Террор в Беларуси. Месть авансом

Геннадий Петров
Митинг сторонников оппозиции в Беларуси подавлен настолько неоправданно жёстко, злобно и кровожадно, что промолчать не получается даже у аполитичного в целом человека.

Мелькнуло в новостях, кто-то посочувствовал, даже в праведном гневе выкрикнул что-то телевизору… и все забыли…

Кроме белорусов. Вернее, тех из них, кто неравнодушен, у кого есть идеи, есть азарт и вдохновение жить по-человечески, т.е. не только желудком, у кого есть критичность мысли и гордость. И уж, конечно, не забывает о «кровавом воскресении» тот, кто был на площади в Минске и сейчас ожидает доноса и ночного визита «правоохранителей»…

Гестапо и НКВД – форева…

Автор сего текста не политолог и даже не публицист. А всего лишь человек. И всего лишь автор.

Как человек, я не могу не реагировать на боль и несправедливость. По призванию же автора – хочу и должен осознать, пропустить через сердце и понять душевную, или, чуть мудрёнее, – социально-психологическую подоплёку происходящего, если оно травмировало меня, как человека.

Естественно, и проанализировать суть этих события постараюсь, насколько это возможно, НЕ С ПОЛИТИЧЕСКОЙ точки зрения. Я просто попытаюсь привлечь немного простой человеческой психологии.



Мудрый Бацька?

У меня есть приятели в Беларуси. Говорю честно: они хвалят Лукашенко. Для вида покрутят головами, ну, он, конечно, то, он, конечно, сё, да и надоел он до колик… но Бацька делает всё правильно! Зарплата, э… пенсия, чистота на улицах…

Спору нет, единственный плюс диктатуры – легко воплощать задуманное, гаркнул – и всё, что ты захотел – сделано. Но в Европе почему-то пенсии, зарплаты, чистота не покупаются ценой тотального отупления народа пропагандой, повседневного страха и отвращения к «единственному», который назойливо лезет из каждого телеэкрана и радиоприёмника.

Набор аргументов моих знакомых – дежурный:
а) стабильность,
б) стабильность,
в) стабильность…
и т.д. До буквы «я». У врачей есть такое понятие: состояние пострадавшего СТАБИЛЬНО ТЯЖЁЛОЕ. Тоже ить стабильность! Только не известно чем кончится. 

Вряд ли эти ребятки мои были на площади под палками…

То, что Лукашенко узурпировал власть – очевидно. Как и все тираны, он боится политической конкуренции. Он говорит о любви и уважении народа к нему, а сам избегает любой публичной дискуссии, хотя контролирует все СМИ, и мог бы как-нибудь хитро «выиграть» любые дебаты. Но он СЛИШКОМ боится.

Признаю, политическая конкуренция несколько замутняет «стабильность», да и вообще – вещь безобразная. Но она необходима, как генеральная уборка или ремонт квартиры (тоже дорогие и малоприятные в целом мероприятия).

Есть мнение, что, возможно, в 90-е годы политика Лукашенко спасла генофонд белоруской нации. Кто тогда были большинство населения в наших странах? Деморализованные совдепией славяне.  В Украине такие люди в огромных количествах ломались от непривычных трудностей и беспросветности, деградировали, спивались, становились бомжами, убивали друг друга (в пьяной бытовой поножовщине или на бандитских «разборках»), а в Беларуси – такие же, большинство из них, – выжили с грехом пополам. Хотя и там всякое бывало…

Но период хаоса и распада уже, слава Богу, миновал. Мудрый руководитель должен был бы уступить место. Хотя бы СВОЕМУ ПРИЕМНИКУ. Даже Россия не пошла на то, чтобы отменять фундаментальный принцип европейских конституций (Президентом можно быть не более двух сроков). Путин, пусть лицемерно, но ушёл с поста «главного». Пан же Лукашенко в традициях Муссолини, Чаушеску, Чавеса плевать на всё это хотел.

Говорят: он сохранил промышленные предприятия. Да. Которые и не нюхали конкуренции и без «государственной сиськи» могут рухнуть в одночасье, ибо современных менеджеров в такой экономике не может возникнуть. А столкнуться с конкуренцией рано или поздно придётся.

