Любовь и Надежда! О кинофильме Нашествие варваров

Мила Логвинова
Режиссер и сценарист -  Дени Аркан / Denys Arcand
2003г - Канада, Франция

   Так получилось:  хотя фильм не из новых, но смотрела его недавно.
Замечательный. Особый. И, я бы сказала, культовый.
Пережив ситуацию вместе с героями фильма, невольно задумываешься  о совершенно разном.
В этом смысле фильм весьма  многовекторный – неизбежные размышления о времени и о нас, современниках, живущих именно в этот период.  Близок и потому, что персонажи – люди моего поколения, их дети – ровесники моих.
Кроме того,  фильм, на мой взгляд, разительно отличается от американского кино -  психологически чисто «русский» и принимается как «свой».

   Тема фильма, безусловно, тревожила и волновала Дени Аркана. Не чувствуя это, невозможно так написать сценарий и так поставить фильм и, тем самым, рискнуть открыться и пригласить к размышлению миллионы совершенно разных людей.
Для раскрытия сложной темы Аркан выбрал не драму, как более соответствующую ей,
а  трогательную и  умную комедию, в которой постоянно вибрирует одна струна, объединяя этой нотой всех: и персонажей, и актеров, и зрителей, и автора. Бренность мира каждого из нас и надежда: жизнь продолжается. Смех  сквозь слезы. (Разве мало людей именно так живут – смеясь,  чтобы не плакать?!).
   
   Жанр фильма определен Дени Арканом как комедия. Но только лишь комедия?!
Но проблемы современной жесткой глобализации?
Но наступление и господство технократии?
Но лезвие ножа, по которому идут рядом  жизнь и смерть?
Но драматизм отрицания и преемственности поколений?
Но борьба идеологий?
Но контрасты и полутона каждого дня?

   Империя, кажущаяся нерушимой, и  варвары, как самые разные явления и неожиданные, нежеланные  частности современного мира. Переживания, тревога и боль небольшой группы людей и  проблемы общечеловеческие не просто неразрывно связаны сценарием, но как мастерски,  ненавязчиво преломлены через призму тонкого юмора, граничащего с цинизмом.
Мне кажется, все же основная нить  фильма – вечная тема жизни и смерти человека.
Но раскрыта она очень осторожно, трепетно и … жизнеутверждающе.
Зная, что смертны, мы, однако, большую часть своей жизни живем спокойно, особо не задумываясь (это не сейчас, случится, но когда-то…). 
Никто не готов принять вторгающееся в жизнь горе. Оно всегда вдруг, неожиданно и тяжело ломает судьбы.

• Когда человек знает, что его не просто выписали из больницы -  он обречен неизлечимой болезнью, и дни его - как песок на раскрытой ладони…
Когда семья заранее уже предупреждена врачом: «У вас есть родственники? Готовьтесь»…
Когда все знают, что это конец, и все же с надеждой спрашивают врача: «Сколько еще…?…
Перепробовано все возможное и невозможное – и все бесполезно.
Торопишься успеть сделать  все, что почему-то откладывалось на «потом» (беспечные,
а почему же не вовремя?!). 
Перепутанные дни, тревожное забытье  и страх - каждое утро и каждый вечер...
Как  это, знает  лишь тот, кому довелось так  жить…  Дени Аркан знает и понимает, но хочет показать, предложить другой путь.
Мы умеем только так – сожалеть и сопереживать, плакать и скорбеть.

   Но прощание с жизнью Реми – другое! Оказывается, все может быть иначе:  не оставлять обреченного наедине со своими неотступными печальными мыслями и страхом, а именно прожить всем вместе оставшиеся дни, наполняя их доступными радостями и общением. 
Да, жизнь прожита, и все ошибки совершены. Но еще можно успеть исправить то, что можно. Легко ли? Но возможно.

   Главное: человек должен успеть узнать, что его жизнь не прошла впустую, что он был нужен своим родным и друзьям, что они его принимают и любят таким, каков он есть, со всеми несовершенствами, не укоряя, а искренне благодаря за то, что был в их жизни.
Главное – успеть сказать это ему при жизни, а не вдогонку...
«Мне выпала честь прожить в вашей скромной компании». – Прощается  Реми друзьям. Проникновенно и просто звучат слова.

