Октябрь

Андалузский Пес
В субботу миссис Тенн и Богардо снова уехали.
Миссис Тенн - после того, как покормила нас с Вестерли завтраком. Ей надо было опять посидеть с внуками. Сообщила она об этом в свойственной ей ворчливой манере, но мне казалось,что на самом деле ей это нравится. Ведь ее сын зарабатывал достаточно, чтобы позволить себе нанять на выходные няню.
Богардо же уехал совсем рано утром, я даже не видел, как. Но знал, что он поехал в замок, готовиться к скачкам
Еще летом он рассказывал мне, что каждый февраль уже на протяжении многих лет Лесли проводят что-то вроде фамильного Дерби.
-Я участвовал уже в восьми заездах, - улыбаясь, говорил он мне тогда, - но побеждал только дважды.
Для него это было важно.
А я плохо понимал все эти тонкости семейных взаимоотношений аристократов.
У нас дома разве что по выходным играли в лучшем случае в "Эрудита", в худшем - в дженгу, и мне не нравилось ни то, ни другое.
Но наш род вряд ли насчитывал девять столетий.
С одной стороны, я был рад, что остался в доме практически один. С другой стороны, именно это "практически", а не "абсолютно" слегка угнетало меня.
Вестерли ни на секунду не выходил из своей роли паршивой овцы в стаде и, соответственно, никаких фамильных мероприятий не посещал. Я до сих пор помнил, как он отзывался об Эгню (еще один Вудроу, нет, я все же рад, что моя семья не погрязла в древних дурацких традициях), поэтому даже не рискнул спросить, участвовал ли он хоть раз в Дерби.
Вообще, надо сказать, меня это мало интересовало.
Я пил чай с печеньем и думал, куда бы можно было пойти в такой чудесный день - а эта суббота выдалась неожиданно славной для середины октября, когда ко мне обратился Вестерли:
-Джайлс, ты не мог бы сходить со мной сегодня в парк?
Я ответил не сразу. Конечно, мне не хотелось ни одной лишней минуты проводить в обществе Вестерли, потому что с ним никогда не знаешь, что он сделает в следующее мгновение. Но за эти полгода, что я снимал комнату у миссис Тенн, я ни разу не видел, чтобы Вестерли выходил на улицу. Так что некая заманчивость в его предложении все же была.
Пауза затянулась, и Вестерли добавил:
-Дав уехал в командировку и попросил выгулять его собаку. А я не выхожу из дома один...
Я согласно кивнул. При всем моем неоднозначном отношении к Вестерли и его друзьям, мне не хотелось, чтобы страдало несчастное животное.
-А вечером? - спросил я. В конце концов, выгуливать собаку надо не меньше двух раз, по крайней мере, мне так казалось. У меня самого никогда не было собак.
-Вечером Шэмрока заберет Арден. Когда пойдет с работы.
Что ж, тем лучше для меня. Вечер будет свободен, и я подумал, что надо будет позвонить Кристал, а еще лучше - Элли, с которой в последнее время у меня стали очень хорошие, я бы даже сказал, многообещающие отношения. Разве что я был бы рад, чтобы наша дружба началась не при таких обстоятельствах, как оно получилось. Я до сих пор старался не вспоминать про Джо.
В общем, я подумал, что провести вечер в компании Элли было бы просто замечательно. Надо будет сразу после прогулки позвонить ей и пригласить куда-нибудь.
Едва мы вышли на улицу, я пожалел, что надел шерстяной шарф, - было куда теплее, чем мне представлялось, градусов пятнадцать, наверное. Все-таки жарковато для такой суровой вещи, как шерстяной шарф.
Я покосился на Вестерли, который просто надел парку прямо на свою извечную майку, но его лицо практически полностью было скрыто капюшоном с меховой опушкой, и мне было совершенно непонятно, как он сейчас ориентируется в пространстве.
Тем не менее, каким-то образом он ухитрялся все видеть и почти сразу поймал такси. Нам повезло, и до 14-ой улицы мы доехали быстро.
Дав жил в Серебряном районе, но, к моему сожалению, в одном из новых его кварталов, застроенном уродливыми блочными домами.
