Социальное партнерство как основа взаимодействия д

Александр Прутченков
Взаимоотношения детской общественной организации с другими общественными структурами общеобразовательного учреждения, в том числе и органами ученического самоуправления должны строиться на партнерских началах на основе договора или соглашения. Об этом прямо говорится в Решении коллегии Министерства образования Российской Федерации от 29 мая 2001 г. № 11/1 "Об опыте взаимодействия органов управления образованием и детских общественных объединений".
Проанализируем основные положения "Методических рекомендаций о расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях", утвержденные Письмом Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16.
Итак, во-первых, "необходимо подчеркнуть, что органы ученического самоуправления и детские объединения, создаваемые в образовательных учреждениях, различаются по своим функциям и задачам". Следовательно, в данном Письме сразу фиксируется наличие различий по функциям и задачам между органами ученического самоуправления и детскими общественными организациями.
В первых двух параграфах данного пособия мы достаточно детально изложили нормативно-правовые основы создания и функционирования детской (молодежной) общественной организации и органов ученического самоуправления. Поэтому продолжим рассмотрение положений "Методических рекомендаций …".
Следующее важное положение гласит, что "представители общественных объединений могут быть представлены в органах ученического самоуправления или совете школы с целью информирования о собственной деятельности и привлечения членов общественных объединений к решению актуальных проблем образовательного учреждения". В данном положении "Методических рекомендаций …" четко зафиксировано представление о том, что органы ученического самоуправления и детские общественные организации (объединения) – это не одно и тоже. Снова используя схему, зафиксируем это различие даже на уровне основных нормативных документов, которые регулируют деятельность ученического самоуправления и детской общественной организации. Это их Уставы. Но это разные уставы!
Далее в тексте "Методических рекомендаций …" указывается, что детские общественные организации и органы ученического самоуправления могут и должны взаимодействовать, в том числе и с помощью представительства общественных объединений в выборных органах ученического самоуправления. Таким образом, детские общественные организации могут вполне "легально" рассказывать о своей деятельности, своих программах, приглашать тех детей, которые еще не вступили в данную организацию и т.д. Но при этом, при вхождении в состав органов ученического самоуправления, члены детской общественной организации не должны забывать, что ученическое самоуправление создается для решения актуальных проблем всех школьников, которые обучаются в данном общеобразовательном учреждении, а не только защиты интересов членов своей общественной организации.
Принципиально важно отметить, что именно Министерство образования Российской Федерации специально "подчеркивает, что взаимоотношение с детскими и молодежными общественными объединениями не может строиться иначе, как на партнерских началах". Это и есть та методическая основа, которая должна определять взаимоотношения детских общественных организаций и органов ученического самоуправления.
Прежде чем перейти к детальному изложению основ социального партнерства, прокомментируем еще несколько положений "Методических рекомендаций о расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях".
Первое принципиально важное положение гласит: "Абсолютно не допускается подконтрольность этих объединений, администрирование со стороны органов управления образованием или руководителей образовательных учреждений". Еще раз внимательно вчитайтесь в текст этого положения. Никакого контроля над деятельностью детской (молодежной) общественной организацией со стороны органов управления образованием любого уровня и администрации (директора, его заместителей) общеобразовательного учреждения НЕ допускается. Правда, читатель, в праве спросить: "А что же тогда делать? Неужели полная самостоятельность и автономность наших детских общественных организаций?"
Разумеется, нет и в ближайшее время педагогам придется курировать, консультировать, поддерживать актив детской общественной организации, помогать детям в разработке программ и планов, в подготовке и реализации конкретных мероприятий, которые намечают сами дети или они это делают совместно со взрослыми. Но при этом важно постоянно помнить – главное постепенно передавать все больше и больше прав и полномочий самим детям и старшеклассникам, которые являются членами детской (молодежной) общественной организации. Иначе мы никогда не сможем получить необходимый педагогический эффект - действительно самоуправляемая детская (молодежная) общественная организация, члены которой помогают педагогам решать актуальные проблемы того образовательного учреждения, где обучаются школьники.
