Решение в конце ночи

Наталья Еремеева
«Мама, ты дома?» - раздался голос сына, и в комнату, пригнувшись в проеме, вошел ее младшенький. Присел рядом на диване, осторожно обнял, ласково чмокнул в макушку и словно выдохнул: «Поговорим?»

Сергей давно и во всем стал для нее опорой. Способный «вырулить» из любой, самой сложной ситуации, он опекал мать, даже баловал.
- «Отцу хуже, он становится обузой, и Тамара Павловна требует, чтобы мы его забрали», -слова Сергея были как ушат холодной воды. Значит новой пассии бывшего мужа он был нужен здоровым, а больной... И сразу захлестнули обиды, нанесенные мужем за всю их совместную жизнь...

Людмила Васильевна проводила сына и, оглушенная неожиданной вестью, без сна провела всю ночь до самого рассвета. Словно на отмотанной назад пленке, вся ее семейная жизнь пронеслась перед мысленным взором.

Милочка выдавала книги в полковой библиотеке. Доброе лицо, распахнутые лучистые глаза и открытая улыбка как магнит притягивали в маленькое помещение библиотеки молоденьких солдат. Это была ее работа, а жизнь там, в городе. Со всеми одинаково добра и приветлива  Мила   не замечала среди своих многочисленных поклонников явно влюбленного в нее Виктора. А тот все не решался открыто признаться в своем чувстве. Только когда до демобилизации остались считанные дни, наконец, подошел к девушке...

На родину Виктора — в Пензу — поехали вместе. Избранница сына понравилась свекрови. Молоденькая девчонка оказалась по-житейски мудрой, помнила и чтила наказ матери: «Со своим уставом в чужую семью не входят. Если там хромые — хромай. Старайся облегчить жизнь близким и не становись причиной их страданий». С такими наставлениями у них в роду из поколения в поколение женщины выходят замуж. И Мила окружила мужа такой заботой, что он почувствовал себя центром Вселенной.

Когда родилась дочка и внимание жены к нему по понятным причинам ослабло, не сумел Виктор нести достойно отцовские обязанности и ответственность, пошел искать обожание на стороне. Порой возвращался домой пьяным и в губной помаде...
Мила не стала выяснять отношений, уехала в родной город. Муж приехал следом за ней. Вернулся в полк прапорщиком и навсегда остался в Сибири. В одном из военных городков у Милы  и Виктора родился сын — Сережа.

Простив мужа однажды, Людмила и дальше закрывала глаза на его вольности. Быт и дети были полностью на ней, а постоянная нехватка денег заставляли работать и в двух, и в трех местах одновременно.

Призвали в армию Сережу. Сын к службе был готов: не избалован, спортивен, контактен. На случай невыносимых трудностей договорились о кодированной строчке в письме. Но! «Бог создал дома и дачи, черт поселок Магдагачи». От сына пришло только два письма, а потом он замолчал. Людмилу начали мучить тревожные сны, из ночи в ночь снилась засыхающая огуречная грядка, Мила не выпускала из рук лейку, но земля продолжала трескаться и белеть...

Договорившись на работе о краткосрочном отпуске, Людмила Васильевна купила билет, чтобы лететь к сыну. А дома ждала телеграмма: Мама, не переживай. Я временно в Читинском госпитале». Всю дорогу в часть мать сходила с ума от тревоги. Но то, что увидела... Ее сын, крепкий, здоровый парень под два метра ростом, весил... пятьдесят пять килограммов — на Востоке был голод.  А потом еще хуже — отказали почки. Мать прожила в Чите до полного выздоровления Сергея, устроилась работать официанткой. И боролась во имя этого со всем казенным миром.

А муж, он, конечно, морально поддерживал, но все равно жил в свое удовольствие.
Вспоминала все это Людмила Васильевна бессонной ночью и плакала. Но ближе к рассвету настроение стало меняться. Виктор, по природе добрый и общительный человек, постоянно был окружен людьми. Его любили солдаты и офицеры, соседи становились друзьями на годы. Нуждающемуся он мог отдать последнее. Сережа рос рядом с отцом, вместе с солдатами крутился на турнике, бегал на длинные дистанции. Все считали Людмилу и Виктора идеальной парой. А ведь это было заслугой именно женщины и только ее.

Только когда выросли и определились дети, Людмила Васильевна перестала поддерживать видимость счастливой и благополучной семьи. Делить мужа с Тамарой Павловной больше не было сил. Она подала на развод и на раздел квартиры — и словно вышла из бушующего моря на тихий берег.

Дети встали на сторону матери, готовы были отказаться от отца. Но Людмила Васильевна поступила мудро. Предать отца или мать — грех. И вряд ли будут счастливы те, кто решится на это. Под влиянием матери постепенно оттаяли дочь и сын и даже — заново! - подружились с отцом.

Когда над домом кружили бури, Людмила Васильевна, как воин, была готова ко всему. Откуда силы брались! А тут вдруг стало пошаливать сердце. Теперь сын боролся за мать. И Виктор навещал в больнице, даже дежурил по ночам.
И вот она уже шесть лет без мужа. Нет, не одинока: рядом щебетала и наполняла радостью дом маленькая внучка.

..."Так что же делать, как поступить?" - этот вопрос не раз вставал перед ней за эту долгую ночь. И все же она решилась что ради детей, во имя их больного  мужа, хоть и бывшего, на произвол судьбы нельзя бросить. Утром сняла трубку и  позвонила сыну: «Привози отца».