В тесном заплеванном лифте мы поднялись на шестой этаж, и я подумал, что сюда бы я тоже ни за что не пришел один, особенно вечером.
Стоило нам выйти из лифта, как из-за одной из дверей раздался неистовый лай, и не было сомнений, что нам именно туда.
Пока Вестерли возился с ключами, пес с той стороны чуть не вынес дверь, но когда наконец-то щелкнул замок, все успокоилось.
Когда мы вошли в крохотный коридор, Шэмрок лежал у входа в комнату. Это оказался здоровый брыластый пес с висячими ушами и грустным взглядом.
Вестерли наконец-то откинул капюшон и потрепал Шэмрока по загривку:
-Приве-ет, громила, скучал?
Пес довольно мигнул, на меня он не обратил никакого внимания.
-Джайлс, будешь чай? - спросил уже откуда-то из комнаты Вестерли. Он чувствовал себя здесь совершенно по-хозяйски, значит, он часто бывал здесь. Интересно, когда? Хотя, конечно, я даже не представлял, чем занимается Вестерли в то время, когда мы на работе. Ведь, если я не видел его до сегодняшнего дня на улице, вовсе не значит, что он не выходит вообще.
-Если можно, кофе, - откликнулся я и не без опаски обошел Шэмрока.
Комната была небольшая, но из нее открывался на удивление приятный вид на сад Кэссэди, оказавшийся всего в квартале отсюда.
-Я не знаю, куда он дел джезву! - крикнул из кухни Вестерли. - Растворимый нормально?
Я кивнул, вспомнил, что Вестерли меня не видит, и тоже крикнул в ответ:
-Да, вполне!
-Приходи сюда.
Я послушно побрел на голос.
Только я сделал первый глоток кофе, как в кухню, тяжело перебирая лапами, вошел Шэмрок и преданно повалился возле ног Вестерли.
-Эх ты, туша, - Вестерли улыбнулся, но почти сразу же улыбка исчезла с его лица, он как-то ссутулился и уставился в свою чашку. Я и раньше замечал, что настроение у него изменчиво, как погода на островах Бойда.
Хотя и моя память не обладала нужным постоянством. Надо же, еще совсем недавно я думал, что никогда не забуду, как выглядел больной глаз Вестерли. А сейчас в голове не осталось ничего, кроме ощущения, что это было нечто до тошноты противное, но что именно - я не помнил. Я смотрел на повязку Вестерли, мазохистски надеясь, что все же смогу вспомнить этот кошмар.
Вестерли почувствовал мой взгляд и поднял голову:
-Доктор Лежински обещал мне, что у меня будут самые красивые глаза на свете.
-Что? - не понял я.
-Я о том, что при лаборатории было не так уж и плохо, - отозвался Вестерли, - и, может быть, даже жаль, что опыты...
Он замолчал. Я тоже ничего не говорил. Снова повисла неловкая пауза. Слышно было только шумное дыхание Шэмрока.
Солнечные лучи заливали крохотное пространство кухни, все казалось ярким, и я как-то отвлекся от происходящего. На мгновение мне даже почудилось, что сейчас совсем не осень, а ранняя весна. А, может быть, и вовсе лето.
-Что-то не так, Джайлс? - неожиданно спросил Вестерли.
Это было как-то внезапно и совершенно непохоже на него.
И мне стало ясно: конечно, все не так. Вернее, так. Слишком так, как надо.
Все утро Вестерли был нормальным - он не изображал из себя куклу, не ходил на четвереньках, как животное, не притворялся женщиной. Он был обычным. Впервые, наверное, за все то время, что я его знал.
-Нет, все в порядке, - сказал я. - Думаю, Шэмрока уже давно пора прогулять.
Вестерли снова улыбнулся и кивнул.
Как я и думал, мы пошли в сад Кэссэди.
Несмотря на то, что было уже за полдень, людей в парке гуляло не так уж и много.
А, может быть, мне так казалось потому, что мы были в противоположной от детских площадок стороне.
