Проза.ру

Республиканская форма правления

Тема: «Республиканская форма правления. Понятие и признаки».


План.


Введение. Актуальность и историография проблемы.

I. ГЛАВА
ИСТОРИЯ РЕСПУБЛИКИ.
II. ГЛАВА
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ.
Понятие республики.
Конституция – основополагающий документ республиканского правления.
Разделение единой государственной власти на ряд властей.
Выборность органов управления.
Правовые признаки республики.
Гражданское общество в республиках.
Демократия – один из основных признаков республиканского правления.
Республика – социальное государство.
III. ГЛАВА
ВИДЫ РЕСПУБЛИКИ.

Заключение.



Введение. Актуальность и историография проблемы.
Почти все государства, появившиеся во второй половине XX века, становились республиками, вводили разделение власти, хотя бы формально. Это представляется следствием как усиления влияния демократических идей в мире, так и активизации их поборников в большинстве стран.
Республиканская форма правления в соответствии с Конституцией создана и в России, которая заявлена как «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».
В условиях развития демократических государств актуальность изучения этой темы очевидна. Необходимы четкие критерии обозначения, изучения и практического применения понятий и признаков республиканской формы правления.
Любое  государство есть единство его сущности содержания и формы. Русский юрист и философ И.Н. Ильин писал: «Необходимо, чтобы народ понимал свой жизненный строй, чтобы он умел – именно «так» организоваться, чтобы он уважал, законы этого строя и вкладывал свою волю в этой организацию».
Республика и монархия есть две основные формы организации верховной власти.
Форма государства отвечает на вопросы, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, как создаются высшие органы государств, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами она осуществляется. К основным формам государства относятся формы правления и формы государственного устройства. Под  формами правления понимают монархии и республики, под формами государственного устройства: унитарное государство, федерацию, конфедерацию.
Республики в свою очередь подразделяются на парламентские и президентские.
Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.
Следовательно, понятие формы государства охватывает:
а) организацию верховной государственной власти, источником образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;
б) территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями;
в) методы и способы осуществления государственной власти».
Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития, решающее влияние на нее оказывает сущность, исторический тип государства.
Так, феодальному типу государств соответствовали монархические формы правления, а буржуазному – республиканские. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения. Ранние буржуазные революции (например, в Англии) привели к компромиссу между буржуазией и феодалами, следствием которого стала конституционная монархия. Конституция – требование молодой буржуазии, монархия уступка феодалами.
На форму государства влияет национальный состав, исторические традиции, территориальные размеры страны и другие факторы.
Форма правления показывает, как образуются высшие органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют. Форма правления также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, т.е. демократичным   или недемократичным  способом они образованы.
Форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействие между собой и с населением, степень участия населения в их формировании».
По формам правления общепризнанным становится разделение государств на монархии и республики.
Республика представляет такую форму правления, при которой высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются представительным общенациональным учреждением, например, парламентская.
Историография проблемы имеет богатый научный и учебный опыт.
Первые категории и понятия заложили фундамент теоретического обоснования республиканского государства. В произведениях Пифагора, Платона, Аристотеля, Цицерона  теория развития государства понималась как учение о благе человека и государства, о лучшем государственном устройстве.
Платон в диалоге «Законы изображает государственный строй в котором допускается частная собственность, деньги, семья у всех сословий и значительно возрастает контролирующая роль государства. Форма политического устройства такого государства – аристократическая республика.  Для этой формы правления характерно существование правовых законов и ограничение произвола правителей. Платон писал: «Я вижу близко гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги».
Аристотель различал государства правильные и неправильные.  К правильным он относил монархию (правление одного), аристократию (правление немногих), политию (правление многих). К неправильным: тиранию, олигархию, демократию, которые развивались из правильных форм, когда цель общего блага подменялась  частными целями одного, нескольких или многих правителей. Наилучшей, Аристотель считал политию – среднюю форму государства, в котором доминирует средний слой людей. Среди неправильных форм Аристотель отдавал предпочтение демократии.
Именно Аристотель впервые предпринял гигантское исследование «Конституции» - политического устройства 158 государств (из них сохранилось только одно – «Афинская  полития»).
Своеобразием средневековой мысли обусловлено было сильным влиянием на нее христианской религии и римской католической мысли. Представители этого периода Николо Макиавелли, Жан Боден, Томас Гобс, Джон Локк в своих сочинениях предпочитали монархию и отрицали республиканскую форму правления.
Доктрины раннего и зрелого буржуазного общества получили развитие в трудах мыслителей французского Просвещения.
Его наиболее видными представителями являются Монтескье, Вольтер, Руссо , Иммануил Кант, Иоганн Фихте, Георгий Гегель . Немецкие мыслители внесли немалый вклад в развитие теории государства и права.    И. Кант выделял автократию, аристократию, демократию: «власть государя, дворянства, народа». Иоганн Фихте был убежден в либерализации политических государств, установлении твердой законности, был сторонником буржуазно-демократических преобразований. Гегель отвергал народный  суверенитет как основание государства и вытекающую из него идею демократии.
Наряду с идеями, обосновывающими возникновение и утверждение капиталистических отношений, возникает в XVI – XIX веках в Западной Европе направление общественно-политической мысли, представители которого целиком отрицали и старые феодальные отношения и новые капиталистические. Это направление получило название утопический социализм. Наиболее известные представители этого направления Т. Мор, Р. Оуэн, Т. Кампанелла, Н. Сен Симон, Ш. Фурье.
Томазо Кампанелла по-новому подошел к проблеме власти и управления. Один из принципов, который он выдвинул – это широкое участие народа в управлении государством.  Идеал для Р. Оуэна – самоуправляющаяся федерация свободных и автономных коммун, действующих на основе конституции. Он считал, что законодательная власть должна принадлежать по конституции общему собранию коммун в возрасте старше 21 года, исполнительная – совету, который избирается общим собранием и подотчетен ему.
В России существенным образом сказалось на развитие политической мысли крещение Руси 988 года. Предметом политических размышлений киевского митрополита Иллариона («Слово о законе и благодати»), Владимира Мономаха («Поучение Владимира Мономаха»), летописный свод «Повесть временных лет» и др. были такие проблемы, как происхождение государства, правомерность господства правящей династии, пути укрепления княжеской власти.
В XVI веке положения о независимости, централизации государства рассматривались псковским монахом Филофеем – сторонником неограниченного самодержавия. И.С. Пересветов – дальновидный политик, который определил структуру, формы деятельности государственного аппарата. Однако Иван Грозный не дал развиться этим идеям и утверждал правомерность неограниченной верховной власти. Князь Андрей Курбский отстаивал форму власти, организованный в виде сословно-представительной монархии, в которой все властные и управленческие полномочия реализовались бы только на основании законов.
Феофан Прокопович, В.Н. Татищев – были идеологами абсолютной монархии, которые  преобладали в русском обществе, начиная с X века, и укрепились в сознании русского народа. Первым внес радикальные предложения А.И. Радищев, который представлял государственное устройство России в форме свободных и равноправных собственников со столицей в Нижнем Новгороде, а правосудие в виде системы земских судов, избираемых гражданами республики.
Политическая мысль России XIX века – это в основном идеология либерального дворянства М.М. Сперанского, Н.Н. Карамзина, дворянских революционеров-декабристов М.П. Бестужева-Рюмина, П.И. Пестеля,      Н.М. Муравьева, мыслителя Н.Я. Чаадаева и др.
М.М. Сперанский видел монарха – главой исполнительной власти. Законодательная власть должна быть поручена двухпалатной Думе. Судебная власть представлена высшим органом – Сенатом и системой, включающей суд присяжных.
Н.А. Карамзин был сторонником власти монарха (не обязательно наследственного) опирающегося в своей деятельности на законы.
П.И. Пестель изложил свои республиканские взгляды в работах «Конституция. Государственный завет» и «Русская правда». Он был сторонником теории разделения властей. По его теории, в России предусматривалось введение важнейших демократических прав, свобод, создание правовых гарантий неприкосновенности личности, учреждение новых органов правосудия, армии с небольшим сроком службы.
Мысль о демократии монархии развил Н.М. Муравьев. Он предлагал введение Высшего представительного и законодательного органа – двухпалатное Народное вече, состоящее из Палаты народных представителей и Верховной Думы как органа представляющего территории. Муравьев предлагал после победы восстания созвать учредительное собрание для принятия конституции.
Революционно-демократическую теорию развивали В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, И.А. Добролюбов. По их мнению, будущее политическое общество – это социальная республика, где осуществляются демократические принципы свободы и равенства. Герцен писал, что после отмены крепостного права Россия пойдет по пути конституционных преобразований.
В России конституционный процесс постоянно тормозился и не находил поддержки со стороны большинства населения страны.
Причины этого явления объясняет Б.Н. Чичерин. Он писал в 1864 году: «Конституционный вопрос, дремавший некоторое время, выдвигается на первый план. Затушить его нет возможности. Всякий истинный сын Отечества, кто ищет исхода из настоящего положения, обязан выяснить себе, насколько подобное преобразование у него возможно и необходимо.
Из самого существа дела вытекает то, что для России идеалом может быть только конституционная монархия. Из двух форм, в которых воплощается политическая свобода, ограниченная монархия и республика. Выбор для нас не может быть сомнителен. Монархическая власть играла такую роль в истории России, что еще в течение столетий она останется высшим символом ее единства, знаменем народа… Единственное, о чем у нас познавательно мечтать, это приобщение к ней народного представительства, облегченного действительными, а не мнимыми правами».
«Доселе между крестьянством и дворянством существовало такое глубокое расстояние, причина которого кроется в различии нравов, стремлений, понятий и даже образования. Сближение происходит на наших глазах, но слияния нет. А потому невозможно утверждать, что демократические идеи лежат в духе русского народа и составляют плод нашей истории».
В конце XIX века в России возникло марксистское движение политической мысли, которое представляли Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, П.Б. Струве, С.Н. Булгаков, которые представляли управление в России только в виде республики.
Изучение историографии проблемы: «Республиканская форма правления. Понятие и признаки» позволяют при строительстве Российской государственности в настоящее время учесть те положительные факторы, имеющие место во всемирной и российской истории республиканского, теоретического наследия и использовать их в современной практике.

