Источник инновация, или Фонтан живой

Васюков Игорь
Побудить написать эту заметку меня побудили два обстоятельства. Первое из них - это широко разрекламированная идея создания в Череповце молодежного парламента и, в связи с ним, подготовка молодежи к не менее широко масштабному городскому Дню дублера, вторая – увольнение из мэрии (думается не по своей воле) еще относительно молодого, полного сил, «вечного зам мэра» по стратегическим вопросам Сергея Ананенко.

- Что, - спросите вы, - здесь общего?

А общего здесь вот что.

Преамбула

С одно стороны, мэрцами рекламируется идея привлечения к городскому управлению «свежей крови», т.с. поколения «миллениус», которое если и выстрелит по настоящему, то лет через пятнадцать – двадцать. Ничего в этом плохо нет, хотя очевидно, что ничего кроме банальностей («встречаются два мэра», «вот встретились два председателя – старый и молодой, посмотрели друг другу в бесстыжие глаза» и т.п.) на выходе мы, скорее всего и не увидим. Молодежь полна энергии, но глубоко она ничего не копала, поэтому думать, что из огромных массивов руды можно будет выудить пару жемчужин, весьма наивно. Ну, может быть только пару. Зато их мэрии ушел чиновник явно креативного плана, съевший а Череповце почти всех собак, вероятно, полный интересных задумок, идей. И по этому поводу никто (кроме меня, конечно) не проронил даже слезинки. «Ешкин кот», да один такой чиновник в плане содержания стоит ВСЕГО молодежного выводка! Да убьет меня молодежь своими гитарами!!! Нет ли в этом какого-то противоречия, глубокой несправедливости, самообмана власти. Ну, поиграются с детишками в демократию. И на этом все и закончится. Видели, знаем! Хорошо если хоть кулек с конфетками дадут.

Возьмем не менее широко разрекламированный проект «Форсайт». О его результатах Я НЕ ЗНАЮ НИЧЕГО! Конечно, можно сказать, что «ты и не достоин того» (кстати, почему, я – твой верный сын, город?!), но факт остается фактом - «опять гора родила мышь». Не склонен думать, что проектом «Форсайт» занимались сплошь нечистые на руку люди, но, видя, что ним занимается группа давно «прикормленных» властью людей, и, не видя НИКАКИХ результатов, кроме масштабной попойки «мэров и пэров» российских городов, конечно же, формирующей облик Череповца, как банкетной столицы России, склонен думать, что денежки и силы потрачены, нет, не сосем бездарно, но уж больно слабо.

С наслаждением наблюдал, как в Ч. приехали умные головы из Сколково, у которых еще и усы не отрасли. Они одарили город идеей создания инвестиционного агентства. Ой, молодца! Однако я не понял (точнее, мне не доложили), каким образом будет работать это инвестиционное агентство. Точнее, я «не фига» не понял, каким образом сколковцы, мэрцы, форсайтовцы и прочие зеленые видят себе создание неисчерпаемого источника новых идей и, каким образом, поэтапно, подетально эти идеи будут доводиться до ума и, в конце концов, врастать в городской социум. При чем не так, как порой делает наш мэр – методом «давай, давай, а не то …» Может, кому то это нравится, быть вечным «Дауном», но, подозреваю, по настоящему творческим людям, излучающим оригинальные и сильные идеи, такие методы не подойдут. С такими методами хорошо мост от Череповца до Луны строить. В этом смысле верю, что нашему Олегу Муромцу нет, не было и не будет никогда равных. Прежние то мэры даже не бегали, а ползали, а это – только летает: тут, там, там, тут – вокруг Земного шара за восемьдесят секунд. Но настоящую креативность его методы уничтожают уже в самом зародыше. Тут, как бы лопатой по башке не вышло!

Сок моего мозга

Не претендуя на истину (всегда найдется, кто поумнее), изложу свой сугубо индивидуальный взгляд на то, как надо.

В основе лежит мое представление о том, как и почему человек (человеки) начинают фонтанировать идеями, как эту скважину пробить и как, в конце концов, сделать так, чтобы ее не забрасывали всяким тряпьем, т.е. идеи доходили до ума. Хотя бы одна из ста.

По первому поводу хотелось бы сказать, что идеи начинают возникать тогда, когда для этого есть питательная среда (а), (б) личная позиция человека, его уверенность, в том, что он человек творческий и способен выдавать на гора идеи. Добавим сюда и (в), т.е. то, что образовательный, профессиональный и жизненный кругозор явно не помешают.

