Рецензия на фильм Где-то

Олег Татков
О преодолении детских комплексов «по-звёздному»….



Говорят, что после оглашения результатов Венецианского фестиваля этого года сразу же пронёсся слух, что Квентин Тарантино дал Софии Копполе (дочери легенды Голливуда Френсиса Форда  Копполы – авт.) «Золотого льва»  по блату.  Мол, -  ходила она у него одно время в подружках – вот и расплатился за «разбитое девичье сердце»…


Папа Софии – создатель легендарного «Крёстного отца», тоже добавил «маслица в огонь» заявив за некоторое время до этого, что все свои творения после того как увидел дочуркины «Трудности перевода» считает конъюнктурными,  и что не только он, а и многие итальянские «голливудщики»  вроде Аль Пачино или Роберта де Ниро  работают за деньги, а не ради искусства.   Более того,  – вот уже пару лет он отказывается от любых предложений и снимает кино «за свои кровные», причём кино, как Вы сами понимаете, по определению малобюджетное и «за жизнь» -  то в Румынии, то ещё где-то в Тмутаракани...


С такой информацией не посмотреть фильм Софии Копполы – обладатель «Золотого льва» в Венеции этого года  под названием «Где-то»  («Somewhere») было бы несерьёзно….


Скажу сразу – фильм мне понравился. Проще всего было бы определить его как «тяжела и неказиста жизнь голливудского артиста», но это было бы нечестно…


Фильм у замечательного режиссёра и сценариста (это я абсолютно серьёзно – авт.) Софии Копполы получился очень светлым, очень, - подозреваю, - автобиографичным, очень личным и очень максималистичным, что не удивительно   –  ведь рассказывает он о взаимоотношениях отца – звезды и его дочери 11 лет, живущей отдельно с мамой.  А в таком возрасте девочки и не только из неполных семей, - как известно, -  страдают комплексами и оценивают всех и всё по максимуму,  – ну юношеский максимализм – кто им не переболел – пусть бросит в меня камень….


В фильме совсем нет экшна,  – так намёточки - то ли на паппараци-преследователя, то ли на вялый киднеппинг. Нет в нём и суперэротики – так намёточки на вялые, переходящие в глубокий сон (пардон за слово – авт.) «перепихончики»  между завтраком и очередной пресс-конференцией.


Очень здорово и без прикрас показана реальная жизнь, реальной кинозвезды – тупая, бесполезная, скованная кучей условностей, на виду у всех…


И ловишь себя на чётком ощущении, что эта глянцевая, как нам  всем кажется, жизнь -  по большому счёту и яйца выеденного не стоит, а уж по «гамбургскому счёту» – просто трагедия, что потрясающей игрой и продемонстрировали главные герои,   Папа – Стивен Дорфф   и  Дочь – Эль Фаннинг.


Прекрасно отработал оператор Харрис Савидес – просто прекрасно… Лос-Анджелес с Голливудом, Беверли Хиллс, бульвар Сансет, Лас-Вегас показаны с такой документальной скрупулёзностью и без стандартного набора красивостей, что буквально кожей ощущаешь их обыденность, фальшь и пустоту.  Ну, -  по крайней мере, -  понимаешь, что не бриллианты это, и даже не  кристаллы Swarovski , - а так – побочные продукты производства  лос-анджелесского завода стеклянных изделий…


Нельзя не сказать  о саундтреке – группа «Phoenix» сделалa  музыку  к фильму, и эта музыка безупречна….  Тут фронтмэн группы «Phoenix» (по совместительству ещё и крайний муж Софии -авт.)  не подкачал, - и музычка, что надо, и денежки в семье остались...


Было бы странно  думать, что София Коппола  сделала всё сама – звёздный папаша числится в исполнительных продюсерах, да ещё раза четыре фамилия Копполы вне связи с именем София или Френсис  в титрах мелькает.  Итальянцы – люди прагматичные – деньги в семье сохранят по-максимуму,   – не зря же Френсис Форд ту же Софию ещё во младенчестве снимал в роли малышки в «Крёстном отце» - вот дочурка и не забыла уроков…. Хотя, если честно, я так и не понял во что был вбухан бюджет в 8 млн.  долларов. Наверное, -  в гонорары съёмочной группы….


Задумка,  конечно,  была просчитана заранее – а вот такие мы звёзды – тоже люди, тоже плачем (это буквально реализовано – авт.), тоже в нашей жизни всё наперекосяк и с детьми-ангелочками не всё просто – ну из-за вечного дефицита общения и «поганой голливудской life-stile»….


Наверное,  некоторые зрители героев фильма Софии Копполы «Где-то» пожалеют, некоторые поплачут, некоторые посочувствуют. Я почему-то не стал делать ни первого, ни второго, ни третьего….


Дополнительная информация Коппола: дочь своего отца
 
София Коппола всегда была объектом крайнего раздражения в Голливуде. Оно и понятно - сам ее отец, великий Фрэнсис Форд Коппола, откровенно говорит: «У Софии есть большое преимущество перед другими режиссерами - наша семья может финансировать ее проекты, а она знает, за какие ниточки дергать, чтобы получить финансирование». На самом деле ниточка всего одна – отцовская любовь. Во время съемок третьей части «Крестного отца» (1990) уже имел место скандал: Коппола выкинул из проекта Вайнону Райдер, чтобы отдать ее роль восемнадцатилетней Софии, некрасивой и несуразной. Голливуд тогда отомстил: София получила «Золотую малину» за «Худший дебют года». Она сказала, что и не собирается быть актрисой, а собирается быть дизайнером одежды.
Папа послушно финансировал потуги дочки на этом поприще, но тут София вышла замуж – за культового режиссера Спайка Джонза. Раз муж – творец, значит, жена должна соответствовать. Только любящий отец может дать дочери деньги на фильм с названием «Девственницы-самоубийцы» (1999). Тем более что содержание вполне соответствовало названию, а люди на такие фильмы не ходят. Когда София задумала свой следующий опус – «Трудности перевода» (2003), известный актер Билл Мюррей неслучайно скрывался от нее как мог, пока влиятельный папа его не прищучил. С «Трудностями перевода» получилась смешная история: картина изначально предназначалась для тусовки, поскольку повествовала об отношениях Софии с ее мужем. Однако муж обиделся и развелся, получился скандальчик, о фильме заговорили, папа ловко пустил его по фестивальному циклу и добился нескольких номинаций на «Оскар». Конечно, нужно отдать должное и Скарлетт Йоханссон: ее полудетская чувственность очень взволновала мужчин среднего и старшего возраста. В результате скромное по затратам кино собрало около 40 миллионов в прокате.
Коммерческий успех «Трудностей перевода» София компенсировала кассовым провалом «Марии Антуанетты» (2006) и на какое-то время занялась сугубо женскими делами. Родила дочку от французского музыканта Томаса Марса, в этом году снова станет матерью, но и снова снимет кино. Фильм называется «Кое-где», и название, надо сказать, не вдохновляет.
 
Фото Софии с мужем (крайним - я ей этого желаю - авт.) -