Воспитание душой. Сказки в нашей жизни

Татьяна Туртанова
Помню, как в годик заболел сын, попали в больницу, и я вязала ему кофточки дни и ночи напролёт. Я была уверена, что довяжу – и сынулька поправится. И эта твёрдая, но, по сути, мистическая уверенность, давала силы не сломаться. Вязала ночами, не чувствуя усталости, полностью отрешившись от себя. В сказке Г.Х.Андерсена сестра тоже вяжет кальчуги братьям – лебедям, из крапивы, обжигая пальцы, принося боль в жертву во спасение близких, движимая  любовью в стремлении помочь. Зло отступает, рушится колдовская завеса, и жизнь, - счастливая, сказочная жизнь, - продолжается.
Невозможно пройти по жизни, не столкнувшись с бедой и горем. Вопрос, есть ли в тебе внутренние силы устоять, пожертвовать собой, поставить боль другого выше собственной.
Крах эгоизму – вот что такое сказки Г.Х.Андерсена. И сегодня они актуальны как никогда.
Думать, что детей нужно питать только сладким – ошибка. Ребёнок тонко чувствует и впитывает в себя всё, что его окружает.
Взгляды на жизнь взрослого и ребёнка, понятно, различны. Ребёнок впитывает сказки душой, он ещё свободен от анализа, и не выдумывает страшных возможных последствий.  Каждая сказка ложится в душу определённым переживанием. Каждый сказочный герой имеет свой облик, тот облик, который созвучен душе этого, конкретного, ребёнка.
Что говорить, все мы читаем, все мы думаем, но каждый по-своему воспринимает, так, насколько позволяет уровень развития, взрослости души. Развивать способности души откликаться на чужую боль (боль персонажей) – спасительно. Это способствует эволюции личности в целом. И, оставив отпечаток в детстве, много раз в различных ситуациях будет использовать этот отпечаток как призму, через которую реальная жизненная ситуация будет решаться.
Нельзя ограждать. Одному ребёнку будут страшны и непонятны сказки Андерсена («Девочка со спичками», например), - другой будет взахлёб зачитываться, сопереживая, взрослея.
Задача родителей не ограждать, создавая тепличные условия, а понять, прочувствовать, что нужно ребёнку, в чём он найдёт своё. «Снежная королева», «Гадкий утёнок» - чудо далёкого детства. Они живут внутри, и идут по жизни рядом, потому что - незабываемы. Правдивы и искренни. Учат добру и любви.


Наконец-таки обрела долгожданный двухтомник Герберта Уэллса.  Хочется скорее перечесть роман «Человек-невидимка». Яркое воспоминание детства: папа читал мне этот роман по вечерам, и это запомнилось на всю жизнь. Наверное, это и есть воспитание – делать что-то вместе, душой соприкасаясь; лекциями да нотациями, как жить, навязывая своё, - получишь противоположный результат.
Покажи ребёнку свою душу, открой её, и он сумеет и со своей найти общий язык. Думаю, основа воспитания - именно в этом!