Как написать бестселлер?

Елена Виль Вольных
 Введение.
Как известно, бестселлер в переводе с английского – «лучшая продажа». То есть, это книга, которая хорошо продается и не залеживается на книжной полке. Читатели быстро её раскупают. Это значит, что автору удалось чем-то привлечь, зацепить, заинтересовать, вызвать доверие и увлечь читателя в свой придуманный (а иногда и не совсем придуманный) мир. И увлеченный читатель порекомендовал книгу знакомым, оставил положительный отзыв в Интернете. В любом случае, бестселлер - это показатель.  Показатель творческой реализации и успеха. Как же этого добиться?

Глава 1. Теория

   Но прежде всего, как нам написать роман (или стихи, или хоть что-нибудь)?. Не вы первый и не  вы последний задали этот вопрос. И вы ведь не какой-нибудь графоман, вы это чувствуете, просто выразить не можете. А, главное, вы чувствуете Слово – и всю его мощь. И значит, первый шаг по лестнице, ведущей к книге, уже сделали.
    А  теперь ответим на вопрос: «Для чего нам писать?». Для упорного и  нелегкого писательского труда нужна сильная мотивация. Ведь тут никто не может дать гарантий, что произведение придется ко двору и будет иметь успех (по крайней мере, мгновенный). Но есть и хорошая новость: психологи говорят о терапевтическом эффекте творчества, ведь писатель выражает на бумаге свои чувства, часто негативные. Происходит перераспределение энергии, и обида и гнев выходят из души вовне. Даже написание дневников в этом  деле помогает. Лев Толстой в юности написал много дневников – и это  помогло ему в полной мере овладеть мастерством, он научился выражать малейшие нюансы мыслей и чувств (а Софья Андреевна, став его женой, тренировалась в каллиграфии). Поэтому начните с мысленного проговаривания своих чувств. В основном идеи мелькают быстро, так что не успеваешь схватить их за хвост. А вы учитесь реагировать быстро: ловить и описывать их. Не запомнили в точности – фантазируйте. Так вы будете развивать заодно и воображение, одно из главных помощников писателя. Далее учитесь записывать сны. Записывайте сразу, как только проснулись и ещё не забыли (а что забыли – дофантазируйте). Пускай это будут ваши первые рассказы. Заведите толстую тетрадку для снов – потом будет самим же интересно перечитывать. А вдруг некоторые из них сбудутся? Или, скажем, сюжеты пригодятся для будущих творений? Все может быть. Если вам кажется, что ничего не снится (или, скорей всего, вы не помните), скажите с вечера: я хочу увидеть сон. Подумайте, о чем. Может, вы хотели бы получить совет в какой-нибудь области? Держите под рукой ручку и блокнот, на всякий случай. Представьте, как утром вы записываете интересный, яркий сон. И как только вам что-нибудь приснится, непременно записывайте. И увидите, сны вам будут сниться все чаще, и вы их станете запоминать. Больше читайте – признанных авторов, развивайте свой собственный литературный вкус.
    Дальше – больше: заведите дневник. У всех значительных писателей были журналы для записей. Но не путайте с ежедневником! Расписание электричек и режим дня вполне можно записать и в блокнот. А в дневник  записывайте лишь интересные случаи, которые случаются с вами на протяжении дня, старайтесь писать сочным, ярким языком, с использованием нестандартных образов.  Вот в чем ключ. Что новенького вы сможете предложить, чем выделиться и какую находку сделать? Учитесь выражать свои мысли и чувства на бумаге (более современный вариант - на экране). Начните с описания родственников, близких и дальних знакомых. Каковы их характеры? Внешность? Внешний вид отражает какие-то глубинные черты? Как они любят изъясняться, их любимые словечки? А жесты? Что в них необычного, что отличает от других? В качестве резюме выразите их сущность 2-3 словами. Вам ведь хватило описания, чтобы сделать такой вывод? Может, кто-то из них вас обидел, кем-то вы недовольны? Пропишите, что именно вам не понравилось. Проанализируйте этот эпизод и чувства, вызванные им. Вы почувствовали, что вам стало легче, когда вы передали обиду бумаге? Не стесняйтесь, ведь это ваш дневник, и никто эти записи не прочитает. Пока не захотите вы…
А когда вы решитесь обнародовать свой первый рассказ, проследите, не использовали ли вы слишком резкие характеристики. «Слишком» - для хорошей литературы табу. Все должно быть гармонично, а не то вы отпугнете читателя. Далее – развивайте наблюдательность. Подмечайте какие-то мелочи, детали, необычные происшествия, гуляя по улице или спеша на работу. Сначала прилагайте к этому усилия (ведь вы привыкли витать в облаках или обдумывать, что купить вечером после работы, не правда ли?), заставляйте себя оглянуться, отвлечься от погруженности в свои мысли – а потом ваш глаз сам будет выхватывать из толпы и окружающего пейзажа захватывающий сюжет или необычный образ для рассказа.
   Старайтесь узнавать больше новых людей, разговаривать с ними, знакомиться с новыми местами, традициями и обычаями. Все это пополнит вашу шкатулку маленьких открытий и наблюдений, характеров и судеб. Постарайтесь, как Шерлок Холмс, угадать о профессии и характере человека по внешним деталям. Сначала это будет даваться с трудом, а потом станет даже интересно и уж точно пригодится в жизни (даже если вы впоследствии и передумаете писать роман). Это улучшит отношения с окружающими – ведь людям всегда интересны те, кто интересуется ими, – и отвлечет вас от собственных, чаще всего преувеличенных, проблем. Проведите обратный опыт. Допустим, увидев незнакомую женщину, вы сразу подумали, что она работает учительницей. Что в её облике могло натолкнуть вас на такую мысль? Что в одежде, прическе, выражении лица или жестах незнакомки подтверждает вашу догадку?
    Вы сами убедитесь, это занятие очень увлекательно, и к тому же помогает здорово скрасить вынужденное ожидание в какой-нибудь очереди: в магазине или аптеке.
В идеале, конечно, хорошо бы внести в жизнь больше путешествий, различных поездок, да и просто походов в театр, кино, на выставки, больше встреч с друзьями – все это может вызвать новые, ваши собственные мысли и идеи. Если нет  возможности ездить или выбираться куда-то,  можно воспользоваться помощью книг и Интернета, хотя, конечно, в этом случае придется смотреть на мир через призму чужого взгляда. Американские писатели Джек Лондон и О`Генри побывали и повидали многое, что и легло в основу их лучших произведений. Но, с другой стороны, Джейн Остен только 2 раза выезжала за пределы своего городка, и это не помешало ей создать прекрасные романы (преимущественно, о жизни и нравах знакомых горожан).
   Старайтесь ходить на литературные кружки, различные общества, собирающиеся для обсуждения произведений. Тут вы найдете единомышленников, не равнодушных к судьбам литературы. Даже в маленьких городках есть такие (в моем, по крайней мере, был). В Интернете достаточно информации об этих собраниях, кто ищет – найдет. В таких кружках можно встретить заслуженного писателя, который посоветует вам что-нибудь дельное, да и просто интересных творческих людей. При катастрофическом недостатке времени можно с тем же успехом зарегистрироваться на одном из литературных форумов. Вдруг кто-то сейчас работает над той же темой, что и вы?
    При этом старайтесь к критике относитесь спокойно. Помните, вас критикует такой же человек (пусть даже он признанный или напечатавшийся автор), со своим вкусом и  мнением, и его мнение – не истина в последней инстанции. И вместо того, чтобы обижаться, сумейте услышать действительно полезный совет, который даст вам толчок для совершенствования.
    Опыт подсказывает мне, что любой желающий может научиться писать складно (при желании, конечно). Например, мой молодой человек, убежденный технарь, подарил мне как-то на день рождения стих собственного сочинения.  Он был белым, но тем не менее очень душевным. Писатель от не-писателя отличается лишь немного другим, более внимательным (нацеленным) взглядом и способностью складно выразить свои мысли. И в рядовом случае, над которым не-писатель посмеется (или погрустит) и забудет, писатель увидит потенциал для рассказа, повести и – почему нет? И романа. Таким образом, он, как ловец жемчуга, собирает перлы-сюжеты.
Но ведь нам, что греха таить, в дополнении ко всему прочему хочется быть услышанными. Больше того – признанными. Ведь произведение тоже не далось нам просто так.
    В чем же залог успеха?

