Забытая музыка

Светлана Шапиро
По картине Андрея Белле «Забытая музыка»
http://andreybelle.com/drowings/21/011.html



11 декабря 1940 года.


Перед Рождеством всегда происходит что-то неожиданное и невероятное! В доме Торнтон в Монтгомери, штат Алабама, где собрались почти все прихожане местной церкви, царят шум, суета, музыка и ожидание чуда. А как может быть иначе, если Уилли Мэй исполнилось целых четырнадцать лет!   Ее отец прислуживает в церкви,  мать поет в церковном хоре, а сама Уилли только что выиграла  местный любительский конкурс певцов. В сущности, это было несложно; а чего там,  все в госпеле знали, что она отлично поет. В общем, ее пение стало новостью только для странного мужчины, который подошел к ней после конкурса, назвался продюсером.
- Ты неплохо поешь, птичка. А можешь петь еще лучше, если я тобою займусь.
- А кто ты?
- Сэмми Грин, из Атланты. Слышала про меня?

А когда Уилли, по-честному, призналась, что никогда ничего ни хорошего, ни плохого в ее церкви о Сэмми Грине не рассказывали, этот чудак долго смеялся и сказал, что у него есть шоу "Hot Harlem Revue" и она может с ним поработать. Ведь она уже взрослая. Ма Рей* и Айда Кокс** в ее возрасте уже сами зарабатывали деньги и жили припеваючи. Знаешь о них?

Нашел о чем спросить! Кто не знает Маму блюза? Эту шикарную женщину, которая пела в  ожерелье из настоящих  золотых монет! А как она пела! Только папа ее не любит,  и очень гневался, когда год назад узнал, что Ма Рей хоронят как лучшую  прихожанку баптистской церкви.  Нет, пожалуй, я не хочу быть как она, ведь я живу в церкви, и мне здесь нравится, здесь все мои друзья. Вот их как много!

Какие-то люди, знакомые и не очень, подходили к ней, трепали за щечки (а было что потрепать!), поздравляли, обнимали, иногда дарили подарки.  А Уилли ждала торта! Она ждала этого сладкого чуда уже целую неделю, как раз пока мама с бабушкой закупали продукты и придумывали, как  украсить кулинарный шедевр. И вот торт есть, гости тоже. Ну же, скорее, Уилли так любит сладенькое! Папа, наконец,  торжественно обратился к гостям, как-то очень красиво сказал о том, что сегодня Уилли стала взрослой, и с радостью пригласил всех на праздничную молитву: «Потанцуем перед моим Господом!».

А потом Уилли хотела запихнуть в себя еще один кусочек торта, а мама… она не позволила. Это ее резкое и чужое слово «достаточно!». И именинница обиделась. Она ведь уже взрослая! И лучше всех поет, к тому же. И вообще, она свободная женщина в свободной стране, может есть столько сладкого, сколько хочет! А еще она может петь. И путешествовать. И стать как Ма Рей. Нет, лучше. Она может стать лучше. Для этого надо только шепнуть этому продюсеру, что  согласна петь в его шоу.

Перед Рождеством всегда происходит что-то неожиданное и невероятное! Уилли покинула родительский дом, не раздумывая.


11 декабря 1953 года.

 
В Хьюстоне, столице Техаса, празднует свой день рождения Биг Мама Торнтон. Да, так ее прозвали после выступления в знаменитом театре «Апполо» в Нью-Йорке. Стать Биг Мамой – это круто! В блюзе так всегда, лучшие девушки  - с правильными именами: Мама Блюза, Императрица Блюза***, некоронованная Царица Блюза. Правда, Ма Рей умерла еще в 1939 году, за пару лет до этого  погибла в аварии на дороге Бесси Смит. Даже невозмутимая  Айда Кокс после инфаркта оставила  сцену. И вот теперь  осталась только она, Большая Мама. Зови меня Большой Мамой, я себе цену знаю при своих  300 фунтах…****

Семь лет странствий с шоу Сэмми пошли на пользу: Уилли - известна,  приезжают ее послушать, она научилась играть на губной гармошке. Практически, в темпе любимой ею  Down Home Shakedown***** радостно несется жизнь. Темп классный. Останавливаться нельзя. Пару лет назад она заключила свой честный контракт с лейблом "Peacock" и для нее теперь пишет  Джонни Отис, а это вам не шуточки.  Год назад  записана с его подачи чудная песенка "Hound Dog"******, которая на вершине блюзового хит-парада рекордно  продержалась семь недель.  А сегодня соберутся друзья, да,  будем радоваться, будем пить за  здоровье именинницы. Не зря же Большая Мама Торнтон  получила свой чек на пятьсот баксов за свою собаку!

