Не переступи черту! отрывок из романа

Николай Сологубовский
От публикатора

Получил письмо от своего друга, который живет в Карфагене, недалеко от Бизерты, куда 90 лет назад пришла Русская эскадра с шестью тысячами человек, покинувшими Россию в Гражданскую войну. Он прочитал комментарии, опубликованные в связи с опросом « Если Россия окажется на грани…» и прислал отрывок из романа, над которым сейчас работает.

Думаю, что его размышления на ту же тему, что и авторов комментариев, заслуживают внимания.

НЕ ПЕРЕСТУПИ ЧЕРТУ! (Отрывок из романа)

Когда я  и моя Любимая встретились впервые, наш первый танец был  под музыку «Полчаса до рейса» . Помните, такая прекрасная песня в исполнении  талантливого Бубы Кикабидзе?  Кто тогда подумал, что это ГРУЗИН, который поет  На РУССКОМ ЯЗЫКЕ? Никто! Когда он впервые исполнил эту советскую песню, Россия и Грузия были одним государством, и оно называлось Советским Союзом. А два года назад они воевали друг с другом, и грузин Буба подумал, что это я, русский, виноват во всем и проклял меня.

Я его осуждаю и… прощаю...

Потому что уверен, что со временем и он меня простит. И поймет мое осуждение. И будут жить грузины в вечном мире и с осетинами, и с абхазами, и с русскими. У меня далекие родственники живут в Акваске, есть такая абхазская деревушка под Очамчири,  там многие, безоружные и беззащитные, погибли во время абхазско-грузинского конфликта...

Там бесследно исчезла моя тетя Феня…

Давайте договоримся: я считаю себя русским, у меня паспорт России,  хотя  мои родители – украинцы, с Харькiвщины. Да, живу я в Тунисе, недалеко от руин древнего великого города Карфагена, уничтоженного ненавистью римлян во втором веке до н.э. Мне надо охранять могилы и покой наших предков, которые оказались – и не по своей воле – вдали от своей Родины, России. Причем, среди них были и русские,  и грузины, и украинцы, и армяне, и татары, и немцы, и эстонцы, и абхазцы... Да назовите любую национальность и я скажу:  да, были и такие  среди шести тысяч людей, которые пришли в 1920 году  из Крыма в Тунис на кораблях Русской эскадры. Да, судьба их спасла. Если бы они остались,  их бы расстреляли. Как расстреляли десятки тысяч солдат, казаков и офицеров Белой  армии в Крыму в 1921 году.

Книги Шмелева почитайте! Шолохова! Другие книги почитайте! К памятникам жертв Гражданской войны в Крыму цветы возложите!

Конечно,  и в России многие были спасены, остались живы, стали нашими родителями. Я в  своей новой книге расскажу,  на фактах, как русский спасал русского...  Поэтому мы и выжили в этой страшной Гражданской, которая разделила честных и порядочных людей на два лагеря...

Да на каких два? На  двадцать!   

И, оказавшись по разные стороны баррикад, добрые люди спасали добрых людей.

Была страшная Гражданская война. Злые люди убивали добрых людей, все было перемешано, злые  люди-звери были и со звездами,  и с погонами, и каждый зверь изощрялся, как бы покрасивее вырезать ножичком звезду на груди красноармейца, или как бы покрепче прибить гвоздями погоны  к телу этого  офицерика-золопогонника...

Но Человек, Он спасал Человека! Он открывал ночью, перед казнью, дверь и тихо говорил обреченным на смерть: «Бегите!» А потом сам получал пулю от других, которые вместе со спасенными снова шли в бой. Приказ есть приказ! Присяга есть присяга!

Но кто и когда присягал быть зверем?

Кто и когда присягал надругаться, издеваться, лютовать?

Никто!

Зверем не становятся. Зверем рождаются.

Или  все-таки зверь – это  просто озверевший от страданий, унижений, адской боли человек?

Человек  на поле сражения, среди дыма и  пожарищ, обходил лежащих на земле и, видя раненых, еще живых людей,  говорил громко, чтобы все слышали: «И этот убит! И этот!» А рядом  его сослуживцы находили других раненых и  – без  угрызения совести, без тени сомнения! –  добивали в упор тех, кто бессильно смотрел в темнеющее русское небо и уже ничего не мог сделать... для России-Матушки...

И все умирали за Россию!

И спасали друг друга ради России!

А убивали друг друга тоже ради России?

Но какой России?

Прежде чем мы найдем ответ, если мы его вообще найдем, давайте договоримся: я не знаю, кто будет читать эти мои строки. И что у вас в голове, какие ассоциации будут возникать  – АНТИ-   или ПРО-!

У каждого свои тараканы. И у меня тоже…

Только если этот текст, переведенный мной на другие языки,  будет читать француз, пусть он поставит свечку за убиенных его предками других французов.  Которые, может, так и не успели продолжить свой род.

