Заговоренное кольцо

Владимир Николаев 2
Предисловие

Раскинулся Янги – Базар
Да так что не понять порядка;
Куда ни глянешь – все товар,
Нельзя пройти тут без оглядки…
Чего! Чего тут только нет!
Но кто хоть объяснит мне внятно;
Где что искать, найдет ответ,
Набор случайный – непонятный…

Бесцельно по рядам ходил,
Дышал  восточным колоритом.
Не зря я время проводил -
Я впитывал «восточный ритм»…
Вон неуступчивый купец
Никак товар свой не отпустит;
А покупатель – молодец,
Все требует с него уступки…

Цена – копеечный вопрос,
Вопрос тут в принцип вот уперся;
Уж с давних пор так повелось –
Без споров торг тут не ведется.
Вон кто-то снег тут продает,
Слегка покрасив ком вареньем;
Вон, в клетке горлица поет –
Хозяин хвалит с умиленьем…

Я начинаю понимать,
И находить в рядах отличия;
В рядах, что б место занимать -
Свои тут  правила приличия…
Здесь жизнь по-своему видна –
Все рядом - прелести и страхи;
Захочешь чаю – чайхана;
Постричься?  Вон и парикмахер!

Есть знахари - их целый ряд;
А снадобья – считай, аптека!
Все мудро на тебя глядят –
Насквозь все видят человека…
Один сует мне талисман,
Защиту жизни – за копейки!
Задешево, оно – обман;
Поверят, разве что калеки.

Здесь кто-то четки продает
Есть разные тут амулеты;
От  них  веками отдает –
Глубокой старины отсветы…
И вдруг - знакомое кольцо;
Его я видел будто где-то…
Но где? Загадка налицо,
Я не найду пока ответа.

Конечно, видел не вчера;
Забыл с ним связанные страсти.
Колечко то из серебра –
И делал-то, не лучший мастер;
Но точно видел я его,
Но где и как – того не помню;
Хоть вытряси меня всего -
Припоминаю - не припомню…

Как наваждение нашло –
Верчу кольцо и вспоминаю;
Хозяин спрашивает – «Что,
Ты в кольцах что-то понимаешь»?
Нет не готов тут мой ответ
Лишь захотел купить колечко.
Хозяин отвечает, нет;
Тем удивил меня  конечно.

Я объяснения хочу –
Ну, почему не продает он?
Хотел, было спросить, но, чу!
В  душе я встретился с ответом…
Так это же мое кольцо!
Но как оно сюда попало?
Читает он мое лицо:
- Кольцо по форме лишь совпало.

Твое кольцо, оно не здесь,
Найдешь – необходимость будет;
Ты за похожими, не лезь,
Тебя, твое не позабудет…
В упор на дервиша смотрю,
Ну, просто мистика, какая!
- Не суеверен, говорю,
Все это – сказка лишь людская…

- Но ты ведь вспомнил про кольцо,
А вспомнил, где и как увидел?
Не в нем вопрос, в конце концов,
А в том, что, как посмотрят  люди.
Вот ты не веря ни во что,
Вдруг захотел купить колечко;
И даже видя, что оно,
По качеству, не безупречно.

Ну, что ответить мне ему?
Он –  личность, явно не простая;
Не шарлатан он по всему -
А тут таких,  едва ль не стая…
Читает мысли по лицу,
И это я заметил сразу!
Я обратился к мудрецу,
Случайной совершенно фразой.

Как оказался он в толпе
Среди бездарных шарлатанов…
Не навредит ли он себе,
Как  стричь, так под одно ведь, станут…
- Не будем, парень обо мне,
Я много слышал эти песни;
В твоей далекой стороне
Твоя судьба поинтересней.

- Коль не спешишь, ко мне присядь,
По-здешнему садиться начал?..
Недавно здесь я, так сказать,
Конечно же, привык иначе.
Но постарался и присел –
Устал достаточно шатаясь;
Вокруг, присевши, посмотрел –
«Объект внимания» – являюсь!

А любопытствующих - тьма,
Чего тут странного находят?
Шокирован я был весьма -
Поговори-ка тут, на «сходе»!
Я встал – он улыбнулся мне,
- Ответ на свой вопрос понятен?
Как не понять, я как во сне!
Быть незамеченным приятней…

Я побеседовать не прочь,
Но, все-таки, в укромном месте.
Он согласился мне помочь –
Я благодарен этой чести.
Встречались мы потом не раз,
Он собеседник – просто чудо.
Вот так, и среди нас подчас
Живут загадочные люди.