Ты ни кто иная, как охотничья собака,
Лающая все время.
Ты ни кто иная, как охотничья собака,
Лающая все время.
Да, ты никогда не ловила кролика
И ты мне не друг.

Сильная, крупная, радостная женщина в клетчатой рубашке и скромной юбке потирает руки от удовольствия, поглядывает с вожделением на громадный заказной торт, снимает с себя смешную маленькую шляпку, и, напевая про собаку,  спешит накрыть на стол. Она ждет друзей. Она – Большая Мама. И она счастлива.


5 июня 1956 года.


5 июня 1956 года Элвис Пресли исполнил по телевидению "Hound Dog"  для штата Техас. *******

Теперь перед Большой Мамой на столе стояла бутылка виски, и лежало множество газет, где писали всякое - разное об этом выступлении.  Телекомпания получила отклики от сорока миллионов  зрителей, что подняло рейтинг компании на небывалую высоту. За авторство песни разгорелась ярая борьба. А  Большая Мама поняла, что плевать на газеты, плевать на авторство, ведь  Элвис забрал у нее ее песню и сделал это так технично, что  теперь хит – его, а ее забудут.

Большая Мама все подливала себе виски, теряя с каждым глотком свои килограммы. Никому верить нельзя. Только себе самому. И никаким тортом не подсластить эту жизнь. Колыхнулась где-то внутри обширной  груди надежда из детства, а, может, попросить у Него? Но о чем ей просить?  Просила сил, а получила трудности, чтобы стать сильной. Просила богатства, а получила голос, мозг и мускулы, чтобы могла работать. Свободная женщина в свободной стране, у  которой есть  музыка. О чем Большой Маме просить Господа? Пожалуй, она может с Ним только  поздороваться.


Четырнадцать лет как миг.


Она – Большая Мама, а это круто! Она не дает спуска никому, едет в Европу. В 1965 году записывает в Лондоне один из лучших дисков - "In Europe".  Чуть позже переезжает в Сан-Франциско, поет в знаменитых залах. Никому не верит. Живет сама. Ушли навсегда из ее жизни юбки и шляпки. Вечный мужской прикид. Вечный стиль. Вечная загадка.

Может, собаку купить? 

Не купила. Не усыновила семерых детей и не вернулась в церковь, как это сделала когда-то Ма Рей. Не стала уходить со сцены, как это сделала Айда Кокс. Свободная женщина в свободной стране,  пела и боролась, снова пела, всегда пела. Блюз – ее верный товарищ, друг, брат, жених, соратник в борьбе.

Долгих четырнадцать лет борьбы. И каждый вечер – виски. И мысли.

...Не пойму,
Почему же все-таки пол-мира, по-прежнему,  рыдает?
Впрочем, вторая половина рыдает тоже.
Я имею в виду, ребята, зачем вы так тревожитесь о завтрашнем дне?
А может, вы тревожитесь обо всех 365 днях в году?..
Не думайте, что все эти дни окажутся счастливыми,
Но, может быть, всего лишь один-единственный день...
Может быть, этот день
Станет счастливейшим в вашей жизни?

"Ball and Chain" ********


11 декабря  1967 года.


Дженис Джоплин  сделала всеамериканским хитом  песню Большой Мамы "Ball and Chain".

Но сегодня Большая Мама уже не та, что спасовала перед Пресли. Нет, она не даст себя и свои песни в обиду. Не даст забыть музыку души. Необратим ход вещей. И так страшно быть вырванным с корнем. Но так хочется верить, что Господь нас не просто водит, а спасает.  Как там, в Библии? Не говори: "я отплачу за зло"; предоставь Господу, и Он сохранит тебя.

И каждый вечер, выходя в зал, Большая Мама поет "Ball and Chain", посвящая эту песню Джоплин. И переживает Дженис на добрые четырнадцать лет.

Эту песню она обязательно поет в 1972 году в  "American Folk Blues Festival", масштабном ежегодном турне американских блюзменов по Европе; и в 1975 году, когда проводит благотворительные концерты в американских тюрьмах; и в 1983, когда участвует в Ньюпортском джазовом фестивале. Ball and Chain…


25 июля 1984 года.


Она живая легенда. Большая Мама Торнтон.