1) Для начала заведите толстую тетрадь (чем больше, тем лучше, и желательно со съемными блоками), в которую записывайте все мысли и заметки, которые придут к вам по мере прочтения глав «Теория» и «Коллоквиум». Кстати, для этих целей сойдет и вордоский документ в ноутбуке.1) Начните с того, что подумайте, каким будет ваш читатель. Представьте его лицо (дождитесь, пока оно не будет расплываться в воображении), фигуру.  И обращайтесь теперь только к нему одному, а не к какой-то абстрактной массе. Что его зацепит, что привлечет? Это что-то должно крыться уже на 1 странице, в 1 абзаце, чтобы он сразу не забросил книжку на пыльный чердак (или не поставил обратно на магазинную полку).

2) Прежде всего, верьте в себя. Не зря же вы избрали это нелегкое дело? Были же к этому какие-то предпосылки? Ваша учительница по литературе поставила вам единственную пятерку в классе, присовокупив к тому же «Молодец!»с жирным восклицательным знаком. В институте вас постоянно избирали ответственным за стенгазету? Начальник похвалил вас за творческий подход к ежегодному отчету? Или просто в один прекрасный день вы проснулись и поняли: да, вот оно, ваше занятие: поведать миру о своих чувствах.
Прислушивайтесь к конструктивной критике, это бывает иногда полезно. Но не позволяйте ей лишить себя веры. Это одно из главных условий творчества.
Вы долго думали над своим призванием, вы открыли эту книгу -  и вам
есть, что сказать миру! Так не молчите!

3) Работайте над собой. Конечно, литературное мастерство и умение не придет просто так. Есть дар, способности – а есть реальная работа по их развитию. И ваши умения растут пропорционально количеству прочитанных (хороших) книг и попыткам писать самому. Вам нравятся некоторые писатели, и вы боитесь, что у вас получится слабое подражание? Не бойтесь, это необходимый этап ученичества, все писатели прошли и проходят через него. От графоманов они отличаются тем, что на первом этапе не останавливаются, а идут дальше, развиваются, ищут свой стиль. Вот хороший способ определить, графоман вы или все же писатель: если вы недовольны написанным, если переписываете страницу по несколько раз, мучительно пытаясь добиться созвучия грубых  слов своим тонким мыслям, если готовы идти дальше и учиться, если часами подбираете нужное слово – в вас есть потенциал! И ваше право и прямая обязанность развить его. И помните: чем больше вы пишите – тем ярче будет вырисовываться ваш собственный стиль.

4) Используйте как меньше штампов. Чем их меньше, тем лучше (если уж совсем нельзя их избежать). Другое дело – аллюзии, некоторые писатели на игре и перекличке с образами из других произведений строят целые книги.
Если вы избрали этот путь, не забывайте, что это должно быть осознано.  И при этом вы должны как-то переосмыслить эти образы, привнести и свое мнение в общий сюжет.
В мире не так уж много сюжетов. Вечных (использованных ещё в фольклоре и плавно перекочевавших в литературу) – всего 24. Пусть это вас не смущает. Главное, под каким соусом будет подано традиционное блюдо. Шекспир ведь тоже использовал старые сюжеты, а Гоголю сюжет «Мертвых душ» подсказал Пушкин. Главное – сколько своих сил и способностей вы вложите в их осмысление и переработку. Тогда и в самом древнем сюжете будет лежать отпечаток вашей личности.

5) Не увлекайтесь излишествами - в том числе в описании пейзажей, домашних любимцев и т.д. Описание природы также, как любое другое художественное средство несет смысловую нагрузку – более полное раскрытие чувств героев, передача (или созвучие) их нравственных поисков и пр.

6) Отдавайте предпочтение новизне  и оригинальности (хоть какой-то) идеи, или образа, или героя.
Добьется признания тот, кто скажет (сделает) что-то новое, необычное. То, чего не ждут. Развивайте нестандартный взгляд на жизнь и людей, взгляните на привычное явление с новой стороны. Вы скажете: «А что нового я могу сказать, если все уже сказано? Вы же сами писали, сюжетов всего 24, и все использовали по многу раз ещё до меня!» Подумать только, сколько людей жили до нас, и сколько из них были писателями! Известными, великими писателями и поэтами?! Всей нашей жизни не хватит, чтобы просмотреть их произведения беглым взглядом! (я училась на филфаке и знаю, о чем говорю). Все это может нагнать страху и неуверенности. И что с того? – скажите вы этим мыслям. Каждый писатель сталкивался с этой проблемой, даже ещё в древности, и что-то помогало ему справиться с ней и сказать что-то свое. Может, вам поможет следующая идея: именно такого человека, как вы, ещё не было в мире и никогда не будет. Вы абсолютно уверены, что вам нечего сказать современникам и передать потомкам? Такого времени, как наше, ещё не было, правда? И язык, скажем, 50 лет назад чуть-чуть, да отличался от нашего. Что-то новое в мире все же произошло, и кому, как не нам, зафиксировать это для будущих поколений?