Я не только предполагаю, но уверен, что Бацьке хочется добра «своим подданным» (ибо как же тут ещё скажешь?), он, вероятно с нежностью думает о своей любви к народу. Но хорошо ли он понимает, чтО для всей страны сейчас добро? Этот человек никого не слушает. Он давно утратил связь с реальностью. Его психология (не как личности, я-то с ним не знаком, а как человека в определённой ситуации) такова: – Я ПРЕКРАСНО ЗНАЮ, ЧТО НУЖНО БЕЛОРУСАМ, советы мне не нужны, а критику я изничтожу!

Мы тут на сайте все знаем, что критика болезненна, но, к счастью, у авторов ПрозыРу нет дубинок и танков для «контраргументации».

Итак, он не мудрый руководитель, а просто ограниченный функционер, убогий умом советский номенклатурщик, знающий только два рычага – угроза и расправа. И действовал в 90-е «на сохранение» не потому, что имеет государственный ум, а просто потому, что ничего не умеет делать, кроме как консервировать. 



Филатовский генерал

Давайте представим себе, ну, скажем, милицейского генерала. Если он знает, что режим установился уже чуть ли не на века («на мой век, мол, точно хватит»), то, ответьте, как он будет относиться к массовым митингам на улице? Правильно – они его, вишь, огорчают, и даже сильно. Он уже нагрел толстой жопой своё уютное и высокое кресло, и потрясения ему не нужны. Даже если человек этот, в целом и общем, неплохой. Но – семья у него, будущее детей и внуков, и собака любимая… Он боится. Новые руководители страны поди захотят как минимум кадровой ротации.

Высокие чины априори консервативны и непрогнозируемых изменений не хотят. Но если есть политическая конкуренция, они вынуждены смиряться.

Приведу пример. В моей несчастной Украине, истерзанной несколькими вороватыми кланами, тем не менее, есть политическая конкуренция. Президента Януковича может сменить Тимошенко, а? Да запросто! Даже если сегодня в это не верится. Мы уже и не такие электоральные чудеса видели. Что  думает по поводу протестов оппозиции некий высокопоставленный силовик в Украине? Правильно, он прикинет: «А хрен его знает… Завтра это быдло (перевожу: народ) Юльку мне тут выберет, «яныки» отмажутся, в оппозицию уйдут, а меня – ПОСАДЯТ.» И давить людей бронетранспортёрами, избивать дубинами – не рискнёт. Выполнит только то, что надо – милиционеры задержат ПРЯМЫХ НАРУШИТЕЛЕЙ (это очень часто провокаторы, подставляющие мирных манифестантов, иногда даже гэбэшники в гражданском), и оставит в покое тех, кто скандирует лозунги или держат в руках плакаты.

В тиранической же державе силовики не просто чувствуют гарантированную безнаказанность в будущем, а прямо заинтересованы служить режиму! «Да будет он вечен!»

Надо понять простую вещь: человек по своей природе грешен и слаб. Оптимальна та система управления, которая меньше даёт ему поводов кого-то раздавить, закоснеть в бездвижности, полюбить мертвящую неизменность "имени шефа".




Вопрос бархатной революции

Помогли ли Оранжевой революции в Украине «технологии», о которых иронически говорят критики бархатных революций в соцлагере и постсоветских странах? И да, и нет.

Почему да?

 Технологии явно имели место, рекомендую книгу российского журналиста Колесникова «Первый Украинский», чуть ли не единственную книжку, которую я прочитал три раза (я больше люблю слушать), но главное – технологии помогли а) почувствовать «что нас много» (когда люди одевали на себя оранжевые ленточки) и б) помогли избежать кровопролития на майдане (провокаторов отлавливали наученные люди).

Почему нет?

Технологии просто помогают избежать ошибок, которые кто-то когда-то уже сделал. Благодаря технологиям можно нечто сделать эффективнее.