И слух о родовом кольце
Через него мне стал понятен;
История кольца в конце –
Пока, «с повестки дня» не снята…
Пока же я начну о том,
Как к нам колечко то попало;
Как потерялось вдруг потом –
Вопрос: пропало, не пропало?

Родовое кольцо

Отец собрался на войну;
Мне было года три, не меньше ль….
Не знаю, как тогда, к чему,
Колечком он меня потешил.
Я так и эдак, все вертел;
А после, как я наигрался,
Он долго на меня смотрел
Потом лицом ко мне прижался.

Я, почему запомнил то;
Он  был довольно скуп на ласки.
И было-то, не до того,
При той тогда жестокой власти.
Для раскулаченной семьи
Жилья в деревне не досталось.
В сарае жили мы в те дни –
Соседи проявили жалость…

И вот, идет он на войну,
Оставив нас в чужом сарае.
Берет он на себя вину,
Как, если бы, он нас бросает…
А что в душе уж у него –
Того сам Бог едва ли знает.
Представить не могу того,
Как сердце у него сгорает.

Он улучил со мной момент,
Меня с колечком познакомил.
Сказал, что это амулет,
И чтобы это я запомнил…
Ну что трехлетнему слова,
Скорей, себе же и сказал он;
Не понял я его сперва,
Потом понятнее не стало…

Забылись и слова его:
«Случится, если не вернется;
Колечко будет то твое,
Тебе  продолжить род придется»…
Сказал мне, а колечко сам,
Запрятал высоко куда-то.
Я, несмышленыш, тем словам
Значенья мог ли, хоть придать-то.

Живой вернулся он с войны,
Увы, контуженный вернулся;
Но дни уж были сочтены –
Со смертью только разминулся…
А мы уж жили у других –
Нас в баньку старую пустили;
Теперь уж нет и бань таких,
И не представить без усилий.

Тесно и сыро было там,
К тому ж, хотя бы раз в неделю,
Помыться приходили к нам,
Зайдут - хотели, не хотели…
Но это – все же не сарай,
Не так страшны уже морозы;
Затопишь если, просто рай –
Не исключающий и слезы…

И вот вернулся наш отец –
Нам то ль обуза, то ли счастье…
Уж позаботился Творец,
Добавил чуточку напасти.
Сарай тот сломан был тогда,
И словно кануло колечко…
О том, случилось ли беда,
Узнает ли когда, «беспечный»?

И надо ж было, раз отцу
Кольцо попалось на тропинке.
Уж рад был он тому кольцу –
Пощупает… в глазах слезинки.
Затоптанное, все ж оно,
Почищено и в прежней форме,
Другое уж нашло гнездо,
И пусть лежит, не просит корма…

Секрет свой он со мной опять
Раскрыть как прежде, попытался.
И можно бы его понять-
Он редко уж вставал, валялся…
Скорей, из вежливости я
В секрет кольца вникал, как будто;
Не суеверная семья –
И я не верил, почему-то.

Где, то кольцо?  Что стало с ним,
Того уже тогда, не знал я.
Мы ясности себе хотим –
Потом… прошедшее листая.
Не вспомнил бы я о кольце,
Не будь случайной этой встречи.
И дервиш тот в своем лице
Воспоминаньям стал предтечей…

Теперь растерян я уже,
Ведь раньше ни во что не верил;
Но что-то говорит  душе,
Поверь хоть раз, по меньшей мере…
Не увлекали никогда
Меня оккультные науки
Читал, бывало иногда
Статьи, но больше все ж, от скуки.

Да и сейчас статей таких –
Полны бульварные журналы.
Меня скорей тошнит от них –
Там правды слишком, слишком мало.
Возможно, «что-то» «где-то» есть,
Совсем я все не исключаю;
Случайная, правдива ль весть –
Ведь ложь лишь в основном встречаю…

Давно покинул я село,
Давно уже расстался с детством;
Кольцо из памяти ушло –
Служившее, волшебным средством.
А интересно, где оно?
Возможно, где-то завалялось.
Наш род… понятие одно,
Но, я владельцем ведь, являюсь.

Раз так … оно от нас ушло,
Как раскулачивали деда;
Отняли дедушке назло,
Для председателя «комбеда».
Немного тот пощеголял –
Не для него, не понял сразу;
И лишь тогда он с пальца снял,
Когда уж богом был наказан…

Возможно, что совпало все,
Не исключаю и другое;
Не поносил кольцо еще –
Он встретился с бедой лихою.
Сын председателя того
Забил  свою жену по пьянке;
Нашли же после самого
Висящим, на краю полянки.