Изучая дальше данный нормативный документ, мы видим, что Министерство образования Российской Федерации "не считает, что в конкретном общеобразовательном учреждении или учреждении дополнительного образования детей может действовать только одна детская организация". Это является тем самым основанием, в соответствии с которым общеобразовательное учреждение должно координировать деятельность нескольких детских общественных организаций или объединений, а не только поддерживать "свою", созданную из своих "родных" школьников, которых педагоги давно знают, на них рассчитывают в различных ситуациях и т.д. Это положение предписывает школам всячески содействовать школьникам в реализации права на создание своих общественных организаций и/или на участие в деятельности общественных объединений, которые предлагают интересные им программы и мероприятия.
Именно на это указывает еще одно положение "Методических рекомендаций …" - "в условиях многообразия детских, молодежных объединений руководители органов управления образованием образовательных учреждений должны создавать условия для их деятельности в стенах образовательных учреждений во внеурочное и внешкольное время …"

А теперь перейдем к рассмотрению основного механизма взаимодействия детских (молодежных) общественных организаций и органов ученического самоуправления общеобразовательных учреждений – социального партнерства. Термин "социальное партнерство" – относительно новый для сегодняшней России. Как правило, его смысл раскрывается как налаживание конструктивного взаимодействия между тремя силами, действующими на общественной арене страны: государственными структурами, коммерческими предприятиями и некоммерческими организациями. Эти силы условно называют первым, вторым и третьим секторами экономики.
Взаимодействие между ними на уровне государства, местного сообщества необходимо для того, чтобы совместными усилиями решать социально значимые проблемы, такие, например, как бедность, проблемы занятости, бездомность и т.д.
Например, Закон Москвы № 44 "О социальном партнерстве", принятый от 22 октября 1997 года, в статье 1 "Основные понятия" следующим образом определяет данное понятие – "социальное партнерство - основа взаимоотношений между работниками (профсоюзами, их объединениями, ассоциациями), работодателями (их объединениями, ассоциациями), органами власти, органами местного самоуправления с целью обсуждения, выработки и принятия решений по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, обеспечения социального мира, общественного развития, опирающаяся на международные нормы, законы Российской Федерации и Москвы и выражающаяся во взаимных консультациях, переговорах, в достижении и заключении сторонами соглашений, коллективных договоров и в принятии совместных решений". Не будем комментировать данное определение, лишь уточним, что для целей данного пособия это определение очень узко трактует социальное партнерство как взаимоотношения между работниками (профсоюзами, их объединениями, ассоциациями), работодателями (их объединениями, ассоциациями), органами власти, органами местного самоуправления. Для целей нашего пособия требуется более широкий подход.
Поэтому мы считаем, что термин "партнерство" следует понимать более широко. И в качестве примера приведем наиболее распространенное понимание партнерства как "объединение усилий лиц или организаций для решения общих проблем и/или достижения значимой для всех цели". Это определение можно использовать в системе образования и, опираясь на него, разрабатывать программу взаимодействия на основе социального партнерства.
Следовательно, нужно использовать более широкий взгляд на социальное партнерство, как на способ решения социальной проблемы, который:
предусматривает взаимодействие представителей всех 3-х секторов, действующих совместно;
подразумевает понимание совместной выгоды каждой из сторон (и для социума в целом);
строится на правилах, выработанных и принятых самими участниками;
базируется на чувстве солидарности и ответственности каждого участника.
В данном пособии мы используем максимально развернутое определение социального партнерства. Итак, "социальное партнерство – это реальное взаимодействие двух или более равных сторон (лиц и/или организаций) на основе подписанного на определенное время соглашения в целях решения конкретного вопроса (социальной проблемы), который в чем-либо не удовлетворяет одну или несколько сторон и который эффективнее решать путем объединения ресурсов (материальных, финансовых, человеческих и т.д.) и организационных усилий до достижения намеченного (желаемого) результата, который приемлем для всех участников соглашения".
Подробно рассмотрим каждое из основных положений данного определения.
Во-первых, реальное взаимодействие нескольких партнеров, то есть детские общественные организации и органы ученического самоуправления могут взаимодействовать только друг с другом  ли с привлечением третьих лиц (организаций, органов власти, учреждений и т.п.). Кроме того, обратите внимание, особенно с педагогической точки зрения, на реальность указанного взаимодействия, это должны быть реальные  практические дела, направленные на удовлетворение интересов сторон, включенных в процесс взаимодействия.