Как организовать этот источник, этот бульон, эту пекарню, откуда идеи летят и летят? Не отвергая всех остальных методов, напомню, что существует Интернет, форумы, блоги, социальные сети, рассылки, RSS, e-mail и т.п. Все это богатство можно использовать, например, для безмятежного и ни к чему не обязывающего проведения времени, просмотра порно, ленивого перелаивания и т.п., а можно для организации сообщества, которое поставит город на уши и, в конце концов, вытащит этот город… погрязший во вранье и разврате (литературное преувеличение!) к счастью и процветанью. В Сети уже есть попытки такого рода, надо сказать, не совсем безуспешные (upself.ru).

С чего начинать? Собирать людей под эти знамена! И создавать среду, где бы люди высказывались, спорили, обсуждали и рожали идеи. Последний процесс вполне можно операционализировать.

Например, давайте поиграем. Что нам делать с т.н. усадьбой Гальских, как заставить ее жить, работать на город, привлекать деньги и т.д. и т.п. Объект найден – поехали. Неплохо будет, если это и идеи вообще, касаемые личных интересов высказывающих им людей. Если я буду уверен, что инициатора А) жизнь положат на это дело и б) что это не будет пустая трата времени, с моей стороны, я обязательно десяток, другой идей набросаю. Останавливает что – прежде всего неблагодарность. Идеи высказывают многие, а пользоваться ими будет один ловкий человек. Впрочем, мотивация высказывать идеи у людей может быть разной. Важно ее поддерживать мнениями, оценками, дискуссиями. С технологической точки зрения это большого труда не вызывает.

Дальше начинается процесс отбора жизнеспособных идей. Разными способами, в том числе и с привлечением экспертов и простых людей. Одновременно с этим, небезынтересно было бы знать, кто готов эти идеи продвигать. Реально. Может быть, это будет один человек, может быть десять. Возможно, некоторые идеи будут сумасшедшими – например, создание наночиновников в Череповце и продажа их на экспорт. Но если подумать?! Я сам слышал, как тот же Ананенко называл себя наночиновником. Лиха беда начало. В общем, нужны лидеры, продвигатели, промоутеры, продюсеры. Но…

Нужны модели этих инноваций, т.е. внятные, обоснованные концепции – что это? где это? как это? где и как впишется? Это второй этап отбор, который может дополняться и не виртуальными методами. Главное, чтобы эти модели «висели» в Сети, с ними можно было столкнуться сознанием, споткнуться, прочитать, плюнуть, а потом снова прочитать. Вот уже и команды вокруг этих идей складываются. И не надо забывать как-то поощрять их и их авторство.

Третий этап – конкретизация, общий план, его детализация, мысленная проверка конструкции на прочность. Здесь уже идею-проект надо увязывать, взаимообусловливать, вычленять, углублять и искать место для ее посадки и вживления в организм социума. Неплохо бы, да кабы. Увы, очень часто хорошие идеи садятся в никуда. Сколько лет у нас не говорят о профессиональном театре в городе, а все как-то не так, ни здесь и не там.

В содержание четвертого этапа может быть включена «вертушка». М.б. между командами возникнет что-то общее, потуги сотрудничества, м.б. они вообще генирируют новую идет и новую жизнеспособную модель. Короче говоря, обсасываем, обсуждаем возможности сотрудничества и едем дальше к победе креатизма (не кретинизма). Для оценки идей на жизнеспособность используется та же экспертно-демократическая модель. Идея может не нравится экспертам, но нравится зрителям. И это немаловажно.

Наконец, пятый этап – это встречи, встречи, встречи. Здесь подойдут любые формы коммуникаций – и семинары, и презентации, и погружения. Две задачи – продвигаем, рассказываем уже сильную, хорошо продуманную инновацию. Вторая – помимо общественной поддержки ищем еще и поддержку финансовую.

Все?! Нет не все!

Когда нашли человека с деньгами и сочленили ее с командой проекта, идея обрастает мясом, т.е. на выходе это должен быть точный, в том числе и финансовой (и материально) продуманный план.

Оценка эффективности

На старте было 100 идеи, до модели дошли 20, до плана 5, до продажи 3, до реализации 1.

Все! Аминь!

И.В.