   Фильм вопросов и размышлений, поиска своего ответа  на каждый – понять для себя.
Империя и варвары. Что и кто? Почему и откуда? Будущее – обреченность или все же надежда?
Империя – весь современный мир, доведенный до дня «Х».
Варвары – не как нашествие чужаков  извне, а явления, порожденные самой империей, внутри империи. Можно сказать, «свои», внутренние варвары, рожденные на этой же земле, но говорящие на «чужом» языке, не понятном и не принимаемом империей.
Но! Если бы только это.

  Империя  – это и отдельная человеческая личность, взятая в зрелом возрасте, поры философских размышлений и открывающейся мудрости. Сформировавшаяся сфера личности с устойчивыми взглядами, интересами, определенными ценностями, образом жизни. 
Варвары, в таком случае, – все то, что врывается в наш собственный, внутренний   мир извне, разрушая его, хотим мы того или нет.
Империя - это поколение отцов, по возрасту приблизившихся, увы, к порогу жизни, за которым в любой час может случиться неизбежное…

   Варвары – решительно вступившее в жизнь поколение их детей. Как и родители, дети совершенно разные, по-своему отрицающие родительский путь, но, тем не менее, их наследники в преемственности добра и любви, как непременных генов, передающихся по родству (кровь – не вода).

Фильм – ускорение. Телефонный звонок – начало фильма! И события стремительно набирают скорость, отмеченные хронометром по часам и минутам.

• Как обычно: неужели на голову должен упасть «кирпич», т.е. произойти какая-то катастрофа, чтобы мы задумались о жизни и стали ценить и день своей жизни, и тех, кто рядом и дорог нам. Чтобы отбросить суету и увидеть самое важное, единственно необходимое в этой жизни. Если и не понять СМЫСЛ (непостижимо!), то хотя бы приблизиться к пониманию себя.
Не объять необъятное, общечеловеческое, весь мир. Но достаточно ограничить себя малым кругом:  ты и твои дети, семья, друзья, идеи – все то, что оставляем людям, уходя навсегда.
Не пытаться полюбить весь мир, а хотя бы уметь любить и не обижать тех, кто дорог тебе. Не быть эгоистом, но  научиться любить себя: если сам себя не любишь, не уважаешь, не помогаешь, то почему нужно надеяться и ждать, что кто-то другой должен делать это для тебя лучше и с большим желанием?..

   Катализатором всех межличностных и внутренних процессов персонажей становится неизбежное приближение трагической развязки – смерти Реми. Закат всего лишь одной - единственной человеческой жизни, обычной, далеко не всегда «правильной» и безгрешной.
Что всем до того, что вместе с ним, в ту же минуту, закроются глаза еще тысяч современников?!
Сожаление, конечно, но мы о них не знаем ничего, они абстрактны.
Но Реми! Этого, конкретного человека, совершенно  не идеального, однозначно принимаем   с экранной в свою, реальную жизнь. И  сопереживаем, и отчаиваемся вместе с его семьей и друзьями.

   Жизнь и смерть, далеко и всегда рядом. На этом неизбежном переломе судьбы человека более четко проявляются и характеры, и истинные отношения, переоценивается то, что, казалось бы, давно имеет  свою «цену».


   РЕМИ:
На первый взгляд, человек богемный, с непомерным жизнелюбием и, казалось бы, всегда живший только в свое удовольствие. Однако он … постоянен. Почему?


   Жена.
Первая и, по сути, … единственная женщина.
Женился по настоянию родителей, чтобы придать «официальность» отношениям. Вскоре стал изменять. Пятнадцать лет бывшая жена не видела его дома. Развод.
Постоянно укоряющая его и поныне, Луиза, тем не менее, призналась сыну, что именно отец менял ему памперсы, именно отец носил его на руках и две ночи не смыкал глаз, чтобы его не унесла смерть. Так и не простившая за многие годы давние измены, она все же примиряется с ним и признается, прощаясь: «Мужчина всей моей жизни!»
(Возможно, ей нужно было говорить это, и не раз, намного раньше. И, возможно,  была бы их жизнь другой?..).