I. ГЛАВА
ИСТОРИЯ РЕСПУБЛИКИ.

Республиканская форма правления зародилась в рабовладельческих государствах. Наиболее яркое проявление она нашла в демократической Афинской республике. Здесь все органы государства, в том числе высшее (важнейшим из них было народное собрание), избирались полноправными гражданами Афин.
В начале Афины представляли республику, которая имела ярко выраженный аристократический характер. Огромную роль играл ареопаг – аристократическое учреждение, заменившее совет старейшин. Высшими должностными лицами были архонты. Ежегодно ареопаг назначал 9 архонтов из числа представителей наиболее знатных и богатых фамилий. Народное собрание в то время еще большого значения не имело.
Население Аттики распадалось на несколько групп. Привилегированным слоем населения была аристократия, или, как их здесь называли эвпатриды. Они пользовались всеми политическими и гражданскими правами. Основную массу населения составлял демос –  земледельцы, ремесленники, торговцы, моряки т.п. Состав и имущественное положение демоса было неодинаковым: от крестьянина-бедняка до богатого владельца мастерской или крупного торговца. Но все представители демоса, имея права граждан, не имели почти никаких политических прав.
И, наконец, в Афинах существовала еще одна группа свободного населения – так называемые метеки. Это были иностранцы, поселившиеся в Афинах и занимавшиеся, как правило, торговлей или ремеслом. Метеки не имели ни гражданских, ни политических прав. Особую категорию населения составляли рабы. Они, конечно, были абсолютно бесправны и вообще не считались за людей – на них смотрели как на рабочий скот или инвентарь.
В Афинах рано обострились политические противоречия, и развернулась напряженная политическая борьба. Это была борьба крестьянской бедноты за сохранение земли и свободы, т.е. против долгового рабства. Дело в том, что по афинским обычаям крестьянин-должник, не сумевший выплатить в срок долга, становился рабом и должен был своим личным трудом отработать задолженность. Кроме того, борьба шла между демосом и эвпатридами. Наиболее богатые слои демоса стремились к тому, чтобы пользоваться такими же политическими правами и привилегиями, как эвпатриды.
Эта борьба достигла наивысшего напряжения на рубеже VII-VI веков до н.э. В 594 году одним из архонтов был избран Солон, который провел ряд смелых, революционных мероприятий. Он отменил все существовавшие к тому времени долги, освободил закабаленных и навсегда запретил продажу в рабство за долги. Ввел новую конституцию, разделил всех афинских граждан на четыре класса в зависимости от размера их земельных владений (или доходов с них). Теперь уже не знатность обуславливала принадлежность к привилегированным слоям общества, а имущество, богатство.
При Солоне был создан новый выборный орган – совет 400, который понемногу начал вытеснять ареопаг. Значительно повысилась роль народного собрания, ставшего высшей инстанцией при решении всех важных государственных вопросов. Мероприятия, проведенные Солоном, содействовали общей демократизации Афинского государства.
Эти демократические реформы были продолжены и развиты Клисфеном (510-509гг. до н.э.). Он уничтожил многие родовые пережитки, введя новое территориальное деление Аттики.
При Клисфене совет 400 был реформирован в совет 500, а кроме того, создана выборная военная коллегия – 10 стратегов. Его мероприятия направили развитие Афинского государства в сторону еще более широкой демократизации, продолжателем которой был выдающийся политический деятель Перикл. При нем было расширено избирательное право. Государственные должности стали оплачиваться, что давало возможность занимать их не только богатым людям (в дальнейшем будет установлена плата и за посещение народного собрания). При Перикле вводятся, так называемые, «театральные деньги», т.е. оплата билетов в театр для беднейшего населения. В Афинах театр был не только развлечением или зрелищем, но и средством политического воспитания.
В эту эпоху афинская демократия достигает своего наивысшего расцвета. Всей жизнью государства управляло народное собрание. Собрание собиралось ежегодно, каждый афинский гражданин пользовался полной свободой слова и мог вносить какие угодно предложения, вплоть до новых законопроектов. Избирательное право после реформ Перикла стало всеобщим, и теперь афинский гражданин не только подавал свой голос при избрании должностных лиц, но и сам мог быть избранным на любую государственную должность.
Кроме народного собрания в Афинской республике существовали и другие демократические учреждения, например, гелиея (суд присяжных), состоявший из шести тысяч членов. Гелиея имела еще и законодательные функции. Совет 500 следил за выполнением принятых законов и за деятельностью должностных лиц. Чтобы избежать подкупов и интриг выборы в гелиею и совет 500 были связаны с жеребьевкой, т.е. сначала намечалось большее, чем нужно, число кандидатов, а затем среди них проводилась жеребьевка. И, наконец, существовала коллегия стратегов (из 10 человек), которая при Перикле имела большое значение, поскольку он сам десять лет подряд избирался в ее состав. Выборы в нее проходили без жеребьевки, путем выдвижения персональных кандидатур. Такова была картина и республиканского устройства Афин.
Таким образом, в Афинах впервые появилась демократия, как признак республиканской формы правления. Именно в Афинах возникла частная собственность, сыгравшая решающую роль в становлении и развитии демократии и вызвавшая к жизни соответствующие ей социально-политические институты: автономную личность, защищенную правом, систему демократического поведения. В античном мире были заложены некоторые основы фундаментальной демократии: частная собственность, свободная личность, независимое от государства гражданское общество, республиканская форма правления и частное право.
Однако более распространенной в рабовладельческих государствах была аристократическая республика, где в формировании и работе выборных органов верховной государственной власти принимала участие военно-земельная знать. Таким примером является Римская республика.
Политическая власть в Риме находилась в руках представителей родовой аристократии, которые в Риме назывались патрициями, которые были не только знатными, но и богатыми людьми. Основную массу населения составляли плебеи: среднее и мелкое крестьянство, ремесленники, торговцы. Богатые плебеи становились заинтересованными в том, чтобы пользоваться такими правами и привилегиями как патриции.
Государственный строй римской республики выглядел следующим образом. Высшими должностными лицами стали два консула, которые избирались ежегодно. Они командовали ополчением, созывами заседания сената и народными собраниями. Сенат, фактически, был главным учреждением римской республики. Он состоял из 300 членов, и в него входили бывшие консулы и другие высшие должностные лица, которыми могли быть только патриции.
Кроме народного собрания по центуриям, где происходили выборы почти всех должностных лиц, в Риме существовал и другой вид народного собрания по трибам, к которым перешли законодательные функции.
