Сборник рассказов Еще один шанс

Галина Врублевская
Отзыв от Лидии Павловой (блог в жж  lidiamp)

Сборник рассказов «Еще один шанс» я прочитала с большим интересом и с удовольствием от процесса чтения. Удовольствие - от хорошего языка, интересных художественных приёмов, неожиданных сюжетных ходов, от созвучия многих мыслей. Рассказы и повести в сборнике я прочитала не по одному разу.  Это не анализ, не разбор литературоведа, а впечатления читателя, ассоциации, навеянные чтением, сравнения, настроения. В общем, чистый импрессионизм.

В сборнике "Ещё один шанс" некоторые рассказы мне были уже знакомы: "Кармический сеанс", "Лошади, они такие" и два рассказа в начале - "Первое окно" и "Канал Грибоедова (читала давно на твоём авторском сайте). Но в сборнике все эти рассказы выглядят как-то по-новому. Наверное, потому, что здесь они становятся звеньями единого целого и от этого обогащаются дополнительными смыслами.

Мне очень понравилась автобиографическая повесть (рассказ?) "Книга перемен". Я даже пыталась анализировать с точки зрения мистических параллелей, "сакральных взаимосвязей", о которых говорится в повести. Но у меня иная биография: я всё время переезжала с места на место, и проследить изменения не получилось.
Интересно было сравнить детство и юность девочки, жившей в крупном, столичном городе и своё собственное, прошедшее в селе, в маленьком посёлке и в небольшом городке, в общем, в провинции. Хотелось понять, каково это - не в книжках читать о том же Медном всаднике или Исаакиевском соборе, а видеть их постоянно, когда они являются частью твоего мира, чем-то почти домашним. Что это даёт человеку?

От сборника остаётся впечатление удивительной цельности и завершённости. Две темы, мне кажется, скрепляют его, пронизывают все рассказы и повести в нём, поворачиваясь разными своими гранями, - тема Времени и тема Судьбы.
Читая рассказы сборника, я вдруг вспомнила, что когда была студенткой 4 курса, мне выпала тема курсовой работы о времени в пьесах Чехова. О времени не в смысле исторической эпохи, в них отображённой. Имелось в виду "физическое" время в пьесах, его течение в жизни персонажей, то, как оно даётся в пьесе: непрерывное течение или прерывистое, сколько дней (часов, месяцев) жизни героев умещает один акт, какой разрыв во времени между актами (если он есть), есть ли в пьесе возврат во времени в прошлое (воспоминания кого-то из героев и пр.), как часто такие возвраты случаются и кто из действующих лиц пьесы больше погружён в прошлое, ну и многое другое - всё, что касается взаимоотношений персонажей и Времени и обращения автора со временем в пьесах и т.д. (эта курсовая так и не была написана, я взяла другую тему).
Вспомнила я про эту тему и подумала, что с этой точки зрения очень интересную курсовую работу можно было бы написать по сборнику "Ещё один шанс". Здесь столько неожиданных, невероятных приёмов и сюжетных ходов, столько разнообразных манипуляций автора со временем.

В первом рассказе сборника первое окно - это реальное окно, но ещё и Окно времени, возможность заглянуть в прошлое. А само Время мне представилось при чтении этого рассказа, как три ажурных мостика, по которым героиня легко перебегает, чтобы попасть то в Детство, то в Отрочество, то в Юность. Три эпизода из разных периодов жизни в рассказе - как зародыши трёх повестей, трилогии о взрослении человека.
Что только Время не вытворяет в этих рассказах, каких только сюрпризов не преподносит! Например,  сталкивает героиню рассказа с нею же самой - юной и старой. Завораживающее впечатление! Рассказ этот ("Леонардо"  - как трельяж. Помнишь, такие зеркала были - из трёх частей, и две из них были подвижными и давали возможность увидеть себя и с одного бока, и с другого. Новый жанр: рассказ-трельяж!

