По Молдавии, Кишинёв - Кагул

Галина Белякова
   Прекрасное время было, когда была возможность по профсоюзной путёвке за 30% отдохнуть в санатории, в любом уголочке СССР. В 80-х годах мне посчастливилось вновь оказаться  в южных местах. Снова, потому что ездила в Молдавию по Пушкинским местам ещё раньше Поезд привёз меня в г. Кишинёв, чтобы отправиться
на служебном автобусе до санатория «Кагул». Он так и назывался, как сам город. На автобус я опоздала, а следующий из санатория будет только утром другого дня. Надо было искать, на каком транспорте мне уехать. Граждане отвечали на мои вопросы что-то неохотно или не понимали русского языка, хотя, вряд ли. Растерялась, не знала что делать. На моё счастье подошёл таксист и на  русском языке предложил довезти меня в санаторий до темноты. Я подсчитала все свои капиталы, громко пусть будет сказано, отложенные  на отдых и согласилась прокатиться с ветерком через всю Молдавию. В эти минуты, мне было уже всё равно, лишь бы уехать.
Машина набрала скорость. Бесконечные виноградники, дома утопающие в зелени фруктовых деревьев мелькали чередой. Розы и тёплый вечер напомнил мне, когда, путешествуя по Пушкинским местам
на автобусе, экскурсовод с упоением читала стихи А.Пушкина.
«…чугун кагульский, ты священ
для русского, для друга славы –
Ты средь торжественных знамёнПо Молдавии, Кишинёв – Кагул

Упал горящий и кровавый,
Героев севера губя…..»  и т.д.

Рассказывала про Бессарабию( область между реками Днестрой и Прутом.
в начале 16 века под властью Турции, с 1812 г. Российской империей.
-маленькая справочка). Про путешествие  и встречи с цыганами,
и невольно вспомнилось школьное знание
«….По Бессарабии кочуют, они сегодня
над Днестром в шатрах изодранных ночуют…»  или


«…Здравствуй счастливое племя!
Узнаю твои костры;
Я бы сам в иное время
Провождал сии шатры.
Завтра с первыми лучами
Ваш исчезнет вольный след.
Вы уйдёте - но за вами
Не пойдёт уж ваш поэт»…

Время бежит, жизнь стала другой. Цыгане теперь кочуют в
современных поездах, живут в домах, занимаются хозяйством, и
по-прежнему любят лошадей.
Как бы А.С.Пушкин написал про них сегодня?
За такими волнующими меня мыслями я не заметила, как быстро
село солнце за горизонт и вмиг наступила южная темнота.
В город въезжали с включёнными фарами. На улице тускло горели
кое-где фонари. Только около санатория ярко освещалась улица и
вестибюль нижнего этажа. Около подъезда сидели отдыхающие – мужчины и с любопытством разглядывали очередного, вновь прибывшего.
Словами А.Пушкина- «когда народы, распри позабыв,
в Великую семью соединятся…» -
 В санатории лечились, отдыхали со всего Советского
Союза, на время здесь обо всём забывали, жили одной дружной  семьёй. Тогда не замечала я, что была так далеко от дома, в г. Кагул,
на границе с Румынией.


1997г.
    (Сб-к "СТИХИЙНАЯ ПРОЗА"),2006 Г.