроме того, выражал свои взгляды на текущие обстоятельства в стишках достаточно радикального содержания. Кто-то, очевидно, из добрых друзей, ознакомил с ними Папу и по его требованию Шнейдера попёрли со службы. Он подался к французам, где при Наполеоне «сделал недурную военную карьеру».

ЗАГАДКА
Иван Кузьмич Шпекин, почтмейстер, читающий все письма подряд, вряд ли делал исключение для корреспонденции городничего. Так что он прежде всех должен был знать о приезде Ревизора. Вот мука-то, знать и молчать.

ОБ УСЛУЖЛИВОСТИ
Послеримскую Европу не слишком-то интересовали соседи, но с века одиннадцатого:  «Ездили, правда, отдельные личности к «маврам» в Испанию, … но мы не имеем никаких доказательств, чтобы кто-нибудь изучал арабский язык – переводы делались при посредстве  услужливых евреев …». См., проницательный взор М.Ф. Ольденбурга на стр. 170 в его книге  об «Основах индийской культуры».

ОДНО и ТОЖЕ
В Иудее, школы Гилеля и Шамая, не придя к единому за два с половиной года мнению: «Что лучше человеку быть «сотворенным, чем несотворённым» или «несотворённым, чем сотворённым» подумали, проголосовали и постановили:  «лучше человеку быть несотворённым …, но, коли уж он сотворён, пусть присматривается к своим поступкам». Несколько ранее, в звучных стихах, как и положено древнегреческому лирику  -Феогнид,, жившей в V веке до н.э. о том же,: «Лучшая доля для смертных на свет никогда не родиться И никогда не видеть много солнца лучей.
                Если ж родился, войти в ворота Аида
                И глубоко под землёй   в тёмной могиле лежать».
«…Не знаю, что такое счастье, – записал В.Т. Шаламов, - уцелеть после великих мук, - или умереть раньше страданий»…   

ЗАМЕТКИ К ИСТОРИИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
(дилогия)
I
Лосский в «Истории русской философии» цитировал газетенку, выходившую в Новгороде во времена оккупации (не в Пскове), где Флоренского впервые уподобили Леонардо да Винчи. Автор статейки, богослова, похоже, не читал, иначе не  сравнил бы того с люто им ненавидим художником.

II
Память Леонардо потревожил каратель, убийца, на руках его кровь  новгородцев. «Ценным пособником рейха»  вывезен с двенадцатью подводами «добра» в Дойчлянд. На жизнь зарабатывал крадеными картинами из Новгородского музея и, после войны, под псевдонимом Б. Филиппов, статейками и книгами о русской культуре. Профессорствовал. Сдох, к сожалению, не в тюрьме.

Из ненаписанной пьески
I
- Что такое смерть?
- Это тебе любой скажет, когда узнает, что такое жизнь!

II
ПОДРАЖЕНИЕ БРОДСКОМУ
Накоплю денег,
Куплю медресе
Учеников на сто.
Найму учителей,
Доходов им отдам половину,
Чтобы они втолковали
Будущим муллам:
«Что Аллаха тогда
можно взять за бороду,
Когда тормознёшь нейтрино».

III
ИЗ СТАРОНОВОЯПОНСКОГО
Осень. Дождь идёт долго.
Ты выберешь время
И найдёшь место,
Чтобы отправить все ритуалы
Супружеского долга.

IV
ВЫПИСКИ
Пифагор: «Прежде всего, не теряй самоуважения». Троица получается недурственная, Цезарь, Эпиктет, а вот теперь, Пифагор.

«Жизнь, - утверждал Пифагор, - подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые счастливые смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы … до единой только истины».

«в делах подобного рода «крайняя степень недобросовестности связана с необыкновенной юридической тщательностью».

«Великие завоевания – явление не столь уж редкое. Жадность, нищета, скука,   стремление к роскоши и богатству – все эти факторы, сплавляются воедино и помогают какому – нибудь авантюристу, обещавшему тем, кто пойдёт за ним, все блага земные и не только. Набрать готовую на всё вооружённую орду. Первые победы добавляют уверенность в себе и орду уже не остановить».