Хотя в римской республике, как и в Афинах, существовали народные собрания и выборные должностные лица, огромное значение и руководящая роль Сената придавали римской республике ярко выраженный аристократический характер. Внутренняя история Рима сводится к борьбе с патрициями и плебеями за политические права и землю. Постепенно в ходе борьбы патриции пошли на уступки плебеям. Была создана важная должность – народного трибуна, защитника интересов и прав плебеев. Народные трибуны избирались сначала два, затем пять и даже десять раз в народном собрании по трибале и имели право протеста против распоряжений всех остальных должностных лиц (право veto). Постепенно происходило слияние патрициев и плебейской верхушки.
Возникает новая патрицианско-плебейская хрестоматия, которая получила в Риме название нобилитета, который захватывает в свои руки всю политическую власть, Сенат становится его послушным орудием.
В эпоху феодализма республиканская форма правления применялась нечасто. Она возникла в тех средневековых городах, которые имели право на самоопределение (Венеция, Генуя, Любек, Новгород и т.д.).
Купеческие города-республики выборным путем создавали органы власти (городские советы, мэрии) во главе с ответственными должностными лицами.
В Новгороде Великом значительная часть торговой продукции давали владения крупных бояр, поэтому верхушка города – аристократия играла большую роль в жизни города. В свою очередь аристократы в вопросах политической жизни опирались на ремесленников и прочий люд. Все новгородцы были заодно, когда защищали свое особое положение в системе городов и княжеств Руси.
Важнейшие вопросы жизни Новгорода решались на общегородском сходе всех активных жителей города – Вече. Формально власть принадлежала всем горожанам. На самом деле все рычаги управления между созывами Вече находилась в руках ставленников отдельных боярских и купеческих группировок, в руках аристократии. Кроме того, добиваясь принятия выгодных для себя решений, аристократия скупала голоса простых новгородцев, запугивала и преследовала строптивых. Боярский Совет имел больше значение в Новгороде, чем Вече, которое было послушным орудием в руках Совета. Как писал В.О. Ключевский: «Это была скрытая, но очень деятельная пружина новгородского правления».
Все подготовительные и распорядительные функции при подготовке к Вече принадлежали этому Совету, состоявшему из представителей высшего класса. Он предрешал вносимые на Вече вопросы, проводя среди граждан подготовленные им ответы: «да» или «нет».
Новгородское Вече по своей сути было собранием. Оно не было постоянно действующим учреждением, созывалось только при необходимости. Вече созывали Совет господ, иногда князь, чаще кто-нибудь из выборных лиц: посадник или тысяцкий. Иногда, особенно во время борьбы разных группировок, Вече созывали и частные лица. Вече не состояло из депутатов. На площадь приходил всякий, кто считал себя полноправным гражданином города. Вече обыкновенно состояло из жителей одного города, но иногда на нем присутствовали представители младших городов Ладоги и Пскова, когда возникали вопросы, касающиеся жизни этих городов. Вече занималось обсуждением вопросов законодательства, внешней политики и внутреннего устройства, вело суд по политическим и другим важнейшим преступлениям. По решению Вече приглашался на службу князь или, в случаях необходимости, князь изгонялся. Вече избирало главных городских лиц – тысяцкого, посадника, разбирало споры с князем, решало вопрос о войне и мире.
Кроме Вече, собирались отдельно собрания новгородских концов (районов) и уличан. Каждый городской конец состоял из двух сотен, во главе которых стояли выборные старосты. Политической жизнью концов между созывами кончанских Вече управляли – кончанские управы. Во главе сотни стояли выборные сотские. В военное время сотня была рекрутским округом, а в мирное – полицейским. Самой мелкой административной единицей города Новгорода были улицы. На собраниях уличан решались проблемы уличного управления.
Новгород приглашал для службы князя. Его функции определялись городскими рядами (договорами). Князь в Новгороде был высшей судебной властью, руководил управлением, судом, определяли частные гражданские отношения согласно местным обычаям и законам, скреплял сделки и утверждал их в правах. Исполнительными органами Вече были два высших выборных лица, которые вели текущие дела управления и суда, - посадник и тысяцкий. Получали они свои права на неопределенное время. Одни правили год, другие несколько месяцев или лет. Кроме того, в их обязанность входило командование новгородскими полками. В мирное время посадник был гражданским управлением, а тысяцкий управлял внутренними делами и полицейскими. Правили они с помощью штата подчиненных: приставами, биричами, подвойскими и др.
В Новгородском управлении важное место занимал местный епископ. Со второй половины XII века новгородцы стали избирать своего владыку из местных епископов на Вече и посылали его в Киев для рукоположения.
Новгородская республика просуществовала до 1478 года, когда Иван III присоединил ее к Русскому государству.
Таким образом, в средневековой Европе появились непревзойденные до сих пор образцы муниципальной свободы и принципы автономии в форме самоуправляющихся городских общин, земель и коммун.
Республиканская форма правления получила наибольшее распространение среди современных государств.
Господство частной собственности заложило основу бурного развития капитализма в Европе, а затем во всем мире. Политической идеологией республиканских форм правления становится либерализм, в рамках которого были разработаны такие принципы современной демократии, как признание личности первичным источником власти, приоритет прав личности над правами государства, признание права собственности как основы свободы и независимости личности, разделение властей, ограничение сферы деятельности государства и невмешательство его в дела гражданского общества и т.п.
Важной вехой в развитии демократии являются конец XIX и первая половина XX века, когда в Европе складывалось всеобщее избирательное право, плюрализм и равновесие властей. Источником партийного и идеологического плюрализма выступало всеобщее избирательное право, сопровождающееся возникновением различных партий, профсоюзов, ассоциаций и других объединений.
С провозглашением права на свободные объединения были созданы необходимые условия для плюрализма, без которого невозможна современная демократия.
Дальнейшее развитие демократии в Западной Европе и Северной Америке относится к периоду после второй мировой войны. В результате увеличения среднего слоя населения и повышения жизненного уровня происходило сглаживание социального неравенства, усиливался плюрализм и вырабатывался механизм реализации. Иным стало отношение к власти, ее потеря той, или иной политической партией не рассматривалась как крах, так как всеобщее избирательное право и плюрализм давали шанс на победу любой партии.
Возникнув в Европе, демократия стала распространяться и на неевропейский мир.
Таким образом, для исторических форм в республике характерны были такие признаки как избрание народом органов управления, участия в них свободных членов общества, участие в политической жизни страны, обсуждение и принятие решений, наличие демократических признаков.

