Дружить с Владимирэнергосбытом? Почему бы и нет?!

Александр Коржов
Дружить с “ВЛАДЭНЕРГОСБЫТОМ”? Почему бы и нет?!

      Да, я готов дружить с любой фирмой, которая обеспечивает меня насущно необходимым. Особенно если эта фирма единственная, и больше дружить не с кем. Но.

      Кто из нас, обывателей, не помнит благодатные времена, закончившиеся с приходом нового, теперь уже частного торговца электроэнергией? “Горэлектросеть” доверяла гражданам самостоятельно считывать показания счётчиков, позволяла желающим платить авансом (тем, кто сильно занят, это было очень удобно), а в “Памятке”, напечатанной в абонентской книжке, напоминала требования безопасности, учила, как сберечь домашние электроприборы и куда срочно звонить в случае неполадок.

      Попробуйте сами выяснить, есть ли такой телефон у “Энергосбыта”, и чем этот продавец сможет вам помочь, если его товар (а электроэнергия такой же товар, как соль и спички) вас чем-то не устраивает. Я, постоянный читатель местной прессы, за двадцать лет, прожитых в квартире, не припомню, чтобы электроэнергетиков всерьёз критиковали на её страницах. Все не без греха, но сегодня вал публикаций о беспардонных действиях ОАО “Энергосбыт”, жалобы населения в администрацию и прокуратуру, судебные процессы и даже коллективные письма к Президенту – всё это свидетельствует о том, что, возможно, зарвавшимся торговцам электричеством пора и о душе подумать.

      Я внимательно изучил решение городского суда, который установил: плату за электроэнергию, потреблённую в МОП, “Энергосбыт” рассчитывает неправильно и взыскивает незаконно. Слава Богу, есть на земле справедливость! А у меня с этой организацией продолжается судебная тяжба о том, что и в расчётах платежей за энергию, потреблённую в квартире, она систематически ошибается. На крупные суммы. На тысячи киловатт. В свою, разумеется, пользу. И признавать эти ошибки не торопится. Наоборот, пытается бесстыдно выколачивать свои поборы с граждан через суд.

      Не беда, что мировой суд стал в этом споре на сторону ОАО, сделавшего источником своих доходов фактически обсчёт покупателей, да ещё сопряжённый с вымогательством. В суде тоже люди. Официальный ответ председателя горсуда на мою жалобу гласит, что в ходе процесса и судья Муханов И.В, и секретарь Деяшкина Е.Д неоднократно нарушали Закон. Я благодарю товарищей, которые присутствовали на этом судилище и выступили в мою защиту. Предполагается, что вскоре теперь уже городской суд рассмотрит это дело вновь. Приходите. И не только товарищи, но и все, кому не безразлично, чем и ваше сердце успокоится.

      Мне, обывателю в преклонных годах, не хотелось бы провести остаток своей жизни в коридорах присутственных мест. Опыт показывает, что такого рода споров можно не допускать. Например, с ООО “Владимиррегионгаз” у меня отношения нормальные: я, чтоб не торчать в очередях, вношу деньги авансом за полгода вперёд, а потом только отслеживаю по счетам, не закончились ли они. Ради своего удобства кредитую газовиков – и ни по срокам оплаты, ни по её размерам споров ни разу не возникало. А вот “Энергосбыт” постоянно жалуется, что население задерживает платежи – и при этом категорически отказывается принимать оплату вперёд. Только строго по счёту-квитанции, и ни копейкой меньше, если клиент не согласен с расчётом. Я, к примеру, не получил за два последних года НИ ОДНОГО счёта, в котором бы не было вранья. Но и ни копейкой больше, если клиенту, скажем, недосуг выстаивать оскорбительные в наше время очереди в местах приёма платежей, и он готов, как это было до ”Энергосбыта”, заранее оплатить будущие показания счётчика.

      Почему же ОАО не интересуют добровольные и беспроцентные кредиты от населения? Экономически это бессмысленно – отказываться от денег. Почему не доверяет гражданам самостоятельно снимать показания своих счётчиков и заполнять квитанции на оплату, как это было в недавнем прошлом? Но зато постоянно жалуется, что не ко всем счётчикам имеет доступ. Хотя его ответственность по Закону заканчивается на входе в дом, следовательно, даже в подъезд его работники если и проникают, то нелегально, и никаких прав там не имеют!

      Боюсь, объяснение простое. “Энергосбыт” принял на себя бремя расчётов исключительно ради того, чтобы иметь возможность манипулировать – в свою, разумеется, пользу – размерами платежей граждан. И почему-то настолько уверен в своей безнаказанности, что даже не пытается как-то скрыть эту свою склонность. Сравните: продавец бакалеи, уличённый в обсчёте, будет немедленно наказан или уволен, а хозяин заведения – как минимум оштрафован. Кто же дал право продавцам электроэнергии не только безнаказанно обсчитывать добросовестных её покупателей, но даже открыто сознаваться в этом? Я не шучу, на недавнем процессе, возбуждённом нашей прокуратурой против “Энергосбыта”, такие факты прямо установлены судом и отражены в его решении. И что же: кого-то оштрафовали? уволили? посадили? Да нет, господа, так вопрос даже не ставился. Хотя электроэнергия – такой же товар, как сыр или колбаса. И отпускаться покупателю должен честно, без обвеса и обсчёта.

      Я рад бы дружить с фирмой, без продукции которой жить нельзя. Особенно если она озаботится интересами своих потребителей. Если установит для покупателей простой, понятный и удобный порядок расчётов. Если перестанет злоупотреблять своим положением монополиста и признает, наконец, свою ответственность перед нами, единственными источниками её благосостояния. Если окажет доверие гражданам, в большинстве своём добросовестным покупателям, а все усилия направит на отлов и наказание воришек её добра. Если осознает, что публичный характер её деятельности ко многому обязывает. Если, наконец, раскроет страшную тайну: кто же лично и персонально получает прибыль от её деятельности, и каков её, прибыли, размер. А то ведь жалоб на нас, потребителей, от “Энергосбыта” столько, что просто удивительно, как это обираемая нами контора до сих пор не отправилась в драном рубище по миру с сумой и посохом!..

      Так я мечтал в прошлую среду, сидя в офисе специалиста “Энергосбыта” З.А.Малышевой, с которой пытался, по поручению судьи, окончательно выяснить размер моего долга. Она как раз поучала свою сотрудницу, как быть с бабусей, ошеломлённой непомерными размерами счёта за энергию. В коридоре не протиснуться от народа, озабоченного тем же самым вопросом.

      “Да выпиши ты ей счёт поменьше. Произвольно, сколько сможет заплатить. Видишь, сколько их набежало, разве с каждым разберёшься?..”

      Меня, постороннего человека, немало злого написавшего про её контору, да ещё противника в судебном споре, и как раз относительно долга, Зоя Александровна почему-то не стеснялась. А что стесняться, дело обыденное. Тем более, что бабуля ушла довольная. Старенькая, она ничего не поняла. И, возможно, никогда не узнает, что эта чуткость – очередной обман. Что от неё приняли терпимую, по её понятиям, сумму, но всё остальное зачислили в качестве долга. Который потом всё равно всплывёт – и будет взыскан.

      Нет, с таким “Энергосбытом” я дружить не стану. И вам не советую. Потому что стыдно иметь таких друзей.
      
       А. Коржов, обыватель
(Опубликовано в газете "Александровский Голос Труда" 24. 11. 2010г.)