А. В. Щукин. Я уже курсант... 66г. 1

Галина Щукина
  В августе 1965 года, поступив в ЛКИ (кораблестроительный), на заочное обучение, Саша возвращается в Краснодар.

  Сначала работает эл.слесарем в Лаборатории ультразвука.
  В командировках (по Сев. Кавказу), ему приходилось иногда подменять водителя небольшого грузовика. Вокруг красивая природа, впереди дорога, в руках послушная машина... Это был его первый опыт вождения транспортного средства ("Права..." получил намного позже).

   1.03.66г. Саша был принят радиотехником в Краснодарский объединённый авиаотряд.
   На какое-то время казалось, что он расстался со своей мечтой, стать лётчиком. Да ещё эта фраза в письме из Ленинграда год назад: "...С Авиацией ничего не вышло и, вероятнее всего, не выйдет никогда."
 
   Но время шло.
   Я работала в эл.лаборатории ТЭЦ, а вечерами училась в Политехническом институте.

   Виделись часто, Саша встречал меня возле института, поздно вечером, и мы минут 45 ехали "на трамвае" домой. Старался меня чем-то подкормить, чаще всего это была шоколадка "Алёнка" (вкусная, недавно появившаяся, доступная по цене). В прохладную погоду мои, всегда холодные руки, согревались сашиным теплом.

  Подъехав к дому, могли ещё погулять, конечно, родители  волновались, не спали. Но это было не часто, да и к Саше они хорошо относились.
А утром опять на работу…
Помогал мне в черчении и математике, свои контрольные тоже отсылал в институт. Год в  кораблестроительном институте он проучился без нареканий.
 
Конечно, ходили в кино, если случался свободный вечер. Чтобы вспомнить, какие фильмы мы смотрели в то время, пришлось достать старые открытки киноартистов: «Высота», «Девчата», «Неподдающиеся», «Битва в пути», (где главные герои - люди труда, что особенно хочется отметить, сравнивая то время с нынешним).
Комедии: "Операция Ы", "Деловые люди", "Начальник Чукотки",- расходились на цитаты.
 
А ещё, в 1964 году появился журнал «Кругозор», в нём была гибкая пластинка с популярной тогда музыкой и песнями. Наверно, оттуда мы знали песни Ю.Визбора: "Милая моя, солнышко лесное...",
  Ю.Кукина: "А я еду за туманом...", "Видишь я стою босой перед вечностью, так зачем косить косой, человечностью...".
  А. Городецкого: "Кожаные куртки", "Атланты держат небо..."
  Б.Окуджавы: "Все ребята уважали очень Лёньку Королёва..."

В 1965г. мы в первый раз услышали песню Пахмутовой "Нежность".
 "Битлз" тоже был в нашей жизни, на магнитофонных лентах.
  В. Высоцкий" — появился для нас немного позже и на всю оставшуюся жизнь. Это было явление, о нём Саша пишет в своих письмах.
 Конечно, почти все песни знали наизусть.

Вместе с Сашей занимались фотографией, сами проявляли плёнки, печатали. У меня был тогда фотоаппарат «Смена», у Саши ФЭД –звучало по-иностранному, (потом узнала, что наш ).

 И всё это время Сашу не покидала мечта о небе.
Летом 1966 г. он делает очередную попытку поступления в Ейское лётное училище (для этого ему пришлось получить в школе копию аттестата).

  Дальше Сашины письма:



I курс.
Волгоград. 28.07.66 г.
Здравствуй,  Галка!
Вот уже третьи сутки я в Волгограде. Если ты получила мою телеграмму – то вероятно,  удивишься,  почему же Волгоград?

Качинское училище находится здесь, а названо оно так потому,  что когда-то стояло на реке Кача…(в Крыму).
Училище здесь, конечно, похуже, чем в Ейске (и база хуже). Скорость выпускных ((самолётов?)) тоже меньше - 2100 км в час. А в Ейске — 2700-2900.

Я здорово расстроился,  когда уже после медицинской комиссии и даже качелей (осталась только барокамера) меня забраковали из-за носа. То,  что я и предполагал((последствия от занятий плаванием в открытом бассейне на Старой Кубани, до поздней осени, на тёплой воде, спускаемой с ТЭЦ)).
Почему же я здесь?
 Мне предложили  сделать прокол пазухи носа, я,  конечно, согласился. Сейчас я здоров,  и если ничего не изменится,  должен поступить.