7) Не разжевывайте.
Считается плохим тоном, если писатель сам все разжует и положит в рот читателю. Вас это самих раздражает, не так ли? Дайте ему чуть-чуть домыслить самому! Побыть вашим соавтором! Дайте ему простор для фантазии, и он будет вам благодарен. Уж проявите уважение, не отказывайте ему в смышлености. Не высказывайте своего мнения напрямую, черным по белому. Избегайте однозначных формулировок. Пускай для него будет интересно разгадывать, как же к происходящему относитесь лично вы. Давайте ему намеки, полунамеки, подсказки, но пусть он самостоятельно проберется через заросли вашего придуманного мира. Не ругайте реальность. При умном и тонком подходе читатель сам почувствует несправедливость, но не лишайте его возможности полюбоваться и красотой творения.
Не надо при этом думать, что если я привожу здесь вещи, кажущиеся элементарными, это значит, что я не уважаю читателя. Наоборот, очень уважаю! (тем более, если вы открыли мою книгу). Но нужно отличать жанр пособия и романа. И потом, все эти вещи кажутся элементарными ровно до того момента, пока не сядешь за письменный стол (тут они быстренько выветриваются из головы). Или до того, как начнешь перечитывать написанное. Я всего лишь пытаюсь сэкономить ваше время. Лично я наделала немало ошибок, пока не пришла к этим «элементарным» вещам, в результате долгих проб и творческого поиска. К тому же, я пишу с точки зрения скорее читателя о том, что меня лично раздражает в некоторых романах, и ваше дело – прислушаться к нему или проигнорировать.

8) Продумывайте. Придавайте значение проработке деталям.
Для сотворчества с читателем вы должны сначала построить фундамент. Проработать базу. Создать в воображении  целый мир, чтобы перенести его на бумагу и поделиться с читателем. Свой, реальный мир он знает, так удивите его! Продумайте также свою
символику (можно использовать и архетипичные образы – ещё из древних сказок – тайну чисел – 3, 2 (двухполярность), 9 и т.д.),  но не  выпячивайте её наружу – ключи к пониманию читатель должен подобрать сам. Начертите схему города или деревни (или планеты, галактики?), где развертывается действие. Продумайте моду, женскую и мужскую, особые словечки героев, их профессиональные обязанности. Какие игрушки они дарят (делают) детям? Как играют/ обходятся с домашними животными? Какие в обществе табу, линии, за которые нельзя переступать? Как наказывают за нарушение? Говорят, писатель выкладывает лишь 1/100 того, что придумал. Пусть не все вы выложите на бумаге, но у читателя должна быть уверенность: вы знаете, о чем говорите. И даже так: вы знаете больше того, о чем говорите. Искать выход из лабиринта или ключи к головоломке интересно, только когда знаешь, что они есть. Не жалейте своего труда: помимо того, что читатель поверит в созданный вами мир (образный ряд), оставшаяся 99/100 часть пригодится, если вы надумаете писать продолжение.
   Отталкивайтесь от жанра. Смешение стилей может быть уместно, если это литературная игра (а в игре должна присутствовать изрядная доля иронии).
Продумайте как следует сюжет, основную фабулу. Не допускайте противоречивости в фактах, исторических датах, родственных связях героев и т.д. Лучше начертить сюжет, как схему, на бумаге перед началом работы. Не  отвлекайтесь далеко в сторону от основного сюжета. Все части должны быть связаны общей темой, идеей, образом главного героя - если, конечно, вы пищите роман, а не сборник рассказов. Все сюжетные ходы должны быть так или иначе логически завершены (хотя бы намекните, что вы про них не забыли).
   
  9) Не надо считать себя всемогущим или  самым умным, если вы автор. Это ошибка. Многие думают: «Ведь это мое произведение, и я тут устанавливаю правила!».
Не поддавайтесь этому заблуждению. Когда первый  читатель возьмет в руки вашу книгу и откроет её, он тоже участвует в игре. И он имеет право на участие (не говоря о том, что он приложил усилия, чтобы найти и купить вашу книгу, он тратит свое свободное время на  чтение). И поверьте, ему  гораздо интересней исследовать новый мир самому и – в
некоторых случаях – менять правила игры. Забудьте о прямолинейности – вы не спортивный матч судите. И не осуждайте прямо своих героев и окружающую реальность. Если это не определенный прием, в вашем произведении должно быть больше цветов, нежели просто черный и белый. Пускай читатель сам сделает свой вывод. Высказывайте свое мнение намеками, полутонами, ведь намек – это послание деликатного умному. Вы ведь деликатны по отношению к своему читателю? И потом, вы тоже человек, имеющий свой субъективный взгляд, и читатель вполне может не разделять ваш взгляд, это его право.  Например,  Грибоедов задумывал Молчалина как отрицательного персонажа, а Чацкий был выразителем его дум о тогдашнем обществе (и многие десятилетия эти образы именно так и трактовали), а сейчас некоторые критики и учителя представляют первого как пример сдержанной благоразумности. А Чацкий у них, наоборот, выступает как очень уж язвительный тип, который не умеет держать свое мнение при себе. Так вокруг произведения разгораются дискуссии, что уже неплохой показатель.
       Не увлекайтесь учительством и морализаторством! (если, конечно, это не специфика жанра, как в моем случае). Как вы знаете из физики, любое действие рождает противодействие, и если вы примитесь настойчиво учить читателя уму-разуму, это может вызвать у него реакцию отторжения. Старайтесь действовать более гибко, тонко и плавно подводите его к основной мысли произведения.

10) Также не стоит относиться к читателю слишком жестко. Зачем нагружать его излишней жестокостью сцен? Вам самим приятно смотреть кровавые сцены по телевизору? (если, конечно, вы не любите ужастики и не избрали своим жанром триллер и ужасы, тогда этот совет не для вас). Вы можете сказать: «Что это она так сюсюкает с читателем? Не нравится ему – пусть не читает!». Но не забывайте, перед тем как начать писать, вы же тоже были читателем. Представьте, что вы пишите и для себя.

11)  Не увлекайтесь также излишней цветастостью слога (это сразу бросается в глаза, так как смотрится слишком вычурно, надуманно, неестественно). Во всем старайтесь придерживаться гармонии. Ведь недаром говорят, что все гениальное просто.
Помните: все должно быть в меру. Если вы поставили себе целью во что бы ни стало выбить слезу из читателя, он это непременно почувствует. А ему, как и любому из нас, не слишком нравятся приемы манипулирования, пускай и с благими намерениями. Не злоупотребляйте многоточиями выделенными словами (курсивом, с заглавных букв и т.д.). Эти приемы несут серьезные смысловые нагрузки, и если вы исчерпаете их лимит ещё в первых главах, в нужный момент (кульминации) они просто не сработают!.

12) Помните, в основе любого произведения (не только драматического) должен лежать конфликт. Между личностью и обществом, между страстью  и долгом и т.д. Он может быть внешним (двух героев или героя и толпы) или внутренним (в душе героя), он может быть явным и скрытым, но он должен быть. И должен быть четко обозначен и логично разрешен, раскрыт. Иначе, при всех удачных описаниях и находках, ваша книга будет не о чем. Уделите достаточное внимание и кульминации – высшей точки развития конфликта.