II. ГЛАВА
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ.

2.1 Понятие республики.
Что же представляет собой республика? Республика – это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Республике присущ демократический способ образования верховных органов государства; в развитых государствах взаимоотношения между высшими органами строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними».
М.В. Ильин формулирует понятие республика «как осуществляемого сообществом равноправных граждан представительного правления с выборными органами власти, включая избирательного, а не наследственного главу государства».  Кривогуз И.М. считает республикой такое государство, «руководителей которого, так или иначе, избирают граждане».
Республиканское устройство государства реализуется сегодня в конституционном устройстве ряда государств, в том числе, в Российской Федерации. В этой связи следует отметить справедливость такой типологии республик как традиционные и конституционные. Традиционные строились на основе обычаев и традиционных норм, в основе вторых лежит рационально разработанная конституция.  В глобальном смысле конституционное государство имеет более высокий уровень республиканской эволюции, а традиционная республика только ранняя ступень развития республики.
Конституционная республика имеет несколько подходов к проблеме.
А. Вебер отмечал, что «государство как политический инструмент с рационально разработанной конституцией, рационально разработанной конституцией, рационально разработанным правом и ориентированным на рационально сформулированные правила, на «законы», управлением чиновников-специалистов в данной существенной компетенции решающих признаков известно только Западу, хотя начатки всего этого были и в других культурах».
М.В. Ильин в своем глубоком исследовании: «Слова и смыслы. Опыт описания ключевых политических понятий» показал, что становление понятия и концепции произошло в XVII веке с утверждением соответственно термина в английском языке. В 1773 году Г. Болинброк дал знаменитое определение: «Под конституцией мы понимаем, когда говорим уместно и точно, ту совокупность законов, установлений и обычаев, которая вытекает из неких твердых принципов разума, направлена на некие установленные цели от общественного блага, образует такую общую систему, коей сообщество согласно подчиняться».
Кривогуз И.М. считает республикой такое государство, «руководителей которого, так или иначе, избирают граждане».
«Теория государства, фиксируя в его истории реально возникавшие формы правления, выработала несколько их классификаций. Наиболее распространенное из них – деление форм государства по числу правящих лиц. Если власть принадлежит одному – монархия, многим – аристократия, если всем – демократия или республика».

