Босиком по росе Ладыженская Татьяна

Анатолий Шинкарчук
Дорогу "Одесса-Киев" скорей всего каждый из нас вспоминает и оценивает по-разному. Кто-то едет на машине по делам (срочно: утром в Киев вечером домой в Одессу), кто-то на автобусе. Но всё равно, все смотрят в окно, (я пишу как пассажир, точнее штурман). И по тому, как быстро меняется пейзаж за окном, в таком темпе бегут и мысли в наших загруженных заботами и идеями головах. Кто о чём, кто о ком (а он, а я, а она...). С кем встретиться, от кого уйти, с кем заключать договор, где снять квартиру на день, какая гостиница ближе к месту проведения выставки или тренинга. Как банально...Так и я ездила долго в Киев и из столицы обратно, гоняя свои мысли, как футболисты мяч. Пока однажды не попросила мужа просто остановиться "чтобы видеть солнце" в каком-то поле. И просто посидеть в машине. Пусть мысли придут хоть в какой-то порядок. Хорошо. Стоим. Я вышла из машины подышать воздухом, потом я увидела какая красивая трава, услышала, как стрекочут кузнечики. Сняла я босоножки и стала на тёплую землю босиком. Меня переполнило чувство восторга и грусти одновременно: "Куда мы спешим? Ведь сегодня только сегодня и всё. Ведь трава под ногами только сегодня такая мягкая и зелёная, завтра она будет жёлтая, а потом засыпанная снегом..." (я, конечно, утрирую, но всё же). Я вспомнила, как мы ездили в лагеря труда и отдыха собирать фрукты и овощи и как это общение с природой по вечерам, в совокупности с неведомым нам городским белоручкам физическим трудом, вносил в наши мысли значимость своей принадлежности к природе. А как в деревнях у бабушек, куда нас отправляли на месяц летом, по вечерам перед костром пели деревенские песни и "балакали" как местные ребята. Ели грязные фрукты (видели бы наши мамы), пекли картошку, ходили по пыльным улицам босиком, трогали траву, знали её даже на вкус. Ловили трутней, жуков, пили парное молоко - ну чем не дети природы. Эта связь каждый день с природой, которая уже проникала в нашу кровь по воздуху, общение с людьми, которые, несмотря на то, что видят эту прелесть каждый день - ценят её. Разговаривают с цветами, деревьями, с птицей. На курочек говорят:" Ну шо двчата, наТлися травички..."Эти все воспоминания и мысли у меня появились, когда я впервые увидела картины Анатолия Шинкарчука. Тут всё: воздух, трава, деревья, ветер, курочки, лошади. Даже калитки, через которые деревенские хлопцы приглашают на свидания городских девчат (мы же были лучшие в деревне). И я подумала, что каждый человек, наверное, имеет в своей душе такие тёплые воспоминания о встрече с природой. С природой, которая не торопит, которая даже не зовёт. Она просто ждёт, когда мы усталые от мегаполиса поднимем на неё глаза. А если эти картины ещё написал художник, который вырос там и передал всю эту правду вместе с тем цветом, воздухом ничего не прибавляя и не отнимая... Тогда остаётся получить удовольствие и встретится с его картинами, и не раз. Да, наивно. Да, примитивизм. Но как талантливо и красиво. Тут не нужно никаких сложностей. Мы устали от креативности там, где она не нужна. А тут в картинах, как взгляд в окно в то утро, когда мы видели восход солнца. Картина на стене сразу нам напомнит минуты, когда мы были лёгкие в своих мечтах и мыслях, т.е. в гармонии с собой. Ведь когда мы рядом с природой, гармонию никто уже искусственно не вызывает, правда же? Глупо придумывать стратегию гармонии (о боже, о чём это я). Трава, солнце, мы - вот счастье, которое приходит само без напряжения. Кто-то тогда пас лошадей и ночевал в палатке с пастухами (везёт же), кто-то сидел на берегу речки или моря и смотрел на закат. А кто-то рыдал, когда вытаскивали занозы из пальцев вечером (ужас, но было же...). Кто-то пил топлёное молоко из печи и заедал тёплым бабушкиным хлебом (жаль, что мы такими бабушками не будем). Эх...
А я ходила босиком по тому полу и улыбалась. Мимо проносились машины, а в них сидели манекенами такие же бизнес озабоченные дамы, как я до этой остановки. Но это уже было не важно. Главное, что я хожу по земле, дышу и радуюсь жизни. Господа, а давайте остановим на минуточку наши машины... и походим по траве босиком своими грустными ухоженными ногами. Давайте?