Но в некоторых других странах всё это не сработало! Тупо не получилось. Технологии НЕ МОГУТ ЗАЖЕЧЬ СЕРДЦА, ОНИ МОГУТ ИХ ТОЛЬКО РАСПЛЮЩИТЬ. То есть отуплять людей – как в авторитарных странах – лёгко! А вот поднять людей из страха, из лени, из бытовых хлопот – для этого технологий мало.

Некорректно говорить, что Оранжевая революция в Украине и Революция роз в Грузии ВСПЫХНУЛИ благодаря технологиям. Можно сказать, что благодаря технологиям они ПОБЕДИЛИ бескровно.



Демонизирующий демон

«Это бандиты!» – огульно заявляет Бацька своим согражданам о тех из них, кто, рискуя благополучием, здоровьем и жизнью, вышел на площадь. (Я рассматриваю фотографию в газете – нормальные лица, практически все интеллигентные…)

«Мы не травили демонстрантов слезоточивым газом, – ехидно подпускает пан Лукашенко, теперь уже иностранным журналистам (тем временем на экране моего телевизора ПРАВООХРАНИТЕЛИ Беларуси лупят дубинками по головам минчан…), мы не поливали их струями воды из бранспойта на морозе (а на моём мониторе ролик из Инета – заламывают руки женщине), мы так себя не ведём!» – лукаво назидает европейцев Бацька.

(Не буду говорить о том, что они в своё время напустили в свои пенаты людей с чужеродной ментальностью – типических «бичей», «попрошаек», которые, вырвавшись из авторитарных, а то и жёстко-теократических обществ, в последствии, в условиях демократии превращаются в иждивенцев-шантажистов, а во время социальных взрывов – в погромщиков. Не буду об этом, это усложнит дискуссию.)

Лучшая защита – нападение. Бацька не просто терроризирует культурных граждан европейского государства, – он действует на опережение, он бросает вызов «оппонентам» на Западе, у самих, дескать, рожа кривая. Просто оцените аргумент Президента Беларуси! Сотни избитых, посаженных, осуждённых в закрытых судебных заседаниях, пропавших без вести, выкраденных из больниц, – а среди них и журналисты, в том числе из моей страны, и многих других стран. Совок смёл всё в кучу. Потом разберёмся. По-нашенски, ять!

«Там были одни погромщики», – толдычут симпатики Лукашенко. Я уверен, что там было несколько провокаторов, вот и всё. Вряд ли белорусы агрессивнее или мене культурны, чем украинцы.

Я не ездил в Киев на Майдан в 2004 году, но у нас в городе был свой майдан на площади Фестивальной (при Союзе называлась она «Октябрьская» ))) перед зданием областной государственной администрации, это была реально мирная революция! Милиция только разделяла двойным кордоном людей с оранжевыми ленточками, и свезённых на автобусах людей под бело-синими флагами (Партия регионов Януковича), дабы не подрались.

Однако… не помню я ни драк, ни даже попыток агрессии. Никогда не забуду одну сцену: – по обе стороны проспекта Ленина (на этой же «Фестивалке», стоят люди (небольшие группки, толпа уже разошлась) с флагами – по одну сторону «бело-синие», по другую оранжевые – И МАШУТ ОНИ ДРУГ ДРУГУ! Своими партийными флагами. Слева направо, справа налево… Потому что заскучали. Ведь они – простые граждане, а все простые граждане хотят одного и того же – уважать в себе человека, знать, что страна развивается, и что мой хлеб с маслом – это не подачка режима (коему след целовать руки), а честно заработанная мной еда и мой достаток.

Смотрю видеоролики… смотрю на моих сверстников, которых с окровавленными головами тащат в автобусы с чёрными окнами…

Почему так жестоко? В конце концов, сильный, абсолютно сильный, может сдержать слабых мягкой рукой, на то и сила у него!

Нет, братья. ОН БОИТСЯ! ОН НЕ СИЛЬНЫЙ. Потому что жестокость – способ запугать, а запугивает тот, кто не уверен в своей силе, у кого нет силы.

Бацька обречён, и он знает это. Но опыт Грузии и Украины режет ему глаза. По сути, он МСТИЛ белорусам за их будущую неизбежную и славную победу над мракобесием, варварством, кровавой диктатурой и поганым застоем.

Жыве Беларусь!