2.2 Конституция – основополагающий документ республиканского правления.
В современной науке конституционного права под конституцией понимается система правовых «норм, имеющих, как правило, высшую юридическую силу, регулирующих основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством – с другой, а также основы самого государства».
Признаком республики является наличие Конституции – документа, регламентирующего взаимоотношения человека и общества с государством, устанавливающего основы государства, имеющего высшую юридическую силу.
Для каждой страны имеются свои особенности проявления конституциализма.
В США, куда переселились британцы, была характерна особая приверженность идее конституции, поскольку создание колоний, развитие их политических интересов от покушений со стороны королевской власти Британии вынудили их закреплять основополагающие принципы государственного устройства на бумаге и утверждать их соответствующими актами. Таким образом, констуционализм формировался у американцев изначально от создания новой государственности, поэтому сохранился и поныне. Для американцев и сегодня характерны признание высшего значения Конституции, приоритетом является конституционный порядок.
Воплощение идеи конституциолизма впервые в истории произошло в США с принятием в 1787 году Конституции этой страны.
В Англии, где родилась идея Конституции, до сих пор нет писаной Конституции как единого акта. Первыми европейскими Конституциями были принятые в 1791 году Конституции Франции и Польши.
В России первая конституция была принята в 1918 году. Конституция является, прежде всего, правовым актом, представляющая населению страны определенные права и гарантии.
Конституцию как правовой акт отличают от других актов ряд признаков, в современном смысле:
а) Конституция является актом, который принимается народом или от имени народа его представителями. Так Конституция Российской Федерации была принята путем референдума;
б) Конституция имеет учредительный, первичный характер, который учреждает основы общественного и государственного устройства, выбранные народом. Предписания Конституции выступают в качестве первоосновы, являются первичными, на которых строятся все остальные правовые акты и не могут ей противоречить;
в) важной чертой Конституции является всеохватывающий характер конституционной регламентации. Она регулирует фундаментальные основы всех сфер жизни общества: политической, экономической, духовной и пр.;
г) Конституцию отличают особые правовые свойства: верховенство Конституции в соответствии с ней должна строиться деятельность всех государственных и общественных структур и граждан; в ее высшей юридической силе, все принятые законы и правовые акты не должны ей противоречить. Конституция является ядром правовой системы государства, в особой охране, в которой задействована вся система государственных органов, в том числе конституционный суд; в особом порядке принятия и пересмотре Конституции, внесения в нее поправок.
Эти признаки являются типичными для всех Конституций. Однако отдельные Конституции могут не иметь некоторых из них. Например, существуют октроированные Конституции, т.е. дарованные народу монархом, а не провозглашенные от имени народа. Различают жесткие и гибкие Конституции. Гибкие Конституции могут быть изменены в таком же порядке, в каком принимаются обычные законы. Различают написанные Конституции, представляющие единый акт, и ненаписанные, где роль Конституции, как в Англии, выполняет система законов, обычаев судебных прецедентов.
В целом же в республиканских формах управления сущность Конституции заключается в утверждении общедемократических начал, предполагающих возможность жить в государстве в качестве его полноправных граждан всем членам общества!

2.3 Разделение единой государственной власти на ряд властей.
Республиканское правление – это коллективное правление. Все высшие органы государственной власти – разного рода собрания и т.п. – имеют сложную структуру, наделяются определенными, только им свойственными полномочиями и несут ответственность за их не использование или ненадлежащее исполнение согласно закону.
Решения, принимаемые высшими органами власти – законодательными, представительными, - в большинстве случаев длительно готовятся, обсуждаются по соответствующей процедуре, проходят экспертизу, иногда проверяются в экспериментальном порядке. Принятие же решения осуществляется, как правило, путем голосования. Оно считается принятым, если за него проголосовало квалифицированное или простое большинство.
Республиканское правление основано подчас на принципе разделения единой государственной власти на ряд властей: законодательную, исполнительную и судебную.
Это означает, что различным органам власти поручается выполнять разные функции по управлению государством. Парламенту (народному собранию, национальной ассамблее, думе, верховному совету, конгрессу и т.д.) поручается принимать законы. Правительству и его органам (исполнительно-распорядительным) поручается выполнять законы, организовывать их исполнение.
Судебным органам – осуществлять контроль по исполнению законов, привлекать к ответственности за их нарушение и т.д.
Иными словами, органы республиканского правления наделяются разными полномочиями и сферой деятельности (компетенцией) по осуществлению единой государственной власти. Теоретически это также означает, что работники самых разных органов государства (чиновники) выполняют разные трудовые функции, осуществляют разделение труда по управлению государством.
Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что все ветви единой государственной власти осуществляют именно властные полномочия, т.е. организаций и обеспечивают отношения «власти – подчинения» в соответствующих сферах государственной жизни.
Кроме того, следует подчеркнуть, что, несмотря на разделение власти, все республиканские органы призваны осуществлять согласованно, системно, организованно единую государственную Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что все ветви единой государственной власти осуществляют именно властные полномочия, т.е. организаций и обеспечивают отношения «власти – подчинения» в соответствующих сферах государственной жизни.
Кроме того, следует подчеркнуть, что, несмотря на разделение власти, все республиканские органы призваны осуществлять согласованно, системно, организовать единую государственную власть, и не могут функционировать друг без друга.
Разумеется, слаженная работа всех ветвей власти не всегда удается. При разделении властей зачастую происходит борьба между органами, представляющими те или иные ветви власти за большие полномочия, за верховенство в системе единой государственной власти. При такой борьбе подчас приобретаются острые, ожесточенные формы борьбы. Под угрозой оказываются сами республиканские формы правления.
Впервые идея разделения властей подробно разработал в своем фундаментальном труде «О духе законов» Ж. Монтескье (XVIIIв.). Эта идея была направлена против произвола, политических ошибок, злоупотреблений, порабощения народа в абсолютной монархии. Эта идея несла иную организацию государственной власти, чем абсолютистская монархия, которая нужна была рвущейся к власти, прогрессивной, зарождающейся буржуазии и которую та собиралась осуществить. Ж. Монтескье сумел в идее разделения властей, которую полагал закрепить в Конституции, выразить многие политические, экономические и нравственные требования буржуазии. По существу, он дал правовую основу буржуазной революции в сфере государственности и изобрел тем самым современную форму демократии. Идея разделения властей означала создание в сфере организации государства систему сдержек и противовесов, обеспечивающую власть народа, не позволяющая той или иной ветви власти, а стало быть, и конкретным ее представителем, стать коллективными или единомышленными диктаторами, подмять под себя все другие органы государственной власти, осуществить антиреспубликанский переворот.
Кроме того, организация государственной власти на основе разделения полномочий ее органов, их балансе позволяет лучше обеспечивать государственное управление. Например, повысить качество законов и их исполнение. Проекты предлагаются, как правило, исполнительной властью, прорабатываются, уточняются в парламенте, принимаются им в виде законов, исполняются правительством, контролируются судебными органами.
Там, где эта идея существует, связанная в исторических традициях с политико-правовой культурой, экономическими потребностями там, она уже более 100 лет успешно работает, обеспечивая стабильность государства, политико-правовое процветание общества. Там же, где она внедряется в политически конфронтационные общества, например, остающиеся тоталитарными, фактически монархическими формами правления, там она порождает социальную борьбу, политическое напряжение, и только при победе республиканских форм правления, демократии даст свои всходы. В таких пост тоталитарных государствах идея разделения властей выполняет, в сущности, ту функцию, которую выполняла в XVII веке. Является противовесом, альтернативной идеей объединения всей власти в одних руках (личности, партии или класса).
Вместе с тем, в современных пост тоталитарных государствах большую роль играет и власть президента. Ее не всегда можно отнести к исполнительной или законодательной власти. Это подчас самостоятельная власть, вытекающая из статуса главы государства как гаранта Конституции.
Эта власть обеспечивается не только распределением полномочий между президентом и парламентом, между президентом и правительством, но и созданием при президенте специальных органов (администрации, управления делами, комиссии, комитеты, аналогичные центру), содействующие президенту в осуществлении его полномочий главы государства.
Кроме проблемы разделения властей современный этап развития государственности характеризуется принципиально новыми чертами и особенностями, свойственными XX – XXI векам. Огромный размах получила информатизация человечества в планетарном масштабе. Средства массовой информации – телевидение, радио, печать, электронная почта, приобрели исключительное значение не только в информированности, но и в навязывании им тех или иных оценок, идеалов, представлений – т.е. в манипулировании общественным мнением. Эту социальную роль средств массовой информации выделил и теоретический политико-правовой анализ. Он же позволил понять и ту ожесточенность, с какой идет борьба между политическими силами за обладание властью при становлении республиканских форм правления. Кто владеет информацией – тот владеет и властью. Именно так можно сформулировать сложившуюся ситуацию.
Поэтому правильно в теории государства при осложнении формы правления дополнить три ветви власти, выделенные еще Ж.Монтескье, четвертой властью, а именно средствами массовой информации, прежде всего электронными, которые обладают возможностью управлять, манипулировать потоками информации в современном государстве. И эта власть – четвертая – также должна находиться в определенном соотношении с тремя другими ветвями власти, в частности с властью президента, быть подчиненной, служить народу, а не тем или иным политическим силам. Она должна действовать на правовой основе, обеспечивающей и свободу средств массовой информации, и защиту от злоупотреблений этой свободой.

