Утоли моя печали рассказ

Зоя Кудрявцева
      Когда горе наваливается, беды следуют одна за другой, наступает паралич воли и желаний, кажется бессмысленной дальнейшая жизнь, - человек ищет выход. Я знала, что нужно ехать в Дивеево, поклониться  святому месту, мощам преподобного Серафима Саровского.  Попросить у него милости и помощи.

С мужем побывала во многих святых местах и монастырях России, Беларуси и Украины,загадали в том году посетить Дивеево, да ехать пришлось одной.
Связалась с паломническим центром в Москве, меня включили в список группы,  отъезжающей в Дивеево, но предупредили, что деньги нужно внести  немедленно.

 Напрасно  старалась убедить, что деньги вышлю телеграфом, или с собой привезу – тщетно. «Только наличка!». Хорошо, что мои московские родичи внесли деньги. Не знаю, сохранились ли  ныне  чинуши в кругах, близких Богу, или теперь перевелись.

У меня в Москве было время, решила съездить в Сергиев Посад, а потом – Дивеево, так и поступила. Электричка полна разночинного люда, многие работают в Москве, уютный весенний  день, а  в Сергиевом Посаде - проливной дождь.

 Не знаю, как это объяснить, но во всех поездках к святым местам, меня обязательно сопровождал дождь. По приметам, это небо посылало очищение, хорошо, если так. Грехи всегда найдутся,   я нынче  без зонтика, будем очищаться, раз так небу угодно.

Маленький старинный городок, всё, как везде. Знакомая картина блеска и нищеты. Кичливые размером и богатством отделки особняки за заборами, среди разваливающихся деревянных домишек, украшенных резными наличниками.

Монастырь виден издалека. Строили наши предки храмы на самом высоком и красивом месте.  В бригаде строителей были монахи и благочестивые мужики. Работали с молитвой, соблюдали строгий пост, бранных слов, хмеля  не ведали, вот и стоят веками красота и благодать. Местная жительница показала короткую и сухую дорогу к лавре.  Издали любуюсь красотой, величием храмов.
 
И откуда только даже в проливной дождь берутся у стен храмов попрошайки разного возраста и обличия? Подошла с протянутой рукой, попросила подаяние. »На хлебушек» - дыхнула перегаром. Запомнила слова монаха в Печёрах: - Не давайте денег! Они питаются в монастыре, одежду из пожертвований тоже даём,  деньги тратят на спиртное.
 
- К батюшке Сергию? – продолжает тянуть руку.
- К нему!  - демонстративно не замечаю протянутой руки.  Ох, как возмутилась попрошайка: - К святому идёшь, а надела  штанищи, сними, бесстыжая!
Я знала монастырские порядки, юбка в сумочке, да и в монастырях  при входе  сложены косыночки и юбки. Проблем нет. Ладно, по привету – и ответ: - А что, в брюках к святому идти нельзя, а с голым задом можно?
 
Торжественно и сумеречно в храме, цветы, лампады и свечи перед образами. Хорошо, что сегодня дождь, мало верующих, можно свободно приложиться к иконам, долго стояла, коленопреклонённая, у раки с мощами святого:  - Преподобный отче Сергий! Дай силу перенести мои утраты!Через  три года после утраты сына, скоропостижно ушёл муж.
 
В притворе храма – распятие, поставила свечи, пишу требы.Широкий стол, на противоположной стороне благочинно беседуют два молодых монаха. Каюсь, согрешила, невольно  включилось внимание,  услыхав фамилию Чубайса.

 За три дня до моего приезда было на него покушение. Словно, в  школе террористов, святые люди разбирали причину неудачного покушения. Видно, Сергий помог промолчать, но так хотелось распрямиться, сказать: - Братья мои во Христе, мать вашу!

Чубайса сбережёт охрана личная и церковь за него молится, он на спасение своей души много жертвует. Кто бы за нас, грешных, помолился, чтобы поезда не терпели крушение, не падали самолёты. Вернулась в храм, помолилась Спасительнице, попросила удачи на долгую дорогу.
               
 Ехали всю ночь, утром  в Арзамасе уже ждал монастырский автобус, старичок, с облупленными жёсткими сиденьями и дребезжавшими стёклами. В автобусе выяснила, что пропали часы – подарок мужа. Жаль, конечно, но это среди моих других -[  малая утрата , хоть бы достались часы доброму человеку,  а не алкашу!