   Дети.
Несмотря на ранний развод с женой, Реми  не развелся заодно (как, увы, часто бывает)
со своими детьми. Нет у него и других, «случайных» детей.
Он искренне любит Себастьяна и Сильвен, озабочен тем, как складывается их судьба,
не понимает их профессиональный выбор. По-отечески переживает, что они «не такие», «неудачники» (в его понимании).
Впрочем, это не столько знакомая проблема «отцов и детей», как следствие того, что он просто не знает своих детей – они другие. «Выпрыгивание» из себя приносило ему ощущение независимости и радости жизни.
Но! Не только дети, но и он сам были лишены чувства защищенности  и потребности друг
в друге ежедневно.
Но! Это прошлое, которого не изменить.

• И, кто знает, что лучше для детей: честный развод родителей или детство и юность в семье, где холодный дом, стерильная чистота и одиночество вдвоем?!  Обычно дети все видят и замечают и помнят, став взрослыми.
Я знаю, пережить развод тяжело. Но кто сказал, что семья, в которой родители  ради детей остаются под одной крышей (но часто в разных комнатах), - это действительно то, что нужно детям??? 
Дети вырастают и неизбежно понимают, почему холод в доме, почему странность отношений между родителями, почему эта долгая ложь. Легко ли им осознать, что это именно они – виновники безрадостной, несостоявшейся жизни родителей?! По силам ли им такая ноша, такая ответственность?
Даже если вдруг они настолько «слепы» и не видят, не понимают этого, то, что они возьмут из родительской семьи в  свою? Так же строить отношения? Такой же холодный дом? Не повторят ли они ошибок родителей? Или, наоборот, побоятся обременять себя семьей, ограничивать себя официальным браком?
Сложно сказать однозначно, что лучше для детей. Дети вырастут и уйдут из родительского дома по своей дороге. Что потом останется у их родителей? Начать жизнь сначала? Возможно ли? Получится?

   Оказывается, совсем немного времени понадобилось, чтобы Реми понял, что дети любят его и благодарны за все, что он передал им «в наследство», и главное – свою жажду жизни.
Совсем немного времени понадобилось, чтобы  он  понял, что у него замечательный  сын, которым можно только гордиться.
   
   Оказывается, совсем немного времени понадобилось, чтобы принять выбор дочери и поверить, что Сильвен отнюдь не неудачница, а действительно любит море и добилась многого.
И чего стоят потрясающая сцена прощания дочери с отцом и те единственные слова, которые он должен был услышать: «Мой папочка, мой папуля! Я буду скучать по тебе всю жизнь. Для девочки отец – первый мужчина в ее жизни. Для меня ты будешь всегда рядом».
Между ними тысячи километров, расплывающееся лицо на экране, отчаянный поворот головы, чтобы отец не увидел ее слез…  И его растерянное лицо, он, не ожидавший таких слов…

   Оказывается отец и сын - не столько антиподы, сколь близкие по духу мужчины: сын - продолжение отца.
Диалог двух мужчин – отца и сына, жесткий, лишенный сентиментальности, час единственного и окончательного выбора:
- Мне страшно…
- Мы сделаем все, как ты скажешь.

   Уходя, Реми  торопится сказать детям главное для них (и для себя!):
Дочери:
- Передай Сильвен, что я думаю о ней!
Сыну:
- Ты знаешь, чего я тебе желаю? Я хотел бы, чтобы у тебя был такой хороший сын, как ты! 
И в ответ обычная фраза, но никогда им не слышанная ранее от сына:
- Я тебя люблю.
(Это без комментариев. Тяжело писать.).


   Друзья.
Реми  дорожит своими друзьями и не растерял их, шагая по своей дороге - судьбе.
Жажда раскрепощенной жизни  объединила их в одну компанию еще в молодые годы.
Но это - только дань времени и возрасту бунтарства, важно другое:  каждый из них – интеллектуал, самобытная личность, со сложным внутренним миром.
Все они некогда увлекались самыми разными социальными теориями, «измами», но теперь только подсмеиваются над собой, считая все это «критинизмом» и заблуждением.

