Надюша

Анжела Матвеева
Жертвам домашнего насилия посвящается...

Худенькая, невысокого роста, всегда с занятыми детьми руками, она с первой минуты вызвала во мне щемящее сочувствие и жалость.

Умственная недалёкость угадывалась в том напряженном внимании, с которым она вслушивалась в слова собеседника, односложных ответах, замедленной речи с длинными паузами.

Чистая, но старенькая одежда, запах дешёвых духов, непритязательный макияж скрадывали Надюшино симпатичное лицо, делая незаметной, одной из многих.

Случайное знакомство с этой женщиной переросло в необременительные отношения: поздравления с праздниками, телефонные звонки.

Звонила Надя изредка. Её жалобы всегда касались ближайшего времени и требовали конкретных решений и действий: куда обратиться, как спросить, как лучше поступить.

О себе, о своей прошлой жизни Надюша говорила вскользь, лишь тогда, когда это касалось её сегодняшних проблем. Говорила, как о само-собой разумеющемся, обыденном, не стоящем.

Когда эти обрывки её жизни сложились в целостную, хоть и не полную картину, стало страшно обидно и больно за исковерканную домашним насилием Надюшину жизнь.

-Опять работу ищу. Уволили меня, сказали, что не подхожу.

Знаю, почему уволили. Пить с ними не стала. Нельзя мне пить, плохо мне потом, но разве всем объяснишь?

Может знаете, где уборщица нужна. Только чтобы два дня работать, а два отдыхать. Детей оставлять не с кем (их у Нади двое) , мы с мамой по очереди работаем.

Опять мама на меня ругалась. Невезучая ты, говорит, что без меня делать будешь, когда помру.

Я сама знаю - невезучая я и глупая. Вот учительница объясняла, как с сыном заниматься. Ничего мы не смогли, теперь приходится его в другую школу возить, далеко.

Врач сказала, что вспомогательный класс для него лучше. Таким уж он уродился, что теперь сделаешь. Это когда я беременная была, меня муж бить стал. Всё было не по нём, всё я делала не так.

Когда в больнице отлежала два месяца с сотрясением мозга, тогда уж развелась. Видно сыночку тоже от него досталось. Вот с тех пор голова почти всё время болит и поглупела я сильно.

Врачи сказали, что со временем лучше станет. Только не становится мне лучше.

В суд? Нет, не подавала в суд. Не до того было почти сразу после больницы родила, некогда по судам было бегать.

Мне сказали: сама виновата, зачем замуж за уголовника шла. Наверно это так, сама, глупая, виновата.

А кто знал, что так будет? Поначалу муж такой хороший был, заботливый.

Так я насчёт работы. Вы если что подходящее где увидите, мне скажите. Сижу с детьми на шее у мамы. Правильно она ругается, глупая я, никак не могу хорошую работу найти...

К этому разговору мы больше не возвращались.

Надя устроилась работать уборщицей в школу, на мизерную зарплату. Иногда звонит, спрашивает совета.

Замуж больше не выходила, живёт с мамой. Растит, как может, детей. В своей судьбе никого не винит. Просто так жизнь сложилась, что-же тут поделаешь...