13) Старайтесь высказываться искренне и правдиво. Читатель сразу почует фальшь, это все равно что пустить петуха при пении и понадеяться, что не заметят: не надо недооценивать слушателя. И пусть это не противоречит моему совету насчет намеков: не выложить сразу всей правды – это ещё не значит соврать (по крайней мере, в литературе).
Просто читателю будет трудно сразу все осилить, если вы вывалите на него свои морализаторские суждения. И лишь  найдя правду сам, он скорее вам поверит.  Примерьте на себя роль своих героев, как делают актеры. Что бы вы сделали на  месте героев? А что сказали бы? Не делайте их слишком  похожими на вас (хотя и давайте им выражать некоторые сокровенные мысли). Обязательно учитывайте их пол и возраст, социальное положение – все это не может не отражаться на их речи (это касается и мыслей). Странно и неудобно читать, как 10-летний ребенок рассуждает, как пожилой человек. Конечно, встречаются очень рассудительные дети, но даже они порой проявляют наивность, непосредственность (или, если угодно, недостаток опыта в жизни). Даже в неправдоподобных декорациях их реакции должны выглядеть правдоподобно, а не то читатель вам не поверит (режиссер ведь тоже ставит спектакль не для себя?). Кажется,  наша цель – не положить книгу на полку, а вызывать у читателя желание перечитать её снова. Поверьте, это будет для вас лучшая похвала.

14) Изучайте материал.
Любой автор переносит в книгу какие-то обстоятельства, характеры и события из жизни, своей или окружающих. Это естественно – каждый пишет больше про то, что знает, в чем имеет  опыт и разбирается. Но если вы, к примеру, работаете офисным работником, а вознамерились написать о жизни летчиков - не ленитесь, изучите все материалы по теме, чем больше, тем лучше (но, конечно, достоверные – тех авторов и из тех источников, которым можно доверять). Не считайте это зря потраченным временем, собирание информации по теме также входит в работу писателя. В школе вы же сначала учили теорию, а уж потом делали упражнения? И вы же не хотите допустить грубый ляп, описывая профессию героя, чтобы потом профессионал уличил в вас в незнании и оставил отрицательный комментарий, скажем, в Интернете? Приятного, скажу я вам, тут мало.
Так что вы должны продумать информативное поле, а расскажете только 1/100 часть всего продуманного мира.
   Не надо писать так, словно литературы до вас не существовало и вы первый изобретаете колесо. Вы высказываете свое мнение, добавляете что-то новое, а не игнорируете мировую классику. Используйте в том числе ссылки и на известные критические материалы, статьи (а для этого стоило бы изучить их). И, приводя известные из фольклора сюжеты, а также линии и образы из других произведений, опираясь на традиционные идеи, обыгрывайте и  по-своему преподносите их.
    И особенно изучите материал, если собираетесь писать исторический роман. Почитайте про интересующую эпоху, представьте, как бы вы жили в то время, погрузитесь в неё. Какие костюмы носили, какие важные исторические события случились в то время? Они не могли не затронуть и жизнь частных людей, хотя бы мимоходом. Не допускайте путаницы исторических дат и эпох, в крайнем случае, посоветуйтесь с историков, возьмите его в консультанты. Дайте ему почитать ваш опус или заготовки. Он непременно посоветует что-нибудь дельное или укажет на явную несуразицу. Вообще, советуйтесь с людьми, чьему вкусу и разуму вы доверяете. Иногда со стороны виднее, и стоит глянуть на произведение свежим глазом.

15) Найдя свой собственный стиль, старайтесь писать понятно и увлекательно. Примечание: не путать с поверхностностью и пустотой. Даже о серьезных и сложных вещах можно писать вполне себе доступным языком. Вы же, в конце концов, не теорему доказываете! Старайтесь не перегружать текст (без крайней необходимости) профессиональными терминами. Если читатель должен будет постоянно отвлекаться на сноски (а то, ещё хуже, искать значения слов самому), это приведет к рассеиванию внимания. Язык, стиль, как и образный ряд, и  изобразительно-выразительные средства должны быть нацелены на одну задачу: раскрыть тему  как можно полнее, а не перетягивать на себя одеяло. Все уже понятно, что вы очень умный, знаете кучу терминов и вообще разбираетесь в теме, так что не стоит это выставлять напоказ. Это не значит, что надо скатываться до примитивизма и общаться с читателем, как с 3-летним малышом: как я упоминала выше, уважайте его. Лучше ошибиться в нем, чем обидеть недоверием.

16) Не надо делать общий фон совсем уж беспросветным. Он может быть серым, темным, но даже в темном царстве Островский нашел один лучик света. И у вас, хотя бы в одной ситуации может же найтись место для иронии, улыбки, шутки (а не только горького сарказма)? Не лишайте читателя надежды, что может быть, все когда-нибудь и наладится. И не впадайте в другую крайность: избавьте читателя от приторности, слащавости, натянутого оптимизма. Это как фальшивая улыбка. Не  надо ничего ретушировать, приукрашать (читай – привирать). Забудьте понятие «хэппи-енд». Конец должен быть логичным следствием действия, а не выдернутым неизвестно откуда, словно под копирку сделанным куском. Вы же не голливудскую комедию снимаете, верно? Я не имею в виду,  что конец должен быть непременно грустным  или трагичным, но хочу напомнить, что у многих великих произведений финал остается открытым. Как и, собственно, в жизни.

17) Продумайте в первую очередь характер главного героя (героев). Второстепенные не должны быть интереснее, живее их, как случается сплошь и рядом. Про положительного героя трудно писать интересно, но вам ведь дано мастерство! Придумайте какие-нибудь мелкие смешные слабости, недостатки, чтобы читатель хоть в какой-то мере мог идентифицировать себя с ним, а не болеть за обаятельного негодяя (если, конечно, это не входит в вашу задумку).