Разные судьбы, и живут далеко друг от друга. Оставаясь в душе друзьями, они не требуют  какого-то особого внимания к себе, не втягивают друг друга в решение своих проблем, никак не используют сложившиеся приятельские отношения. У каждого из них дом - далеко от Реми.
И, тем не менее, он  мотивирует свой отказ ехать в престижную американскую клинику именно тем, что там он будет один, а здесь, в Канаде, у него друзья.

Замечательно:  несмотря на время, которое могло бы разъединить людей, все они так и остались близкими друг другу – только позови. Один звонок Себастьяна – и они, оставив все, поспешили к больному Реми, чтобы быть рядом в самое трудное для него время (т.е. подтвердив известное: друг – тот, кто рядом и в горе, и в радости).
Все они разные, уже немолодые мужчины и женщины, друзья-приятели Клод и Пьер, подружки Диана и Доминик. Но все они любят жизнь и принимают и любят друг друга такими, как есть, без осуждения и пренебрежения. Наделенные интеллектом, веселые жизнелюбы, которые хотели жить в свое удовольствие, не всегда задумываясь о последствиях своей приверженности к «свободной» жизни. Они такие, и не стремятся показаться лучше, чем есть. Склонные к самоиронии, они рассказывают друг другу о себе и о том, что их волновало раньше.

Время  не поставило между ними барьеры недоверия и осторожности в высказываниях. Дерзкое  желание раскрепощения прошло с годами, и они понимают, что становятся «как все».
Но, как и прежде,  они искренни, когда признаются друг другу, что сегодня они уже не те, что раньше.

Чего стоит откровение Реми:
- Всю жизнь я засыпал с самыми красивыми женщинами планеты. Но однажды ночью мне приснилось Карибское море, и я понял, что постарел...
Чего стоит «защита» Пьером Ситруардом  своей  молодой (увы, глупенькой) жены:
- Она родила мне двоих детей, и это изменило мою жизнь.
Да, он сам понимает, что жена не блещет умом, но это его женщина и его выбор, именно эта женщина сделала его счастливым, дав ему осознание отцовства.
Веселые подружки Реми, одну из которых все еще волнует «это», а другая «сложила оружие». Несмотря на прошедшие годы, все они подшучивают друг над другом и открыты друг другу, они интересны несмотря ни на что. И это их объединяет. Жизнь далеко не всегда получается «правильной», но главное – остаться  человеком. И о каждом из них, несмотря на сложную и противоречивую судьбу, можно сказать так.
И еще примечательно: герои фильма не пуритане, но ни одной «постельной» сцены!  В этом тоже точно выбранный тон и акценты  Дени Аркана.


   Женский идеал.
Влюбляясь в актрис, Реми  грезил ими, засыпая, грезил во сне. В  бурной  молодости его поразил кинематографический женский образ - святая Мария Горетти.
Незабвенная Мария с поднятыми юбками входящая в море, только она  одна все так же волнует его уходящее сознание… И в этом тоже его постоянство.


   ОТЦЫ И ДЕТИ

   Сюжет фильма ограничен по времени. Однако именно в этом спрессованном временном пространстве каждый персонаж  и может быть показан в динамике.
По ходу фильма жизнь Реми  стремительно меняется, и меняется не только его отношение к детям, но и оценка собственной жизни.
Как долго он был недоволен сыном:
- Несмотря на молодость, он мог бы прочесть хотя бы одну книгу. Хотя бы одну. Не важно,  какую.
Считая себя интеллектуалом, он не понимает, как сын может пренебречь привычным путем познания – через книгу, но азартно проводить свободное время за компьютерными играми. Собственный сын во многом ему непонятен и неожидан. А раз «не такой», значит, плохой сын.
Фраза, сказанная в начале фильма, когда Реми еще пребывает в неведении о близком конце его собственной жизни: 
- Мой сын капиталист, карьерист и пуританин. А я всегда был социалистом и распутником.
Тон, каким он произносит это, говорит сам за себя:  он и сейчас не сомневается в правильности своего отношения к жизни, искренне любит  свое «вчера» и осуждает «неправильность» жизни сына сегодня.