Во-вторых, партнерство должно быть оформлено в письменном виде. Это может быть самое простое соглашение о предполагаемой социальной акции или более широком мероприятии, проводимом на постоянной основе. Мы прекрасно понимаем, что педагогам проще "организовать и провести мероприятие", чем заниматься оформлением реально проводимых дел и социальных акций. Но именно, с точки зрения педагогического эффекта, школьников нужно постепенно готовить к оформлению всех совместных акций и мероприятий в письменном виде. Образец такого соглашения приводится в Приложениях.
В-третьих, договор или соглашение о социальном партнерстве должны иметь четкие временные рамки, то есть дату начала и дату окончания партнерских отношений. Такой подход дисциплинирует участников и помогает им ориентироваться в подписанных обязательствах.
В-четвертых, это принципиально важная характеристика социального партнерства, которое оформляется "в целях решения конкретного вопроса (социальной проблемы), который в чем-либо не удовлетворяет одну или несколько сторон и который эффективнее решать путем объединения ресурсов (материальных, финансовых, человеческих и т.д.) и организационных усилий …". Именно это положение должно стать центральным – то есть важно определить ту социальную проблему, над которой собираются работать "договаривающиеся стороны". И далее – социальное партнерство предполагает объединение усилий и детской общественной организации и органов ученического  самоуправления. В нашем случае - человеческих, организационных, материальных (например, проведение того или иного мероприятия в стенах родной школы). Но при определенных условиях, вполне возможно и объединение финансовых ресурсов. Для того, чтобы каждая из сторон понимала, в чем будет состоять ее вклад (человеческий, организационный, материальный, финансовый) необходимо зафиксировать свои отношения в письменном виде.
И, наконец, в-пятых, договор о социальном партнерстве считается завершенным в том случае, если достигнут намеченный обеими сторонами результат, и при этом, результат, который приемлем для всех участников соглашения.
Внимательное прочтение определения социального партнерства позволяет осознать, что, с одной стороны, это достаточно серьезная технология, которая требует значительных предварительных усилий со стороны ее организаторов, но, с другой стороны, она приносит весьма существенный социальный, что еще более важно педагогический эффект.
Раскроем кратко основные принципы социального партнерства:
уважение и учет интересов участников соглашения;
заинтересованность договаривающихся сторон в участии в договорных отношениях;
соблюдение социальными партнерами норм законодательства Российской Федерации, других нормативных актов, которыми руководствуются партнеры;
наличие соответствующих полномочий социальных партнеров и их представителей при ведении переговоров и во время подписания соглашения о партнерстве;
равноправие и доверие сторон, вступающих в отношения социального партнерства;
невмешательство в дела друг друга, что означает, что ни детская общественная организация, ни органы ученического самоуправления не вправе вмешиваться во внутренние дела друг друга;
свобода выбора и обсуждения вопросов, входящих в сферу социального партнерства;
добровольность принятия обязательств социальными партнерами на основе взаимного согласования;
регулярность проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в сферу социального партнерства;
реальность обеспечения принятых партнерами обязательств, то есть объектом соглашения о партнерстве должны стать только обеспеченные своими средствами и ресурсами мероприятия;
обязательность исполнения достигнутых договоренностей;
систематичность контроля за выполнением принятых в рамках социального партнерства соглашений, договоров и решений каждой из сторон, подписавших соглашение;
ответственность сторон за невыполнение по их вине принятых обязательств, соглашений, договоров, решений;
соблюдение предусмотренных действующим законодательством примирительных процедур при разрешении споров.
Даже простое перечисление указанных принципов социального партнерства свидетельствует о том, что данная социальная технология весьма и весьма сложное явление. И тем не менее, мы можем рекомендовать ее для использования в системе образования именно в работе с детскими общественными организациями и органами ученического самоуправления. При всей сложности организации социального партнерства результаты, которые получают стороны, многократно превосходят педагогические и организационные "затраты".
Термин "социальное партнерство в образовании" - как и сама деятельность, получили полноправное признание в современной России несколько лет назад.
