Притча о «роковом любовном треугольнике» в одной отдельно взятой кочегарке под названием Родина…
"Мусор дымит и дымит.
Трубы дымят и дымят.
Люди идут и идут.
Сохнет и сохнет белье.
Я смотрю из окна".
Ирина Добрушина
Профессия кочегара никогда не была особо любимой народом. На ум приходят только «Не кочегары мы не плотники» из фильма «Высота», да ещё более раннее, - эпохально-революционное про братков-кочегаров, - «Напрасно старушка ждёт сына домой».… И в той, и в другой песне судьбы кочегарские престижем и человеческим счастьем не блистали.
Очевидно Алексей Балабанов, поэтому и сделал кочегара - главным героем своей «чёрной-чёрной притчи» о «современной жизни в провинции»...
И не зря, очевидно, эта "суперчернуха" идёт в его фильмографии под номером 13, и запущена в родимые кинотеатры была с 13 октября….
Сразу хочется сказать спасибо за то, что кочегара не играл артист А. Баширов, стабильно изображающий представителей малых народностей ... И без его "ярко выраженной в этом плане индивидуальности"(очень уважаю этого артиста - интеллигентнейший человек и умница, которого нещадно эксплуатируют режиссёры исключительно в роли маргинала - авт), - наворочено вокруг главного героя с профессией кочегара много; – и контуженный якут он, и писатель он, и афганец -Герой Советского Союза – он же (хвала Всевышнему, что не космонавт – я бы не пережил – авт.). В общем полный набор – Голливудские сборщики русской «клюквы» отдыхают.
Хорошо и развесисто снято – наша северная провинция, - "обвизуаленная" Балабановым зимой в Кронштадте, - просто идеальна. Улицы - по шею в снегу и грязи, прохожие - все безликие и куда-то мчащиеся по своим делам, машины - сплошь с заляпанными номерами, - и трубы, трубы, трубы - заводские и кочегарные в каждом кадре проходов героев на «клюквенном» пленэре…
Хотя на официальном на сайте фильма сказано, что всё случилось в Питере, – не верьте – это Кронштадт – я его узнал, - путешествия в этот город не забываются… Жизнь местных ЖКХ там остановилась в 1917 году, сразу же после захвата власти "революционными матросиками"....
Кстати – официальный сайт фильма http://kochegar-film.ru/ очень рекомендую – одна главная страничка с приглашением зайти прямо в горящую топку – «таки отдельная песТня» - как говорят в Одессе…
Кадры, снятые в помещении, - тоже по визуалу ментально упрощены донельзя. Практически все интерьеры, - ну кроме квартиры, где «работает киллер» и магазина «где якутский бизнес», - оборудованы печками с топками, в которых горит огонь. Причём огонь, подозреваю, - ассоциативно-режиссёрски – Вечный. Иначе непонятно, как герой, лишь через сутки узнавший, что пропала дочь, придя к ней домой, - обнаруживает горящую, как ни в чём не бывало печь, в которую он же и подкидывает оброненную главную улику убийства, портрет дочурки и свежие дровишки… Очевидно для того, чтобы режиссёрская мысль о «жизни, засунутой в жо, - пардон, - в топку», - не догорела в зрительском мозгу, ну, - хотя бы, - окончания фильма….
Классный саундтрек, - "Агата Кристи", проверенная временем, "Чёрный Лукич" и много-много Дидюли. Настолько много, что его афиша в кадре и фраза героини о том, что неплохо бы сгонять на концерт Дидюли, смотрятся и слышатся уже перебором – ну это моё личное – я давно Дидюлю обожаю….
Собственно – история о «Ворошиловском стрелке» с лыжной палкой предсказуема с первых 10 минут. На этом поле «обличения «правдивой» действительности жизни родимой провинции», - за последние 10 лет кто из режиссёров только не пасся - от тех же балабановских «Жмурок» до грымовского «На ощупь»... Отметились, кажись, все – от реальных мэтров до самопальных арт-хаусников российского кинематографа.. .
Молодец Балабанов, не побоялся, – ничего не скажешь – замутил такой реальный стёб и на такую тему...
Многие купились, – хотя он по-честному, - почти в каждом кадре предупреждал, - хотя и «пафоснул» в конце фильма устами «кочегара-суицидника», что «..война – это другое. Там свои и враги, а здесь все свои» (цитирую по памяти – авт.)…
Всё бы ничего – только вот страшно вдруг после фильма становится – кино ведь сделано задолго до событий в станице Кущёвской и «самообличительных» речей больших начальников по поводу того, что «все мы так живём». ..
Воистину – хорошо смеётся не только тот, кто хорошо слышит, но и тот, кто смеётся последним – и не в топке… А вдруг режиссёр Алексей Балабанов серьёзно всё это «сваял»?
Удачного всем просмотра!