Рецензия на фильм Кочегар

Олег Татков
Притча  о  «роковом любовном треугольнике» в одной отдельно взятой кочегарке под названием Родина… 



"Мусор дымит и дымит.
 Трубы дымят и дымят.
 Люди идут и идут.
 Сохнет и сохнет белье.
 Я смотрю из окна". 

 Ирина Добрушина




Профессия кочегара никогда не была особо любимой  народом. На ум приходят только «Не кочегары мы не  плотники» из фильма «Высота», да ещё более раннее,   - эпохально-революционное про братков-кочегаров, - «Напрасно старушка ждёт сына домой».… И в той,  и в другой песне судьбы кочегарские престижем и человеческим счастьем не блистали.


Очевидно  Алексей  Балабанов,  поэтому и сделал кочегара  - главным героем своей «чёрной-чёрной притчи»  о «современной жизни в  провинции»...


И не зря, очевидно,   эта "суперчернуха" идёт в его фильмографии под номером 13,  и  запущена в родимые кинотеатры была с 13 октября….


Сразу хочется сказать спасибо за то, что кочегара не играл артист А. Баширов, стабильно изображающий представителей малых народностей ...   И без его "ярко выраженной в этом плане индивидуальности"(очень уважаю этого артиста - интеллигентнейший человек и умница, которого нещадно эксплуатируют режиссёры исключительно в роли маргинала - авт), -  наворочено вокруг главного героя с профессией кочегара  много;  – и контуженный якут он, и писатель он, и афганец -Герой Советского Союза – он же (хвала Всевышнему, что не космонавт – я бы не пережил – авт.). В общем полный набор – Голливудские сборщики русской «клюквы» отдыхают.



Хорошо и развесисто снято – наша северная  провинция, -  "обвизуаленная" Балабановым зимой в Кронштадте,  -  просто идеальна.  Улицы - по шею в снегу и грязи, прохожие - все безликие и куда-то мчащиеся по своим делам, машины - сплошь с заляпанными номерами, -  и трубы, трубы, трубы  -  заводские и кочегарные  в каждом кадре проходов героев на «клюквенном»  пленэре…   

Хотя на официальном на сайте фильма сказано, что всё случилось в Питере,  – не верьте –  это Кронштадт – я его узнал, - путешествия в этот город не забываются… Жизнь местных ЖКХ там остановилась в 1917 году, сразу же после захвата власти "революционными матросиками"....



Кстати – официальный сайт фильма  http://kochegar-film.ru/  очень рекомендую – одна главная страничка с приглашением зайти прямо в горящую топку – «таки отдельная песТня» - как говорят в Одессе…




Кадры,  снятые в помещении, - тоже по визуалу ментально упрощены донельзя. Практически все интерьеры, - ну кроме квартиры, где «работает киллер» и магазина «где якутский бизнес», -  оборудованы печками с топками, в которых горит огонь. Причём огонь, подозреваю, -  ассоциативно-режиссёрски – Вечный. Иначе непонятно, как герой, лишь через сутки узнавший, что пропала дочь, придя к ней домой, -  обнаруживает горящую,  как ни в чём не бывало печь,  в которую он же и подкидывает оброненную главную улику убийства, портрет дочурки и свежие дровишки…  Очевидно для того, чтобы режиссёрская  мысль  о «жизни, засунутой в жо, - пардон, - в топку», - не догорела в зрительском мозгу,  ну,  - хотя бы, - окончания фильма….



Классный саундтрек, - "Агата Кристи", проверенная временем, "Чёрный Лукич"  и много-много  Дидюли. Настолько много, что его афиша в кадре и фраза героини  о том, что неплохо бы сгонять на концерт Дидюли,  смотрятся и слышатся уже перебором – ну это моё личное – я давно Дидюлю обожаю….



Собственно – история  о «Ворошиловском стрелке» с лыжной палкой предсказуема с первых 10 минут. На этом поле «обличения   «правдивой» действительности жизни родимой провинции», -  за последние 10 лет кто из режиссёров  только не пасся  - от тех же балабановских «Жмурок» до грымовского «На ощупь»... Отметились, кажись,  все – от реальных мэтров до самопальных арт-хаусников российского кинематографа.. .

 
Молодец Балабанов, не побоялся,  – ничего не скажешь – замутил такой реальный стёб и на такую тему...

 

Многие купились,  – хотя он по-честному, -  почти в каждом кадре предупреждал, - хотя и «пафоснул» в конце фильма устами «кочегара-суицидника», что «..война – это другое. Там свои и враги, а здесь все свои» (цитирую по памяти – авт.)…


Всё бы ничего – только вот страшно вдруг  после фильма становится – кино ведь сделано  задолго до событий в станице Кущёвской и «самообличительных»  речей больших начальников по поводу того, что «все мы так живём». ..



Воистину – хорошо смеётся не только тот, кто хорошо слышит, но и тот, кто смеётся последним – и не в топке…   А вдруг режиссёр Алексей Балабанов серьёзно всё это «сваял»?

   
Удачного всем просмотра!