Социальное партнерство в образовании:
привлекает ресурсы общества для развития образовательной сферы;
помогает направлять ресурсы образования на развитие совместной деятельности любого образовательного учреждения, его общественной самоорганизации и самоуправления независимо от его типа и вида;
помогает накапливать и передавать жизненный опыт как образовательного сообщества, так и его партнеров для формирования у членов сообщества способности выживания на рынке образовательных услуг;
позволяет действовать эффективно и успешно, имея в виду приоритетную перспективу, общую для всех социальных партнеров;
способно эффективно координировать совместную деятельность с ясным пониманием степени ответственности каждого партнера;
позволяет оказывать помощь нуждающимся членам сообщества;
добиваться того, чтобы партнеры, оставаясь непохожими на других, признавали различия отдельных людей и организаций.
Кратко перечислим условия, необходимые для реализации успешного социального партнерства:
развитие организационной культуры партнеров и культуры партнерских отношений;
сформированная стратегия организаций (учреждений), предполагающая именно партнерские взаимоотношения;
гуманитарная составляющая содержания партнерства;
эффективная система контроля, в том числе, в области финансирования;
широкое информационное обеспечение деятельности;
функционирование механизма саморазвития партнерских организаций.
При использовании технологии социального партнерства в работе с детскими (молодежными) общественными организациями и органами ученического самоуправления следует учитывать указанные выше условия, естественно, с определенной педагогической адаптацией каждого из них.
Во-первых, именно взрослым предстоит системно заниматься развитием основ организационной культуры, заниматься отработкой навыков партнерских отношений, создавая для этого соответствующие ситуации, организуя практику, в том числе, в сфере реального социального взаимодействия с различными партнерами.
Во-вторых, в задачу взрослых входит разработка стратегии развития образовательного учреждения или детской общественной организации с перспективой включения детей и старших школьников в реальные партнерские взаимоотношения. Но при этом, важно понимать, что сами школьники должны постепенно учиться разрабатывать стратегию развития своей детской общественной организации и/или ученического самоуправления.
В-третьих, ни в коем случае не следует игнорировать "гуманитарную составляющую содержания социального партнерства". Это тем более важно, когда речь идет о включении в социальное партнерство детей школьного возраста. Для них участие в социальном партнерстве должно стать школой гуманизма и практической помощи тем, кто нуждается в поддержке молодых и сильных.
А теперь переходим к изложению основных составляющих компонентов стратегии социального партнерства, которыми являются:
партнерское мышление;
взаимное дополнение;
долевое участие;
разнообразие форм объединения субъектов партнерства;
поэтапное использование технологий партнерства.
Рассмотрим подробно каждый из этих компонентов
1. Партнерское мышление. Партнерское мышление - это привычка видеть лучшее в человеке, уважительное отношение к чужому мнению, стремление понять другого, желание и умение выстраивать социальные отношения. Главное в партнерстве   не получать, а планировать то, что ты способен отдать тем, кто  нуждается в твоей помощи и поддержке. Быть партнером означает: разделять идеи тех, с кем вы договариваетесь о совместной деятельности, принимать самое активное участие в запланированной и оформленной соответствующим соглашением совместной деятельности, самостоятельно выбирая тип этой деятельности, выполняя принятые на себя обязательства.
Быть партнером   значит уметь брать на себя конкретные обязательства, обеспечивая их имеющимися ресурсами, осуществлять постоянную коммуникацию с партнерами, которые разделяют те же идеи и приступили к реализации намеченного плана. 
2. Взаимное дополнение, или "принцип взаимной дополнительности" в партнерских отношениях означает, что в рамках совместной деятельности для достижения наилучшего результата каждый должен делать то, что он делает лучше других. Если у детской (молодежной) общественной организации отработаны связи с общественностью данного муниципалитета, если возможность непосредственно контактировать со средствами массовой информации, то она может предложить осуществлять именно это направление в рамках предполагаемого соглашения о социальном партнерстве. Тогда органы ученического самоуправления, как партнеры, подписывающие договор о партнерстве, должны предложить со своей стороны какой-либо вид деятельности, в котором они уже "преуспели", например, свой сайт для размещения необходимой информации.