Заговорило все село –
Что это – от кольца проклятье.
Не верит большевик зело,
Что есть какие-то заклятья…
И лишь тогда он снял кольцо,
Как сына вновь еще лишился;
Когда пришлось, в конце концов,
В селе от власти отрешиться…

Отцу подбросили его
По возвращению из ссылки.
То не богатство для него -
Но радость проявил он пылко.
Хоть радость он и не скрывал –
Дела же шли ничуть не лучше;
Не знаю, кто наколдовал;
Они  разваливались пуще…

Жильем не обеспечен муж,
Успел бы, может быть, с теченьем;
Тут на войну ему, к тому ж,
Какое ж к лешему, везенье…
Но он  не продал, не сменял,
Другой бы поступил иначе.
В нужде кольцо не обвинял,
Другие у кольца задачи.

Кольцо поддерживало Род,
И этим, видимо справлялось;
В семье опять уже приплод,
Нужда, а дети появлялись…
Когда вернулся он с войны,
Кольцо к нему опять вернулось.
Видать, что "то" из старины,
Законом новым обернулось.

Вот так, старинный амулет
То пропадал, то возвращался…
Он за свои немало лет,
Моим кольцом вдруг оказался.
А я-то вот, о нем забыл,
Или уж времена другие…
И в годы ведь, он с нами был,
Гораздо более лихие!

Решил кольцо себе вернуть,
Увы, не знаю как, пока что.
Вернул надежду мне чуть-чуть
Тот дервиш, с кем встречался часто.
Раз не дарил, не продавал,
Кольцо должно бы сохраниться;
Куда отец вот, «подевал»,
А с ним пришлось, увы, проститься.

Не вспомнил про кольцо в тот час,
Ни я, и ни отец конечно;
Когда последний час, для нас
Бывает, что – «не до колечка»…
Не повернется и язык
Винить отца тогда в чем-либо.
И амулет уж так привык,
А то, и встретиться смогли бы.

Но странно, вспомнил я кольцо,
Возможно, не спроста и  вспомнил;
Тут Знак какой-то налицо,
Иль я уж мистикой наполнен…
Не знаю, связано, иль нет,
Я сам жениться тут собрался.
А вдруг, кольцо мне шлет привет –
Неплохо бы мне разобраться.


             Дервиш

Я «дервишем» его назвал,
Но сам он никакой не дервиш;
Хоть, смысла слов не понимал –
За то, в загадочность поверишь…
А так, он просто аксакал –
По-нашему, седобородый.
Он мне, почти, что другом стал,
Хоть разные мы люди, вроде.

Он жил совсем не вдалеке,
Живой ли он теперь, не знаю;
В неброском старом кишлаке –
"Лакай-беги" там называют...
По виду - старенький бабай,
А мне же было только тридцать;
Он жил со старенькой апай,
Не смог  детьми обзаводиться.

Окрестность знала вся его –
Известнейший в округе знахарь.
Лечил, кажись он от всего,
И не без помощи Аллаха.
Широк был круг его забот –
Не столько тут болезни даже;
И град – предмет его хлопот,
Падеж скота, и  даже кражи…

И видно, что справлялся он,
Раз люди продолжали верить.
Я был в начале поражен -
Чем труд его, не знал измерить.
В республике он был везде –
Повсюду дружно привечали.
Семья  Мирзо Турсун Заде
Нередко у него бывала…

И мне  оказывали честь –
С апай радушно принимали.
Рассказываю я как есть,
Сам удивлялся я немало…
О! Знал он многое, чего
Я не догадывался даже!
Любимой фразою его -
«Нам все про все Аллах расскажет».

Спросил я как-то у него,
- Зачем тебе базар тот шумный?
(Сам промолчал - товар его,
Практически, совсем не нужный).
Однако, понял он меня,
И улыбнулся мне с «хитринкой»;
- Не продавал и не менял,
Лишь для присутствия, начинкой…

Сейчас наука говорит,
Что есть флюиды там, какие,
Что мысли может проводить,
Как электричество – стихия.
Сейчас наука говорит,
Что в генах записи болезней,
Что б по наследству проходить –
Менять бы было их полезней…

Это сейчас; а он тогда,
Тому назад, уже лет сорок,
То говорил, да вот беда,
Топили мысли все мы в спорах.
Конечно, хорошо бы все
Воспринимать через сомненья;
И хорошо б к тому ж еще,
Без своего предубежденья.