2.4 Выборность органов управления.
Большие отличия от монархии имеет республика и в сфере образования органов власти. По существу, республика – это такая форма правления, при которой все высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются представительным общенациональным учреждением. В разных странах существуют различные избирательные системы, более или менее демократичные, но так или иначе, народ участвует в формировании органов государственной власти.
В республиканских формах правления органы власти избираются на определенный срок. Исключения делаются только для судей в некоторых странах, где судьи, чтобы обеспечить их фактическую независимость, избираются или назначаются пожизненно. В республике, таким образом, реализуется принцип сменяемости. Этот принцип предполагает смену представителей органов власти через определенный период.
Должностные лица несут ответственность. Она имеет, прежде всего, политический характер и может выражаться в таких действиях, как досрочный отзыв (депутата), уход в отставку (правительство, министерство), роспуск парламента, снятие с должности (суды) и т.п.
Республика как форма правления сопровождается, как правило, рациональным восприятием государственной власти. При этом общественное сознание исходит из принципа формального равенства людей, их солидарности, объединенности в государстве, необходимости компромиссов и стабильности.
Идея равенства позволяет выдвигать на те или иные должности чаще всего любого гражданина кроме тех, кто ограничен в свободе на основе закона.
Республиканская форма правления наиболее эффективно обеспечивает ее соотношение с правами, свободами и интересами других людей. Этот баланс реализуется в избирательной системе, защите прав и свобод каждого гражданина, прежде всего в судебной системе.

2.5 Правовые признаки республики.
Современным воплощением республиканской формы правления, кроме наличия акта Конституции, является правовое государство.
В конституционной практике идея правового государства нашла свое воплощение в Конституциях ряда европейских государств, например ФРГ, Испании. Характеристика современного российского государства как правового, содержится и в Конституции Российской Федерации 1993 года.
Основной закон ФРГ, где впервые была воплощена идея правового государства, содержит очень емкую его характеристику: «Законодательство связано конституционным строем, исполнительная власть и правосудие – законом и правом».
Таким образом, здесь подчеркивается верховенство конституционного строя, недопустимость противоречия законов его основным принципам. Упоминания наряду с законом права,  означает, что речь идет об универсальных нормах права. В целом в современной науке конституционного права к характеристикам правового государства относятся следующие черты:
а) провозглашение государством нерушимости прав человека;
б) установление механизма гарантий прав и свобод (например, недопустимость произвольного ареста и т.п.);
в) конституционное установление обязанности государства, его органов, учреждений, должностных лиц действовать в рамках Конституции и законов;
г) принцип верховенства Конституции по отношению к другим законам;
д) приоритет норм международного права перед нормами национального права.
Все принципы правового государства нашли воплощение в российской Конституции: признание, гарантия и неотчуждаемость основных прав и свобод человека, верховенство Конституции, обязанность органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан, их объединений соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации.
Однако реальное состояние российской государственной власти таково, что оно очень далеко от идеала. Это проявляется в том, что государственные органы и должностные лица не соблюдают государственных законов, когда государство нарушает элементарные права граждан, например, не выплачивая вовремя зарплату. Это проявляется и в том, что Конституция ряда субъектов Федерации и принимаемые на их основе законы противоречат федеральной Конституции и федеральным законам.
 Наличие правового государства в Российской Федерации при республиканском способе управления пока еще остается целью, но не реальным состоянием.

2.6 Гражданское общество в республиках.
Признаком республиканской формы правления является наличие гражданского общества.
В современных концепциях под гражданским обществом понимается совокупность частных лиц, групп, классов, объединений возникновение и существование которых не вызвано прямо решениями государства и власти. Это негосударственная часть общества, взаимодействующая с государством как с системой органов власти. Любое государственно организованное общество (страна, государство, нация) включает две составные части: государство и гражданское общество. Понятие гражданского общества может быть использовано в широком и узком смысле слова. В широком, как неполитическая часть общества – оно имеет место в любых обществах. В узком смысле гражданское общество является частью республиканской формы правления, характеризуется наличием независимых собственников, автономностью и неподконтрольностью его государству, высокой самоорганизацией. Такое гражданское общество базируется, прежде всего, на свободной частной собственности, отделенной от государственной власти. Именно такое гражданское общество является социальной предпосылкой становления демократического правового государства, ибо наличие независимых от государства гражданских собственников, достаточно хорошо организованных, способных выражать и защищать свои интересы, создает возможность ограничить государственную власть, подчинить ее интересам граждан, сделать защиту их прав и свобод высшей целью и обязанностью государства. С этой точки зрения в современной России нет достаточно зрелого гражданского общества с высокой самоорганизацией, способно эффективно контролировать деятельность государства. Поэтому становление правового государства в нашей стране сталкивается не только с проблемой несовершенства самих политико-правовых отношений, но и с неразвитостью гражданского общества.