Такое объединение по принципу "взаимной дополнительности" существенно повышает результативность социального партнерства. В более широком плане, следуя этому принципу, необходимо выстраивать отношения типа:
- детские (молодежные) общественные организации и органы ученического самоуправления – бизнес-структуры разного уровня,
- детские (молодежные) общественные организации и органы ученического самоуправления   государственные учреждения различного профиля,
- детские (молодежные) общественные организации и органы ученического самоуправления – органы местного самоуправления, включая управления (отделы) образования,
- детские (молодежные) общественные организации и органы ученического самоуправления - общественные организации различного типа и вида.
Не смотря на кажущуюся очевидность, внедрение такого подхода на практике требует значительных усилий. И, как правило, связано с необходимостью отказа от привычных схем работы, сложившихся стереотипов, сопряжено с преодолением, а точнее "согласованием" личных амбиций лидеров молодежных общественных организаций и активистов ученического самоуправления. Взяв на вооружение этот принцип, многие партнеры из органов ученического самоуправления могут во взаимодействии с детскими общественными организациями открыть новые возможности как для себя, так и для потенциальных партнеров. Именно эта модель позволяет многим общественным организациям правильно сориентироваться в своей деятельности.
3. Долевое участие в обеспечении совместной партнерской деятельности предполагает объединение ресурсов с целью получения синергетического эффекта   результата, который невозможно получить вне партнерства. Каждый вносит то, что у него есть. И, прежде всего, это   человеческие ресурсы, затем финансы, материальные средства, информация и т.д. Если, например, детская (молодежная) общественная организация располагает эффективными программами социально-психологического тренинга по подготовке лидеров и в ее рядах есть компетентные тренеры, то она может предложить органам ученического самоуправления именно этот ресурс. А ученическое самоуправление, располагая необходимым материальным ресурсом – помещениями школы, включая ее актовый зал, может внести свой партнерский вклад именно в "натуральном виде".
Долевое участие принципиально важно для реализации технологии социального партнерства, так как партнерство предполагает, прежде всего, равенство сторон, при этом каждая обязуется внести в рамках подписанного соглашения свой имеющийся ресурс или несколько ресурсов. Во-первых, это подчеркивает равенство партнеров, каждый из которых обладает определенной самостоятельностью и наличием ресурсов, что делает их самодостаточностью. Во-вторых, подписывая соглашения о партнерстве, стороны тем самым принимают на себя определенные обязательства, в том числе, и по обеспечению ресурсами того мероприятия, которое является объектом соглашения.
4. Разнообразие форм объединения субъектов партнерства. В социальном партнерстве участвуют или могут участвовать несколько типов субъектов: органы государственного и муниципального управления, негосударственные некоммерческие организации, коммерческие предприятия, бюджетные организации, наконец, просто граждане, а в нашем случае – детские (молодежные) общественные организации и органы ученического самоуправления. Степень их взаимодействия может быть различна, начиная от обмена информацией и заканчивая формированием совместных партнерств – физических  и юридических лиц, чья специально организованная деятельность имеет своей целью социально-экономическое развитие города, школы и т.п.
Формы объединения усилий субъектов  партнерства могут быть самыми разнообразными и существенно зависят от конкретных условий и местных инициатив.  Стратегически важно понимать и главное - принимать это разнообразие и изначально отказаться от попыток использования единых схем и "проверенных" решений. При этом важно понимать, что основа партнерства   люди, их участие в решении социальных проблем, а цель   повышение качества их жизни.
Итак, социальное партнерство – это не простое сотрудничество, где главный подход – выгода партнеров ("Ты мне, я тебе", особенно это касается бизнеса), в нем всегда есть третья составляющая – социальная проблема, на решение которой и нацелено социальное партнерство!!!
Социальное партнерство – это не благотворительность и не меценатство, то есть проявление милости, покровительство, попечительство, шефство, заступничество, опека – это личная активная деятельность по решению выявленных социальных проблем!!!
Социальное партнерство – это особый вид социальной практики, основная цель которой развитие местного сообщества через решение конкретных социальных проблем реальных людей и их сообществ своими силами по своей инициативе, в том числе – по инициативе актива детских (молодежных) общественных организаций и объединений и лидеров ученического самоуправления.