Ах, молодость! Она всегда
На старость смотрит однобоко.
А уважение к годам
Не скажешь, что сидит глубоко.
И дервиш, в целом для меня
Экзотикой был ценен только.
Тогда б  мне мысли перенять –
Возможности ведь было сколько!

Машину времени пока
Никто нигде не смог придумать.
Прошедшие давно века
Нам, слава богу, недоступны…
А то бы там еще теперь,
Чего б бездумно натворили.
В прошедшее закрыта дверь –
Для будущего затворили…

Однажды руку взял мою –
В глаза смотреть ему, велел он…
Да жалко ли!  В глаза смотрю,
И чувствую, что зачарован.
Молчал он долго; я молчал,
Но чувствую, не просто это.
Слегка он головой качал –
Кому-то, будто бы ответом…

- Не русский ты, сказал, - чуваш,
Определил я это трудно.
Я понял, что язык он ваш,
Меняет имена подспудно.
А так, по линии отца –
Отец Иван, вполне понятно;
Дед Мигулай, не до конца,
Стенькки - не разобрал я внятно…

Прапрадед твой был Карила,
Кольцо это - ему дарили;
Не так спроста – беда была
Его семью не пощадили…
В семье, где восемь сыновей,
Один мальчишка и остался.
Тут о причинах нет вестей –
Сиротский путь ему достался.

В недоумении был я:
«Откуда имена берете?»
Ответ, – «Из книги бытия,
Там все найдешь, в конечном счете.
-А как вы прошлое нашли,
И будущее есть там, значит?
- Ой, не спеши! Ой, не спеши,
Забудем прадеда иначе.

Не слышал про Топпай-йомзя?
Он - пожалел тогда мальчишку.
(Сказать, что слышал мне нельзя,
Я что-то знаю понаслышке…)
- Великий маг был, чародей,
Гордиться могут им чуваши.
Спасал он множество людей
И в частности, и предков ваших.

Сказать, что убедил меня,
Пожалуй, было бы неверно.
Гипноз, возможно, применял –
Я чувствовал себя там скверно.
Но на меня ведь и гипноз
Не действовал до той минуты;
Я с детства атеистом рос –
Мне «по боку» все эти «сутры»…

А дервиш просто поражал,
Своим обширным кругом знаний.
Я, как геолог, намекал,
Что узок круг его внимания…
Да, мало он чего тут знал,
Но, если, в целом о науке –
Он многое тут понимал,
Видать не доходили руки…

Он знал работы Ибн Сино,
Рассказывал  об «Авесте»…
Как мусульманин, строг был, но,
И знал истории про Гестии…
И наши знал он «божества»,
Что были с нами до крещенья;
Их помним сами мы едва –
Он этим ввел меня в смущенье.

- Так вот, - продолжил он сеанс,-
Мальчишка получил колечко.
Кольцо, полученное раз,
Должно бы жить почти что, вечно.
Оно не власть давало, нет,
Богатства тоже не сулило;
Мешать продолжить роду  след,
С кольцом, не сможет чья-то сила.

Топпай молился божествам,
Которых нет теперь, как будто.
А уж всевышний знает сам,
Когда сердца людей открыты…
Бог он, конечно же, один,
К нему ты, как ни обращайся.
Один, как и весь мир един –
По-разному вот ощущается.

Топай великий,  был  «ведун»,
Большой был мастер заклинаний.
И тут уж никакой колдун
С ним не сравнился б силой знаний.
Он отличался добротой –
А это ценится повсюду…
Поэтому-то, шли толпой
К Топпаю  страждущие люди…

Вернешься в край свой, не забудь,
Про амулет заговоренный;
Прошел он длинный долгий путь –
Род сохранял ваш неуклонно.
Возможно, и найдешь кольцо,
Хотя, коль нет нужды, то вряд ли.
Раз помнишь сам, в конце концов,
Знать, духи навсегда не спрятали…

Домой вернешься, помолись,
Неважно, веруешь ли, нет ли;
Святой природе поклонись,
И поклонись своей обители.
Не сохранился если дом –
Он в памяти ведь сохранился.
Душе приют он даст потом,
Что б ты в покое очутился…

Не будет худа от того,
Что души предков ты помянешь;
Ты тем не их, а самого
К тем поколениям притянешь.
А что не веруешь – пройдет,
Ведь вера – в глубине сознания;
Неверие – что пыль, налет,
Это от нашего незнания.