 Ехали по дорогам Нижегородской земли, если ямы и глубокие  лужи  на асфальте можно назвать дорогой. Впрочем, сельские дороги оказались ещё хуже. Автобус  стонал и дёргался. В его возрасте давно пора на отдых. Вспомнился анекдот: священник и водитель автобуса попадают в чистилище. Архангел открыл перед водителем двери рая, а священнику - дверь в ад.

- За что, преподобный? -  возроптал священник.
- А за дело!  Когда ты вёл службу и проповедь, все спали, а когда водитель вёл автобус - молились.
Воистину:  молились.  Просили Всевышнего помочь водителю довезти нас до Дивеева.

За окном автобуса  низкое небо, моросит дождь, грязь, уныние, заросшие кустарником и бурьяном поля, брошенная  в грязи, разграбленная техника. Деревни, с забитыми накрест окнами, сгнившими крышами, повалившимися заборами, гниющими  в лужах берёзовыми  кряжами.  В мае у нас, городских, уже вскопаны и засеяны грядки на дачных участках за городом, а здесь, у дома,  - заросли лопухов и бурьян. Бедность, безнадёга, разор, грязно-серое тряпьё на верёвках.

Несчастная Россия! До какого унижения и непотребства довели тебя, обворовали и бросили в грязь твои упившиеся и зажравшиеся правители, народные избранники, слуги!
 Это как же нужно ненавидеть страну и свой народ, чтобы с ними сделать  такое!  За что? Неужто, народ можно грабить и тиранить за русское долготерпение, непротивление имущим власть? Гнев народный страшен и беспощаден,  господа-правители! Вспомните!

 Чем дальше ехали, тем больше зрело во мне садистское желание. Тех, сидящих за крепкими заборами, с телохранителями  и всевидящими камерами, собрать дубинками нашим  мальчикам в масках.
 Посадить не в лимузины с мигалками, а в местные древние автобусы, гордость послевоенного  отечественного автопрома, провезти по  сельским дорогам Тверской, Смоленской, Костромской,  Рязанской  и других областей центральной России, вымирающей и покорной.

 Выбрать в красивом месте над рекой заброшенную деревушку - призрак и оставить навечно без телефонов, медиков, интернета. Не пожалею! Пусть поживут на природе! Глянут в глазницы заколоченных окон,  соберут  в осиннике, выросшем среди деревенской улицы, подосиновики, напугаются  рыка одичавших собак, почти волков, позабывших доброту человека.

Не пожалеть их, молодых, здоровых, наглых, беззаботных -  оставить под надёжной охраной, чтобы не разбежались, да и бежать в этом бездорожье и глухомани некуда. Пусть заселяются в пустующие дома, найдут в сарае поржавевшие лопаты, пилы и топоры, протопят печь и думают, как обустроить Россию,  как выжить без света, газа, водопровода, тёплого туалета, супермаркетов. Жизнь заставит – придумают.

Может, живы ещё те  две древние старушки, воплощение совести России, в мёртвой деревне Снетиново, найденные  нами, когда заблудились. У них только одна проблема и туга: кто же будет хоронить последнюю…. Не встретят, - давно уж это было, но ничто не изменилось,  забытые государством старики давно  никому не верят: ни богу, ни правителям, умирают в  одиночестве, нищете  и рабской покорности.

Сказочница я и выдумщица! Жаль, что такого не произойдёт, а помечтать-то можно!
Автобус останавливался в сёлах, где восстановлены храмы, шли службы. Благолепие: территория ухожена, чисто, цветы и кустарники у храма. Такие деревни с храмами отличаются от других, порядок  у домов, палисадники с клумбами. Не думаю, что это работа поселкового совета,  скорее всего – священника с прихожанами.

Вот и Дивеево, строгое величие монастыря, красота  восстановленных храмов, в других идёт ремонт. Всё ухожено с усердием и любовью. Повсюду цветы.
Расселили  по желанию. Многие из группы ушли в монастырскую гостиницу, там всё просто, за символическую плату имеется набор необходимых удобств, а  постельное бельё из дома.

Я и две  молодые женщины, московские офис - менеджеры, поселились в  трехместном номере поселковой гостиницы для паломников и туристов. Современная гостиница, отделана хорошими материалами, всюду цветы и картины, уютный номер, прекрасное бельё, все удобства.
 
 Не первый раз в таких поездках, знаю, что  многие ищут утешения в святом месте, везут сюда  своё горе,  боли и сомнения, уповают на помощь святых мест и угодников. Хорошо, когда у человека есть такая вера.  Одних она спасает, другие  ищут забвение в вине, и наркотиках.

