Кратко и информативно о Достоевском. продолжение

Роман Юкк
Итак, «Дядюшкин сон»и «Село Степанчиково» уже написаны, и 30 июля 1859 г.по старому стилю, Достоевский получил билет до Твери. Зимой он радостно мнёт официальную бумагу "Разрешение жить в столицах".
Не будем подробно останавливаться на журнале «Время», хоть он и умел успех. Но именно этот успех позволил в 1862 году выехать за границу, а осенью, на гребне успеха, вернуться обратно.

Дамы, девушки и остальные! Чем же знаменита эта первая поездка?
Приведу цитату самого Фёдора Михайловича:
«За границей я не был ни разу; рвался я туда чуть не с моего первого детства, еще тогда, когда в долгие зимние вечера, за неумением грамоте, слушал, разиня рот и замирая от восторга и ужаса, как родители читали на сон грядущий романы Радклиф, от которых я потом бредил во сне в лихорадке. Вырвался я наконец за границу сорока лет от роду, и, уж разумеется, мне хотелось не только как можно более осмотреть, но даже все осмотреть, непременно все, несмотря на срок.»

Вам может быть непонятен этот восторг?
А цифра в 11000 франков тоже ничего не скажет. В своё время и мы были миллионерами. Помните?
Но те 11 тыщ, достопочтенный Ф.М.Достоевский выиграл в рулетку. И это не те миллионы, которые мы получали в девяностых годах. Приятно, не правда ли купить золотые часики жене, этак рублей за 200.

Но вернёмся в 1863 год.
Итак, летом 1863 года он совершает вторичную поездку, далеко не столь удачную как
первая. Проиграться до исподнего, до тла, в хлам. Остаться без гроша. Вы когда- либо испытывали такой конфуз ?А Ваш, милые дамы, единственный муж, не испытывал такое потрясение?
Аааа….Ваш муж не игрок. Он не Достоевский, всегда вовремя останавливается?
То, что не Достоевский - верю, в остальное не очень!

Друзья занимают для него деньги. Человеку, который в год пишет 130 адресатам, есть у кого занять…Вот и сюжет для нового романа готов. Как назвать? «Рулетенбург?».
 А может «Игрок». Подойдёт?
Следующий год был ещё хуже. Умирает жена и брат Михаил.
Долг вырос до 15 тысяч и на этом журнальная деятельность Достоевского заканчивается.
 
Большие деньги можно взять только за большие романы.
Вот так надо писать! Писать, писать и писать, чтобы выжить!
В течение 1865-1866 года он пишет свой лучший роман « Преступление и наказание»
А какие ещё мысли могут придти, когда фортуна вас не замечает? Правильно! Убить богатую старушку.

Конечно, можно продать Стелловскому право на полное собрание своих сочинений за 3000 рублей и взять деньги за задуманный ещё два года назад роман «Игрок».
Но не поспеть! Клавиатура старая, изношенная,  практически стёрлась «ять».
Мышка забита комочками от гусиных перьев. Всё это бесит Фёдора Михайловича. А сроки поджимают, да и здоровье уже не то, чтобы сидеть ночами напролёт.

Кто может выручить? Конечно женщина! А если она на 25 лет моложе? Вы бы отказались в такой помощи? (этот риторический вопрос предназначен мужикам, слепо уставившихся в одиночестве в свои мониторы)
 
Вот тут и повернулась фортуна к нему, как избушка на курьих ножках
В качестве избушки выступает книготорговец ( книгопродавец по старому;) П.М Ольхин, который присылает ему стенографистку - Анну Григорьевну Сниткину, которая стала его фортуной и женой, заодно подарив ему  Любовь( это дочь) и сына Фёдора( двое других умерли в младенчестве)

До 1871 года чета Достоевских провела заграницей, переезжая из страны в страну, более всего проживая в Дрездене. Кстати климат Германии менее всего подходил Достоевскому чем тот же климат Неаполя. А почему он пропадал в Дрездене?
И почему же они решили вернуться в Петербург? Нетерпеливо спросит меня мой умный и внимательный читатель.

Я раскрою этот секрет чуть позже, мне хочется процитировать лишь несколько строчек из писем Фёдора Михайловича, датированных 1867 годом:
«Представь же себе: начал играть ещё утром и к обеду проиграл 16 империалов. Оставалось только 12 да несколько талеров. Пошёл после обеда с тем, чтобы быть благоразумнее до нельзя и, слава Богу, отыграл все 16 проигранных да сверх того выиграл 100 гульденов. А мог бы выиграть 300, потому что уже были в руках, да рискнул и спустил.»

Следующее письмо:
«...День вчера был для меня прескверный. Я слишком значительно (судя относительно) проигрался. Что делать: не с моими нервами, ангел мой, играть. Играл часов десять, а кончил проигрышем.
Ещё одно 20 марта1867 года:
«...Веришь ли: я проиграл вчера всё, всё до последней копейки, до последнего гульдена, и так и решил писать тебе поскорей, чтоб ты прислала мне денег на выезд. Но вспомнил о часах и пошёл к часовщику их продать или заложить.»
И на следующий день, 21 марта:
...Слушай же: игра кончена, хочу поскорее воротиться; пришли же мне немедленно, сейчас как получишь это письмо, двадцать (20) империалов. Немедленно, в тот же день, в ту же минуту, если возможно. Не теряй ни капли времени. В этом величайшая просьба моя..."

Ну,  и последнее письмо процитирую, чтобы вас добить, милые женщины, ругающие мужей за лишнюю бутылку пива  (24 марта, писано это письмецо)):
«...Аня, милая, друг мой, жена моя, прости меня, не называй меня подлецом! Я сделал преступление, я всё проиграл, что ты мне прислала, всё, всё до последнего крейцера, вчера же получил и вчера проиграл! Аня, как я буду теперь глядеть на тебя, что скажешь ты про меня теперь!»

Вот такой любящий муж. Или гению всё простительно? С гением хотите пожить, хоть немного?  Вспомните жён Пушкина и Толстого.
Кстати о Толстом.
Достоевский в своих письмах ревновал к его гонорарам, но что интересно, они оба пришли к полному отрицанию материального улучшения общего благосостояния. Только наш граф выступал с теорией непротивления злу насилием, а Достоевский с теорией нравственного возвышения и очищения путём страдания.

Ведь страдал же Фёдор Михайлович, когда жена закладывала свои последние вещи? Страдал конечно. Но очистился? Очистился.
А вот и подоспел ответ  «Почему 1871 году Достоевский вернулся в столицу?»
Ответ прост. В том году в Германии запретили рулетку.

Последние десять лет Ф.М.Достоевский прожил на родине, материальное положение его с каждым годом укреплялось, но здоровье, и так не очень крепкое,( он страдал от катара дыхательных путей) осложнилось эмфиземой лёгких . Разорвалась лёгочная артерия, вследствие чего, начиная с 25 января, у Достоевского несколько раз повторялось кровотечение из горла, и 28 января 1881года, в пол девятого вечера, его не стало.

2-го февраля петербургские газеты писали: "Похороны Достоевского отличались большой торжественностью, за гробом, при несметном количестве народа, шествовали 42 депутации с венками. Фёдор Михайлович Достоевский будет погребён на кладбище Александро-Невской лавры."