Нельзя что б рвалась связь времен,
На этом зиждется живое.
Со мной ты вспомнил ряд имен –
Событие не рядовое!
Ты должен, должное отдать
И так же славному Топаю;
Куда б свела, не угадать,
Тогда ваш род судьба слепая…

Ах, дервиш, дервиш… ах, бабай!
Мне стало даже неудобно;
Ты предлагай, не предлагай –
Я сам ведь, думал о подобном.
Я чем-то нравился ему,
Хотя, мы разные с ним люди.
Я поздно понял, по всему,
Такие люди – это чудо!

Его я «дервишем» назвал,
Назвать бы мудрецом вернее.
И я о нем не забывал -
Не видел я людей добрее…
Я откровенно всем скажу,
Я, атеист, ему ж  поверил.
Знакомством с дервишем горжусь,
Собратом  славным, мне «по вере»…

    Заговоренное кольцо

Заговоренное кольцо
Ко мне пока что, не вернулось.
Не в нем вопрос, в конце концов,
А в том, что время развернулось.
Я горожанин уж давно,
Нет постоянных здесь традиций;
Семье моей уж все равно –
На что колечко то сгодится.

Мы, то ли  русская семья,
Иль отличаемся мы чем-то…
Ведем мы род свой:  то ли я,
То ли, давно смешалось это…
Но край свой навещаю я,
И дом нередко вспоминаю;
За род ответственность моя –
Я предков часто поминаю…

Еще бы сына мне привлечь
По генной линии отцовской;
Не о кольце, увы, тут речь,
Где нации, вопрос он скользкий.
Я думаю, тут каждый сам
Решит, чьи гены в нем главнее.
Уж после разберемся там,
Какая линия роднее.

Как поведет себя уж ген…
Чуваши в разных поколениях
Родство считали – «в семь колен»;
Мой сын здесь на седьмом колене.
Топпай считался мудрецом,
Согласен был с таким режимом;
Вполне возможно, и кольцо
На «семь колен» заговорил он.

Возможно, и  кольцо оно
Исполнило свою задачу.
Но, если так, мне заодно,
Узнать бы…, так или иначе.
Отреагировал бы я,
Сумел бы, и сказать спасибо;
Расстаться мы - кольцо и я,
По - человечески смогли бы…

Пока что – нет вестей таких,
«Еще не вечер» в жизни значит.
И дервиш бы заметил их -
Гадал судьбу кольца, тем паче…
Еще не вечер…. Значит я
Еще найду свое колечко;
В душе теплеет от чутья,
Что снова то колечко встречу.


        Послесловие

Я атеистом был всегда,
Я так воспитан с малолетства.
Не вижу в этом я вреда –
И это вовсе не кокетство.
Я не способен принимать,
На веру «веру», без сомнения.
Тут разум должен сам решать,
По результатам размышления.

А то, что есть в душе у нас
Запрятанное глубоко –
Сказаться может в нужный час
Слепою верой однобокой.
Тут, упаси меня уж Бог,
Боюсь я всяких суеверий.
Пусть разум подведет итог,
Во что мне верить и не верить.

Не верил в «заговоры» я,
А тут вдруг, можно и  поверить;
А вдруг и вправду, есть «поля» -
Реальность коих не проверить.
Но, раз поверил ты в одно,
Как не поверить и в другое?
Я сохраняю «статус-кво» -
И, да и нет… и все такое.

А если, вдруг кольцо найду,
Оно ж должно ко мне вернуться?
К иному выводу приду;
И как все может обернуться?
Сомненья – самый тяжкий грех,
Таков закон – будь он неладен…
Слепая вера… просто, смех!
Зачем тогда нам разум даден?

Зависит от кольца теперь,
Поддамся или нет поверьям…
Найдется – открываю дверь
И мистике и суеверьям.
Или, совсем наоборот,
Я укреплюсь в своем неверии…
Попал я в сложный оборот -
И там и тут несу потери.

Ах, задали задачку мне –
Найдется ли когда решение;
Все время мельтешит в уме,
И в чувствах, вечное смешение…
Кто спросит, верую ли я -
Я сомневаюсь, отвечаю;
С кольцом,  позиция моя
Точнее станет, отмечаю.

Мне думается, тут привет,
Идет от древнего Топая;
Едва ль получит он ответ -
С прошедшим связь, увы, скупая…
Когда-то, может быть…,потом,
Когда уж, сам уйду за ними;
При встрече вспомним и о том,
Какие споры здесь вели мы…