Вокруг чернели стволы совсем облетевших деревьев. Зато дорожки были просто усыпаны опавшими листьями.
Небо затянулось полупрозрачными облаками и теперь походило на акварельную картинку.
Солнце стало тусклым, и от нас тянулись длинные узкие тени. Пахло жженой листвой.
Ко мне вновь пришло ощущение непонятного безвременья: если бы я не знал наверняка, который сейчас час, я бы предположил, что до заката осталось совсем немного.
Мне было жарко в шерстяном шарфе.
Шэмрок практически тащил за собой Вестерли, который с трудом удерживал поводок. Я совершенно не удивился бы, если бы узнал, что пес весит существенно больше Вестерли.
Парень еле поспевал за Шэмроком, загребая ногами шуршащие сухие листья. Мне тоже приходилось идти несколько быстрее, чем хотелось бы, чтобы не отставать от них.
Но все равно было хорошо.
Чуть позже мы сидели на скамейке, и Шэмрок снова лежал у ног Вестерли, как недавно сам Вестерли возле Богардо. Наверное, тогда он и правда подражал псу Дава.
Вспомнив про хозяина Шэмрока, я спросил:
-А Дав надолго уехал?
Вестерли потер висок и ответил:
-Вроде до вторника, я не помню. Он так часто ездит.
-А Шэмрок?
-Ну, его вот обычно Арден забирает на это время. Я редко так гуляю, - Вестерли опять потрепал пса по голове, - но мне нравится. Я люблю собак.
-У меня никогда не было собак, - мне тоже хотелось погладить Шэмрока, но благоразумие подсказывало, что лучше не стоит.
-У нас в имении были собаки, всякие. Одна - моя, Аллегра ее звали, - Вестерли откинулся на спинку скамейки, - красивая... грюнендаль. Видел таких когда-нибудь?
-Нет, - я покачал головой, - а Шэмрок какой породы?
-Мастиф, - отозвался Вестерли, - хороший пес. Я его люблю.
-Я заметил, - улыбнулся я.
-И Дава я люблю, - вздохнул Вестерли.Шэмрок поднял голову, как будто понял, что речь идет о его хозяине. Вестерли продолжил:
-Он мой лучший друг, Джайлс. Многие думают, что он урод, но это только из-за внешности. Он очень хороший. И добрый... Он очень меня понимает.
-А Богардо?
-Богардо? - с некоторой печалью в голосе переспросил Вестерли и посмотрел в небо. - Он слишком хороший, Джайлс. Иногда мне кажется, что его не существует, потому что таких людей не бывает. Что я его придумал.
Я вспомнил, как тоже думал, что Богардо похож на ожившего книжного героя.
-Но все же он есть, - сказал я.
-И я счастлив, что это так, - Вестерли помолчал, - он будет лучшим лордом Лесли за все время.
Он поднялся:
-Пошли домой, а?

На обратном пути Вестерли практически тащил за собой Шэмрока.
Я вспомнил, что собирался позвонить Элли. А ведь она, наверное, уже распланировала сегодняшний вечер. Я идиот. Надо было звонить утром.
Мне стало немного грустно. Даже у Вестерли были люди, которым он был нужен. Которых он с уверенностью мог назвать настоящими друзьями. А в моей жизни почему-то так не было. Я вечно оставался сам по себе. Мне с детства хотелось, чтобы у меня был кто-то, кто мог бы всегда и бескорыстно помочь, понять, выслушать... кто-то как раз вроде Богардо.
Но Богардо был у Вестерли. И да, я этому завидовал. А еще у Вестерли был Дав. И вдобавок ко всему Шэмрок. Мне было обидно, что вот даже у такого странного типа, как Вестерли, есть действительно хороший друг, и не один.
Идиотское наваждение пропало так же внезапно, как и появилось. Я разозлился на себя: как я могу завидовать Вестерли, если вспомнить все, что он пережил?
Нет, я никогда бы не хотел оказаться на его месте.
И надо позвонить Элли.
Вдруг у нее все же нет никаких планов?

Ко мне вернулось хорошее настроение. Все-таки сегодня был удивительный день.