Кублановский 25 лет книгу писал

Галина Щекина
Все-таки  хорошо, что о встрече с  поэтом Юрием Кублановским в областной  библиотеке, намеченной на  20 февраля, было известно заранее. Если нет  книги, всегда  можно  заглянуть в интернет и почитать  стихи. Ссылка приводит  на  журнал  «Новый мир», Кублановский  возглавляет там отдел поэзии. Стихи в основном  элегические и прощальные: с юностью,  с женщиной, с прекрасным городом. Есть у него такой холм, с которого он все  озирает. И самые  дорогие  сердцу  вещи мигают издали огнями.
Событие имело-таки место. Презентация  роскошной  книги и альбома  Ю. Кублановского «Дольше  календаря» прошла в  рамках проекта  «Открытая  трибуна», которому исполняется  десять лет. «Эта книга писалась долго, - признался Юрий Михайлович, - это итог 20-25 летней  работы. Здесь собрано не только все основное, что было написано  раньше, но добавлено новое последнего периода. Отдано все (в книжке  720 страниц!) Поэтому я  сейчас  как  голый  человек на  голой  земле». Прошлое и настоящее связывается  в одну  нить  суровой ниткой  памяти, и  сам Кублановский  оказывается  перевозчиком с одного берега на другой:
«Не на  русскую душу  доносчиком
Лучше стану  судьбе  вопреки
С поседевшим  лицом  перевозчика
У  безлюдной  излуки  Оки
Кулаки побелеют от сжатия
Рукоятей весла и весла
Если правду – пока демократия –
Жизнь меня  хорошо потрясла».
Жизнь  его трясла и тогда,  когда он участвовал в опальном  «МетрОполе», и когда был отлучен от публикаций. Знаменитый  критик и эссеист Андрей  Битов, возглавляющий российский ПЕН-центр, так и сказал, представляя публике  Кублановского: «Знаю Ю.М. с  пеленок, хотя в  пеленках  его не видел. Он  испытал действительно крах всех степеней  свободы, но продолжает писать, не  закрывая  глаз на ужасную действительность».
Персоны такого литературного  уровня - это ли не  событие в  провинциальной  Вологде?
Однако Кублановский здесь уже  в третий  раз. Кроме  него тут  побывали и Чухонцев, и Кушнер, и Герра, и  Русаков, и Кекова…
Битов назвал  Кублановского нашим «почти земляком», на что последовала  шутливая поправка: «Не  совсем, я из Ярославля, но можно округлить».
Стихи «о палестинах» звучали особенно  нежно и мглисто – «На  малой  родине», «Ночь в  Ярославле». Но и здесь главная тема  оставалась тою же:
«Не надо  вслед за  обновленцами
нам  перекрещиваться снова –
 мы  остаемся  ополченцами
не всеми преданного Слова».
Хотелось  спросить – а кем преданного? Ведь он-то как  раз не предал? Но когда  Юрий Михайлович  не стал  отвечать на  вопрос из публики об свирепых ацтеках и  тихих инках, дальше спрашивать было  уже  страшно.
С Кублановским прибыла большая группа  поддержки – это в  первую очередь представители  издательства  «Время» (Д. Гасин), талантливые  люди, положившие  его  стихи на  музыку Александр  Жуков, Александр Дидуя – и звуковой  альбом «Число в  световом году»  звучал наравне со стихами, облегчая восприятие,  создавая такой праздник.  Кублановский не только поэт, он больше чем  поэт, уже не первый  год  он в  работает в  жюри общероссийского литературного конкурса  «Илья Премия». Поэтому вместе  с ним прибыла с неофициальным  визитом  президент Фонда  памяти Ильи Тюрина – И. Медведева, она  же  организатор  этого конкурса. Не  исключено, что «Открытая  трибуна» порадует нас  новыми встречами.

***
«Открытая  трибуна». В принципе здорово. Лично  я не  берусь оценить весь проект, ведь авторы  едут разные, порой не возникает какого-то внутреннего безусловного понимания. А иной раз возникает внутри ничем не  мотивированое  отторжение. Иногда  даже думаешь – для гостей администрация не жалеет  средств, а отечественных талантов будто не существует. Показуха получается. Но  после  встречи с  журналом «Арион»  получала  книги в  подарок от Татьяны  Бек, после  встречи с Кушнером  началась  с ним переписка, после Кековой захотелось ее запеть, а  самое главное -  личный человеческий  контакт растапливает отверженность провинциальной  жизни, вызывает круговорот  мыслей, заставляет что-то делать…
Сегодня, когда слушаю  диск песен на стихи  Кублановского, происходит что-то совсем  другое. Кто-то сдвинет плечом,  да  и сам Кублановский  вроде не очень восхищен  этим фактом, но это  тоже  резонанс! Многих слушателей на встрече  душил  бардовский  подход. Когда б не песни на стихи Кублановского, не эта «цыганщина», он бы воспринимался  более  глубоко, более  высоко и сурово. Но если поются  стихи, что ж они,  виноваты?!
Наверно,  есть в нем это столичная  важность, да ведь  зал реагировал  в  основном  молча. Но, в  сущности, поэт и  не  обязан быть приятным  для  всех. А  само  восприятие  стиха, ведь оно не одномоментное. Потому что требует  усилий от слушающего. Углубляясь в  строчки, постепенно видишь в  них не только  гражданский  пафос, но и растерянность, и жалобу, и какое-то  даже  смешное и примиряющее с жизнью хулиганство.
«Когда  мы  заполночь на  Таганке
Искали выпивку на стоянке,
Ты  соглашалась,  сестра по классу,
Что время  брать не тебя, а  кассу,
И зыбь дождя  покрывала  трассу…
Все  звуки  улицы  коридора
У нас  в берлоге, но до упора
Мы  спали, не озаботясь прежде
О малонужной  сырой  одежде».
Так сухая  строчка  оживает внутри эхом!
Значит вот  это пространство, полное  громких  звуков, шума, и суеты, все-таки  и есть проводник и новому знанию. Тяга к  высокому общению  с литературой сто  лет назад материализовалась в  клубы. Но сегодня это  общение начинается вот в  таких  гулких литературных  залах. Хочу,  чтобы  это  стало правилом,  модой, наконец. Чтобы потом  долго  обсуждать на кухне  с друзьями, перезваниваться,  отсылать в  интернет. Чтобы  это не кончалось вообще.

                Февраль 2005