• Параллельно предполагаю причины столь резких различий образа жизни отца и сына. Здесь не просто два поколения (это понятно всем).
Себастьян - сын, мог строить свою жизнь именно не согласно, а вопреки примеру родителей и отца, в частности. (Мы все родом из детства – и точнее не скажешь). Вероятнее всего, родительская семья, какой он ее запомнил по детским впечатлениям,  на подсознательном уровне и  предопределила модель его поведения в возрасте выбора – как жить самому.
Отрицая жизненную модель отца, как неприемлемую, он живет иначе - как «идеальный молодой человек».  Прекрасный организатор, прагматичный, суховатый, без внешних проявлений эмоций, погруженный в свою работу и обеспокоенный только котировкой ценных бумаг. Вероятно, и выбор «идеальной невесты», как будущей жены,  – тоже один из пунктов его плана построения своей «идеальной» жизни.

   Сотовый телефон и ноутбук всегда и везде под рукой у Себастьяна – этого требует «идеальная карьера». (Тем не менее, показателен момент, когда телефон горит в костре, а он и не пытается «спасти» его).
   Но!  Это все внешняя сторона личности Себастьяна. Внутри – сложный процесс, который завершается, в общем-то, тем, чего мы и ждем от него, - душа живая и чувствующая.
Начиная общаться с отцом, уступив просьбе матери, он пренебрежительно бросает ему:  «Только дураки не меняют своего мнения!»
Но он и сам способен изменить не только мнение, но и  сложившееся отношение к отцу.
Именно он берет на себя все заботы, чтобы скрасить, по возможности,  уход отца из жизни.

   Как и отец, он мужчина, способный на поступок.
Что он должен был прочувствовать и передумать, чтобы однажды сказать:
- Я люблю тебя, папа. 
Именно сын накрыл своей ладонью руку отца, провожая его в последний путь…
Кто знает, если бы не приближающаяся смерть Реми (и отношения неизбежно очищаются от «мусора»!), сумел бы он пойти навстречу отцу и понять, что  любит его таким, как он есть, и более того, почувствовал бы, что он – сын своего отца, и в чем-то неизбежно преемник?!


   ИТОГИ ПРОЖИТОЙ ЖИЗНИ

   Реми достаточно  долго смотрел на свою  жизни, как на цепь возможных удовольствий для себя. Был доволен и не страшился последующей «расплаты» за грехи, он давно выбрал для себя – лучше жариться в гиенне огненной, чем сидеть на облаке и играть на арфе.
Однако, неожиданно для себя, выходит на «финишную прямую» жизни, и задумывается о том, как жил, куда ушли его годы и кем он мог бы стать и не стал.
Точна, хотя  и жестока по-своему, реплика  Натали:
- Вы живете прошлым,  а настоящее умерло.
Но он соглашается с ней. Более того, ей единственной впервые признается в том, что не может смириться с мыслью о своей смерти:
- Но ведь это я умру, и меня больше никогда не будет.

   Однако не меньше тревожит Реми и то, что он не успел в этой жизни – так и не понял, так и не нашел смысл, а его нужно было продолжать искать.
Он глубоко сожалеет, осознавая себя неудачником в прожитой жизни:  не оставил свой след, не сделал ничего глобального, жил без размаха.
- Важно - сказать, что я достиг своей планки. Я – неудачник.- Безжалостно подводит итог  своей жизни Реми.

   Верный и благодарный друг, прощаясь, он находит свое слово и шутку для каждого, но главное – то, что «имел честь быть» с ними рядом.
Необыкновенный жизнелюб, он оказался способным на  вызов смерти, на выбор ухода, т.е. на Мужской поступок – сам решается на  эвтаназию. Это его выбор, его право. Это последний поступок сильного, как оказалось,  мужчины с внешностью безмятежного добряка и бабника.