А рассказ "Санаторий на станции Т"! Ещё один сюрприз времени. По образцу "Иронии судьбы" можно было бы назвать его "Ирония Времени". Вместо встречи с отрочеством (прошлым) у героини вышла встреча со старостью, немощностью, даже дряхлостью (будущим). Такой неожиданный конец, и он ещё сильнее от того, что в обеих частях рассказа - в той, где речь идёт о подростковой первой любви и в той, которая повествует о визите героини в санаторий уже в наши дни - один и тот же персонаж выполняет роль ушата воды, грубо и резко отрезвляет, заставляет спуститься с облаков на грешную землю. Этот персонаж - Беспалый. Он сам как воплощение безжалостного Времени, как напоминание о том, что нельзя человеку войти в одну реку дважды.

И конечно, повесть "Чудодейственные пилюли". Она тоже о Времени, о попытке обмануть его. Грустная история, всей душой сочувствую я героине и не могу её осуждать за безрассудную погоню за ушедшей молодостью.
В одно из рассказов говорится о том, что в жизни каждого человека случается своя белая ночь, когда происходят чудеса. Когда возможно исполнение самого заветного желания, и главное - не пропустить такие белые ночи. Вот и у героини этой повести такая белая ночь, и мне кажется, что теперь уж она не упустит свой шанс. Так решительно завязала она на груди подаренную ей косынку, что веришь: она не упустит теперь своё счастье. Вот маленькая деталь - жест, движение персонажа, а как много может говорить о его внутреннем состоянии, его решимости и обретённой силе духа.

А героиня рассказа "Лошади, они такие" и её взаимоотношения со Временем! Вот уж кто - противоположность героине повести "Чудодейственные пилюли". Та стремится обмануть время, вернуть молодость и красоту. Эта ничего не старается вернуть, не пытается скрыть следы времени на себе. Она только вспоминает, она живёт прошлым, ничего не требуя от Времени. Прошлое окружает её, как флёр. Как туманная оболочка, женщина погружена в эту оболочку, как в питательную среду, и это даёт ей силы продолжить существование. И туман прошлого сгущается и порождает видения, которые материализуются: оживает конь на рекламном щите.

Если Время в тех рассказах, которые я упомянула, порождало у меня ассоциации с мостиками от материка настоящего к островкам в прошлом или зеркала-трельяжа, то с повестью "Ещё один шанс" связывается у меня совсем другая ассоциация. Героиня повести, пытаясь осмыслить крах в своей личной жизни и понять, в чём была ошибка, раз за разом отправляется в путешествие вспять, в прошлое. Она перебирает все шансы, которые ей на распутье жизненных дорог, предлагала Судьба и поочерёдно отбрасывает их. И мне эти её вояжи в прошлое напомнили о ныряльщиках - ловцах жемчуга. Она ныряет в глубину моря-Времени и выныривает с очередной добычей в руке, рассматривает её, и каждый раз оказывается, что в руке простая ракушка, без жемчуга или водоросль или просто горсть песка. А как же жемчужина счастья, её вообще не будет в жизни героини? Есть эта жемчужина, есть, и героиня обретает её - своё долгожданное счастье, когда оставляет попытки разобраться в ошибках прошлого. Но если бы она не совершала эти погружения, не ныряла, разыскивая жемчужину, она бы снова могла не заметить её, как не заметила уже однажды. Воспоминания и размышления помогли ей, прояснили многое, и она была теперь готова к судьбоносной встрече. Человек получает то, что ищет, когда он к этому готов.

Рассказ "Ботинки" очень "андерсеновский". Взгляд на человеческие отношения, на судьбу двоих влюблённых с точки зрения+обуви. И грусть, присущая сказкам Андерсена. А сюжет, тональность рассказа и даже что-то в характерах героев вдруг напомнили "Даму с собачкой". Такие переклички с любимыми авторами и произведениями меня всегда радуют. И представляется, что литература - это единая ткань или кружево, которое плетут многие - с разных сторон, подхватывая предыдущий узор, но и вплетая в него новые мотивы.