В качестве примера реального социального партнерства с участием органа ученического самоуправления и детского общественного объединения приведем текст "Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии".
"Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии"
Городской орган ученического самоуправления "Школьный актив города", в лице председателя, с одной стороны, и детское молодежное объединение "Юный инспектор дорожного движения", в лице руководителя, с другой стороны, заключили настоящее соглашение.
Руководствуясь принципом открытости для сотрудничества, сознавая, что расширение взаимовыгодного сотворчества отвечает интересам всех участников социального пространства и при желании сторон создать для этого соответствующие организационные, экономические, правовые и иные необходимые условия, стороны выступают с инициативой заключения нижеследующего соглашения:
1. Общие положения
1.1. Соглашение заключается с целью взаимовыгодного сотрудничества в области развития общественных молодежных движений и инициатив.
1.2. Соглашение является основой для разработки любых совместных инициатив, проектов и программ, действие которых регламентируется данным соглашением и дополнительными договорами.
2. Задачи сотрудничества
2.1. Сформировать единое социальное пространство для реализации детских и молодежных инициатив.
2.2. Обеспечить информационную, организационную, деятельностную поддержку молодежных инициатив в рамках интересов сторон.
2.3. Создать условия для реализации новых актуальных социальных проектов.
  3. Основные направления совместной деятельности
3.1. Разработка программ, проектов, отдельных мероприятий для совместной реализации.
3.2. Участие в семинарах, круглых столах, конференциях, конкурсах и других мероприятиях, носящих совещательный характер.
3.3. Использование возможностей партнера для расширения информационного поля.
3.4. Укрепление положительного имиджа сторон.
4. Взаимоотношения сторон
4.1. Стороны имеют право инициировать участие другой стороны в собственных мероприятиях на согласованных условиях (в качестве соорганизаторов, участников, консультантов, наблюдателей, экспертов).
4.2. Стороны обязуются вести постоянный обмен информацией о текущей деятельности и планах.
5. Дополнительные условия
5.1. Данное соглашение не влечет за собой финансовых обязательств.
5.2. Любые финансовые взаимоотношения регулируются отдельными договорами.
5.3. При возникновении новых обстоятельств, в процессе сотрудничества стороны имеют право внести дополнения в данное соглашение.
5.4. Соглашение вступает в силу с момента подписание и действует на протяжении 3 лет.
5.5. Настоящее соглашение составлено в 2-х экземплярах и хранится у Сторон.

1. Вопросы
1. Как вы понимаете термин "социальное партнерство"?
2. Назовите основные принципы социального партнерства, которые необходимо учитывать при использовании данной технологии в работе с детскими (молодежными) общественными организациями и активом ученического самоуправления.
3. Что означает понятие "партнерское мышление"? Почему именно оно во многом определяет смысл социального партнерства?

2. Задания
Задание №  1. Организуйте поиск объектов в районе вашего общеобразовательного учреждения, микрорайона проживания, которые могут стать основой для социального партнерства. Опираясь на приведенное выше "Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии", составьте свой вариант с учетом специфики найденного объекта.

Задание № 2. Подумайте над ресурсами вашей детской (молодежной) общественной организации или ученического самоуправления, которые вы можете предложить для реализации соглашения о социальном партнерстве, поскольку одним из ведущих компонентов является "Долевое участие в обеспечении совместной партнерской деятельности". Что мы сможете предложить со своей стороны, чтобы заинтересовать партнеров?

3. Практикумы
Практикум № 1. Изучите текст Договора о сотрудничестве Совета Города мастеров и Совета старейшин. Его можно использовать в качестве образца для подготовки таких договоров вашей детской (молодежной) общественной организацией с различными социальными партнерами.
Договор о сотрудничестве Совета Города мастеров и Совета старейшин
Детская общественная организация "Город мастеров" в лице Совета Города мастеров, действующая на основании Устава, с одной стороны, и Совет старейшин, состоящий из представителей педагогического и методического сообществ ГОУДОД "Компьютерный Центр технического творчества" (КЦТТ), действующий на основании Устава, с другой стороны, которые в дальнейшем понимаются как стороны Договора, заключили настоящий Договор о нижеследующем:
1. Предмет Договора.
