Сын Неба. часть 13. Посол из соседнего города

Мара Волф
( Продолжение. Начало:
часть 1: http://www.proza.ru/2010/11/21/858
часть 12: http://www.proza.ru/2010/11/27/1688 )

На следующее утро юношу вновь привели к градоначальнику. Тот усмехнулся, увидев своего гордого узника измученным и в оковах, и уже более миролюбиво, чем раньше, спросил, чувствуя себя победителем:

- Ну что же, прекрасный юноша, я надеюсь, что розги и заключение смирили тебя и сломили твою гордость. Думаю, теперь ты будешь благоразумным и подчинишься закону, как честный римский гражданин. Если ты откажешься от своей веры, я обещаю тебе свободу,- при этих словах градоначальник постарался как можно любезнее улыбнуться, но эта улыбка была настолько притворной и слащавой, что всем, видевшим её, делалось неловко.

' Прекрасный юноша ' взглянул на него чистым, спокойным взглядом. Огонь, сжигавший его изнутри, погас, и он снова был самим собой, только теперь будто сиял изнутри каким-то новым светом.

- Да, это заключение смирило меня и сломило мою гордость,- кротко улыбнулся юноша, глядя на него своими светлыми глазами - но оно еще больше укрепило во мне мою веру. И теперь я с еще большей уверенностью повторяю, что я - христианин!

Даже самая отчаянная дерзость не взбесила бы так градоначальника, как такая 'кротость'...

- Безумец! Я вижу, заключение мало тебя образумило! Я был слишком мягок с тобой, думая, что у тебя найдется достаточно здравого смысла. Но теперь я перестану тебя жалеть и поступлю с тобой со всей жестокостью! Ты всё равно откажешься от своей веры, вот увидишь, и поверь, будет лучше, если ты сделаешь это сейчас.

- Вы можете поступать со мной, как считаете должным, но от Христа я не отрекусь.

- Понимаешь ли ты, что говоришь? Как можешь ты не подчиняться закону, традициям предков, воле старших тебя по возрасту и званию, страшно подумать - указу самого Императора ( да продлит Юпитер его дни! )?! Ты не имеешь на это права, слышишь?!.. Ты еще молод, ты - беден, ты - никто! Ты должен знать своё место!

- О, я прекрасно знаю своё место,- улыбнулся юноша, - И знаю, что оно там, где страдают за Христа и умирают за свою свободу.

- Свобода? Какая свобода?- возмутился такой нелепости градоначальник, - В цепях? В темнице? Нет, ты точно не в своём уме! Учти, ты сам произносишь себе приговор, безумный мальчишка! Пожалей свою молодость!

- Мне не нужна такая молодость под гнетом запретов,- спокойно ответил юноша. - За что ваша власть убивает женщин и детей,- спросил он, в упор глядя на градоначальника,- подумайте, разве вам их не жаль?

- Молчать!- взвился градоначальник, - Наглец! Здесь я задаю вопросы! Ты оскорбляешь римский закон?! Но я заставлю тебя его уважать! Принесите бич!- приказал он.

' Бедный человек!- подумал юноша. В эту минуту ему, действительно, стало искренне жаль градоначальника, лишившего себя права свободно и смело мыслить...- Даже я в своих цепях свободнее, чем он... А странное совпадение - ведь оба мы страдаем добровольно...' Он спокойно стоял в ожидании пытки, но в этот миг в залу вошел охранник, подошел к градоначальнику и что-то негромко доложил ему.

- Ну что же, тебе посчастливилось на этот раз,- обратился градоначальник к своему узнику. - Ко мне приехал посол из соседнего города. Но не думай, что я забуду о тебе, и твоя дерзость сойдет тебе с рук. Ты за неё жестоко поплатишься. Отведите его в темницу,- приказал он солдатам, - Но сначала привяжите его к столбу и всыпьте ему на глазах у остальных 40 ударов бичом. И пусть он подумает, что ждет его в следующий раз, когда я найду время поговорить с ним.

...' Посол из соседнего города'! Эти слова взволновали юношу гораздо более публичного бичевания и обещанной расправы. Этот посол вполне мог быть из его города и оказаться кем-то из его прежних знакомых. Не хватало только, чтобы кто-то узнал его здесь! Это обернулось бы большими неприятностями в первую очередь, для его близких. Поэтому, выходя из зала в сопровождении своих конвоиров, он как можно ниже опустил свою белокурую голову, чтобы никто не мог узнать его лица...

Проходя по длинному коридору, юноша услышал приближающиеся шаги, и, поравнявшись с кем-то, солдаты отсалютовали встречному и уступили ему дорогу. Юноша не поднял головы, но, увидев меч в ножнах и крепкие загорелые ноги в тяжелых сандалиях, понял, что это был воин, должно быть, тот самый 'посол из соседнего города', возможно, его знакомый... Тот, проходя мимо узника и его конвоиров, немного помедлил, и юноше показалось, что он почувствовал на себе его пристальный взгляд. Но воин молча прошел мимо, и юноша вернулся в темницу в полной уверенности, что остался неузнанным.

( продолжение: http://www.proza.ru/2010/11/28/1633 )