Бессмертие Чайки А. П. Чехова

Татьяна Туртанова
Чеховская «Чайка» с рождения будоражит умы и сердца всех её читающих, и, судя по всему, бессмертие этому произведению предрешено, поскольку и сегодня проблемы человеческого осознания, в ней затронутые, крайне актуальны, и не видно, чтобы за прошедшее время ситуация изменилась к лучшему.
Сердечное спасибо А.П.Чехову за его, опередившего свой век, Константина Треплева. Комедия для всех – трагедия для одного. Не понятый никем, не имея ни единой родственной души, черпающий силы жить и творить - в книгах, бессловесных друзьях, - Треплев одинок на этой земле, заперт в обветшавшей усадьбе, ставшей внешней тюрьмой его возвышенной, стремящейся понять саму себя, души.
Он страстно хочет жить, любить, - как та чайка, - реет над водной гладью, и вдруг – сражена – человеческой жестокостью, человеческой бездумностью и обыденностью. Как часто мы сами губим себя, ставя в зависимость от чужого мнения, не способные увидеть Единство всего Сущего в глубине своего собственного сердца, тем обретя исцеляющий покой.
В Треплеве был заложен громадный потенциал творца, мечтателя и мыслителя, он стремился проникнуть в будущее, - в мир «через двести лет», но, опутанный иллюзией, он не видел там для себя реального места, не прозрев до конца, пульсом бьющегося в крови, смысла жизни, – умножения Безусловной ЛЮБВИ на земле. Все чаяния были о любви земной. И сердце продолжало болеть…
Стремясь вырваться из оков окружавшей его приземлённой «богемы», Треплев чувствовал сердцем, что выше и чище их, осознавал, что во многом из-за этого и гоним,  и, увязая в зависимости, как в паутине, видел вокруг лишь непонимание, отчуждение, слыша в свой адрес ничем не прикрытые, постоянные насмешки.
Стараясь докричаться до сердца поверхностной Нины Заречной, Треплев не заметил рядом родственной души, - Машеньку, которая, возможно, и смогла бы осветить его путь, вдохнуть в его творчество силу обновления, исцелив своей любовью.  Возможно, познав через ЛЮБОВЬ своё сердце, он сумел бы обрести себя в будущем, «через двести лет», о чём так мечталось. Всё это только –« возможно»…
Но выстрел обрывает жизнь не разпознавшего до конца свою судьбу, и не понятого людьми, Треплева, - и падает прекрасная чайка, в обрамлении окровавленных перьев. Убив чайку, он убил самого себя. Сердце ожесточилось, и с лязгом в круг его упала решётка, отгородившая его от внешнего мира.
Чайка – это вдохновение мятущейся, ищущей души, и оно должно было поднять его над всей окружающей его пошлостью, посредственностью, непониманием, - и унести в неведомые дали Мечты и Света.
Но из-под пера на лист ложились лишь кровавые строки… Треплев не вынес одиночества. Терзания души, одиноко бредущей среди суеты и сутолоки мельтешащих вокруг лиц, – это подлинная комедия в глазах толпы обывателей.
Наверняка есть среди нас современные Треплевы, и очень интересно, а как они поступили бы в подобной ситуации сейчас...