1.1. Настоящий Договор заключен между Сторонами с целью установления взаимовыгодного сотрудничества в создании условий реализации права на самостоятельное управление собственной жизнью.
1.2. Совет Города мастеров берет на себя следующие обязанности:
вносить предложения по улучшению жизни граждан Города на территории КЦТТ;
создавать благоприятные условия для развития самоуправления;
информировать о деятельности Совета Города, о жизни граждан Города мастеров.
1.3. Совет старейшин берет на себя обязательства:
активно содействовать деятельности Совета Города мастеров;
консультировать членов Совета Города по правовым и другим вопросам;
оказывать помощь в организации и проведении различных акций, дел, мероприятий;
учитывать мнение Совета Города мастеров при организации образовательного процесса.
1.4. Настоящий Договор может быть предпосылкой для заключения в случаях, если Стороны сочтут это необходимым, дополнительных соглашений или договоров, связанных с улучшением условий для развития детского и молодежного самоуправления.
2. Срок действия Договора.
2.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания, имеет неопределенный срок действия и может быть прекращен в любой момент решением хотя бы одной из Сторон. При этом Сторона, решившая прекратить Договор, обязуется в письменном виде уведомить об этом другую Сторону. Если в течение 30 дней после отправки указанного сообщения Сторона-инициатор расторжения Договора не изменит своего решения, то Договор считается прекратившим свое действие. Настоящий Договор не может быть расторгнут, если в данный момент между Сторонами действуют другие Соглашения или Договора, заключенные на основе данного Договора или ссылающиеся на него.
3. Прочие условия.
3.1. Стороны имеют право заключать любые договора, контракты и соглашения с другими юридическим лицами. Если при этом предмет договора, контракта, соглашения с третьей стороной имеет отношение к Предмету настоящего Договора, то Сторона - инициатор обязана информировать об этом другую Сторону.
3.2. Стороны обязуются сохранять конфиденциальность сведений, полученных друг от друга в ходе обмена информацией в рамках настоящего Договора, а также в ходе выполнения конкретных работ.
3.3. Партнеры обязуются в кратчайшие сроки удовлетворить претензии друг к другу и решать все споры путем переговоров, руководствуясь принципом взаимоуважения, взаимовыгодного равноправного сотрудничества.
3.4. Вопросы, не урегулированные в настоящем Договоре, регулируются нормами действующего Российского законодательства.
3.5. Договор составлен в двух экземплярах по одному для каждой стороны. Оба экземпляра имеют равную силу.
3.6. Для осуществления контактов между Сторонами и решения текущих вопросов по настоящему Договору определены следующие представители Сторон.

Практикум № 2. Ознакомьтесь с приведенным ниже Положением. Определите, что это: детская общественная организация или орган ученического самоуправления? Что вы можете посоветовать авторам документа, чтобы он принял соответствующую одному из  законов "Об общественных объединениях" или Закону "Об образовании" форму?

Положение о Детском объединении "Старшеклассник" МОУ Гимназия № 10
Данное Положение разработано на основе следующих документов:
Конвенция о правах ребенка и Конституция Российской Федерации;
Концептуальные положения, одобренные коллегией министерства образования России от 14.04.93 № 6\1;
Положение "О поддержке детских общеобразовательных организаций в Российской Федерации" от 05.05.96 № 12\1;
"Основные направления и план действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 годы" от 25.01.02 № 193;
Письмо Минобразования РФ "Об усилении воспитательной работы с детьми и молодежью" от 01.04.2002 №30-51-221/20;
Государственная программа патриотического воспитания граждан России (2005 - 2009 гг.).
1. Общее положение: Детское объединение «Старшеклассник» - это добровольное формирование детей 8-11 классов и взрослых для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности и интересы. Детское объединение "Старшеклассник" МОУ гимназии № 10 входит в районную организацию "Союз детских объединений" Кировского района.
2. Цель объединения: Сформировать у учащихся основы гражданско-правовой и политической культуры, основы активной жизненной позиции, способность к гражданскому самоуправлению через внедрение в образовательный процесс личностно-ориентированных технологий.