18). Экспериментируйте со словом, его значениями, оттенками, нюансами. Используйте каламбуры, игру слов (даже в серьезном произведении всегда есть место игре как элементу творчества; хотя бы интеллектуальной).  Используйте как можно больше синонимов, а также паронимов и проч. Сделав удачную находку, старайтесь не повторяться, а искать что-то новое. Не повторяете  постоянно слово «сказал» (если это не элемент стиля, как у Хэмингуэя в романе «Прощай, оружие!», который несет определенную смысловую нагрузку»). Всегда лучше изобразить диалог вовсе без слов автора, чем бесконечно повторяться.
Русский язык, как известно, располагает большими возможностями для передачи малейших оттенков, и было бы странно этим не воспользоваться. Это все равно что на нашем Севере, где существует 33 слова для обозначения понятия «белый», повторять, что снег просто белый. Если возможностью не пользоваться, она отмирает (я говорю не о языке, а о нашей способности его использовать).
   Не повторяйтесь вообще. Вы же не мантру пишите. Раз высказали идею или мнение – и хватит, читатель запомнит (а если не запомнит – перечтет). Не оставляйте неизменными декорации и характеры, умонастроения героев. Все в жизни меняется, даже каждый день – почему же у вас в романе все должно оставаться статичным? Добавьте больше ритма, воздуха, движения.
   Так же не переносите те же образы, идеи и целые куски в другие книги (если только вы не пишите продолжение). Пусть они не кочуют из книги в книгу, чтобы не дать читателю повод сказать: «Он выдохся».

19) Уделяйте время редактированию и корректорской правке (если пока не можете себе позволить нанять человека со стороны), это необходимый этап работы. Понятно, что вы устали, пока писали, что глаз «замылился» и т.д., но подумайте, сколько ошибок (самых нелепых) вы пропустите, если оставите все как есть? Воспользуйтесь хотя бы компьютерными программами проверки грамотности.

20) Держите под рукой словари русского языка: толковый, орфографический, словарь синонимов, антонимов и т.д. Неплохо было бы (при наличии свободного времени) изучить ещё какой-нибудь язык, к примеру, английский (это ещё пригодится и в жизни, и в работе). В нашем языке очень много заимствований, и порой очень интересно проследить историю отдельных слов, развитие и взаимодействие языков и т.д. (если вы настроены серьезно работать со Словом). Все это развивает филологическое чутье. Старайтесь больше читать – не только писателей 19 века, но и современных отечественных и зарубежных авторов, чтобы знать последние веяния литературы.

21) Развивайте силу воли, сосредоточенность и работоспособность. Встаньте на час пораньше, лягте на час попозже. Вы скажете: «Легко сказать!» Но попытайтесь приучить себя в самом начале, а потом это войдет в привычку. Писать по 1 странице в день – это хорошо, но тогда для написания книги средних размеров у вас уйдет год, и не забудьте при этом о редакторской правке, изменениях и дополнениях…Награждайте себя маленьким призом за проявленное упорство: допустим, за 1 страницу – чашечку кофе, за главу – поход в кино или кафе…

22) Я не буду советовать методы манипулирования читательским вниманием вроде выставления напоказ своей частной жизни, совершения неоднозначных поступков для привлечения внимания потребителей, участия в скандальных мероприятиях, литературных мистификаций и скандальных заявлений.  Вам ведь нужно найти не потребителя, а вашего читателя, не так ли? Хотя остановлюсь немного на феномене «черного пиара», ведь так или иначе это существует. Говорят, отрицательная реклама – тоже реклама, и не важно о чем, лишь бы говорили. Даже больше: согласно последним исследованиям ученых, людей все же больше привлекает отрицательная реклама. То есть они обсудят, осудят – но пойдут и купят диск, или билет в кино или на концерт обсуждаемой звезды, или книгу автора,  оказавшего  в центре скандала. Это находит объяснение в психологии: людям не только приятно думать, что выдающаяся личность имеет слабости, и значит, похожа на них. Им ещё приятнее, когда звезду стаскивают с пьедестала, раскрывая неблаговидные поступки: «Значит, он ещё хуже, чем я, раз сделал такое»! Но, думаю, в литературе такой подход не совсем верен. Вы же не восходящая звездочка шоу-бизнеса, и ваша цель – не срубить бабла, а стать признанным, уважаемым автором? Мы же хотим создать стоящее произведение, а не податься в шоу-бизнес (или просто бизнес?). Пусть финансовыми вопросами занимается ваш литагент. Такое разделение обязанностей кажется мне логичным. Он возьмет 10-30% от будущей прибыли, а  вы будете избавлены от необходимости вместо работы и творчества стучаться во все двери, рекламируя свой труд всеми правдами и неправдами.
   Остановлюсь ещё на таком деликатном аспекте, как доверие читателя. Поверьте, его совсем не просто получить. Зато очень легко потерять, согласившись, к примеру, на рекламную сделку. Любая реклама, скрытая или явная, очень хорошо бросается в глаза, выделяется в тонком полотне произведения и  убивает волшебство, созданное вашим старанием и мастерством. Тонкая нить понимания, взаимодействия между читателем и писателем теряется, и не факт, что вскоре восстановится. Подумайте как следует: готовы ли вы ради гонорара утратить доверие своего читателя и коллег по писательскому ремеслу? Не надо думать, «что все так делают». Не все. И, разуверившись один раз, читатель вряд ли уже поверит вам в другом.
       Но раз уж совсем не получается без реклама, надо хотя бы постараться писать об этом достойно. С намеком: «Вы же все прекрасно понимаете. Я учитель в провинции, получаю 5 тыс. руб., и чтобы прокормить детей, вынужден (-а) кое-что рекламировать. Но я же понимаю, что вы понимаете, и к тому же иронизирую над всей этой ситуацией».

23) Не забывайте о том, что вы – создатель мира, хоть и выдуманного, и это накладывает  определенную ответственность. Поднимайте вечные вопросы, предлагайте свои ответы, взгляните на традиционные проблемы под новым углом – но не переворачивайте все с ног на голову, не объявляйте черное белым. Это уже не просто мистификация. В противном случае вам придется взять на себя ответственность за последствия, ведь слово – это действительно сильное средство влияния на умы.
Идеи ведь тоже живые. Они рождаются, развиваются, угасают. И именно вы даете своим идеям жизнь, выпускаете их в мир – а дальше они могут жить своей собственной, подчас самой неожиданной жизнью.

24) Поймите меня правильно. Эти советы – не набор обязательных правил.  Вы можете применять лишь некоторые из них, по своему вкусу и усмотрению. Кто-то, возможно, возмутится: «Легко сказать – соблюдайте гармонию! А то мы сами не знали! Как это воплотить на практике, не подскажите?» Подскажу. На практике поможет только практика. Чем больше вы пишите, не забывая при этом о чувстве меры и постоянно держа в голове лекало и образец гармонии – тем скорее начнете замечать за собой излишества. И, соответственно, исправлять их.

25) Старайтесь получать удовольствие от процесса написания. Серьезно, реально кайфуйте, занимаясь творчеством! Это один из показателей того, что вы действительно нашли свое дело. Чем больше оно вам нравится – тем лучше у вас получается, а чем лучше получается – тем быстрее придет признание. И вы даже не заметите как, поскольку будете целиком поглощены уже другим романом. Не буду кривить душой и говорить, что признание для писателя не важно. Важно, но не на 1 месте: ещё важнее будет осознание, что у вас все-таки получилось высказать то, что лежало на душе.

