Дама с горностаем

Лео Киготь
КУКЛА С СОБАКОЙ

Если кукла выйдет плохо, назову её дурёха…


      Перед нами… шедевр эпохи Возрождения, вечная тайна великого мастера, картина, известная всем как «Дама с горностаем». Строгая композиция и скупые детали хорошо знакомого произведения придают должную агрессивность выстраданным критическим потугам. Берём тон октавой выше и начинаем нашу пристрастную эпиталаму!

(1)

      Начнём с горностая, который при внимательном рассмотрении оказывается генно-модифицированным блохастым хорьком, пёсьим выродком и сучьим сыном с порченой шкурой! Впрочем, крыс он ловит хорошо. Этим и знаменит, прославился на весь парусный флот и на картину попал. Выбор автора, однако, странноват, нет бы по-простому, кота сибирского девушке в руки дать, или Жучку какую…
Что касается наших анималистов в живописи, то удачно и добросовестно вырисовывал всякую котву и мелкую хищную сволочь известный мастер старой школы Карл Брюллов, например, собачку испанской породы на картине «Дети Волконских». Вылитая Муму, осталось только убрать жирного фиолетового негра, совершенно лишнего в данном художественном контексте.

(2)

      И пусть простят меня поклонники декоративного хорьководства, но рыло у этого благородного зверька явно в пуху! Как говорил поэт, «…и ныне дикой, друг степей хорёк» продался за тарелку чечевичной похлёбки с мозговой косточкой и брюссельской капустой, за ежедневную курицу к обеду!
Композиция картины, этого символа Возрождения, удивляет своей тривиальностью и беспомощностью, и годится разве что для плохонького рекламного ролика. Перед нами косолапая дурёха с лысым африканским хорьком. Да и зачем животному шерсть, ежели он африканский, а там тепло...?
Есть и альтернативная гипотеза. Приятель у меня матёрого лохматого кота киттикэтом взялся кормить, а воды вволю не давал. Через полгода невинный зверёк облез и сильно стал походить на этого так называемого горностая.
      Перейдём к даме. Цензура и воспитание заставляют быть лаконичным и деликатным. Худосочная  и унылая особь женского пола, покрытое пылью веков и траченное молью создание, незадавшийся опыт мастера-многостаночника, претендующего на энциклопедизм. Впрочем, к несомненной авторской удаче следует отнести то, что даму и горностая уверенно отличит друг от друга скромный любитель и даже полный профан!
И чепчик у этой дамы такой чудной неспроста. Причёску, похоже, у Анютки делала, в нашей бане. Так та по понедельникам да в плохом настроении простыми ножницами отделает и даму и горностая, да так что пискнуть не успеют! Волосок к волоску причёска, и говорит о тайном ехидстве и врождённой вредности характера.

(3)

      На исхудалом лице, отмеченном печатью порока, поражает полное отсутствие интеллекта и малейших проблесков мысли. Впрочем, иногда это становится достоинством для дам и достигается только специальными упражнениями для мимики и жеста!
Женская рука чешет за ухом одуревшее от счастья животное. Посмотрим внимательнее на эти пальчики, на этот клинический случай. Причина деформации суставов – авитаминоз на почве неумеренного потребления красного виноградного вина без полноценной закуски. Крем «Софья» такой измученной диетами пиявке уже не поможет...
Утром проснулся в холодном поту – на горле смыкались две такие клешни. Успокоился только тогда, когда увидел, что это любимая спаниелька царапает меня лапкой.
Итак, перед нами лакированный эпизод утончённого и добросовестного разврата, во все времена характерного для жителей Аппенинского полуострова, к тому же плохо запечатлённого усталым халтурщиком. Здесь вы не найдёте привычных сине-зелёных голых баб, но суть дела от этого не меняется.
То ли дело, посмотрите - Наташка с котёнком! Наташка - чистейшая прелесть, наше светлое завтра, а котяра, похоже, каспийский, камышовый.

(4)

      А вот это по-русски, по-нашему - дама с промысловой собачкой! Чёрный терьер, медалист, любимец надзорсостава и друг человека, в грудях полметра и весом четыре пуда… Тазик каши жрёт и мяса больше меня! И хозяйка – волейболистка, сама  богиня победы и фигурка от бога, иконописное личико и античные позы.
Много было изысков… Но всё это бесплодные экзерсисы и вариации на классическую тему - девушка с веслом, Венера с тройней, Афродита с мочалкой, дева Мария с цитатником и так далее. Девушка с веретеном, умели же рисовать, пьянь богемная, умели, девушка с зонтиком, с отбойным молотком, с мольбертом, с иголкой. Иголки, понятное дело, на картине не видно, но девушка что надо!

(5) (6) (7) (8) (9) (10) (11) (12)

      Или вот - девушка с серпом, близко не подходи, кинуться может. Такая мастерица любого горностая побреет!

(13)

      Свобода – та на выбор – с факелом, с винтовкой и топлесс, и флаг ей в руки. Кто против? Свобода это свобода, и не надо опускать глазки, поправлять причёску и морщить носик!…
Только прекрасная незнакомка Крамского – без ничего в руках, потому что  у неё всё есть! И тело – всего лишь альбом иллюстраций к бессмертной поэме души…

(14)

      Мужик, понятное дело, со стаканом. Радостный такой скрипач, конец новогодней халтуры празднует, кипятком от счастья писает, глаза горят, как у того горностая.
Закусывать после стаканчика можно холодцом, если остеохондроз, морковкой – для остроты зрения, при инфаркте рукавом, в нём холестерина мало, в остальных случаях рекомендую селёдочкой, как Петров-Водкин.

