О радости

Ольга Пылаева
О радости. Очень важный вопрос. И он должен быть решен как можно скорее.
Истинной радости на земле нет. Путь христианина узок. Не следует стремиться к радости в мире.
Но без радости человек жить не может, он вянет.
Для того, чтобы что-то успеть на мирском пути, нужно найти радость — чтобы найти силы жить.
Поэтому и нужно решить этот вопрос.

Я вижу три вида радости.

1. Радость духовная.

Это когда "ну и что... зато у меня есть Он"

Какие-то сложности всегда возникают, но знание о том, что эта радость существует в мире, греет и помогает справиться. Любовь к Богу абсолютна, она не зависит от условий. Однако, это не всегда любовь-радость. Духовная радость (благодать) дается Богом, на время, и ее нельзя заработать, сэкономить, вызвать самостоятельно... Этой радости на земле нет. Это знание о радости небесной, которое дается в утешение, для укрепления...
Бывает в паломнических поездках, в Храме, иногда приходит совершенно неожиданно.
Почему духовник говорит "Ищите любви к Богу", а все что-то не хватает?
Потому что Любовь-Бог абсолютна. Но если мы ищем не любовь, а радость, то духовная радость не абсолютна, ей нельзя руководить и она не зависит от человека.
А кажется, что для "выживания" нужна радость... Но может быть, она не обязательна... Вот это надо бы понять...

2. Радость любви к человеку.

Это когда "ну и что... зато у меня есть он"...

Счастье эмоциональной близости — что может быть лучше на земле! Но это редкое чудо. Посылается Богом: кому, за что? Не понятно.
Жить помогает очень. Но зависит от множество условий, это состояние абсолютно НЕ безусловно. Его очень трудно удержать и сохранить. Поэтому зависимость от радости любви становится трагедией, по крайней мере, драмой. Так как все зависит от человека. А разве можно надеяться на человека — нельзя...

3. Радость самодостаточная.

"... зато у меня есть я"

Это радость от своего существования, своего творчества, самореализации, радость от общения с Богом в мире, через природу, людей... Когда-то это было, может быть в детстве, в юности… сейчас я не знаю, как вернуться к этому состоянию. Многое мешает… Нужно бы повнимательнее присмотреться к этому виду радости... Я не могу это четко сформулировать, хотя и чувствую. Похоже, эта радость самая надежная.

А вы как считаете?