26) И, наконец, раз уж вы взялись за гуж, отдайте этому делу частичку себя. Вложите все силы и способности, подойдите к делу творчески и с душой. И вам это обязательно вернется в виде благодарного читателя. Вот уж действительно мощная энергетическая подпитка! Актеры театров расскажут, как чувствуют энергетику зала. И писатели тоже чувствуют – энергию всех решившихся заглянуть в их созданный мир.
Не пишите, когда нет настроения, но если уж пошло – не останавливайтесь на полдороги! Слушайте интуицию, сны, голос из космоса, если угодно (ведь интуиция, если к ней прислушиваться, только крепнет). Не зря многие авторы утверждают, что произведение им продиктовал ангел (муза, голос из космоса). Они просто смогли поверить, открыть и укрепить свою связь с порталами тонких миров.
   И чем больше вы будете думать о своем будущем романе – тем больше идей у вас появится (независимо даже от того, будете вы просить о помощи мировое информативное пространство  или нет).
Не думайте, что этими правилами ограничивается создание по-настоящему хорошего произведения. Их может быть больше, может быть меньше, они могут быть совершенно  другими – все зависит от вашего вкуса, языкового чутья и интуиции (а развить их можно, опять же, чтением хорошей литературы). Это как в кулинарии: вы можете сделать все по рецепту, а в блюде будет все же чего-то не хватать. А можете придумать что-то свое – и получится кулинарный шедевр. И никто не сможет сказать, что именно вы добавили: соль? Перец Чили? Сахарную пудру? Наверно, это и есть самый главный компонент художественного произведения – неуловимое нечто, которое трудно описать словами даже профессиональному филологу. Авторскую энергетику, заряженность, силу мысли? Не знаю. Но когда вы это добавите, непременно почувствуете (и читатели тоже).
Чтобы не относиться к правилам слишком серьезно, учтите: я  писала скорее с точки зрения читателя и перечислила то, что раздражает в произведениях лично меня. Вы можете быть абсолютно не согласны, но принять к сведению мнение одного из читателей всегда конструктивней.
Помните: творческий подход в том числе предполагает и нарушение некоторых правил и установленных границ.
Наверно, после всего вышеперечисленного вы подумали: это пособие, скорее, как не написать роман. Имейте терпение, основная часть ещё впереди!

Глава 2. Коллоквиум

   В этой части вам уже придется поработать большей частью самостоятельно. Но пусть это вас не пугает. Вам теперь вообще придется много работать – читать, осмыслять, наблюдать, анализировать, переносить на бумагу, так что привыкайте. И чем скорее вы привыкнете (и приучите свой мозг) к систематическим занятиям, тем лучше. Ведь как только вы приучите себя к работе, то обнаружите, что она перестала быть такой уж тяжелой, а, обратившись в творчество, начала даже приносить удовольствие.
Ниже приведен развернутый план вашей подготовки, и по каждому из пунктов плана напишите в свою тетрадь (вордовский документ) все, что знаете. Используйте учебники, подручные книги, Интернет, свои школьные познания – что угодно. Напишите столько, сколько возможно, там, где стоят вопросы и пометки «Дом. задание» - ответьте на вопросы, приготовьте небольшое сообщение и зачитайте его вслух перед зеркалом (представляя, что вы стоите у доски).  Не ленитесь: все сделанные записи окажутся весьма полезными, когда мы перейдем к 3 части – «Практике».
Подумайте вот над чем:
А) идея: для чего писать? (пока у вас нет четкой идеи, лучше не начинать).
Б) тема.
В) сюжет, канва (кольцевой, роман в романе и т.д.).
Г) герои, их характеристики и описание.
Д) образный ряд
Е) художественные средства (выразительно-изобразительные)
Д) язык
Е) стиль.
Ж) форма (для каждой формы художественной литературы есть свои особенности):
I Проза
- миниатюра (особенности).
- заметка
- эссе (эмоциональность).
- репортаж (информативность).
- рассказ, новелла – в чем разница?  Пример: новеллы О.Генри. В рассказе действует 2-3 героя.
- повесть (действует больше героев, чем в рассказе, больше объем).
- сказка (волшебная, социально-бытовая, сказка о животных). Русский фольклор и мифы народов мира (уделите этому внимание, ведь почти все сюжеты, как говорилось, перекочевали в литературу именно из мифов).
- роман – охватывает больший исторический промежуток, действует большое количество героев при 2-3 главных (Пример: роман в стихах «Евгений Онегин»).
- эпопея – затрагивает все сферы жизни, обращается к значимому историческому событию (Примеры:  Гомер, «Илиада», Толстой, «Война и мир»).
II Драма (в основе – конфликт)
1) Комедия (домашнее задание:  история древнегреческой комедии. Почему произведение Данте называется  «Божественной комедией?»). Комедия – об обыденной жизни, простых людей (низшего и среднего слоев, считалась низким жанром). Что нового внес в жанр Мольер?
2) Драма (повествует об обычных людях. Островский: «Гроза», «Бесприданница» - он писал в основном о купеческом сословии). Д.з.: что вы скажете о современной драме?
3) Трагедия (в основе – неразрешимый конфликт, заканчивалась трагично – смертью героев – трагедии Шекспира, «Король Лир», «Гамлет» и т.д.). Герои – из высшего сословия. Конфликт – между личным и общественным, страстью и долгом (Примеры?).
III Поэзия.
- Стихотворные размеры: ямб, хорей, амфибрахий. Примеры (излюбленный жанр Пушкина?).
- Четверостишия.
- Эпиграммы (пример: эпиграммы Пушкина)
- Сонет (сонеты Шекспира), кольцо сонетов.
- Поэма («Руслан и Людмила» и т.д.)
- Абсурдистская поэзия.
- Поэзия и песня («мелодичные» стихи Есенина и романсы, бардовская песня: Галич, Окуджава, Высоцкий).
Д.з.: «Что такое «белый стих»?
Каким размером написана «Божественная комедия» Данте? В чем особенность формы?
(и так далее).
   Здесь представлены лишь некоторые тезисы для обсуждения, ведь каждая представленная тема требует изучения. Освежите школьные и университетские знания, почитайте учебник по литературоведению, пособия и сами тексты обсуждаемых произведений. По этому примеру проанализируйте другие классические произведения русской и зарубежной литературы (те, которые вы всегда хотели прочитать внимательней, но все не находили времени). Ну и, конечно, если вы этого ещё не сделали, не обойдите своим вниманием и главную Книгу.
Поверьте, это принесет плоды – и в творчестве, и в жизни.
    Возможно, вас слегка напрягло примечание «Дом. задание». Вы-то думали, тут не школа, и самостоятельно заниматься не придется. Да и где взять время? Но если уж вы решили выделить время на написание произведения, логично было бы провести подготовку – чтобы в будущем не терять время зря. И без самостоятельных занятий, боюсь, научить чему-либо будет сложно, ведь в процессе обучения равно взаимодействуют два субъекта: учитель и ученик.