• Можно ли рассматривать это как суицид? 
Не думаю. Это был обдуманный поступок, совершенный никак не в состоянии аффекта или чувства безысходности от психологической травмы.
Реми, испытывая сильнейшие боли, знает, что для него нет альтернативы смерти, как и нет надежды на «чудо». Происходит  жесткая психологическая ломка: от присущего каждому страха  смерти  до осознанного выбора, как единственного решения, – прекратить физические и моральные страдания  путем «легкой» смерти, или эвтаназии. Какой характер и какая сила воли: мало только принять такое решение, нужно еще и выполнить его…

Последние минуты… С улыбкой на лице, до последнего мгновения, - таким запомнится Реми.


   ВАРВАРЫ

   О Реми и остальных персонажах, их взаимоотношениях можно размышлять, комментировать еще и еще.
Но все же тема империи и варваров, отмеченная самим названием фильма.
Кто же нынешние варвары, которые могут разрушить империю?

   Наркотики.
Слишком много людей, слишком много наркоты (комментарий агента по борьбе с наркотиками).

   Массовые истребления людей  внутри империи.
Войны, концлагеря, ГУЛАГ, китайские лагеря, Хиросима и Чернобыль. Все это – век 20-й.
Все - по воле «халифа на час», возомнившего себя «императором».

   Болезни.
Неизлечимая болезнь - варвар, разрушающий человека изнутри, и этот враг непобедим.
Имея значительные достижения в техническом прогрессе (в «железе»), человек по-прежнему практически бессилен перед многими болезнями, угрожающими его телу и  обрывающими его жизнь, часто безвременно.

   Терроризм.
Варвар  как внешний враг, дерзко покушающийся на незыблемость мощной империи, на ее фетиши.
Трагедия  11 сентября 2001 года. Неотъемлемый символ Нью-Йорка – небоскребы  Всемирного торгового центра – рушатся на глазах миллионов людей. 
Тысячи погибших…  И это в стране,  давно не знавшей войн и таких разрушений  на своей земле…
Люди по всему миру в смятении и страхе:  что будет через час, что будет со всеми нами?
Террористическая атака. Попадание в самое сердце империи? Или пока только предупреждение?

   Прагматичное поколение амбициозных молодых людей.
Спокойные, холодные лица. Никакого намека на  романтизм отношений  и лирику (математика и экономика – то, что им необходимо).
Получив хорошее образование,  «золотые головы» или «белые воротнички», они признают  бизнес как основу жизни, но не придают особого значения заработанным деньгам (только средство для  удовлетворения амбиций и решения текущих проблем). Отвергают необходимость  чувств  при «планировании»   будущей семьи. Не особо ценят общество родителей и их жизненный опыт. Предпочитают компьютерные игры «серьезному» чтению и т.д.
   Всегда  уравновешенная,  не проявляющая эмоций, Гая, вспоминая свое несчастливое детство, убеждена:
- Никакой любви! Нельзя жить, руководствуясь попсовой психологией "люби меня".
Все они – дети своего времени и своих отцов. Ничего не изменить:  родители  ведомо или неведомо, но сами подготовили почву и взрастили на ней  тех, кто пока не стал, но может стать варваром.
Родные люди, они говорят на разных языках, часто не желая понимать друг друга или просто сделать шаг навстречу.

   Культура и технократия.
Весьма интересны параллели между веком нынешним и давно минувшими, когда, к примеру, по одну сторону стола сидел Леонардо да Винчи, по другую – Микеланджело.
Или еще глубже, в древний мир: великие греки-современники  Софокл, Эврипид, Эсхил.
Нынешней культуре не хватает такого созвездия титанов, такого размаха  да и просто жажды познания того, что было создано великими и осталось нам в наследие.
Но наш век, отмеченный техническим прогрессом, стал веком  технократов.
(И все же:  квартира Реми – полки вдоль стен, на которых сотни книг. 
Надежда:  Натали, ставшая «ангелом – хранителем» для умирающего,  поселившись здесь, непременно прочтет те, что ее заинтересуют).

   Кризис церкви, а, значит, и веры.
За два года церковь внезапно опустела, не стало прихожан, и церковные власти уже интересуются отнюдь не душой человека, а коммерческой ценностью оставшихся церковных атрибутов. Продать хоть что-то, чтобы получить деньги.