 Не верит русский человек  науке, учёным психологам и психиатрам  -такие премудрости для заграницы,  у нас свои целители, из народа. И идут толпы к   целителям- экстрасенсам, шарлатанам, вроде Гробового и Кашперовского.

 Уходят в секты к новым, самопровозглашенным святым и пророкам. Закапываются в норы под землёй вместе с малыми детьми, отдают квартиры, нажитое добро. А вместо душевного и физического исцеления получают болезни, смерть детей, безумие. Когда же поумнеем?

Все наслышаны о святых источниках Дивеево.  Канавке вокруг киновии (женский монастырь общежитейного устава).
Канавка была создана в последние годы жизни преподобного Серафима, прорыта сёстрами монастыря по тому месту, где оставила стопочки Богоматерь, прошла голыми ножками, взяла землю эту в удел.

 Отворила Богоматерь воду, забили вблизи монастыря святые целебные источники.  Туда сейчас и ездят паломники со всех концов России за физическим и духовным исцелением. Говорят, Богоматерь и теперь  каждой ночью обходит эти земли, да не всем дано это видеть. А Канавка и святые источники – вот они.

Преподобный говаривал:- «Тут у меня и Афон, и Киев, и Иерусалим. А как  антихрист придёт, везде пройдёт, а Канавки этой не перескочит»
По его повелению была земля эта опахана сохою по одной борозде  три раза.  Рыли Канавку летом и зимой сестры- монахини три года, землю бросали внутрь, образовался вал, по нему  были посажены цветы и деревья. Нельзя побыть в Дивеево и не пройти по Канавке! Дивное место!

И пошли по стопочкам Богоматери монахини и священники, паломники, простые верующие и атеисты, шли успокоенными, умиротворёнными, с незабываемыми впечатлениями на всю жизнь,  читали 150 раз  молитву Богородице.

Так и ходят по следу Богородицы люди почти два века, как завещал преп. Серафим.
 Давно жили Святые земли нашей, века прошли, только Иван Крондштадский, да Серафим Саровский  недавно чудеса творили. Мощи преп. Серафима Саровского почивают в Троицком соборе. Здесь же хранятся его вещи: лапоточки, ряса, вериги, котелок. Всё зримо, всему веришь!

 Живём, придерживаясь монастырского устава. Отстояли заутреню, приложились к раке с мощами Преподобного, пошли по Канавке. Дорожка рядом с канавкой выложена красивыми плитками, огорожена кованым забором.

 Шли под проливным дождём, девочки не знают ни одной молитвы, написала на бумажке молитву Богородице. Знаю, что они  запомнили «Богородицу» на всю жизнь, не только молитву привезли  из Дивеева, но и душевное успокоение, верю, решатся все их семейные неурядицы!
Удивительно, мы даже не простудились, хотя озябли под проливным дождём...

Утром отвезли нас к святому источнику на Саровке. Место в 20 километрах от Дивеева,  во времена давние был здесь дремучий лес. Выходили дикие звери к преподобному, он их подкармливал, жил в одиночестве, срубил пустыньку, она не отапливалась даже зимой.

Одинокая лампада перед иконой Богоматери горела день и ночь. Постелью ему были  камни и песок в мешках, питался овощами со своего огорода, а потом вовсе только отваром из сныти, с которой мы нынче безуспешно боремся на огородах.
 
Пустынька перестроена, кругом цветы, аккуратные дорожки, ведущие  к поклонному кресту у купальни.  Всё просто и продумано: тент со скамеечками и вешалкой, досчатый настил, ступеньки, ведущие в озеро. Поразительно и сказочно само озеро. Оно яркого бирюзового цвета, постоянная температура воды в любое время года + 4 градуса.
 
Купание в ночных сорочках, так положено, по одному спускаемся, окунаемся три раза.
Женщины, мои сверстницы из Москвы, от купания отказались» в такую воду  - только за простудой!» Им хорошо, ехать недалеко, а  я окунулась, напрасно,  что ли, потратила столько времени и денег.

 Впечатление такое, что попадаешь в кипяток. Тело реагирует на холод огромным выбросом тепла. Идешь из купальни под тент в прилипающей рубашке, ветер, дождь. Под тентом ощутила, что мне тепло, все одевались неспеша, никто не вытирался, хотелось подольше остаться в этом блаженном состоянии тепла и отрешённости. Даже головы не вытирали, так и возвращались обратно. Не думалось ни о чём, словно горести и боли утонули,  остались в бирюзе озера.  После купания в источнике с ледяной водой никто не заболел, даже лёгкая простуда прошла..