Здесь ещё паршиво и тем, что очень долго тянется комиссия, психотбор и экзамены, говорят дней 25.  А в Ейске за неделю я уже "отстрелялся" бы и, если бы было всё o key, то на следующей неделе уже был бы курсантом.

 ((С Ейским училищем связаны были воспоминания нашей юности. В город Ейск мы ездили на спортивные сборы по плаванию. А "зимний" бассейн находился на территории лётного училища.))
Ужасно соскучился, а конца ещё не видно. К тому же, если поступлю, то домой попаду только около Нового года, если спорт не поможет.

 Я оказывается довольно пробивной парень и надеюсь, что всё-таки приеду домой. Вокруг молодёжь 49 - 47 годов, я - 46. Ну, а мне плевать - «Я здесь добывать буду золото для страны» ((В. Высоцкий)).

А в Ростове я чуть не опоздал на самолёт- попал под охрану милицейской овчарки, которую какой-то «осёл-сержант» привязал возле моей скамейки. И только за 8 минут до окончания посадки я вырвался из под её трогательного внимания.

Ну вот,  надо закругляться – мой стандарт - два листа,  и тебе не утомительно и у меня хватает терпения.
Вот и всё. А ещё... обнимаю тебя и целую.
((В прошедший год мы первый раз поцеловались и... так до свадьбы)).
                Твой Саня.
Да! В Ейске выкурил несколько папирос, ничего?


Волгоград. 1.08.66 г.
Здравствуй Галка.
Ну вот, медкомиссию прошёл так же запросто, как и в Ейске. Сегодня будет снимок носа, вращающийся стул и электрокардиограмма сердца. Всё это чепуха,  кроме снимка. «Мандраж» есть,  хоть и небольшой.
Мне уже предлагают остаться здесь в спортроте, если не пройду комиссию. Я, конечно,  скромно благодарю,  не проявляя особого энтузиазма.

Если придётся писать следующее письмо,  то напишу его,  сидя в барокамере на высоте 5000 м,  это будет означать,  что одной ногой я уже в училище.

Я так и не знаю, что буду делать,  если не пройду комиссии. В армию нет особой охоты, и не потому что это Армия, а потому, что мне уже 20.   

                Саня.


Волгоград. 6.08.66 г.
Здравствуй,  Галка.
Ну вот,  комиссия позади. Только что вылез из барокамеры.
Написать письмо с 5000 метров не удалось. Не разрешили. Заставили играть в домино и следили за внимательностью,  координацией. Я,  оказывается,  умею играть  и оставил «козлами» двух парнишек.

Всё отлично. Теперь всё зависит только от меня. На помощь рассчитывать сильно,  нельзя.
Кое-что из математики повторил, вернее прошёл. А экзамены начнутся на следующей неделе.

Казалось, что после комиссии будет колоссальное настроение, но сейчас особого подъёма не чувствую. Если раньше можно было оправдаться медициной,  то сейчас всё зависит от меня.
Да, ещё предстоит психотбор. Тоже довольно паршивая вещь. Но я не очень волнуюсь.
Говорят,  числа 25 должны переодеть. А парнишек после комиссии осталось намного больше, чем в Ейске, где оставляют почти 1 человека на место. Здесь человека 3.
Не знаю,  удастся ли попасть в Краснодар?
Настроение совсем упало. Лучше перестану писать.
Вторую неделю жду твоего письма, а его всё нет.

                Саня.

((Письма Саше я писала, но не так часто, как хотелось бы ему, опять же... работа, учёба.)               
               


Волгоград. 19.08.66 г.
Здравствуй,  моя милая Галинушка.
«Отрава жизни моей молодецкой». Вчера ждал твоего письма и был почти уверен,  что получу,  но получил его сегодня.

Сегодня закончились мои тревоги и ожидания – прошёл индивидуальный психотбор. Все мысли полетели к чёрту. Целых 3 часа помогал ребятам сдавать физику.