   Власть денег.
Деньги решают очень многие проблемы, далеко не всегда корректно.
Имея деньги (заработанные!), Себастьян может обеспечить для отца все условия, чтобы последние дни его жизни прошли не в убогой больничной палате, а как можно более комфортно   (как у друга президента или нападающего известной футбольной команды, по словам милосердной католички).
За деньги можно купить внимание и приветливое слово экс - студентов.
За бешеные деньги – героин, облегчающий боли отца.
Но! Есть и та, кто отказывается от денег, - студентка, пришедшая вместе со всеми навестить бывшего профессора. Как есть и те, кто не видят ничего зазорного в том, чтобы разделить между собой «долю» сокурсницы… Таковы реалии мира.

   Наши обычные человеческие «слабости».
Идя на поводу у них  можно навредить себе,  помешать самому себе состояться,  как личности, как ученому («оставить след») или просто как хорошему отцу-матери. 

   Варвары, по сути, многолики и повсеместны. Но!
   Но империя еще может собрать силы и противостоять варварам  в целом, потому что:
Дети, своего рода варвары по отношению к родителям, как империи, они разрушают их устоявшийся мир стереотипов. Но! Они же берут от них и то лучшее, что есть.

   Связь поколений неразрывна, хотя дети, как правило, не повторяют, а в большей степени отрицают  образ жизни родителей.
Однако только  они должны и смогут сделать лучше мир, полученный ими в наследство от поколения, уже переживающего свой закат.  Этот мир принадлежит им, и непременно кто-то будет лучше своих родителей, и пойдет дальше и сможет больше! Жизнь продолжается!

   Друзья и годы.  Годы и время, расстояния и личная жизнь у каждого. Но у  дружбы нет прошедшего времени. Друг – это константа.

   Примечательно, что конец фильма лишен пессимизма и обреченности. Только еще один урок для тех, чья жизнь продолжается,  еще один завет:  то, без чего нельзя в жизни.
Вовремя сказать  те слова, которых  ждут от нас родные и близкие нам люди, – слова благодарности и любви. Не столько умирающему (или еще хуже – только на панихиде),
а каждый день друг другу, по поводу и без оного, но при жизни. Просто сказать. Просто обнять. Просто помолчать вместе.
А в конце, у самого края, быть рядом, взять за руку и не отпускать, не отпускать.
И не верить, отдавая свое тепло, что самое неизбежное и ужасное уже случилось…

   Что же может спасти мир от гибели?  Хорошо бы, если бы сама империя созрела до уровня понимания, что  она сама должна перестать производить варваров, т.е. саморазрушаться. Но, пожалуй, это утопия.
   Что же может спасти мир?  Мне кажется, Аркан предположил это финалом фильма.
Наверное, все то же, вечное, как и сам мир, но все так же необходимое человеку:  доброта, терпение и любовь.
Не случайно последняя фраза в фильме: «Я тебя люблю» (Гая – Себастьяну)…

   Небо. Журавли. Песня, чистая, трогающая душу мелодия, которую хочется слушать как  голос надежды. Слова без перевода, но так тихо и спокойно на душе. Не понимая чужого языка, можно найти свои слова… Надежда!
Это главное.

   Фильм Дени Аркана  «Нашествие варваров» – размышления  о жизни и ради жизни, о том, что человек оставляет после себя, уходя...
О жизни и смерти – без надрыва: острая драма сфокусирована так, что преломляется через изящную иронию.
Жизнь продолжается после смерти, пока остаются те, кто помнит тебя.
«Что напомнит тебе обо мне...»?

*/ «Нашествие варваров /Les invasions barbares» – второй фильм дилогии канадского режиссера Дени Аркана; первый фильм – «Закат американской империи /Decline of the American Empire, The» (1986 г – Канада)
**/«Нашествие варваров /Les invasions barbares» –  обладатель многих наград, наиболее престижная из них - премия "Оскар" Американской Академии киноискусства за лучший иностранный фильм и номинация на "Оскар" за лучший сценарий 2004 г.