Глава 3. Практика

1. Подготовительный период
Теперь, когда мы выяснили, зачем, как и что нам писать, приступаем собственно к работе (хотя, возможно, самую важную её часть вы уже проделали). А сейчас самая трудоемкая часть.
Вы ещё не испугались? И правильно, не стоит относиться к этому слишком серьезно. Вы же пока не сделали литературу своей профессией, и от неё не зависит ваш кусок хлеба на сегодняшний день. Так что поэкспериментируем, превратим литературное занятие в игру.
Не садитесь за письменный стол, пока не почувствуете подходящего настроения,  желания писать. Пока к вам не придет 1 идея, которую нужно немедленно зафиксировать, пока не убежала. По-другому это называется «вдохновение», и вы его никак не пропустите. А чтобы ускорить его появление, представляйте, что оно уже пришло. Говорите себе: вот оно, вот сейчас, начнется!  Вот вы садитесь за стол, берете ручку / открываете файл. Вам уже очень хочется что-нибудь написать, но терпите. Образ должен стать ярким и четким. Получилось? Поехали!
Настраивайте себя так каждый день, и каждый же день постарайтесь писать. Хотя бы по странице, по полстраницы. Ничего, если кажется мало – завтра вы вполне можете написать 2 или даже  3. Главное, дело пошло. Это как с золотоискательством: если вы нашли свою жилу, она от вас никуда уже не денется, и золота с каждым усилием будет прибывать.
Методик написания тексов может быть великое множество (собственно, у каждого автора свой метод), но я предложу один из возможных. Итак, возьмите  лист бумаги А3.
На первой напишите большими буквами: «Герои», а на второй – «сюжет».
А)   Обратимся пока к 1 листу.
Проведите в центре широкий ствол, наподобие древесного. Это будет ваш основной сюжет. Напишите вдоль него кратко, о чем он. По бокам пририсуйте ветки – это будут ответвления, дополнительные сюжеты, связанные с близкими, знакомыми главного героя/ героев, событиями из прошлого и т.д. Чем больше объем романа, тем больше будет ответвлений. Но не увлекайтесь боковыми сюжетами чрезмерно и не теряйте из виду главный ствол, чтобы вместе с читателем не заблудиться в зарослях  ходов и нагромождений.
       В верху  листа напишите имена главных героев. Сколько их будет? 1,2, 3? А может, 4 и больше? Это зависит исключительно от вашей фантазии и объема работы. Рядом с именами напишите их основные характеристики. Для этого закройте глаза и как следует представьте их, в деталях. Какова их внешность, особенные черты? (обращайте на них особое внимание). Какой они предпочитают стиль в одежде? Есть какие-то любимые словечки, повторяющиеся жесты? Каковы их достоинства и недостатки? Чего больше? Как, с помощью нескольких слов, можно их охарактеризовать, выделить главное в характере? К каким героям (условно) – положительным или отрицательным – их можно отнести? Надо иметь в виду, что иногда образ героя может развиваться, меняться, притом очень сильно: кто начинал как отрицательный, в конце может придти и к знаку «плюс», в этом случае автор намеренно сначала рассказывает о его недостатках, скрывая до поры до времени сильные стороны. Скажу даже больше: на протяжении большого отрезка времени (что имеет место в романе) образ героя и должен развиваться, меняться , не оставаться статичным – как любой человек, он взрослеет и меняется с течением жизни. Какова их история, события из прошлого? Какое вы прогнозируете будущее для них? Внимательно проработайте все эти вопросы, и канва будущего произведения сама собой сложится у вас         в голове.
    Стрелочками нарисуйте их предполагаемую генеалогию (особенно актуально для романа). В рассказ сведения, может, и не войдут, но, как упоминалось выше, автор должен знать больше того, о чем пишет. Дорисуйте их родственные, дружеские и прочие связи (нарисуйте прямо на стрелочках, кто кому приходится, чтобы вам же потом не запутаться). Как уже упоминалось выше, большое значение уделите прорисовке образов главных героев, наделите его некоторыми слабостями, чтобы читатель мог болеть за него,  проникнувшись к нему симпатией и сочувствием. Продумайте систему двойников (белое и черное, альтер-эго) – довольно частый прием в произведении.
   Определите основной конфликт произведения. При возможности отметьте конфликт стрелкой между героями. Если конфликт внутренний, пометьте кружком рядом с героев и уточните его характер (например, страсть vs долг). В середине стрелки поставьте точку – кульминацию, а в конце линии-стрелки пометьте его разрешение.
    Б) Перевернем лист, и на обратной стороне запишите в виде развернутого плана основную фабулу, план романа. Используйте заготовки, сложившиеся в уме в связи с проработкой образом героев, их прошлого и будущего занесите на бумагу.  Продумайте основной «костяк» произведения – ключевые сцены, на которых держится сюжет. Запишите их в свой развернутый план.
    Теперь это ваш план-схема будущего произведения, держите его всегда на письменном столе, под рукой. По мере работы вносите какие-то новые заметки, мысли, усовершенствования, детали, более подробное описание героев.
    Многие авторы утверждают, что на определенном этапе герои и целые произведения начинают жить своей жизнью и действовать по собственному усмотрению.
Так же и вы будете заворожены, когда перед вашим внутренним взором будет разворачиваться и на глазах расцвечиваться яркими (или, при желании – черно-белыми) красками новый мир! Поверьте, это очень увлекательное занятие, так что в процессе забываешь о трудностях и тяжелой работе – это само по себе становится чем-то волшебным. Ну а я – я буду писать с вами! А потом и читать.