Ну так вот,  сдал экзамены Александр Владимирович - на «4» балла. Обидно только за физику. Мог бы на «отлично».
Сегодня сделал 18 ошибок на тренажёре, ребята делают 40-80. Это,  конечно,  хорошо. В общем,  осталось сидеть и ждать приказа. Правда ещё будет физподготовка,  экзамен и мандатная комиссия. Но это уже чушь...
Пашем здесь с утра до вечера. Работы по горло, а основная - подметать опадающие листья. А они всё падают и падают…
Галь, ты конечно, поезжай к Вовке ((брату в Севастополь))... Я, если вырвусь, найду тебя и там.
                Целую, целую, целую...
                Саня.


Волгоград. 1.09.66 г.
Здравствуй, Галка!
Я уже курсант 4 дня,  но написать смог только сегодня. Ну вот,  значит я курсант. Чёрти что, ничего не могу осмыслить, упорядочить. Впрочем,  нам не дают времени на посторонние размышления,  сейчас самая горячая пора и так ещё месяца полтора.

Домой, наверно, так и не смогу вырваться, вернее,  наверняка. А каникулы только в феврале.

До меня ещё не дошло, что я курсант. Всё кажется ещё не настоящим, а так, вроде бы игрушки. Поиграем и всё…
Только разумом заставляешь себя ставить на место.

На нас,  конечно же, «роба», конечно же, пострижены, в общем «видуха» как в «кине». Когда переодели – друг друга не узнать. Все одинаковые. Балдёж страшенный.

 А вчера в воскресенье «покрестили» нас, – подняли в 5.00 и на картошку.
2 часа ехали, потом копали, потом дождь, на обед ужин – 2 банки консервов по 250 г. на 7 человек, ехали назад под проливным дождём, холодно, а мы орали песни,  чтобы как-то согреться.

Ужина не досталось, зато на час раньше дали отбой. А сегодня выразили благодарность и объявили, что первый экзамен выдержан…

Ты,  наверно,  в Севастополе ((ездили с сестрой отдыхать)) и сейчас отсылать письмо нет смысла. Достану бумаги и допишу ещё. Ну вот,  и бумага и время,  наверное,  есть. А вот «мыслев». Сейчас поищу. Не знаю,  стоило ли браться за письмо в такой ситуации. Но знаешь, Галь, так хочется увидеть тебя, а это невозможно. Раньше хоть была какая-то надежда, а сейчас уже нет и надолго.

 Раньше казалось, что стоит «воткнуться» в училище,  и всё станет на свои места. А сейчас только начинаю понимать, что впереди ещё очень много разных препятствий больших и малых. Это, конечно, не так страшно, может быть даже интересно, но так трудно здесь остаться. В смысле, закончить училище, это для меня, конечно. И всё медицина. Она не дает мне покоя...

Завтра смотр. Надо блестеть. А как будешь блестеть, если вода холодная,  а попробуй в ней выстирать подворотничок. Надо отутюжиться, а попробуй выутюжиться,  когда на 200 человек 4 утюга,  а личного времени минуты.

Это письмо я пишу уже в четвёртый раз, когда закончу - не знаю (…)
Сегодня первое сентября. Начался учебный год, а у нас курс молодого бойца. Много шагаем, много разных уставов читаем,  едим по курсантской норме. Сегодня генерал поздравил с Новым учебным годом.
Сейчас все сидят,  перешивают, подгоняют парадную «робу»,  а я пишу письмо,  потому что не получил этой «робы». И делать нечего.
 
 У нас здесь прохладно,  уже явная осень (…)
Галка, всё это чушь, и могла бы не читать.
Просто я соскучился очень и хотел бы тебя увидеть.
                Саня.

Мне уже самой интересно стало. Кто же она, эта Галя?
Ясно, что эта не я, а "образ", нарисованный богатым воображением Саши.
Когда уехал поступать в училище, для меня, наверно, было важно, чтобы он не слишком расстроился при неудаче. И я всячески демонстрировала своё безразличие к его делам:
 "...Сегодня получила наконец-то твоё письмо. Я не писала, потому что не знала, может ты в колхозе ((обычно посылали после поступления) или уже едешь домой.
Соскучилась по тебе немного. Уже забыла, какой ты? Хорошо фотографию прислал. Не знаю, как буду без тебя...
 делать черчение. Программа ужасно трудная..."

26.09.66г.
"...От тебя долго нет письма. То три подряд было, а сейчас ничего.
           Жду. Целую.
                Галя."