2.7 Демократия – один из основных признаков республиканского правления.
Признаком республиканской формы правления является демократия.
Демократия характеризует республику, как государственное устройство, которое отличается признанием воли большинства в качестве источника власти и провозглашения свободы и равноправия граждан».
Более развернутое определение было сформулировано американским президентом А. Линкольном: «…демократия исходит из самого народа, осуществляется самим народом и в интересах народа».
Демократия характеризуется признанием народа в качестве источника власти и суверенитета. Народ учреждает основные органы власти, выбирает в них своих представителей и вправе периодически их сменять. Воля народа выражается и в том, что он имеет право непосредственно участвовать в разработках и принятии законов путем народных инициатив и референдумов. Отказ от их проведения является антидемократической мерой.
При демократическом управлении провозглашается и юридически гарантируется равноправие граждан. Права человека рассматриваются как высшая ценность, а их гарантия – как главная функция государства. Решения принимаются большинством, но учитываются интересы и права меньшинства, которое, в свою очередь, уважая общеобязательные решения и выполняя их, сохраняет за собой право отстаивать собственные позиции.
Признается право каждого гражданина на критику властей и любых их представителей, в том числе и в форме обращение в суд по поводу их незаконных действий. Функционирует многопартийная система, которая включает как политические партии, стоящие на позициях существующей формы правления, так и партии, отрицающие ее, но действующие в рамках Конституции.
Органы государственной власти избираются населением путем всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании. Представительные органы власти работают на постоянной основе. Высшему представительному органу (парламенту) принадлежит исключительное право издавать общегосударственные законы.
Современная демократия, базируясь на принципах равенства парламентаризма, выборности, разделения властей, плюрализма, правового государства и гражданского общества, совмещает идеи непосредственного самоуправления и представительства. И даже при соблюдении этих принципов она далека от идей народовластия. Тем не менее, имея множество недостатков, современная парламентская демократия остается сегодня самым популярным типом власти.
В ряде Конституций, принятых в республиках (ФРГ, Испании, Румынии, Франции) государство характеризуется как  социальное. Такое же определение содержится и в Конституции Российской Федерации. В широком смысле слова любое государство является социальным, т.е. общественным институтом. Однако в демократической республике понятие социального государства используется для акцентирования его особых социальных функций по обеспечению социальных функций по обеспечению социальной защищенности своих граждан, достойных условий их существования. Как показала практика, правовое государство может гарантировать свободы граждан, но в условиях свободы не все могут реализовать свое право на достойную жизнь. Поэтому социальное государство базируется не на идее ограничения государственной власти, а на принципе ее участия в регулировании социальных отношений.


2.8 Республика – социальное государство.
Социальное государство – это государство, осуществляющее активную государственную политику, в основе которой лежит перераспределение материальных благ в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Такое государство предлагает прогрессивное налогообложение  и систему социального обеспечения, когда богатые платят больше налогов, а бедные получают больше материальной помощи от государства.
Социальное государство берет на себя обеспечение нуждающихся доступным государственным (муниципальным) жильем, бесплатной медицинской помощью, бесплатным общим образованием, государственными пособиями по безработице, бедности, старости, болезни и т.п.
Другими словами, если правовое государство ориентировано на обеспечение свободы граждан, то социальное государство – на реализацию социальной справедливости и равенства. Социальное государство предполагает право человека требовать от государства обеспечения прожиточного минимума, нормальных условий существования, пусть даже не бесплатно (коммунальные услуги, услуги здравоохранения, образования, трудоустройства и т.п.) возможных ограничений свободы договоров (например, по регулированию цен), принудительного социального страхования определенных групп, требований социальной налоговой политики. В Российской Федерации признак социального государства сформулирован следующим образом: Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации предусмотрены охрана труда и здоровья людей. Устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда. Обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пожилых людей. Развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Республиканская форма правления предполагает наличие прав и свободы личности, их гарантию и защиту.
Права и свободы классифицируются на личные (гражданские), политические, социально-экономические и культурные.
К гражданским правам обычно относят право человека на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, право на справедливый суд, предполагающий защиту обвиняемых, неприкосновенность жилища, тайну переписки, и телефонных разговоров, свободу выбора места жительства и передвижения (в том числе право покидать любое государство, включая свое собственное, и возвращаться в свою страну).
Особое место среди гражданских прав занимает право на частную собственность и частное предпринимательство. Это право в нашей стране отрицалось почти 74 года, а без него не могло функционировать гражданское общество, отсутствовала личная свобода. Мировой опыт свидетельствует о том, что права частной собственности в какой-то мере должны быть ограничены. Например, в законодательствах Германии, Италии, Франции и других демократических государств установлены допустимые пределы частной собственности и говорится об  ее использовании в интересах общества. Но подобные ограничения не означают фундаментального отрицания частной собственности. Парижская хартия для новой Европы еще раз подтвердила: «Каждый человек имеет право владеть собственностью единолично или совместно с другими и заниматься индивидуальным предпринимательством».
Политические права дают возможность принимать активное участие граждан в общественной жизни и управлением государством. Это -избирательные права, свобода союзов, ассоциаций, демонстраций, собраний, свобода слова, выражения мнений, в том числе свобода печати, радио, телевидения, свободы совести и т.п. Реальное осуществление политических прав, возможно, когда их использование не нуждается в предварительном разрешении властей.
Социально-политические и культурные права были сформулированы в XX столетии под влиянием рабочего движения, в 1948 году включены во Всеобщую декларацию прав человека. Важнейшие из них – право на труд, свободный выбор работы, социальное обеспечение, отдых образование, достойный жизненный уровень, доступ к культурным ценностям.
Непосредственным гарантом прав человека служит плюралистическая демократия, предусматривающая выборность руководящих органов, политический плюрализм, разделение властей и целый комплекс других средств, необходимый для практического осуществления прав и свобод личности.
Не менее важным средством защиты прав человека должны быть независимые от государства средства массовой информации: печать, радио, телевидение.
Реализация всего комплекса прав человека характеризует уровень развития, прогрессивности и гуманизма в республиках.