2. Творчество
Итак, поехали:
1) Вечером скажите себе: «Завтра я начну работать над бестселлером. Я напишу 5 (10, сколько хотите) страниц». Давайте команду своему мозгу спокойно и уверенно, и он её воспримет. Вы замечали, что, когда вам надо встать с утра пораньше, скажем, на самолет, и вы готовитесь к этому – вы действительно встаете раньше, и без будильника? Говорят, мы используем только 4% мозга. Может, среди оставшейся части – способность мозга выполнять любые команды (в том числе относящиеся и к здоровью, и к финансовому благополучию, и к творчества), мобилизуя для этого все скрытые резервы организма.
2)Начинайте работу с утра. Если с утра надо идти, встаньте на час пораньше. Выпейте кофе с шоколадкой, примите душ (лучше контрастный). Теперь вы готовы творить?
3)Достаньте свою тетрадь (ту самую, которую завели в самом начале, помните? Теперь она вам пригодится), или откройте файл. Перечтите написанное. Придвиньте к себе те блоки (скопируйте части), которые ближе всего к вашей теме. Например, вы собрались писать роман – сейчас используйте те, что относятся к жанру «роман». Найдите все записи, которые когда-либо вели до этого. Пробегите их (не ленитесь, подчас в старых записях и дневниках можно найти неожиданные находки к месту). Опять же, отберите те, что относятся к вашей теме и жанру. Достаньте ватманский лист с планом и схемой сюжета.
На первый день хватит.
4) Во второй и последующей день, когда вы идете по улице, подмечайте любые неожиданные случаи, необычных людей и т.д. Когда занимаетесь физической работой, домашними делами (уборкой, готовкой и т.д.), то есть когда руки заняты, а голова свободна, возвращайтесь к своему сюжету, героям, деталям их образа и т.д. Представляйте себя на их месте, как бы вы отреагировали?
5) В день старайтесь заканчивать любой отрывок: главу, сцену, даже абзац. Пусть завтра в голову придет новая идея и вы перепишите концовку, основная идея части уже будет сформулирована.
6) А теперь расслабьтесь и постарайтесь ни о чем не думать, хотя бы минут 15-20. Вы и так  думали о будущем произведении достаточно, и посторонние мысли теперь могут только помешать. Через 20 минут мысленного очищения вы увидите, что вдохновение не замедлит явиться.
7) Рано или поздно (в связи с проработкой образов героев) у вас возникнет одна значимая проблема. Не секрет, что отрицательных персонажей  изобразить бывает легче, чем положительных. Потому что гораздо проще опускаться и снижать требования, чем подниматься – и уж тем более, звать подняться других.  И писатель идет по простому пути, не хочет ломать голову, как лучше «презентовать» своего резонера (героя, выражающего мысли писателя). В итоге отрицательные герои  получаются ярче, колоритней, трехмерней» - объемней. А ведь одна из основных задач литературы – ориентировать читателей на высшие ценности, привлечь их сердца к хорошему персонажу и его идеалам, а не к плохому с его принципами. И тут только один выход – искать пути, какие-то милые особенности и слабости героя, благодаря которым читатели узнали бы  в нем своего. Это не значит снижать планку – надо просто постараться сделать героя ближе, человечнее – ведь даже у лучших из нас есть свои слабости и ошибки.
...........................................

8). Когда закончите последнюю главу, обязательно сделайте себе подарок: поход в кино или посиделки в кафе с друзьями, а может, чашечка горячего шоколада. В общем, сделайте то, о чем мечтали, сидя за письменным столом. И непременно  возьмите отдых – хотя бы пару дней, чтобы приступить к ответственной части – редакторской работе – со свежей головой.

3. Редакторская работа.
1)Что вы слышали/ знаете о редакторской работе? Что это самая трудоемкая, муторная, тяжелая часть? Выкиньте это из головы! На самом деле, скажу я вам, это самая увлекательная часть – ведь вы же, можно сказать, читаете свое произведение! То есть превращаетесь из писателя в читателя (и редактора) и снова знакомитесь со своим произведением (и неважно, что вы же его и написали),  меняете вид деятельности. На самом деле самая трудная часть позади, ведь вы уже сделали основную работу. Так что не бойтесь снова вернуться к началу, и даже наоборот – получайте удовольствие от того, что дело близится к завершению.

2) Есть у вас близкий человек с литературным вкусом, начитанный, чьему мнению вы доверяете? Может, у вас даже есть знакомый редактор? Отдайте рукопись ему. Какие-то дельные советы и поправки, которые он даст, вполне можно использовать в предстоящей редакторской работе. Но не забывайте: автор вы (только если в ваши планы не входит написать книгу в соавторстве).

3) Если вы уже отдали отредактированную  издателю, и он выслал ряд (порой немаленький) поправок и замечаний, которые обязательно нужно учесть, возникает этическая дилемма. Должен ли автор менять что-либо не по своему желанию? Здесь каждый должен сделать свой выбор. Но не забывайте при этом, что издатель – профессионал в своем деле, и точно знает, какой формат необходим издательству. Если есть возможность пойти на уступки в каких-то незначительных местах (что касается стилистики, корректорской правки и т.д.), можно пойти и на компромисс. Однако если издатель требует вырезать или изменить ключевые сцены и образы, если возражает по поводу действительно важных вещей, без которых произведение будет уже другим, думаю, тогда лучше попытать счастье в другом издательстве. Кто ищет – тот найдет «своего» издателя…

    Скорей всего, вы резонно спросите (а возможно, спросили ещё в самом начале и все это время  терпеливо ждали ответа): а что, собственно, дает тебе право учить писательству? На этот сложный вопрос я, заранее подготовившись, нашла сразу 3 ответа.
Ответ №1 (чья-то чужая мудрость): Как говорится, кто не может сделать, учит, кто не может учить – делает.
Ответ № 2: Я (хоть и профессиональный филолог) пишу с точки зрения скорее читателя, о том, что нравится или не нравится лично мне в современном романе. И ваше дело - принять или нет к сведению мнение одного из читателей.
Ответ № 2: Я написала эти строки, и, если вы до сих пор читаете их, то хотя бы одной из своих целей – быть услышанной – я добилась.
А это, если подумать, в наш век информативного пресыщения не так уж мало.
Так что - продолжение следует!

Эпилог.
Итак, вы закончили роман.
Думаете, на этом ваша работа как писателя завершена? Не тут-то было. Вы уже разослали свое произведение по редакциям и издательствам, ждете ответа – а ответа все нет. Или, хуже того – рукописи возвращаются обратно с разными нейтральными словами (вроде «Издательский портфель переполнен» или «Ваше произведение не подходит под формат издательства». Пусть вас не пугает слово «неформат». Помните, почти все признанные писатели прошли вначале через это – пору непризнания. Джеку Лондону возвращали его рассказы раз за разом, у Эдгара По не хотели принимать стихи, а Фрэнсису Фицжеральду пришлось почти полностью переделать свой первый роман, чтобы его приняли в издательстве  - и этот роман («Великий Гэтсби») его прославил. Не хотите тратить время на то, чтобы обивать пороги издательств (и обрывать телефоны)? Обратитесь в литературное агентство (обычно агент берет 10-30% от будущей прибыли).
Пользуйтесь также преимуществами, которые дает нам Интернет. Благодаря ему можно скорее найти своего читателя, и для этого уже не обязательно работать локтями. Вы можете опубликовать произведение на одном из бесчисленных Интернет-порталов, в интерактивной библиотеке, онлайн-дневнике, послать рассказ или повесть на один из литературных конкурсов, в любимый журнал или газету и т.д.
В общем, возможностей более чем достаточно. Постарайтесь привлечь внимание (стараясь все же не прибегать к «черному пиару») – и в этом деле, как и в писательстве,  все зависит от вас и вашей творческой жилки!

(Более подробно о коллоквиуме и практике читайте в книге «Как написать бестселлер?» Е. Вольных).