 Много на пути автобуса  таких источников, молодёжь с удовольствием купалась во всех купаленках, они сделаны из дерева наподобие глубокого колодца. К Дивеевским источникам приезжали автобусы, люди читали молитвы, заходили в купаленки. В источниках, что  отворила сама Богородица, набирали воду. Отвозили её по домам для своих немощных, верящих в целебную силу воды. Вера  великие чудеса творит.

Перед отъездом зашли в храм, приложились к  раке с мощами, каждый просил  о самом сокровенном. Я просила у святого  утолить мои печали,  дать хотя бы  минутку встречи с мужем. Прошло сорок дней, как он ушёл. Сын приходил во снах часто, муж – ни разу.

До ужина походили по древним храмам Арзамаса, построенным ещё при Иоанне Грозном. Ужин  в трапезной женского монастыря, перед ужином предложили осмотреть древние иконы в нижнем храме. Темновато, потемневшие  лики святых освещают лампады.

 Посмотреть бы на них при дневном свете, но это не Третьяковка.  За тонкой стенкой – овощехранилище, пахнет капустой, загнивающей картошкой. Осмотр сопровождался пояснениями монашки – церковной разновидностью  политрука.

 Она долго говорила о людских добродетелях, великолепии царства небесного для заслуживших его в праведной жизни постами  и молитвой. Строго оглядела  паломников: - Смотрю, многие из вас в бесовских украшениях, с серёжками в ушах,  перстнями на пальцах, цепочками на шее. А в царствии небесном станут они змеями,  висящими на шее и в ушах.

Страсти-то какие, прости Господи! Хотелось вопрос задать, как это змеи будут висеть на нас, ежели будем мы духом бестелесным. Да и не все в то царство попадут.
Пожалела, что «ненароком» не отстала от группы, не осталась в великолепном верхнем храме.

 Там можно часами простоять перед дивными иконами, вышитыми  тончайшей золотой нитью.
Всему миру известны имена древних русских иконописцев, писавших кисточкой Андрея  Рублёва, Феофана Грека, но несправедливо забыты имена  девочек-монахинь, создавших иголкой и золотой нитью лики святых. Тяжким был их труд, к тридцати годам они слепли, но осталось это сияющее святое чудо.

Если будете в Арзамасе – поклонитесь тем иконам и  памяти  безымянных монашек, создавших это диво. А монашка продолжала спасать нас от козней силы нечистой. Узнали, что  самый главный грех – пользование мобильным телефоном, а Интернет –  прямая связь с диаволом!

 Вот уж развеселила! Совсем недавно заседание  синода транслировали. Верховное духовенство было с мобильниками  и ноутбуками, интересно бы спросить, с кем они общались, но промолчала, не моё дело, когда много знаешь, плохо кончишь. Прокол, госпожа церковь, в вашей идеологии, век ныне другой.

Перед отъездом вывела я своих попутчиц, поклонились храмам Дивеевского монастыря: «Отче Серафиме, спаси  нас, грешных и  моли Бога за нас!»
В поезде сразу заснули, постукивал он на стыках рельсов, мягко покачивался. А я была  во сне уже далеко от этих мест, во Вьетнаме, где мы жили три года.

 Лежали с мужем, взявшись за руки, на тёплой крутой волне Южно-Китайского моря. Лёгкий бриз трепал шевелюры пальм на берегу. Боже, как давно это было! Не хотелось просыпаться, уходить из подаренного чуда!  Проснувшись, я ещё долго чувствовала свою руку в руке мужа. Спасибо, отче Серафиме!

Моё благостное настроение пропало, как приехала в Москву. За эти дни свалилось ещё одно горе. Скоропостижно, ему и сорока лет не было, умер муж племянницы. Она даже не плакала, сидела, прижав осиротевших девочек- близнецов. Им только исполнилось пять лет. Её муж всё успел: построил прекрасный дом в Химках, посадил сад, дал жизнь двум очаровательным дочкам.
 
Постояли, обнявшись, две вдовы, пожилая и молодая. Я даже не поехала на кладбище, мне бы не вынести третьих похорон, вскоре меня отвезли в аэропорт, начиналась регистрация билетов. Перед отъездом научила свою племянницу-атеистку маленькой молитве иконе Валаамской  Богоматери. « Пресвятая Богородица, утоли моя печали».   
Помоги ей, Спасительница!