(15)

      Или же варёной молодой картошечкой, ну это для эстетов. Ну, а если что, наше сало в рекламе не нуждается, а гамбургер оставьте себе, ешьте сами эту гадость!

(16)

      Спокойней будут всегда многофигурные композиции. Вот например – десяток девушек, одна другой краше, и все в чистых трусах и с полотенцами.

(17)

      Или вот – сентиментальный шедевр Муси Башкирцевой – «В студии мастера». Шестнадцать фигур, да каких, и один скелет, итого семнадцать.

(18)

      Приятно взглянуть – концерт самодеятельной песни в Амстердаме. Семнадцатый век. Ну, всё как у нас! Пухлые заводные бабы, не умеющие держать гитару. Трезвые на картине только купидоны, да и тем сто грамм не повредит!

(19)

      Или вот, образец сурового реализма - «Зимняя ночь в Солигаличе». Ни блондинок, ни тропических хорьков, они у нас долго не живут. Шавки, сугробы и кривые колокольни. Наша Раша! Избы серые российские, в целом похоже, но рисовано явно с глубокого похмела. А что ещё, впрочем, зимой в Солигаличе делать…

(20)

      Только не халтурить! А то получится как у Васнецова, две улётные подруги в шляпках «а ля рюсс»  и с маскарадными крыльями, а личики как у пациенток из зубной больнички. Птицы радости и печали, Сирин и Алка…, нет Алконост. А когти-то какие, однако, с натуры рисовано! И у блондинки, и у брюнетки. Мордочки радостные, как в день зарплаты, только зачем-то у этих куколок синяки под глазами. Похоже, что с дискотеки ближе к утру вернулись обе, на энергетические напитки налегали. А теперь им только водички холодной…
      Подведём итоги. Плоховато вышли и кукла, и собака, лучше, если бы народные умельцы рисовали, как медвежат у Шишкина. А то грустная дама с крысиной мордочкой получилась, и при ней сиволапый плешивый горностай!
      Явно не доработал этот средневековый певец «чего изволите», приверженец людоедской феодальной морали, при этом талантливый прожектёр и провокатор, для эпохи Кватроченто такой уровень годится, но ведущим ток-шоу на НТВ его бы не взяли!
Нас радуют отдельные проблески здравого смысла среди заскорузлого мракобесия и безмятежного сна разума во время работы, но попытка раскрыть тему «хорьки в искусстве» оказалась пустоцветом.
      Да и что взять с этого невыразимого нахала. Научился он неплохо в карандаше эскизы рисовать и военнно-промышленные прожекты вычерчивать и  местным князькам-макаронникам впаривать. Как будто в Марфинской шарашке стажировался. После великого Андреа Кастаньо имел наглость оттоптаться на великом библейском сюжете. Щас, говорит, начерчу не хуже... И начертил, заседание Политбюро ЦК КПСС в августе 91-ого, склока убогая, а не тайная вечеря! Истинный крест, апостол Пётр на Егора Лигачёва  похож!
      «Ан масс» мы видим ещё одну неудачную попытку воплотить классический сюжет – нарисовать красиво мадонну с младенцем. В боковом ультрафиолетовом свете отчётливо видна обнажённая грудь и страшноватый мордатый младенец. Впрочем, нам понятен ход мысли великого Леонардо – младенцев рисовать никто не умеет, тяжело это и себе в убыток, мадонн этих – как кошек на помойке, во всех видах и разворотах. А тут сюжетик свежий, глядишь, и заказчика на гульдены растрясёшь. А с этими каноническими сюжетами аккуратней надо, с этим кислым виноградом только оскомину набьёшь, да инквизиция тебя навсегда полюбит, как Караваджо!

(21)

      Так что, если взялся рисовать божью матерь, потренируйся сначала… на себе.

(22)

      Да и как на исповеди скажу, что до испанцев нам никогда не дотянуться, и такого мальчика Христа, как Франциско Сурбаран, не нарисуешь никогда, и даже не повторишь… Мальчика десяти лет, который видит тебя насквозь и прощает все твои грехи…

(23)

      Тяжела ты, палитра мастера и тонок слой гениальных картин, смыкающих грань между природой, богом и человеком!
      Живи, заложник вечности, глазами внутрь в свою цветную душу.
Пусть никогда не спит твой разум и не порождает чудовищ.
      И куклы твои пусть никогда не плачут…


                Л. Кипоть  29.10.2010






КУКЛА С СОБАКОЙ
*****
Перечень иллюстраций:
1. Леонардо. Дама с горностаем.
2. Брюллов. Дети Волконской.
3. Фрида Кало. Автопортрет с обрезанными волосами.
4. Бальтюс. Портрет девочки.
5. Сальвати. Милосердие.
6. Беллини Дж. У зеркала.
7. Нестеров. Благовещенье.
8. Химскерк. Молодая женщина за прялкой.
9. Башкирцева. Дождевой зонтик.
10. Самохвалов. Метростроевка.
11. Виже-Лебрен. Автопортрет с палитрой.
12. Кассат. За шитьём.
13. Венецианов. Жнецы.
14. Гонторст. Скрипач.
15. Петров-Водкин. Натюрморт.
16. Ван Гог. Едоки картофеля.
17. Дейнека. Раздолье.
18. Гонторст. Концерт.
19. Андронов. Зимняя ночь в Солигаличе.
20. Васнецов. Сирин и Алконост.
21. Виже-Лебрен. Автопортрет с дочерью.
22. Сурбаран. Детство Христа.
23. А. Джентилески. Автопортрет.