3. Задачи детского объединения:
Продолжить работу по созданию единого гражданского правового образовательного пространства через систему самоуправления;
Способствовать развитию самостоятельной творческой личности через систему дифференциации и индивидуализации образовательного процесса.
4. Структура и основные направления содержания деятельности объединения.
Руководит работой Президентский Совет (командиры 8-11 классов, активисты-общественники, члены городской молодежной общественной организации "Юность города", члены региональной общественной организации "Участие").
Возглавляет Президентский Совет президент. Президент:
обязан быть в курсе дел гимназии и всегда своим примером привлекать других к организации всех мероприятий;
имеет право лично присутствовать на всех административных совещаниях и с правом решающего голоса;
является членом жюри всех мероприятий, кроме тех, где он принимает участие;
вместе с кафедрой воспитания и Президентским Советом следит за всеми делами гимназии;
принимает участие в планировании воспитательной работы в гимназии и ее корректировке в течение года.
Президентский Совет:
выполняет функции суда присяжных при разработке конфликтов и жалоб;
имеет право привлечь к своей работе любого ребенка в случае необходимости;
принимает участие в планирование воспитательной работы в гимназии.
При президентском совете действует пять министерств:
Министерство развития интереса к познанию и творчеству.
Министерство патриотического воспитания.
Министерство экологического воспитания.
Министерство здорового образа жизни.
Министерство досуга.
5. Порядок посвящения в "Старшеклассники".
Членами детского объединения могут стать учащиеся гимназии №10, начиная с 8 класса. Прием учащихся в члены детского объединения осуществляется на празднике "Посвящение в старшеклассники" в первую неделю октября каждый год.
Порядок выхода из детского объединения осуществляется добровольно на основе устного заявления.
Атрибутика.
Девиз: Гореть самим и зажигать других.
Символика: название "Старшеклассник".
Эмблема: Свободная личность, несущая идеи дружбы, мира и добра. Цвета: синий, белый, красный, зеленый.
Традиции: День Учителя, Осенний бал, День здоровья, Ярмарка, Масленица, Бал отличников, Мисс гимназии, Последний звонок, Выпускной вечер.
6. Права старшеклассников: Члены объединения имеют право:
входить и выходить из объединения в течение учебного года;
требовать к себе гуманного отношения со стороны других членов объединения;
участвовать в подготовке и проведении общешкольных дел;
отстаивать свое мнение при обсуждении сценарных планов, положений, планов проведения дел и т.д.
участвовать в заседаниях большого Совета, совещаниях при директоре и заместителя директора по воспитательной работе, где обсуждаются вопросы касающиеся жизнедеятельности старшеклассников;
проводить внутри объединения мероприятия и принимать в них участие.
Члены объединения не имеют права:
унижать достоинства, высмеивать слабости других людей;
считать себя в привилегированном положении по сравнению с учащимися, не входящими в состав объединения.
7. Обязанности старшеклассников:
соблюдать и выполнять единые требования гимназистов;
выполнять решения руководящих органов;
показывать пример надлежащего внешнего вида;
быть дисциплинированным поддерживать общий порядок в школе.
8. Организация работы детского объединения. Деятельность объединения строится на принципах открытости, равноправия, самоуправления. Поставленные задачи реализуются через работу Президентского Совета, "Деловой игры". Посредством деловой игры развивается самоуправление в коллективе учащихся.
Самоуправление обеспечивает включённость учащихся в решение значимых проблем, формирует социальную активность, способствует развитию лидерства. В результате детского самоуправления учащиеся самостоятельно:
определяют проблему;
ищут пути ее решения;
принимают решения;
организуют свою деятельность для его реализации.
9. Документация объединения: программа развития образовательного учреждения; воспитательная программа "Шанс"; положение о детском объединении; законодательные акты; протоколы заседаний; план работы; печатный орган "Большая перемена"; уголок по самоуправлению; декларация прав и норм поведения учащихся.
10. Ожидаемые результаты: Подготовить из числа детского актива лидеров молодежного движения, сформировать у учащихся основы гражданско-правовой и политической культуры, воспитать гражданина живущего интересами планеты, патриота Родины.