Если американец, то пусть помолится за американцев.

Если англичанин, то за англичан.

Если немец, то за немцев.

Если китаец, то за китайцев.

Продолжать скорбный список не буду. У каждого народа была своя гражданская война! А у многих и несколько таких войн, бесконечных, кровавых,  опустошительных…

И пусть каждый вспомнит своих соотечественников, погибших в и замученных!

И пусть перед их могилами поклянется никогда не поднимать руку на ближнего!

Все  мы братья и сестры!

Все мы живем на одной планете!

И  я ненавижу тех, кто хочет нас разделить, стравить, снова превратить в зверей, в навоз...

Ненавижу!

Но моя ненависть – добрая! Она никогда не заставит меня переступить порог, порог между человечностью и бесчеловечностью!

Я очень добрый человек! Никогда не стрелял, хотя умею, учили  и этому. Никогда ни  над кем не издевался, не умею этого делать, не учили.  Увижу букашку на земле – не наступлю. Увижу кошку на дороге – постараюсь объехать.  Даже если сам  не смогу уцелеть! Но спасу ее, дуру несчастную! Не ведает она, что творит!

Теперь вы понимаете, что когда в далекой Осетии, за тысячи километров от Карфагена, ублюдок убивал русского солдата, он стрелял в меня! И если какой-то отморозок издевался над раненым грузином, он издевался надо мной! И если какая-то двуногая сволочь, вооруженная до зубов американцами, бросала гранату из арсеналов НАТО в погреб, где были только женщины, старики и дети, то он бросал гранату в мой дом!

И в ваш дом, в котором вы хотите спокойно отсидеться!

Моя ненависть – гневная! Я знаю несколько языков, смотрю,  благодаря спутникам, телепрограммы разных стран, читаю газеты и брожу по Интернету. И такое читаешь, слышишь и видишь, что невозможно не быть в гневе. Тот, кто в СМИ, в Интернете и по телевидению хочет нас разделить и стравить,– для меня хуже, чем зверь! Он ядом бесчеловечности губит души!

И мне очень хочется сказать зарубежным политикам и щелкоперам:

Только оставьте раны моей  родной России мне! Договорились?

Я буду их лечить с товарищами моими, а вы  лечите свои! И помните своих предков!

Если вы считаете, что вам нет никакого дела до ваших предков, которые убивали друг друга,  так и живите себе спокойно. Ведь у вас на душе спокойно? Вы ничего не помните? Вы ничего не знаете?

Ну и хорошо. Очень хорошо!

Только в этом ничего хорошего!

Значит, вы не знаете, какое проклятье таится в ваших генах. И если вы не знаете, то предупреждаю: зверь проснется в вас.

Потому что вы живете спокойно! И ни за что отвечать не желаете!

Только я считаю, что мы все друг перед другом в ответе. Объяснюсь. В ответе не за тех  полулюдей-зверей, которые мучали, четвертовали, расстреливали, душили, сжигали, а за тех, кто спит в  могилах – братских, чаще всего,  или своих, что очень редко,  – которые ничем себя не запятнали, руки которых чисты, совесть которых  чиста…

Царство небесное добрым людям!

Они нам завещали жить по справедливости и по чести, беречь русские традиции, православную веру, русские святыни! И уважать веру, святыни и традиции других!

Уважать ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО!

Вот за это, чтобы все было по совести,  я в ответе!

 

Я прихожу на кладбище Боржель, что в центре столицы Туниса, к могиле Михаила Андреевича Беренса, последнего командующего Русской эскадры, к Братской могиле русских моряков, возлагаю цветы.   Вместе с батюшкой Димитрием  и другими прихожанами мы молимся за упокой русских, погибших в Гражданскую войну, в церкви Александра Невского в Бизерте. Этот храм-памятник русским кораблям, так и не вернувшимся в Россию, был построен  русскими моряками в тридцатые годы, когда на нашу Родину обрушилась новая вакханалия, когда снова  звери мучали и издевались над людьми.

И когда сегодня, в год 90-летия печальных событий в Крыму, кто-то вновь размахивает факелом новой братоубийственной бойни, когда снова внешние и внутренние провокаторы пытаются столкнуть русских, мне хочется, чтобы честные люди сплотились и были верны заповедям, которые помогли выстоять нашим предкам:

НЕ УБИЙ!

ВОЗЛЮБИ БЛИЖНЕГО КАК САМОГО СЕБЯ!

Если вы считаете, что то, о чем я говорю, это пустые призывы и никому не нужные слова, то мы  живем с вами в разных мирах. Только не забудьте мой адрес. Если  - не дай Бог! -  беда придет в ваш город, деревню, на вашу улицу, в ваш дом, я приду к вам на помощь!

Мой  адрес: Тунис, Бизерта, Храм Александра Невского, Евгений Ларин, гражданин России.