Хотя,  иногда так хочется домой! Там, где мама добра и ласкова, где папа поет ей колыбельную, где ее любят. Но некоторые отношения рвутся,  как струны скрипки. Что ж, по крайней мере, была музыка.

Странная женщина в мужском костюме и шляпе выходит на крыльцо меблированных комнат. Присаживается на порог и смотрит, как закат развешивает фламинговые крылья на ярком диске солнца, поглощенного мелодией  черного блюза.

Лето. Summertime.

День придет -
Ты с улыбкой проснешься
Крылья распахнешь
И взлетишь над землей
Ну, а до тех пор
Ни о чем не тревожься:
Твои папа и мама
Будут рядом с тобой. *********





ХХХ

* Ма Рей - Гертруда Мелисса Никс Приджетт (Gertrude Melissa Pridgett). Родилась в Коламбусе, штат Джорджия, в семье музыкантов. В 14 лет начала выступать в местном полупрофессиональном шоу для черных. Титул Ма Рейни "Mother Of The Blues" был рекламным трюком фирмы "Paramount". Экстраординарная личность, обладательница голоса широкого и глубокого, в лучших своих записях Ма Рейни создала ряд ярчайших шедевров жанра. Ее называли "дикой кошкой Парамаунта" и "женщиной с золотым ожерельем": ее фирменное украшение было сделано из золотых долларов. Ма имела семерых приемных детей. Ее карьера продолжалась до 1935 года, когда уже очевиден стал упадок женского блюза как жанра, да и возраст приближался к пенсионному. Вернувшись в родной город, Ма приобрела два небольших театра, которыми и управляла до самой смерти, стала активной прихожанкой церкви. Умерла в 1939 году  от сердечного приступа.

** Айда Кокс - Ida Cox (Prather),  25 октября 1896 г. - 10 ноября 1967 г.
Айда начала выступать еще ребенком, едва ей исполнилось 10 лет. Свои первые записи она сделала в 1923 году и до конца десятилетия продолжала помногу записываться на фирме грамзаписи «Парамаунт» (Paramount). Пение Кокс, тягостное, монотонное и слегка гнусавое, звучало менее привлекательно, нежели у большинства из ее коллег-современниц, но в тексты исполнявшихся ей композиций, весьма многие из которых были на тему смерти, она всегда вкладывала неподдельное чувство. В 1945 году пережила инфаркт, после которого выступала лишь изредка. В 1961 году, тем не менее, она в очередной раз вернулась в студию звукозаписи, где ей был оказан восторженный прием. И хотя на этих ее записях отчетливо заметно воздействие прожитых лет, это была все та же «Некоронованная царица блюза» (The Uncrowned Queen of Blues) Айда Кокс.

*** Императрица Блюза - Бесси Смит  15 апреля 1894 г. - 26 сентября 1937 г. Ее карьера началась в 1912 году, когда она пела в шоу вместе с Ма Рейни. Ее первая запись, «Downhearted Blues», принесла  известность как наиболее талантливой черной вокалистке того времени. Она регулярно записывалась вплоть до 1928 года, гастролировала по северу и югу Америки, а в 1929 году снялась в фильме «Блюз Святого Луи». Наступила Великая депрессия, и для индустрии развлечений и карьеры Смит наступили трудные времена. Состояние дел отягощалось частыми запоями. Ее последняя запись в 1933 году. После трехлетнего перерыва в выступлениях Смит стала вновь появляться в клубах и шоу, однако
26 сентября 1937 года в Кларксдейле, штат Миссисипи,  Бесси Смит погибла в автомобильной катастрофе.



****   http://www.youtube.com/watch?v=qYSv3qyGJFA
Big Mama Thornton - They call me big mama

***** http://www.youtube.com/watch?v=JhyjFfZTGHk&feature=related
Big Mama Thornton - Down Home Shakedown

****** http://www.youtube.com/watch?v=5XUAg1_A7IE
Big Mama Thornton ft. Buddy Guy - Hound Dog   
и для сравнения:
http://www.youtube.com/watch?v=XH13qbn1TnU&feature=related
big mama thornton-Hound dog

*******http://www.youtube.com/watch?v=X5JALwwaASg
Elvis Presley Milton Berle Show 5 Jun 1956: Hound Dog

Big Mama Thornton "Ball And Chain"
и
http://www.youtube.com/watch?v=XdsPKDt96wE&feature=related
JANIS JOPLIN BALL AND CHAIN

Big mama thornton -Summertime - Solo play record  - это моя любимая песня в самом любимом исполнении, это незабываемая музыка.