Из «Талмуда».
«Дети, жизнь и пропитание зависят не от заслуг, а от счастья».

«Учителя полагали: трое, - которым жизнь не в жизнь. Вот они: ожидающий своего пропитания от других, находящийся под началом своей жены и одержимый телесными недугами».

«Следующие четверо всё равно, что мёртвые: бедняк, прокажённый, слепой и бездетный».

«Смерть умного вызывает семидневный траур, а жизнь глупого – вечный».

«На почве анализа растёт правда, знание – отпрыск созерцания».

«… в действительности все мыслимые вещи суть только имена». Свифт «Вера есть … уверенность в невидимом». Ап. Павел.

«Подпрапорщики не производят революции, но разве что производят бунт». П.А. Вяземский.

«…, если какому-нибудь государству хочется присвоить чужую житницу, оно с негодованием заявляет, что вынуждено вторгнуться к соседу потому, что там хозяйничают бесчестные правители или министры женятся на кобылах, а это унижает человеческий род». Брехт с.81 «Люди охотно верят в благородные цели современных войн, хотя бы потому, что подлинные цели – если их вообще можно представить себе – слишком уж омерзительны».

«… он (человек) чувствует себя ничтожеством. Это замечательное мгновение». Алпатов. Художественные проблемы искусства Древней Греции. Стр.33

Из письма Пушкина Вяземскому: «Онегин нелюдим для деревенских соседей; Таня полагает причиной тому то, что в глуши, в деревне ему скучно и что блеск один может привлечь его  --- если в прочем смысле и не совсем точен, то тем более истины в письме; письмо женщины, к тому - же  17 летней, к тому – же влюблённой!».

«Тут сказано о бедствиях, которые потом, в конечном счёте, вызывают изменения в мире». Тань Бао. Из «Записок о поисках духов». 169

ИЗ де ВИНЬИ
«Только зло бывает чистым и без примеси добра. Добро всегда перемешано со злом. Избыточное добро приносит зло. Избыточное зло не приносит добра».

«Ненасытная жажда денег, поразившая всех без разбора, погоня за удовольствиями не только приковали к нас к себе, но, как говорится, за собой ведут в пропасть. Из этих болезней сребролюбие - унизительно, а поиски наслаждений  - отвратительны».  Псевдо - Лонгин.   «О Возвышенном». С.80.

«Простить – не значит забыть». Сара Бернар.

«Существует обязанность высказаться, с которой не могут сравниться никакие другие из многих высоких обязанностей».  «Неспособность к свободе». Вильгельм Райх.
«Самовластие отвратительно, это самая отвратительная вещь на свете, за исключением аристократии, которая ещё хуже». М.А. Лифшиц.

Лем: «Смерть уравнивает всех умерших …, ибо тот, кто умер вчера, и тот, кто умер  тысячу лет назад, обратились в одинаковое ничто».

«Подобно тому, как нечестивые люди могут отличаться завидным здоровьем и долголетием, так и неправедное правительство может пользоваться миром и долго находиться у власти. Отсюда следует, что несчастья и бедствия не являются достаточно убедительными доказательствами его добродетельности».

«Знаю, что и в Сибири можно быть щастливым, когда сердце довольно и радостно …». Карамзин. 

Так говорит философ Ортега-и-Гассет: «С развитием цивилизация становится всё сложней и запутанней. Проблемы, которые она сегодня ставит, архитрудны. И всё меньше людей, чей разум на высоте этих проблем».
Драматург Бертольд Брехт: «в центрах цивилизации жизнь до такой степени запуталась, что даже самый светлый ум … уже не в состоянии охватить её полностью, а следовательно, делать  какие-либо прогнозы. Наше бытие, самое наше существование всецело зависит от экономики, а это такая хитрая штука, что разобраться в ней может ум необыкновенный,  какого и в природе не существует! Человек создал экономику, в которой разобраться под силу лишь сверхчеловеку. Социальные процессы, ставшие объектом исследования  (почти по принципу Гейзенберга), оказываются небезразличными к этому исследованию – они существенно видоизменяются».