III. ГЛАВА
ВИДЫ РЕСПУБЛИКИ.

Современная практика государственного республиканского строительства знает два вида республики: президентскую и парламентскую. Различаются они между собой тем, какой из органов верховной власти – парламент или президент формируют правительство и направляет его работу и перед кем правительство несет ответственность.
В парламентской республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом требовать отставки правительства, выразив ему недоверие. Правительство в этом случае несет ответственность перед парламентом. Президент республики является только главой государства, но не главой правительства. Политически это означает, что правительство формируется партиями, победившими на парламентских выборах, а президент, не будучи лидером партии, лишен  возможности направлять его деятельность. Руководит правительством премьер-министр.
Президентская республика – это форма правления, где президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность.
Существуют смешанные «полупрезидентские» (президентско-парламентские) республики (Франция, Финляндия, Португалия), в которых парламент и президент, в той или иной мере, делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.
Между парламентскими и президентскими республиками сохраняются заметные различия.
В парламентских республиках, например, в Италии и Германии, власть сосредоточена в парламенте, который создает особую коллегию для избрания главы государства – президента и назначает исполнительную власть – правительство, а также суды. Избирается президент парламентом и в таких странах как Венгрия, Чехия. Реже президент избирается на основе всеобщих выборов (например, Болгария). Способ выборов президента не является, однако, решающим критерием отличия парламентской республики от президентской. Главное заключается в порядке назначения правительства и типе его политической ответственности. Роль главы государства в формировании правительства незначительна. Президент лишь формально назначает правительство, формируемое парламентом, а фактически партией «большинства» или коалицией партий в парламенте. Ему приходится назначать главой правительства (премьер-министром) лидера партии, имеющей большинство депутатов в парламенте. Лишь в исключительных случаях президент может проявить самостоятельность в назначении премьер-министром (например, в Индии в 1979 году, когда произошел массовый переход депутатов из одной партии в другую). В парламентской республике правительство несет ответственность только перед парламентом. Вотум недоверия обязывает правительство подать в отставку.
В президентской республике глава государства (президент) избирается коллегией выборщиков (например, в США) или непосредственно гражданами (например, в Мексике). Он обладает значительными полномочиями, но не иметь права роспуска парламента. Правительство всецело формируется президентом, оно представляет по существу кабинет президента. Он руководит деятельностью правительства, принимает единолично решения и отправляет министров в отставку. Тем самым, правительство (министры) ответственны только перед президентом. В президентских республиках, как правило, отсутствует пост главы правительства.  Там же, где должность премьер-министра введена (например, Турция, Перу), он выполняет текущие обязанности координационного характера.
Существует и смешанная форма республики. Так, во Франции действует полупрезидентская   республика, когда президент избирается непосредственно гражданами и обладает большими полномочиями, но правительство формируется по итогам парламентских выборов и возглавляет его лидер партии, победившей на этих выборах.
Своеобразная модель президентской республики реализована в России, где президент по существу единолично формирует ответственное перед ним правительство, но непосредственное руководство им осуществляет глава правительства, которого президент назначает с согласия Государственной думы. В России согласно новой Конституции – всенародно избираемый глава государства – президент – определяет основные направления внутренней и внешней и назначает центральный орган исполнительной власти. Это правительство – Совет министров, глава которого нуждается в одобрении Государственной Думой. Законодательной властью наделено Федеральное собрание, состоящее из двух палат – Совета Федерации, в котором заседают избранные на местах представители субъектов Федерации и избираемой всеми гражданами Государственной думы, непосредственно занимающейся выработкой важнейших политических решений в виде законов. Эти органы по представлению президента формируют высшие центральные инстанции судебной власти – Верховный суд, Конституционный суд и Высший арбитражный суд.

Заключение.
Итак, республика – это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.
Республике присущ демократический способ образования верховных органов государства; в развитых государствах взаимоотношения между высшими органами строятся на принципе разделения властей,  они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними.
Республиканской форме правления присуще развитие гражданского общества, социальные принципы развития государства, правовые нормы.
Формируется республиканская форма правления на основе Конституции – основного документа.
Республики имеют несколько типов: президентские, парламентские и смешанные.
В современном обществе государства с республиканской формой правления преобладают над монархией. Традиционными видами современной монархии является парламентарная (ограниченная) монархия. В этих странах (Япония, Швеция, Норвегия и др.) есть Конституция и избираемый парламент, который обладает реальной властью, что свидетельствует о продолжающемся процессе формирования стран с республиканской формой правления.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Аристотель. Политика. Соч. в 4т. – М.: Мысль, 1984г.
2. Вебер М. Избранные произведения. – М.: Политика, 1990г.
3. Гегель Г.В. Философия права. – М.: Наука, 1990г.
4. Глебочкин М.П. Основные черты и предпосылки демократии. – М.: ИНФРО – М, 1990г.
5. Доленко Д.В. Правовое социальное государство. – М.: Дело, 2002г.
6. Ильин И.А. О государственной форме.// Советское государство и право, 1991г. №11.
7. Ильин М.В. Слова и смыслы. Опыт описания ключевых политических понятий. – М.: Наука, 1997г.
8. История политических и правовых учений. Под ред. Нерсесянца. Учебник. – М.: ВЛАДОС, 1996г.
9. Кант И. К вечному миру. Соч. в 6т. – М.: Просвещение, 1966г.
10. Конституция Российской Федерации. – М.: ВЛАДОС, 1993г.
11. Ключевский В.О. Курс русской истории. Соч. в 9т. Т.2. – М.: Мысль, 1987г.
12. Конституционное право зарубежных стран. Т. 1-2. – М.: Юридическая литература, 1966г.
13. Монтескье Ж.Л. Избранные произведения. – М.: Высшая школа, 1995г.
14. Панарин А.С. Философия политики. М.: Мысль, 1996г.
15. Панарин А.С. Политология. Учебник. – М.: Дело, 2002г.
16. Парижская хартия для новой Европы.// Советская Россия, 1990г. 22 ноября.
17. Платон. Государство. Политика. – М.: мысль, 1971-1972гг.
18. Руссо Ж.Ж. Трактаты. – М.: Мысль, 1969г.
19. Теория государства и права. Под ред Корельского В.М. и Перевалова В.Д. Учебник. – М.: Норма, 2001г.
20. Цицерон. Диалоги о государстве, о законах. – М.: Высшая школа, 1966г.
21. Чичерин Б.Н. Конституционный вопрос в России. Философия права. – СПб.: Питер, 1998г.


Рецензии
Разделы: авторы / произведения / рецензии / поиск / вход для авторов / регистрация / о сервере     Ресурсы: Стихи.ру / Проза.ру